ГЛАВА 10. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ И УПРАЖНЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Контекстуальные тренинги – общее обозначение многочисленных семинаров в пространстве интенсивных психотехнологий, имеющих конкретную проблемную направленность и технологическую структуру и использующих измененные состояния сознания как основной способ работы. Эффективно заданный контекст (лекции, беседы, медитации, визуализации, телесно-ориентированные и другие психотехники) влияет на содержание процесса связного дыхания, активируя тот пласт психического, который тем или иным способом задается в контексте (39).

Примерами контекстуальных тренингов могут служить «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания – работа с танато-фобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояниями на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), коммуникативный тренинг «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях: «Я» -«Я», «Я» -«Тело», «Я» – «Другой», «Я» -«Родители», «Я» – «Другие», «Я» – «Человечество»), «Кругижизни» (использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем), «Анима-Анимус» (тренинг по глубинной психологии с мужскими и женскими архетипами) и др.

Контекстуальные тренинги позволяют направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы, и повышают эффективность погружений в расширенные состояния сознания.

В данной книге мы приводим целостные психотехнологии, психотехники, упражнения, которые могут быть использованы в качестве контекстуальных тренингов или включены в их структуры как компоненты.ТРЕНИНГ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Предлагаем вашему вниманию однодневный тренинг, который показал свою эффективность в структуре других, более широких по содержанию тренингов, и как самостоятельная психотехнология.

Проведение этого тренинга требует выполнения нескольких предварительных условий:

1. Определенный уровень «продвинутости» участников тренинга. Они должны владеть связным дыханием и иметь опыт прохождения процессов. Тренинг лучше проводить или в конце обучающего модуля Свободного Дыхания по схеме 8x10, или на второй ступени обучения специфическим концептуальным подходам, техникам, навыкам в пространстве Свободного Дыхания.

2. Четное количество участников тренинга.

3. Количество участников тренинга не должно превышать 30 человек.

Все предварительные условия имеют чисто практическую направленность, и продиктованы практикой.

Медитация «Здесь и сейчас»

Когда группа собралась и расселась по местам, предлагаю провести медитацию «Здесь и сейчас». Поскольку не все инструкторы Свободного Дыхания знакомы с этой медитацией, привожу ее полный текст:

«Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Пусть ваше тело займет наиболее комфортное положение.

А сейчас попробуйте вспомнить сегодняшнее утро. Вот вы проснулись. Кто-то потянулся, кто-то не стал этого делать. Кто-то еще некоторое время понежился в постели, кто-то вскочил сразу. Кто-то принял душ, кто-то не стал этого делать.

Вы оделись и уже завтракаете.

Кто-то позавтракал легко, кто-то поел поплотнее.

Вспомните свой завтрак. Как был сервирован стол?

Вы уже помните, что идете на этот тренинг. Вы готовитесь к нему.

Вы одеты и стоите в прихожей, открываете дверь и выходите на улицу.

Вы уже идете.

Кто-то решил пройтись пешком. \

Кто-то решил проехать в общественном транспорте.

Кто-то едет на машине.

Вот вы доехали. Вы подходите к зданию,

Вспоушите, как вы это делали? В каком вы были настроении? О чем думали?Вы входите в это здание. Вы уже открываете дверь в этот зал.

Что вы чувствовали в это время?

Проходит некоторое время. Вы с кем-то здороваетесь, с кем-то говорите или не говорите, и вот вы постепенно подходите к тому месту, где сидите.

Вы садитесь. О чем вы думали в это время?

Вы сидите в своем кресле. Вы чувствуете свое тело. Вы слышите мой голос. Вы здесь и сейчас.

Когда вы почувствуете себя «здесь и сейчас», сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Вы «здесь и сейчас». Почувствуйте это. И когда почувствовали, медленно и постепенно откройте глаза».

Лекционная подготовка

Следующий этап – лекционная подготовка. В содержании лекции, на мой взгляд, имеет смысл затронуть следующие вопросы:

1. Этапы внутриутробного развития от зачатия до первого вздоха и обрезания пуповины. Лучше сопровождать рассказ показом слайдов или видеофильмов.

2. Место стресса рождения в жизни человека. Причины раздробленности человеческого сознания.

3. Содержание БПМ 1 – 4 по Ст. Грофу. Рассказ может сопровождаться слайдами из образного пространства всех четырех человеческих матриц.

Опыт показывает, что техники, которые используются в тренинге «Возрождение», весьма эффективны и без всяких лекций. Лекционный этап я использую по двум причинам:

• каждый участник тренинга имеет право на осознание того, что он делает и зачем;

• лекция, сопровождаемая диафильмом и слайдами, позволяет эффективнее проработать ментальный и образный компоненты подавленных целостностей.

Следующий этап тренинга – «Визуализация зачатия».

Визуализация зачатия

Под спокойную медитативную музыку лягте на пол, рядом с вами листок бумаги и карандаш. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите несколько связных дыханий. Позвольте себе расслабиться глубоко – ментально, физически и эмоционально.

Сейчас последует визуализация:

«Увидьте себя бестелесным духом, божественным существом из Света и Любви, плывущим через Вселенную. (Не пьипайтесь «вспомнить» – ваш рассудок помешает вам; просто сделайте это, используя те специальные эффекты, которые вы видели в фильмах Спилберга).

И вот вы, свободный дух, вне времени и пространства. Дышите! А сейчас приходит время выбрать новую физическую форму. Это время вашего физического зачатия. Вы исследуете бесконечную, мудрую Вселенную для идеальных условий этой жизни, совершенных людей, совершенные места и вещи, чтобы ими окружить себя так, чтобы вы могли жить прекрасной жизнью, научиться тому, чему вы хотите здесь научиться, учить тому, чем вы хотите поделиться…

Вы исследовали все, и выбираете планету вашего рождения, а именно – Землю… Почему Земля?

Причина, по которой я выбрал прийти на Землю, была…

После визуализации запишите первую мысль, которая пришла вам в голову! Увидьте, как вы выбираете конкретное место…

Какая страна? Почему?

Какой город? Какое селение? Какая деревня? Почему?

Какая нация? Почему?

Какая религия? Почему?

Какая мать? Почему?

Какой отец? Почему?

Рассмотрите их внимательно…

Причина, по которой я выбрал свою мать, -…

Причина, по которой я выбрал своего отца, -…

Какие братья и сестры? Почему?

А как насчет бабушек и дедушек? Какие болезни были в вашей семье?

Что творилось в мире? Была ли война? Мир? Экономический кризис?

И вот наступает время вашего зачатия. Вы выбрали правильные условия для вашей жизни. Вы видите, каквы готовы спуститься в тело, воплотиться в теле…

Вы видите своих родителей, занимающихся любовью?

Что думает ваш отец?

Что думает ваша мать?

Что думаете вы, когда ваше сознание входит в чрево вашей матери?

Дышите глубоко! \

Закончите эти фразы: 1

Причина, по которой я выбрал бьипь живым, -…

Цель моей жизни – это…

То, чему я пришел научиться, – это…

То, что я несу людям, – это…»

После «Визуализации зачатия» проводится проговор.Следующее упражнение – «Мать-дитя». Оно направлено на активизацию памяти переживания первой базовой перинатальной матрицы. Это упражнение взято из комплекса телесно-ориентированных психотехник, которые проводит психолог Владимир Баскаков.

Я использую эту технику преднамеренно и осознанно. Для сознания человека травма рождения – наиболее страшный, пугающий психоэмоциональный блок. Когда в процессе дыхания дышащий приближается к этой целостности, происходит задержка дыхания и неосознанный уход от проработки этой травмы. Поэтому иногда нужен некоторый дополнительный толчок, дополнительное усилие. Упражнение «Мать-дитя» является тем дополнительным усилием, которое позволяет проработать базовые перинатальные матрицы.

Упражнение «Мать – дитя»

Группа делится на две одинаковые по количеству подгруппы – «матерей» и «детей».

«Дети» образуют круг, садятся на пол лицом к центру и принимают позу «эмбриона».

«Мамы» образуют второй круг, встав за спины детей.

Ведущий показывает на пальцах, через сколько человек во внутреннем круге находится «дитя» от места, где стоит «мама». «Мамы» двигаются по часовой стрелке и садятся за спины своих «детей».

Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:

1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным.

2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом должны быть минимальными по силе и амплитуде.

3. Внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте на 100% уверены в том, что вы делаете. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.

В упражнении «Мать-дитя» особое место занимает психологический настрой. Переживания «матери» по отношению к «младенцу» должны быть абсолютно достоверно любящими, нежными, теплыми, добрыми.

«Мама» берет «дитя» обеими руками под коленками (медленно, нежно) и начинает тянуть к себе. Как только ноги «младенца» приподнимаются над полом, «мама» дает «упор», то есть прижимается грудью к спине «дитя». Далее «мама» тянет «дитя» до положения равновесия, ког-да тело «ребенка» устойчиво и поддержка его требует минимальных усилий. Это положение фиксируется несколько секунд, после чего «мама» начинает очень медленно покачивать «дитя». Покачивание продолжается в течение пяти минут. После этого «дитя» возвращается в исходное положение. «Дети» не открывают глаза. Сидят в позе «эмбриона».

По команде ведущего «мамы» встают. Ведущий показывает пальцами, через сколько человек во внутреннем кругу находится следующее «дитя». «Мамы» двигаются по часовой стрелке и садятся за спины следующих «детей», с которыми они проделывают упражнение в той же последовательности.

Таким образом, каждая «мама» работает с 3 – 5 «детьми».

После этого происходит смена ролей: «мамы» становятся «детьми», «дети» – «мамами». Упражнение проводится в той же последовательности.

Усилить эффект от проведения упражнения можно, если поставить негромкую музыку типа «плацентарной» или другую мягкую, спокойную, расслабляющую музыку, свести к минимуму посторонние шумы и вербальные (речевые) контакты.

После упражнения проводится проговор.

Следующий этап тренинга – «Прохождение родового канала».

Прохождение родового канала

Участники тренинга разбиваются по следующим группам:

• люди, ничего не знающие о своем рождении;

• люди, родившиеся нормально (без осложнений и патологий);

• люди, родившиеся при помощи акушерских щипцов;

• люди, родившиеся при помощи кесарева сечения;

• люди, родившиеся с ягодичным предлежанием;

• люди, родившиеся с обвитием пуповиной.

Этот список можно продолжить, то есть разделение на группы может осуществляться и по другим классификационным признакам.

Люди в каждой группе делятся на пары или тройки и рассказывают друг другу:

• все, что они помнят сами о своем рождении;

• все, что они знают о своем рождении от своих родителей;!

• все, что они знают о своем рождении из процесса ребефинга и др.

Беседа в микрогруппах продолжается примерно в течение 10-15 минут, после чего проводится настройка на процесс. Включается фоновая музыка, участники тренинга расходятся по залу, им предлагается свободно двигаться под музыку, поддерживая при этом связное дыхание. Настройка продолжается 5 – 7 минут.После настройки группа делится на четыре равные части. Первая группа сначала проходит «родовой канал» – это «дышащие-рождающиеся». Они выбирают себе из оставшихся людей «ситтера-акушер-ку». Выбор «ситтера-акушерки» производится «дышашим-рождаю-щимся» по принципу максимального доверия и взаимного согласия.

Оставшаяся часть группы образует «родовой канал». В нем должно быть не менее шести человек. Они становятся на колени и локти (в колено-локтевое положение) максимально плотно друг к другу, бок о бок, при этом головы стоящих рядом людей направлены в противоположные стороны. Поверхность, на которой находится «родовой канал», должна быть мягкой, ровной, гладкой, не должна задираться и сползать в стороны при прохождении «родового канала» «дышащим-рождающимся» (маты, постеленные внахлест одеяла и др.). В конце «родового канала» стелится одеяло для переноски «дышащего-ново-рожденного». Эффективность процесса можно усилить, если проводить его обнаженными, постелив на пол гладкую, желательно скользкую ткань.

Желательно, чтобы у ведущего процесс были один или два помощника-ассистента.

Включается музыка типа «плацентарной», в которой записаны пульсации плаценты и ритм сердца эмбриона.

Все участники тренинга, создающие «родовой канал», дышат связно, и «канал» плавно раскачивается в разные стороны.

Дальше можно предложить два способа вхождения в «родовой канал»:

• «дышащий-рождающийся» начинает связное дыхание и после того, как появятся первые признаки вхождения в процесс, входит в «родовой канал» вперед головой из положения лежа на спине;

• «дышащий-рождающийся» начинает связное дыхание и садится в позу «эмбриона» около входа в «родовой канал». «Ситтер-акушерка» садится сзади и мягко обхватывает «дышащего-рождающегося» руками за колени и тянет к себе. Дальше все происходит также, как в упражнении «Мать-дитя», только «ситтер-аку-шерка» плотно обхватывает «дышащего-рождающегося» и оказывает на него мягкое давление (происходит имитация БПМ-2), как бы образуя «матку». Оба участника дышат связно, синхронно, и «ситтер-акушерка» покачивает «дышащего-рождающегося» в разные стороны, оказывая на него постоянное давление. Контакт участников должен быть как можно более плотным, им помогают ведущий и ассистенты. Все условия взаимодействия должны быть такими же, как в упражнении «Мать-дитя». Продолжительность покачивания определяется «дышащим-ново-рожденным», как только он почувствует себя готовым к «рождению», «ситтер-акушерка» разжимает объятия и помогает «ды-шащему-новорожденному» войти в «родовой канал».

Процесс проходит более эффективно, если «родовой канал» оказывает сопротивление «дышащему-рождающемуся» (имитация БПМ-3).

При выходе из «родового канала» «дышащего» встречает «ситтер-акушерка», он вместе с ассистентом «принимает» «новорожденного» и переносит на заранее постеленном одеяле в сторону, чтобы не мешать следующему участнику тренинга.

Во время прохождения «родового канала» первым «дышащим-рождающимся» следующая пара готовится к процессу.

После этого процесс продолжается до тех пор, пока дышащий полностью его не закончит.

Для повышения эффективности процесса можно заворачивать «новорожденного» в «пеленку», дать пососать ему соску.

Когда все «дышащие-рождающиеся» из первой группы пройдут процесс, заново происходит выбор «ситтера-акушерки» «дышащими-рождающимися» из второй группы. Тренинг продолжается до тех пор, пока все участники группы не пройдут «родовой канал».

Процесс заканчивается традиционным проговором, на котором участники делятся своими впечатлениями. Проговор обязателен. Часто травма рождения настолько сильна, что для осознания необходима групповая поддержка

Следующий этап тренинга – упражнение «Колыбель». Оно проводится для окончательной интеграции травмы рождения, как завершение всей динамики перинатальных матриц и переход в постнатальныи период жизни. Очень часто у многих людей, появившихся на свет в роддоме, БПМ-4 имеет отрицательную «окраску». Это упражнение направлено на активизацию и закрепление положительных элементов БПМ-4.

Упражнение «Колыбель»

Для проведения этого упражнения необходимо не меньше восьми человек. Вначале происходит общая настройка на процесс. Ставится мягкая, расслабляющая музыка (колыбельная, если есть возможность). Все участники тренинга ложатся на пол, выбирают первый\ип связного дыхания, и ведущий проводит релаксацию. О принципах работы всех участников говорилось выше, они такие же, как в упражнении «Мать-дитя».

Один человек из группы становится «новорожденным», он продолжает лежать на полу, на спине Остальные участники группы обступают его со всех сторон (в зависимости от веса «новорожденного» долж-но быть от трех до пяти человек с каждой стороны), приседают на корточки или нагибаются и мягко, не торопясь, стараясь не потревожить «новорожденного», подсовывают ладони под его туловище, один из участников поддерживает ладонями голову «новорожденного».

По знаку ведущего «новорожденного» приподнимают над полом и начинают медленно покачивать из стороны в сторону, плавно, без рывков, увеличивая амплитуду; все участники медленно привстают или выпрямляются, пока не примут вертикальное положение, покачивая «новорожденного» на руках.

Все участники дышат связно, в такт покачиванию – «колыбель дышит» Процесс продолжается около пяти минут. После этого «новорожденного» мягко, уменьшая амплитуду покачивания, опускают на пол и, не торопясь, убирают руки.

Процесс продолжается до тех пор, пока «новорожденный» полностью его не закончит. Рядом с «новорожденным» остается «ситтер-мать», обычно это человек, державший голову, который помогает «новорожденному» довести процесс до конца.

Тренинг продолжается, пока все его участники не побывают в «колыбели».

После тренинга проводится проговор. В заключение проводится общий круг всех участников тренинга.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх