• 1. Подтверждение, взятое из их собственного опыта (ст, 2–5)
  • 2. Подтверждение, взятое из Лисаний Ветхого Завета (ст. 6–9)
  • Вывод
  • а. Что такое Евангелие
  • б. Что предлагает Евангелие
  • в. Что требует Евангелие
  • 3.1–9.

    БЕЗРАССУДСТВО ГАЛАТОВ

    1 О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

    2 Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере?

    3 Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?

    4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

    5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела закона сие производит, или чрез наставление в вере?

    6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

    7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

    8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы».

    9 Итак, верующие благословляются с верным Авраамом».

    На протяжении первых двух глав Павел стойко защищал свое благовестие и апостольство, пришедшее к нему свыше. Он утверждал, что его дело дано ему Богом, без участия людей.

    Теперь он вновь возвращается к галатам и к их неверности по отношению к Евангелию, изменившемуся в результате влияния на них лжеучителей. Стих 1: «О несмысленные Галаты!». Стих 3: «Так ли вы несмысленны?» Или, как переводит это Дж. Б. Филлипс: «Дорогие мои галатийские идиоты! нельзя же быть такими глупыми!..» Таким образом, то, что галаты отвернулись от Евангелия, не только вызвало некое духовное напряжение (1:6), но и просто было безумным поступком. Поступком настолько глупым, что Павел изумляется, кто мог так «прельстить» или «околдовать» их? Его вопрос отчасти является риторическим, потому что он прекрасно осведомлен о деятельности лжеучителей. Но, возможно, Павел использует здесь единственное число («кто…?»), потому что за этими лжеучителями он распознает работу самого дьявола, лживого духа, которого Господь Иисус назвал «лжецом и отцом лжи» (Ин. 8:44). Многие из наших христианских глупостей, когда мы стремимся понять и применить Евангелие, могут происходить из–за его пагубного влияния.

    Что же такое сделали галаты, что побуждает Павла жаловаться на их «несмысленность» и вопрошать их и себя, не прельстил ли их кто? Они покорились учению иудаистов. Приняв сначала истину (о том, что грешники оправдываются по благодати, во Христе, через веру), они теперь согласились с мнением о том, что для оправдания необходимы также обрезание и дела закона.

    Сущность заявления Павла состоит в том, что новые взгляды галатов противоречат Евангелию. Он так сильно удивляется их неразумности, потому что перед их собственными глазами Иисус Христос «предначертан был… распятый». Дело не только в том, что Христос был предначертан у всех перед глазами, но в том, что он был предначертан распятым (смысловая нагрузка предложения заключена в причастии, стоящем в конце). Возможно, Павел предваряет этим свое дальнейшее утверждение о том, что кто–то прельстил, околдовал галатов. Он спрашивает, как мог какой–то колдун сделать их слепыми, если перед их же глазами Христос был предначертан распятым?

    Значит, вот что такое Евангелие. Это не просто обобщенное наставление об исторической личности Иисуса, но прямое провозглашение Иисуса Христа распятого (см. 1 Кор. 1:23; 2:2). Причастие совершенного вида (estauromenos) особенно выразительно, так как оно утверждает, что дело Христа было завершено на кресте и что совершенное Им однажды осталось с нами навсегда, действенное и доступное всем. Грешники могут получить оправдание Богом и перед Богом не по собственным делам, а благодаря искупительному делу Христа; не потому, что они сами что–то сделали или могут сделать, но благодаря тому, что совершил Христос, умерев за них. Евангелие — это не благой совет людям, но Благая Весть о Христе; не призыв начать что–то делать, но провозглашение того, что сделал Бог; не требование, но предложение.

    И если бы галаты осознали Евангелие Христа распятого, осознали, что на кресте Иисус совершил все необходимое для их спасения, они поняли бы, что все, что от них требуется, — это верой принять Благую Весть. Как мы уже видели в 2:21, добавлять свои добрые дела к тому, что совершил Христос — значит оскорблять Его завершенное дело.

    Теперь Павел обнажает неразумность галатов. Им нужно было сопротивляться любым попыткам прельстить их. Они прекрасно знали, что Евангелие можно принять только верой, поскольку это подтверждали их собственный опыт (ст. 2–5) и ясное учение Писания (ст. 6–9).

    1. Подтверждение, взятое из их собственного опыта (ст, 2–5)

    Стих 2: «Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере?» Стих 4: «Столь многое потерпели вы неужели без пользы?» Павел уверен, что все они получили Духа. Его интересует не то, приняли они Его или нет, но приняли они Его делами закона или верой (ст. 2)? Он так же не сомневается, что этим началась их христианская жизнь (ст. 3: «начавши духом»). Он спрашивает, каким образом они получили Духа и начали христианскую жизнь? Какую роль в этом играли они сами?

    Необходимо пояснить, что Апостол подразумевал под «делами закона» (или «послушанием требованиям закона») и под «наставлением в вере» (или «верой в Евангелие»). Мы вновь (как и в 2:16) видим противопоставление между законом и Евангелием. Как пишет Лютер: «Кто может верно рассудить между законом и Евангелием, пусть благодарит Бога и знает, что он на правильном пути».[37] Вот где они различаются: закон говорит: «Делай так», а Евангелие говорит: «Христос все это сделал». Закон требует человеческих усилий и достижений; для Евангелия нужно верить в то, чего достиг Христос. Закон предъявляет требования и призывает к повиновению; Евангелие несет обетования и призывает к вере. Итак, закон и Евангелие противоположны друг другу. Они не являются двумя аспектами одного и того же дела или двумя толкованиями одного и того же христианства. Как говорит Лютер, по крайней мере, по отношению к оправданию «утверждение закона отменяет Евангелие».[38]

    В стихе 5 Павел использует тот же самый аргумент, но по–иному — теперь уже не с точки зрения принятия Духа галатами, но с позиции Бога, дающего Духа: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» Причастия «подающий» и «совершающий» не обязательно означают непрекращающуюся деятельность Бога. Скорее, складывается ощущение, что они находятся вне времени, хотя все–таки относятся ко времени посещения галатов Павлом, когда они приняли Духа; но теперь Павел говорит об их опыте с точки зрения Бога. Когда Павел пришел к галатам, Бог дал им Духа и совершал между ними чудеса (истинные «признаки Апостола», 2 Кор. 12:12). Вопрос остается тем же: каким образом Бог совершал все это среди них? И ответ все тот же: не «делами закона», но «чрез наставление в вере». Бог дал им Духа (ст. 5), и они получили Духа (ст. 2) не потому, что повиновались закону, а потому, что уверовали в Евангелие.

    Таков был их собственный опыт. Павел пришел в Галатию и проповедовал им Евангелие. Он при всех предначертал перед их глазами образ Иисуса Христа распятого. Они услышали Евангелие и глазами веры увидели Христа, представшего перед ними на кресте. Они уверовали в Евангелие. Они доверились Христу, отображенному в Евангелии. Именно так они получили Духа. Им не надо было подвергаться обрезанию, исполнять требования закона, не надо было даже пытаться исполнить закон. Они просто услышали Евангелие и уверовали, и им был дан Дух. И поскольку все произошло именно так, Павел говорит о том, как глупо и нелепо то, что, «начавши духом», они вдруг решили «оканчивать плотью». Другими словами, поскольку они начали с Евангелия, им не нужно возвращаться к закону, воображая, что законом надо дополнить Евангелие. Подобный поступок был бы не «улучшением», а «полнейшим идиотизмом».[39]

    2. Подтверждение, взятое из Лисаний Ветхого Завета (ст. 6–9)

    Стих 6: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». То, что Павел упомянул Авраама, было мастерским ударом. Приверженцы иудаизма считали своим учителем Моисея. Поэтому Павел обратился еще дальше, к самому Аврааму. Он цитирует Быт. 15:6. Позвольте мне напомнить вам о тогдашних обстоятельствах. Авраам был стар, и у него не было детей, но Бог обещал ему сына, и не только сына, но и семя, то есть потомство. Однажды Он вывел Авраама из шатра, велел ему взглянуть на небо, сосчитать на нем звезды, а затем сказал: «Столько же будет у тебя потомков». Авраам поверил Божьему обетованию, и «это вменилось ему в праведность».

    Подумайте хорошенько о том, что произошло. Во–первых, Бог дал Аврааму обетование. Это обещание потомства было так же наглядно «предначертано» перед глазами Авраама, как и обещание прощения через Христа было «предначертано» перед глазами галатов. Во–вторых, Авраам поверил Богу. Несмотря на то, что с человеческой точки зрения это обетование вряд ли могло исполниться, Авраам положился на Божью верность. В–третьих, вера вменилась Аврааму в праведность, то есть он сам был принят Богом как праведник, через веру. Он был оправдан не потому, что чем–то это заслужил, или потому, что был обрезан, или потому, что соблюдал закон (ведь тогда у людей не было еще ни обрезания, ни закона), а просто потому, что поверил Богу.

    С этим обетованием, данным Богом Аврааму, Павел связывает еще одно, более раннее обетование. Стихи 7–9: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак, верующие благословляются с верным Авраамом». Здесь Павел цитирует Быт. 12:3 (ср. Быт. 22:17–18; Деян. 3:25). Нам нужно посмотреть, что же это за благословение и каким образом его унаследуют все народы. Благословение — это оправдание, величайшее из благословений, ибо глаголы «оправдать» и «благословить» употребляются в стихе 8 как эквиваленты. А унаследовать это благословение можно верой («Бог верою оправдает язычников»). Это единственный способ для язычников унаследовать Авраамово благословение, поскольку Авраам был праотцом еврейского народа. Возможно, иудеи убеждали галатов в том, что они должны стать сынами Авраамовыми через обрезание. Павел опровергает это, утверждая, что галаты уже являются сынами Авраама, не по обрезанию, но по вере.

    Оба стиха, 7 и 9, подтверждают, что истинные дети Авраама (те, кто унаследовал благословение, обещанное его потомству) не являются его потомками по генеологической линии — евреями, — это его духовные потомки, люди, которые так же, как и он, верою получили оправдание, а именно — верующие–христиане.

    Апостол говорит, что все это должно быть уже известно галатам. Им не следовало бы быть такими неразумными. Они не должны были поддаваться на уговоры лжеучителей. Да они и не поддались бы, если бы постоянно держали перед глазами образ Христа распятого. Они сразу должны были уловить, что приверженцы иудаизма противоречат Евангелию оправдания по вере. Как мы только что заметили, они должны были знать это из собственного опыта и из Писаний Ветхого Завета.

    Нам тоже надо научиться проверять всякую человеческую теорию и учение по Евангелию распятого Христа, особенно если это Евангелие известно нам из Писания и из собственного опыта.

    Вывод

    а. Что такое Евангелие

    Евангелие — это распятый Христос; это дело, совершенное Им на кресте. А проповедовать Евангелие — значит показывать всем образ Христа распятого. Евангелие — это Благая Весть; весть прежде всего не о младенце в яслях, не о молодом плотнике, не о проповеднике из Галилеи, даже не о пустой гробнице. Евангелие говорит о Христе, висящем на кресте. Евангелие проповедуется только тогда, когда Христос «предначертан… распятый». Этот глагол prographein значит «публично показывать, провозглашать» (Арндт–Гингрих). Он употребляется, когда речь идет об указах, законах, постановлениях, которые вывешивают для всеобщего чтения в общественных местах, а также о портретах и картинах.

    Это значит, что, проповедуя Евангелие, мы должны рассказывать о событии (о смерти Христа на кресте), разъяснять учение (причастие совершенного вида «распятый», означающее действенность завершенного дела Христова и для нас), делать это при всех, открыто, наглядно, чтобы люди чувствовали себя так, как будто видели все своими собственными глазами. Это то, что некоторые называют «экзистенциальным» элементом проповеди. Мы не просто описываем крест, как событие, происшедшее в первом столетии. Мы практически рисуем Христа распятого перед глазами наших современников так, что они сегодня предстают перед Христом распятым, и понимают, что именно сегодня они могут принять от креста спасение Божье.

    б. Что предлагает Евангелие

    На основании креста Христова Евангелие предлагает величайшее благословение. Стих 8: «В тебе благословятся все народы». Что это такое? Это двойное благословение. Первая его часть — это оправдание (ст. 8), а вторая — дар Духа (ст. 2–5). Именно этими двумя дарами Бог благословляет всех тех, кто во Христе. Он и оправдывает нас, принимая как праведников, и дает нам Духа. Более того, Он не даст нам первый дар, не давая при этом второго. Все, принявшие Духа, оправданы, и все оправданные получают Духа. Важно отметить это изначальное двойное благословение, поскольку сегодня некоторые, вместо этого, проповедуют доктрину спасения, состоящего из двух стадий: вначале мы получаем оправдание и только позже — Духа.

    в. Что требует Евангелие

    Евангелие предлагает благословение; что же нужно сделать, чтобы получить его? Точным ответом будет: «Ничего!» Делать ничего не нужно. Нужно только верить. Мы должны ответить не «делами закона», а «наставлением в вере», то есть, не стремиться исполнить закон, но поверить в Евангелие. Ибо соблюдать закон — значит пытаться самим совершить дело спасения, в то время как верить — значит позволить Христу быть нашим Спасителем и покоиться в том, что Он совершил. Итак, Павел подчеркивает и то, что мы получаем Духа верой (ст. 2 и 5), и то, что мы оправданы через веру (ст. 8). Кстати, существительное «вера» и глагол «верить» встречаются в этом небольшом отрывке семь раз (ст. 1–9).

    В этом заключается истинное Евангелие Ветхого и Нового Заветов, Евангелие, которое начал проповедовать Аврааму Сам Бог (ст. 8) и которое в свое время проповедовал Апостол Павел. Это и означает предначертать перед глазами людей распятого Христа. Именно на этой основе Евангелие предлагает и оправдание, и дар Духа. И все что для этого нужно — это вера.


    Примечания:



    3

    Из главы «Психологические возражения» в книге X. А. Уильямса «Возражения христианской вере» — From the chapter entitled "Psychological Objections", by H. A. Williams, in Objections to Christian Belief (Constable, 1963), с 55, 56.



    37

    Лютер, с. 122.



    38

    Лютер, там же.



    39

    Браун, с. 111





     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх