ШАМАНСКИЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Наверное, это странное словосочетание – шаманские психотехники. Когда мы говорим «шаман», ассоциативно возникают смыслы «примитивный», «первобытный», «суеверие». У здравомыслящего человека шаманские ритуалы, шаманские практики вызывают если не полное неприятие и скептическую усмешку, то по крайнем мере снисходительность взрослого к ребенку: «Пусть шаманит… Чем бы дитя ни тешилось. Но мы-то на самом деле уже знаем…».

Я думаю, что такое отношение к шаману имеет достаточно позитивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрослый ребенок, сохранивший способность смотреть на мир широко раскрытыми глазами и видеть его полностью живым, одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира: любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо – связаны с духами, привидениями, богами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета – все является следствием взаимоотношений с духами.

В то же время шаманы были первыми профессиональными социальными работниками, в одном лице представляющими и медика, психотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредникамимежду внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми «обрядами перехода», такими, как рождение, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также «ритуалами силы», которые представляли собой попытки усилить отношения племени с мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры (124).

Шаман является носителем культуры племени, в совершенстве знающим традиционную мифологию, генеалогию, систему верований и тайный язык племени. Шаман владеет экстатическими техниками, использует в своей работе сны, видения, трансовые состояния.

Слово «шаман» с санскрита переводится как 'аскет'. Любой шаман в некотором смысле является «дважды рожденным», так как обряды инициации в шаманы воспроизводят символический паттерн смерти и возрождения.

Способность шамана видеть духов и взаимодействовать с ними не является чем-то необычным. У большинства людей, находящихся в состоянии расслабления с закрытыми глазами, возникают зрительные образы, которые с течением времени становятся все более связанными и динамичными. Была обнаружена тесная связь между состоянием психики человека и возникающими у него образами. Эта взаимосвязь была названа аутосимволизмом – способностью бессознательного представлять себя в виде зрительных образов. Возник целый ряд методов направленного воображения, использующих аутосимволизм: активное воображение К. Г. Юнга, направленное фантазирование Р. Дезолье, сим-волдрама X. Лейнера и другие. В них осуществляется взаимодействие с образами для решения психологических проблем клиентов.

Сутью современной психотерапии является использование ресурсов для достижения необходимых изменений. Шаманы, вероятно, способны целенаправленно применять ресурсы той области психики человека, которую Ст. Гроф назвал трансперсональной. Одним из наиболее значимых ресурсов, используемых шаманами, являются визуализации «духов-помощников», называемых «животными силы». Они помогают шаману в его «путешествиях», наделяют силами и способностями. Другим ресурсом являются образы «духов-учителей». Они учат шамана, дают ему советы. Многие психологи и психотерапевты предлагают клиентам представлять образы «животных силы» и «духов-учителей».

Доктор психологии Д. Стивене в своей диссертации «Звери силы, ментальные образы и самореализация» статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображении, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие.

Еще один аспект шаманизма – так называемый шаманский кризис посвящения. В общих чертах этот кризис заключается во временномухудшении психического здоровья, за которым наступает улучшение и переход на более высокий уровень функционирования психики. В современном понимании подобные кризисы отражают стремление внутренних сил к развитию, которое редко происходит плавно и безболезненно. Эти силы в различных школах психологии называют по-разному: «индивидуация», «самореализация», «самоактуализация».

Переживания шаманского кризиса имеет три характерные фазы. В начале происходит «путешествие в нижний мир». Здесь будущий шаман переживает нападение ужасных существ, которые подвергают его мучительным испытаниям. Кульминацией этого является расчленение тела, смерть обыденного, профанического Эго. За этой фазой следует возрождение. Обретя новое тело, шаман «восходит» в «верхние миры». Там он встречает «духов-учителей», которые предлагают ему свои знания. В финальной стадии кризиса происходит возвращение в мир и интеграция пережитого опыта с повседневной жизнью.

Разработанные мной пятидневные выездные тренинги «Танец Силы» и «Корни Древа Знания» базируются на изложенных выше соображениях и работах Р. Уолша, М. Харнера, М. Элиаде и Д. Сти-венса. Во всех путешествиях используется барабанный бой с частотой 200 – 220 ударов в минуту. Такой барабанный бой легко вызывает у людей измененное состояние сознания и позволяет им совершать успешные «путешествия». В течение следующих 10 – 25 минут участники тренинга «путешествуют» в своем воображении. Затем подается условный сигнал, означающий, что пора возвращаться, после чего участники группы рассказывают о своих «путешествиях».

В тренингах используются следующие техники:

1. Визуализация участником «места силы» – места, где он чувствует себя в безопасности. Это помогает участнику расслабиться, настроиться на занятие. С визуализации места силы начинается и заканчивается каждое путешествие. \

2. Путешествие в «нижний мир». Это погружение в архаические глубины бессознательного.

3. Поиск в «нижнем мире» «животных силы». Это поиск глубинных ресурсов.

4. Путешествие в «нижнем мире» вместе с «животными силы». Это решение психологических проблем с помощью обретенных ресурсов.

5. «Поиск «предмета силы» – предмета, обладающего волшебными свойствами. Это обретение специфических ресурсов, необходимых для дальнейшего решения психологических проблем.

6. Подъем в «верхний мир» и ознакомление с ним. Это получение доступа к «высшему бессознательному».7. Знакомство с обитателями «верхнего мира», поиск мудрого существа и установление с ним контакта. Это поиск и нахождение глубинных ресурсов мудрости.

8. Поиск «творческой сущности» и установление с ней доброжелательных отношений. Это обретение творческих ресурсов.

9. Заручение поддержкой своих сущностей. Это интеграция приобретенных в шаманских путешествиях ресурсов в реальную жизнь.

В данной книге я хочу привести несколько базовых шаманских путешествий, которые были показаны мной в цикле практических занятий тренинга «Танец Силы» во многих городах России.

Путешествие в Нижние Миры

Данное путешествие мы излагаем в двух вариантах. Первый вариант менее продолжительный, и мы его приводим в том виде, как описывал Майкл Дж. Харнер (438, 54).

Итак, теперь вы готовы осуществить свой первый практический опыт шаманства. Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спуститесь по Туннелю, ведущему в Преисподний Мир. Ваша единственная задача – пройти по Туннелю от начала до конца, посмотреть, если удастся, что лежит за ним, и возвратиться назад. Прежде чем начать, внимательнейшим образом изучите нижеследующую инструкцию.

Для проведения опыта вам понадобится барабан (или магнитофонная запись барабанного боя шамана), а также помощник, который будет бить в этот барабан.

Приступая к этому или любому другому опыту шаманства, вы должны быть спокойны и расслаблены. В течение двадцати четырех часов перед началом опыта не принимайте никаких наркотических веществ или алкоголя: необходима высокая способность к сосредоточению, а мозг должен быть свободен от посторонних образов. В течение четырех часов перед началом опыта ешьте только легкую пищу или не ешьте совсем. Найдите темное, уединенное помещение. Снимите ботинки, ослабьте застежки на одежде и ложитесь поудобнее на пол, но не кладите под голову подушку. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьте руки и ноги. В течение нескольких минут спокойно лежите и обдумывайте то, что вам предстоит выполнить. Потом закройте глаза и прикройте их рукой, чтобы до них не доходил никакой свет.

Теперь зрительно представьте себе какое-нибудь отверстие, ведущее под землю, которое вы помните из прошлого. Неважно, когда вы его видели: в детстве, на прошлой неделе или даже в тот же день. Неважно и то, что оно собой представляет: это может быть норка, вырытая каким-нибудь зверьком, пещера, дуплистый пень, родник или дажеболото. Более того, оно может быть и искусственного происхождения. Важно только, чтобы оно было вам удобно и чтобы вы могли его себе зрительно представить. В течение одной-двух минут смотрите на это отверстие, внимательно отмечая все подробности.

Теперь велите помощнику начинать бить в барабан в энергичном, монотонном, быстром и постоянном ритме. Сила ударов и промежутки между ними должны быть примерно одинаковые. Как правило, темп, необходимый для путешествия, составляет 205 – 220 ударов в минуту. На все путешествие отведите минут десять. Скажите помощнику, чтобы через десять минут он прекратил барабанить и резко ударил в барабан четыре раза – это будет сигнал к возвращению. Сразу же вслед за этим он должен в течение полуминуты быстро-быстро бить в барабан, тем самым сопровождая вас на обратном пути, а потом снова резко ударить четыре раза в знак того, что путешествие окончено.

Когда начнется барабанный бой, мысленно представьте себе уже знакомое вам отверстие, ведущее под землю, войдите в него и отправляйтесь в путешествие. Спуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Сначала вам может показаться, что там тускло и темно. Обычно Туннель уходит под землю под некоторым углом, но бывает, что он круто обрывается вниз. Иногда он представляется ребристым; часто он идет не прямо, а поворачивает в сторону. Порой человек проходит сквозь Туннель так быстро, что даже не видит его. Может случиться, что, двигаясь по Туннелю, вы наткнетесь на каменную стену или какое-нибудь другое препятствие. В этом случае попросту обойдите его или проберитесь сквозь имеющуюся в нем щель. Если у вас ничего не выйдет, вернитесь на прежнее место и попробуйте снова. Но что бы ни было, не следует чрезмерно напрягаться во время путешествия. Если вы будете делать все правильно, оно пройдет сравнительно легко. Окажется ли ваше путешествие успешным, сможете ли вы видеть – все это зависит от того, как вы воспринимаете границу между чрезмерными усилиями и недостаточными усилиями. \

В конце Туннеля вы выйдете наружу. Внимательно осмотрите открывшуюся перед вами местность, походите вокруг, стараясь запомнить подробности. Путешествуйте и наблюдайте до тех пор, пока не раздастся сигнал к возвращению. Затем отправляйтесь назад сквозь Туннель тем же путем, что и пришли. Ни в коем случае не берите ничего с собой – это только разведка.

Оказавшись наверху, сядьте и откройте глаза. Не расстраивайтесь, если у вас с первого раза ничего не получилось. Попробуйте снова, убыстряя или замедляя барабанный ритм.

Закончив опыт, опишите своему помощнику все, что увидели, – это нужно для того, чтобы не забыть подробности путешествия. Можно также записать свои впечатления на бумаге или на магнитофон.Вспоминая эти подробности, вы делаете первый шаг в накоплении знаний, которые вам дадут эти путешествия.

Второй вариант путешествия выполняется аналогично, но до его начала проводится пятиминутный интенсивный дыхательный процесс. После этого звучит гонг и ведущий говорит «Стоп». Путешествие начинается с задержки дыхания.

Опыт показывает, что во втором варианте путешествие проходит более увлекательно и содержательно.

После второго варианта также проводится традиционный проговор.

Путешествие за Силой Животного

Это путешествие является базовым шаманским путешествием.

Культ тотемных животных – универсальная и очень распространенная религиозно-социальная система не только на заре возникновения человеческой цивилизации, но и в новое время. Даже в настоящее время в геральдике и государственных ценных бумагах символ животных занимает немалое место.

Во время экстатических ритуалов инициации в шаманы или у юношей во время обязательных постов перед инициациями их участникам являлись те или иные животные, которые предлагали им свое покровительство, обращая их в себе подобное. Во время шаманского путешествия человек находил союзника – целый тотемный класс, который давал ему силу и поддержку в любых обстоятельствах жизни. После этого инициируемый начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым.

Шаманы обыкновенно считают, что находятся под покровительством того или другого животного, превращают себя в это животное во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам.

К. Г. Юнг утверждал, что животное олицетворяет нечеловескую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного. Чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает.

Идентификация себя с животным означает включение подсознания и иногда – подобно погружению в первобытные воды – омоложение путем прикосновения к источнику жизни.

Данная психотехника по содержанию и цели является особым способом погружения в память рода, в глубинные структуры коллективного бессознательного и имеет характер направленной визуализации в расширенном состоянии сознания.

Предварительные условия

Форма проведения – групповая.

Помещение должно быть достаточно просторное.

Упражнение проводится в удобной, свободной одежде, не стесняющей дыхание и движение. До проведения упражнения лучше снять очки, часы, украшения.

Участники равномерно располагаются в помещении, обеспечив определенный простор для движения.

Для проведения процесса лучше иметь бубен или барабан. В начале процесса ритм медленный, повторяющий ритм дыхания. Во время идентификации удары быстрые и энергичные. После фразы «Примите силу вашего животного» сделайте пять более сильных и размеренных ударов в барабан. Это будет сигналом окончания путешествия.

Процедура проведения

Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь… Расслабьтесь еще глубже… Начните глубокое и связное дыхание (5 – 7 минут)… А сейчас начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом… кожа соприкасается с одеждой, как вы дышите…

Почувствуйте не слишком явные ощущения: напряжения в теле, температурные ощущения, тяжесть, легкость…

Ваше тело – как громадный космос, и явные ощущения – яркие планеты и крупные звезды. И в этом космосе есть звезды средней величины – это ощущения, которые не так явны.

Дышите…

Попробуйте прямо сейчас найти в теле ощущения, которые'похожи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного…

Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечивает не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности…

Найдите самую большую область «Ничто» в вашем теле и направьте туда все ваше внимание. Ждите…

Почувствуйте, что в этой пустоте есть какое-то живое существо. Оно дышит, издает какие-то звуки. Настройте ваше дыхание на ритм его дыхания. Все животные в мире дышат связно. Начните дышать, как дышит это животное.

Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное. Войдите в это животное полностью, тотально. Почувствуй-те свои мускулы его мускулами. Почувствуйте его движения своими движениями.

Будьте этим животным. Встаньте, как стоит это животное. Начните двигаться, как двигается это животное.

Дайте голос своему животному.

Позвольте ему полностью проявиться.

Дышите, двигайтесь, войдите в его характер, будьте этим животным.

Почувствуйте силу этого животного в своем теле…

Примите силу этого животного.

Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почувствуйте себя «здесь и сейчас».

Ложитесь. Отдыхайте.

Дышите медленно и поверхностно. Попробуйте принять и осознать тот опыт, который вы только что получили…

Позвольте участникам отдохнуть в течение 10-15 минут с закрытыми глазами. Часто это необходимо для интеграции опыта.

После путешествия проводится традиционный проговор, во время которого участники тренинга рассказывают о своих переживаниях и впечатлениях, полученных во время путешествия.

«Танец Птицы»

Мне не хочется относить это упражнение к телесно-ориентированным, или шаманским, или социально-психологическим психотехникам. Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов. Байкал – такое место, где и вправду хочется летать. Потом я начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии.

Прежде чем практиковать этот полет со своими клиентами, попробуйте сами научиться «летать». Тем более, что любое крылатое существо символизирует одухотворенность. Как писал К. Г. Юнг в своей книге «Sumbols of Transformation», птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии.

В «Упанишадах», одном из древнейших памятников культуры, читаем следующее: «Две птицы, неразлучные спутницы, живут на одном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица – Дживатма, вторая – Атма, или чистое знание, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой».

Толкование птицы как символа души часто встречается в народном творчестве.Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и «высоту духа». В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, Одо Тус-кулийский в своем «Sermon» описывает разные виды духовности человека, используя характеристики различных видов птиц. Одни птицы, говорит он, простодушны, как голуби; другие – хитрые, как куропатки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как курица; одни любят жить рядом с людьми, как ласточка; другие предпочитают уединение, как горлица… Низколетящие птицы – символ приземлен-ности желаний, парящие в вышине – олицетворяют духовные стремления (425, 35).

Одно из древнейших божеств на земле, египетского Тота, которому приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта, в том числе священных «Книги дыхания» и «Книги мертвых», обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Жрецами Тота были гермопольские монархи. В конце второго тысячелетия до нашей эры они носили титул сыновей Тота (59).

Каждый человек, живущий на земле, даже в конце второго тысячелетия нашей эры (этот текст я писал в 11 часов вечера 31 декабря 1994 года и слышал, как на улице буйствовали люди, хлопали хлопушки и на дисплее были видны отблески новогодних фейерверков) не потерял жажду полета, парения, свободы от гравитации.

И какими бы мы ни были приземленными и как крепко ни стояли бы на почве материализма, нет-нет, да и присоединимся к полету птицы, поскольку каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства.

Часто мои дети предлагают мне потанцевать. Маленькие дети всегда танцуют танец птицы – они подпрыгивают и машут руками. У них я научился основам этого танца – «Танца птиц».

Предварительные условия

Это упражнение показало свою эффективность в групповой форме его проведения.

Зал для его проведения должен быть достаточно просторным. Участникам тренинга рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной.

В начале упражнения проводится настройка. Само упражнение проводится под фоновую музыку, которая включается в конце настройки.

До начала упражнения участники равномерно распределяются в пространстве зала.Настройка

Закройте глаза и расслабьте свое тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко. Вспомните то обстоятельство в вашей жизни, когда вы были удивлены и восторгались полетом птицы. Сколько вам было лет? Какие чувства вызвало у вас зрелище полета? Велико ли было ваше желание присоединиться к полету?

Посмотрите на вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Попробуйте увидеть местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами…

Упражнение

А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами вашей птицы… Вы уже готовы к полету. Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и совершить полет птицы…

Упражнение длится около 20 – 25 мин.

К концу упражнения музыка постепенно становится тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости.

Упражнение заканчивается. Затем проводится традиционный про-говор.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх