00:00 – 00:03

1.
00:03 – 00:15 00:15 – 01:00

Легкая, медленная, «затягивающая», убыстряющаяся к концу композиция. Сильная, ритмичная, стимулирующая дыхание. Музыкальные сюжеты, включающие барабан, этническую, духовную ритмичную музыку или их современные обработки, быструю трансовую, электронную или психоделическую музыку. По содержанию кроме сильной эмоциональной части (борьба, победа, трагедия, падение, депрессия, фрустрация, подъем, драма) музыка должна включать элементы катарсиса и высвобождения. 01.00 – до конца Эмоционально-созерцательная (теплота, открытость, спокойствие, сердечность, трансцендентно-трансовая музыка полета, парения, отдыха и расслабленности).

СТРУКТУРА СЕССИИ

Как мы уже указывали, ДМД используется и как отдельный тренинг со своим специфическим контекстом развития эвристических способностей клиентов (выездной пятидневный интенсив), и как оригинальный процесс дыхания с особой программой подготовки. Независимо от этого структура сессии ДМД одна и та же:

• разогрев;

• распределение на пары;

• инструктаж перед процессом;

• релаксация;

• дыхательный процесс;

• проговор;

• завершающие ритуалы и упражнения.

Остановимся на этих этапах подробнее.

Разогрев

Перед каждой дыхательной сессией проводятся танцевально-двигательные занятия. Они протекают в игровой и танцевальной формах. Клиенты, эффективно проживающие игровые ситуации и спонтанно включающиеся в танец, выполняют упражнения легко и непринужденно. Поэтому в начале тренинга, чтобы повысить чувствительность к сенсомоторному действию, к сенситивному различению и чувствованию, к осознаванию образа своего телесного «Я», мы используем упражнения, направленные на уменьшение излишних усилий по выполнению движений. После освоения участниками упражнений, сенсибилизирующих восприятие их образа телесного «Я», и улучшения сенсомоторных способностей мы задаем ситуации, в которых требуется включение в акт телесного действия когнитивных и креативных функций.

На этом этапе полезны не только упражнения из классического багажа ТДТ, но техники типа сатьяпатханы из буддийского курса развития внимательности. Именно в таком синтезе соединяются процедуры выполнения простого и сложного движения с активным процессом мышления и чувствования.

Блок методик и приемов, обеспечивающих освобождение эмоционально-чувственной сферы сознания, развитие эстетического знания и изменение представлений об образе «Я» на основе проживания музыкального спонтанного движения, разработан в результате исследования методического наследия А. Дункан, теоретических постулатов Дж. Фентресса, а также требований Ст. Грофа и К. Тейлор к составлению музыкальных сессий для проведения процессов холотропного дыхания.Спонтанное движение, танец под музыку уже сами по себе оказывают позитивное психологическое воздействие, гармонизирующее эмоционально-чувственную природу человека. Исследуя механизмы и характер построения пластического (плавного, текучего) движения участников групп, мы обнаружили закономерности наработанных (стереотипных) и малоосвоенных (вновь приобретенных) форм самовыражения. На основе концептуальных положений модели динамического упорядочивания баланса центральных и периферических процессов управления иррелевантных стимулов Дж. Фентресса (1990) мы разработали блок методических приемов, позволяющих трансформировать стереотипные формы движения в ранее незнакомые продуктивные формы действия.

Так, во время спонтанного танца клиентов мы включали дополнительную иррелевантную музыку, воздействие которой приводило к разрушению стереотипов движения. Если громкость музыки была средней (до 70 дБ) с иррелевантной по характеру мелодикой и ритмической структурой по отношению к уже сформировавшемуся стилю движения, то наблюдалась трансформация форм, стиля танца, делающая его, с одной стороны, менее четким по контурам движения, с другой – более естественным, эмоционально спонтанным.

Новый стиль движения нарабатывался в процессе осознавания клиентами своего отношения к музыкальному произведению и переживания его содержания. Искажающие воздействия музыки, иррелевантной стереотипам восприятия и действия, способствовали консолидации моторных функций и эмоционально-чувственной сферы сознания на ином уровне осознавания. Таким образом, гибко подбирая музыкальные произведения разного стиля и характера звучания, мы разрушали сложившиеся стереотипы спонтанного движения, освобождали и расширяли эмоционально-чувственную сферу клиентов.

Как мы указывали выше, любой дыхательный процесс ДМД начинается с разогрева группы в стиле танцевально-двигательной терапии. В качестве таких упражнений могут выступать «Тропа танца», «Танец по рисунку», «Человек и его тень», «Танец с зеркалом» и т. д. При разогреве могут быть использованы различные двигательные групповые и парные игротехники с направленными визуализациями («Визуализация животного», «Танец птицы», «Рождение цветка» и др.). Не менее эффективными являются двигательные телесно-ориентированные техники, трансовые танцы, суфийские ритуалы, шаманские психотехники и др. В этой книге мы приводим достаточное количество таких техник. Чтобы продемонстрировать саму стратегию проведения разогрева, приведем несколько двигательных импровизаций, которые уже показали свою эффективность на этом этапе ДМД. Они дают человеку возможность побывать в разных ролях, в разных эмоциональ-ных состояниях, повзаимодействовать друг с другом нетрадиционными способами, прислушаться к своим ощущениям в движении.

1. Ходьба с зажимами

Участники идут друг за другом по кругу.

Продолжая идти, напрягите до предела правую руку… левую руку… Всю верхнюю половину тела… левую ногу… правую ногу… обе ноги… Всю нижнюю половину тела… поясницу… Представьте себе, что вы маленькие дети… роботы… старики… Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась в два раза… Представьте себе, что ваше тело практически невесомо… Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать это очень не хочется… Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете…

Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе.

2. Звери, птицы, рыбы

Участники идут друг за другом по кругу.

Представьте себя хищной птицей… маленьким цыпленком… кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)… слоном… снова птицей… рыбой… бабочкой… Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличьи этого зверя? А теперь вы снова люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено.

3. Зоопарк

Найдите себе место в этой комнате, где вам было бы удобно рас-; положиться. Мы в зоопарке. Представьте себя зверем – своим антиподом (зверем, которого вы менее всего напоминаете, привычки которого противоположны вашим). Станьте этим зверем. Придайте своему телу положение, характерное для него.

Клетки раскрылись, звери выбрались на волю и разгуливают по зоопарку. Приглядываются, принюхиваются, взаимодействуют, если хотят. Возможны проявления любопытства, агрессии, самообороны |(без прямого контакта). Возможна любая вокализация, кроме слов…

Приглядите себе пару – зверя или птицу, с которым вы могли бы |находиться рядом, взаимодействовать или просто сосуществовать без (взаимного напряжения. Повзаимодействуйте…

Вы выразили друг другу доверие. Обсудите с партнером происходившее, свои ощущения, переживания, что-то, может быть, неожиданное для вас.

4. Движение с присоединением

Упражнение проводится в парах под музыку.Пусть кто-то из вас (или оба вместе) начнет делать любые движения, прислушиваясь к музыке и к себе. Второй пусть попытается делать движения в гармонии (не синхронные, а гармоничные движения) с первым. Побудьте в гармонии с музыкой, с собой, друг с другом.

5. Подарки

Упражнение проводится в парах.

Мы любим, когда нам делают подарки. Сейчас у вас есть возможность обменяться воображаемыми подарками с вашим партнером. Вы можете подарить ему все, что захотите. Разговаривать вам нельзя, однако попробуйте преподнести свой подарок так, чтобы ваш партнер понял, что ему подарили, и смог отреагировать. Обменяйтесь с партнером по очереди двумя подарками.

в. Слепой – поводырь

Упражнение проводится в парах.

Один из вас слепой, другой – поводырь. Задача поводыря – познакомить слепого с окружающим его пространством (миром), позволить ему получить максимум информации, оберегая его от возможных опасностей. Вам необходимо учитывать характер слепого, его темперамент.

После обмена ролями проводится обсуждение приобретенного опыта в парах.

7. Равновесие

Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 70-100 см, вытягивают руки вперед и соприкасаются ладонями. Задачей каждого из них является заставить партнера потерять равновесие (сойти с места), сохранив его самому.

Это упражнение хорошо проделать несколько раз с разными партнерами, так как каждый человек выбирает свою собственную стратегию выполнения данного упражнения в зависимости не только от особенностей установившегося контакта с партнером.

8. Драка

Упражнение проводится в парах.

Вы противники. Задача – победить соперника. Настройтесь на борьбу. Будьте внимательны, вам предстоит не только наносить удары, но и отражать нападение противника. Упражнение проводится в замедленном темпе и без прямого контакта.

Упражнение может использоваться как самостоятельная техника для отреагирования агрессии. Замедленный темп позволяет «увидеть» силу и энергию агрессии.Дополнительным методическим приемом по «высвобождению движения», освоению трех поясов (ярусов) движения – нижнего, среднего и верхнего являются другие техники ТДТ (более подробно в этой книге в разделе ТДТ).

Распределение на пары

Распределение на пары проводится не только для того, чтобы провести выбор партнеров, но и как дополнительный прием для создания атмосферы доверия в группе, положительного психологического климата.

Существуют две базовые стратегии распределения на пары. Первая – когда сама ответственность распределения делегируется ведущему – групп-лидеру. Вторая – когда участники сами находят себе партнеров.

При первой стратегии ведущий предлагает участникам тренинга встать в круг и, начиная с участника, который стоит слева от него, для каждого находит пару. Основным ориентиром при этом являются не столько взаимные симпатии участников тренинга, сколько опыт в дыхательных процессах. Если ведущий знает о точках напряжения среди участников тренинга, то лучше, чтобы такие люди поработали в паре. Иногда в группе бывает нечетное число участников. В этом случае можно использовать в работе триады – три человека, которые будут работать вместе. Два человека будут ассистировать одному, а один будет ассистировать двоим в следующей сессии. В триаду необходимо включить человека, который имеет опыт процесса дыхания.

Вторая стратегия имеет множество вариантов. За 15 лет работы автор этой книги их разработал более сотни. Приведем лишь несколько из них.

1-й вариант

Попросите группу образовать крут. Тот человек, который стоит слева от ведущего, начинает выбирать партнера.

Каждый, кто определяется выбором, должен идти по внутренней стороне круга и остановиться перед тем человеком, которого он хочет выбрать в пару.

Ему нужно установить контакт глаза в глаза, положить правую руку на левое плечо будущего партнера и сказать: «Я хочу быть твоим братом» или (если выбирает женщина) «Я хочу быть твоей сестрой».

Если партнер согласен с предложением, он также должен положить свою правую руку на левое плечо будущего партнера и сказать: «Я хочу быть твоим братом» или (если выбирает женщина) «Я хочу быть твоей сестрой».

Если он не согласен с предложением, то должен положить свою правую руку на левое плечо будущего партнера и сказать: «Я не хочу бытьтвоим братом» или (если выбирает женщина) «Я не хочу быть твоей сестрой». При такой ситуации выбирающий становится на свое место и уступает свою роль следующему участнику тренинга, который стоит слева.

2-й вариант

Группа произвольно распределена по залу. По команде ведущего участники тренинга начинают быстро и спонтанно двигаться по залу, стараясь при этом установить контакт глаза в глаза с каждым встречным.

Одновременно включается мажорная музыка.

Через несколько минут ведущий выключает музыку и выкрикивает число, означающее величину групп, в которые должны объединиться участники тренинга (по 2, 3, 4 или 5 человек).

Затем опять включается музыка, опять продолжается движение и пробуются несколько вариантов распределения в группы.

В последнем варианте ведущий объявляет цифру два и, таким образом, находятся партнеры для проведения процесса.

3 вариант

Попросите группу встать в круг. Участники тренинга закрывают глаза.

Ведущий произносит следующий текст: «Попробуйте встать устойчиво. И когда вы встанете достаточно устойчиво, начните дышать мягко, медленно, глубоко… Представьте, что вы стоите перед огромным океаном. Слушайте прибой… Вдох и выдох океана. Попробуйте дышать как океан… Вместе с океаном. Затем представьте, что вы стоите перед океаном не один. Рядом с вами кто-то близкий и родной. Вы берете этого человека за руки, очень надежные, очень знакомые вам…

Почувствуйте качество этих рук… Какие они? Какова их энергия? Большие они или маленькие, сильные или слабые, нежные или чуть грубоватые… Каков характер этих рук?

И когда вы полностью прочувствовали эти руки, попробуйте найти их в этом зале. Может быть, не совсем такие, какие вы вспомнили. Может быть, какое-то качество этих рук. Важно, чтобы вы почувствовали к ним такое же доверие, ощутили в них нечто близкое и родное…» После распределения на пары необходимо провести инструктаж для прохождения сессии ДМД. ^

Инструктаж перед процессом

Данный этап должен быть достаточно кратким, но точным и однозначным для участников тренинга. Слишком долгий инструктаж вызывает скуку, и группа теряет энергию перед вхождением в процесс.Инструктаж для ассистентов (сидящих)

Перед началом процесса найдите место в зале, которое устраивает как вас, так и вашего дышащего. Устройте максимально комфортно место прохождения процесса для вашего дышащего. Поговорите со своим партнером о его особенностях прохождения процесса дыхания, договоритесь, как напоминать о дыхании. Во время дыхания разговоры не допускаются, поэтому выберите форму напоминания о дыхании (дышать рядом с ухом партнера или выработать какой-то кинестетический сигнал).

Устроясь рядом с головой дышащего, сосредоточивайте на нем все внимание и не отвлекайтесь ни на что происходящее в зале. Пусть ваш дышащий станет для вас всеобъемлющим объектом медитации.

Во время релаксации войдите вместе с партнером в полную тишину и спокойствие. На первой стадии дыхания ничего не делайте. Просто сидите и оказывайте вашему партнеру поддержку и внимание.

На второй стадии процесса (15 минут глубокого и быстрого дыхания) дышите вместе с вашим партнером, но более поверхностно, повторяя и «зеркаля» при этом структуру его дыхания. При любом снижении интенсивности дыхания задавайте более мощный ритм и глубину.

На третьей стадии отпускайте партнера в «свободное плавание», поддерживая и стимулируя движения, которые пробуждаются дыханием и переживаниями. Будьте максимально внимательны, тонки и бдительны. Опирайтесь на свою интуицию и чувствование. Будьте на одной волне и энергии вашего дышащего.

Охраняйте ваше общее пространство от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий.

Когда музыка в зале станет более тихой и спокойной, войдите во внутреннюю тишину и просто будьте вместе с вашим партером в едином пространстве. Расслабьтесь. Пусть ваше расслабление постепенно передастся вашему дышащему. Дышите медленно и спокойно. Через некоторое время при необходимости задайте этот ритм вашему партнеру.

После завершения процесса без единого слова покиньте зал вместе с партнером. В течение перерыва (15 – 20 минут) вы можете вместе попить чаю, поговорить и настроиться на следующий процесс.

Инструктаж для дышащих

Перед процессом наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т. д.). Помните, что ваша привычная одежда – продолжение вашего тела и часто основной элемент вашего демонстративного Эго. В процессе нет необходимости что-то показывать другим.Это ваше внутреннее путешествие. Наденьте такую одежду, которая максимально освободит ваше дыхание и движение. Обязательно посетите туалет перед сессией.

Перед процессом найдите самое комфортное для вас место в зале.

Поговорите с вашим ассистентом об особенностях вашего процесса дыхания и договоритесь, каким образом напоминать вам о дыхании, какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас, и условьтесь о сигналах несловесного общения.

Затем устройтесь максимально удобно в этом месте. Наденьте повязку на глаза. Затем ложитесь так, будто вы собираетесь спать. Можете поворочаться, как в постели перед сном, когда вы пытаетесь обнаружить наиболее приятную для вашего тела позу. После процесса релаксации начните дышать очень мягко, медленно, осторожно, чтобы не «выскочить» из состояния глубокого расслабления. Затем дышите глубже и быстрее. Как паровоз набирает скорость. Дышите более глубоко и часто первые 15 минут и затем отпустите дыхание. Пусть оно просто происходит. До полного завершения процесса не снимайте повязки и не открывайте глаза. Сохраняйте молчание во время процесса дыхания, если даже очень захочется поделиться впечатлениями с вашим ассистентом.

Когда почувствуете внутреннюю завершенность, откройте глаза и покиньте зал для прохождения процесса. Во время перерыва можете поговорить с вашим партнером и настроиться на следующий процесс.

Релаксация

На профессиональных семинарах, которые мы проводим ежемесячно, для вызывания этих состояний на начальных этапах мы применяем различные техники релаксации. В обыденной реальности они нужны для того, чтобы экономить свою жизненную энергию, быстро восстанавливать силы для работы и развлечений.

В последние 12 лет мы занимаемся психотехниками, индуцирующими ИСС, и техники расслабления тоже применяли для качественного и эффективного вхождения в различные состояния сознания. Это особенно необходимо, если человек занимается различными духовными практиками.,

Наши эксперименты показывают, что чем лучше клиент может расслабиться, тем плодотворнее он сможет работать со своей психической реальностью.

Мышечный каркас, являющийся опорой для характера личности, настолько устойчив, что в психологической практике мы решили использовать термин «социальное тело». Именно существование специфических мышечных паттернов напряжения, формирующих «социальное тело», создает основное затруднение на пути к релаксации.Однако, как показывает опыт, к любому человеку всегда можно индивидуально подобрать технику расслабления. Не будем останавливаться на них слишком подробно, поскольку они описаны нами в предыдущих монографиях и учебниках. Ко всему, что уже написано, следует добавить, что у каждого человека есть «кинестетический ключ» к релаксации. Обычно это «поза сна» – то положение тела, в котором человек засыпает. Многочисленные эксперименты с релаксационными техниками показали, что расслабление наиболее успешно, если провести его в «позе сна».

Перед началом процесса дыхания, когда в пространстве зала пары располагаются для вхождения в РСС, то есть дышащие лежат в «позе сна», а ассистенты сидят около своих напарников, обязательно нужно провести релаксацию.

Цель проведения релаксации в том, чтобы помочь участникам присутствовать в моменте, осознавая свое тело, чувства и мысли, и войти в переживание с наибольшей открытостью, доверием и свободой от ожиданий, а также войти в «тело сновидения», в состояние спонтанной активности индивидуального свободного сознания.

Уже в процессе релаксации важно, чтобы каждый клиент вошел в то состояние сознания, когда трансцендировано тело, время, пространство и в поле его сознания начали приходить различные продукты спонтанной активности сознания – грезы, побуждения, мечтания, воспоминания, фантазии, желания, которые не касались его существования в ситуации «здесь и сейчас». Такая ситуация возникает именно в про-соночном состоянии, которое соприкасается и ассоциировано с глубоким трансом или психоделическими состояниями сознания. Техники релаксации в ДМД направлены на индукцию именно этого состояния сознания, и мастерство проведения релаксации ведущим заключается в том, чтобы клиенты вошли в «тело сновидения».

Дыхательный процесс

В момент и на самой глубине релаксации наступает третья стадия – применения связного дыхания. Первые несколько вдохов и выдохов должны быть циклическими, глубокими, настолько мягкими, осторожными и легкими, чтобы не «вырвать» человека из состояния глубокой релаксации, а сделать эту расслабленность тотальной, но при этом не уходя в сон и неосознанность.

Дальнейшая стратегия – это индукция надежного расширенного состояния сознания, которое, как известно, вызывается глубоким связным дыханием. Если первая фаза (1-3 минуты) глубокого и мягкого связного дыхания позволяет пролонгировать, удерживать просоночное состояние сознания, когда индивидуальное свободное сознание начинает проявлять свою творческую активность, то вторая фаза (10-15минут) глубокого связного дыхания создает психофизиологическую и нейропсихологическую базу расширенного состояния сознания.

Ко всем двум первым фазам дыхательной сессии ДМД предъявляются требования, которые мы разработали в Свободном Дыхании (Козлов, 1991):

• закон цикличности – между вдохом и выдохом, между выдохом и вдохом нет никакой паузы, никакого перерыва. Вдох постепенно перетекает в выдох. Выдох постепенно перетекает во вдох;

• закон естественности – выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется. Вы не делаете выдох, не добавляете в выдох никакого волевого усилия. Вы вдыхаете и расслабляетесь, отпускаете, и он происходит сам собой;

• закон пранаямы – если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже производится через нос (рот).

Третья фаза не сводится ни к одной известной дыхательной психотехнике. Это не вайвейшн, не холотропное или свободное дыхание, не ребефинг, не йогические или даосские практики, использующие связное дыхание, не энергодыхание, не Цигун или шаманская дыхательная сессия. Остается одно требование – связность, все другие законы и требования к дыханию полностью отменяются.

Мы можем обозначить эту стадию как спонтанное дыхание, и спонтанность понимается как интуитивная адекватность любой возникающей в процессе дыхания новой ситуации.

На многих семинарах, проведенных в стиле ДМД, я говорил еще о хаотическом (имея в виду неподчиненность методу и технике) или потоковом дыхании. Потоковость при этом понимался как единое нерасч-лененное переживание дыхания-музыки-движения. В жизни такие неуправляемые состояния называются емким словом «несет». Нужно настолько отпустить контроль Эго, стремление управлять процессом, чтобы осталось место только удивлению тому, что происходит.

На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием к интегрируемому материалу. Дыхание «отпускается». Само «отпускание» дыхания способствует не только возникновению спонтанности в движениях, но и приходу в поле сознания наиболее важных, но вытесняемых Эго эмоций и состояний, сюжетов и чувств, идей и образов, которые актуальны для достижения большей целостности личности. На этой стадии необходимо запустить тот универсальный механизм интеграции, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит, и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.

Уже нет ни субъекта, ни объекта в дыхательном процессе в том смысле, что есть единый поток сознания-переживания, и процесс не является актом, действием, работой по интеграции и трансформации, а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов.

Возможны любые структуры дыхания и соотношения вдоха и выдоха – вдох за секунду и выдох за минуту, вдох за минуту и немедленный полный выдох, издавание звукоформ и быстрое поверхностное дыхание с педалированным выдохом и т. д. Более того, поощряйте необычность дыхания, хаос в потоке дыхания.

Четвертая фаза стратегически является завершающим процесс ДМД. После спонтанного дыхания осуществляется переход на медленное и поверхностное дыхание. При этом происходит полная мышечная релаксация, а музыкальное сопровождение процесса заметно снижается как по громкости, так и по сюжетной динамике.

Данная фаза продолжается 15 – 25 минут и предполагает полный возврат по физиологическим, нейропсихологическим и психологическим параметрам на стартовый уровень вхождения в процесс. Таким образом, после дыхательного процесса клиент возвращается в привычное, обыденное состояние сознания. Мы считаем данную фазу чрезвычайно важной, так как она позволяет завершить процесс без всяких дополнительных вмешательств со стороны ведущего или ассистента. Правильное прохождение процесса предполагает ситуацию, когда нет необходимости дополнительно использовать ни техники фокусированной работы с телом, ни другие техники интеграции, кроме классического проговора.

Проговор

После процесса, как правило, проводится проговор. Он имеет две основные формы – общегрупповая и в малых группах.

Общегрупповой проговор имеет смысл проводить тогда, когда группа не превышает 12 участников. Многолетний опыт работы показывает, что в больших группах (20 – 30 человек), проговор затягивается на несколько часов и при всей содержательности и необычности приводит к скуке, вялости, обесцениванию содержания переживания. Уже к середине процесса другие участники перестают слушать проговаривающего, и теряется основной принцип проведения шеринга – активное слушание.

Поэтому, если группа большая, распределите ее по малым группам с участием 3 – 4 пар. Если есть возможность, пусть в каждой группе будет свой ведущий – ваш фасилитатор или участник тренинга, который имеет достаточный опыт проведения проговоров и сможет организовать активное слушание и внимание.При первом и втором варианте группа садится в круг таким образом, чтобы каждому было удобно и все могли видеть и слышать говорящего. Обмен опытом будет более содержательным, если пары дыща-щий-ассистент будут проговаривать друг за другом, а ассистирующий расскажет о своих впечатлениях и переживаниях во время работы в качестве сидящего, а дышащий даст обратную связь о том, каково было содержание их парного взаимодействия во время процесса. Важно, чтобы никто не перебивал друг друга, а полностью внимал речи проговаривающего, поддерживая и поощряя активным эмоциональным соучастием и пониманием.

Пусть каждый расскажет в круге, что с ним происходило во время процесса, начиная с того момента, когда он расслабился, и до того момента, когда он открыл глаза после процесса дыхания. Пусть каждый отметит, какие ощущения, эмоции, чувства, образы, сюжеты, символы, идеи и важные смыслы приходили во время дыхательной сессии, а также сделает те основные выводы, которые предлагает ему внутренний опыт.

Не забудьте поблагодарить каждого участника за проговор и отметить его новые достижения.

Затем ритуально завершите проговор каким-то общегрупповым действием.

Завершающие ритуалы и упражнения

После того как вся группа завершит проговор, объявите 15-минутный перерыв. После перерыва ведущий должен обобщить опыт прохождения всей группы дыхательного процесса ДМД. Расскажите о своих впечатлениях, отметьте качественные признаки процесса, свои пожелания и предложения по поводу следующих дыхательных процессов. Ответьте на все вопросы, возникшие у участников тренинга по поводу техники ДМД и переживаниях, которые стали проблемными для них. Отметьте любой позитивный шаг в динамике группы.

В конце выступления предложите участникам тренинга любой ритуал, завершающий этот день (они приведены в соответствующем разделе этой книги).





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх