Загрузка...


  • ТАЙ-ДЗЮЦУ (Искусство тела)
  • ТАЙХО-ДЗЮЦУ
  • ТАЙКИ-КЭН (Кулак Великой Энергии)
  • ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ (Кулак Великого Предела)
  • ТАКТИКА РУКОПАШНОГО БОЯ
  • ТАКЭДА-РЮ
  • ТОМИКИ-РЮ
  • ТОСЮ-КАКУТО
  • ТРОСТЬ
  • ТЭНСИН-СЁДЭН-КАТОРИ-СИНТО-РЮ
  • ТЭССЕН-ДЗЮЦУ (Искусство боевого веера)
  • ТЭДЙИНГ
  • ТХЭКВОНДО (Путь ноги и кулака)
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • Т

    ТАЙ-ДЗЮЦУ

    (Искусство тела)

    Боевое искусство, которое создал в 1968 году француз Роланд Эрнаэз (1934 г.р.). Его учителями были Кавайси Микиносукэ (дзю-до), Мочидзуки Минору (Ёсэйкан-рю), Судзуки Ма-сафуми (Годзю-рю), Аосака Хироси (Сёриндзи-кэнпо). В своей системе Эрнаэз соединил элементы айки-дзюцу, дзю-дзюцу, дзю-до, каратэ и Сёриндзи-кэнпо.

    Р. Эрнаэз долгое время возглавлял созданную им Французскую ассоциацию Тай-дзюцу и Европейский союз Тай-дзюцу. Свою систему он изложил в двух опубликованных им книгах.

    ТАЙХО-ДЗЮЦУ

    Японская прикладная система, созданная для нужд полиции в 1947 году группой экспертов. Это были Симидзу Такаги (работа с дубинкой), Оцу-ка Хиронори (каратэ Вадо-рю), Нагаока Сюичи и Хоригуси Цунэо (дзю-дзюцу) под руководством Саймуро Горо (кэн-до). Фактически тайхо-дзюцу представляет одну из современных разновиднбс-тей дзю-дзюцу.

    ТАЙКИ-КЭН

    (Кулак Великой Энергии)

    Японское боевое искусство, которое создал в послевоенные годы Саваи Кэнъичи (родился в Л903 году). В молодости он занимался дзю-до и кэн-до, а потом уехал в Китай, где стал учеником мастера Ван Сянь-чжая (1885 – 1963). Этот учитель практиковал стиль Да-Чэн-цюань (или И-цюань), представлявший разновидность знаменитого Синь-И-цюань.

    То, что поначалу преподавал Саваи своим ученикам в Японии, было простым повторением Да-Чэн-цюань. Но постепенно мастер пришел к созданию своей собственной школы, существенно отличающейся от прототипа. Тайки-кэн не имеет строгой внешней формы («только так, и не иначе!»), поэтому данное искусство довольно сложно описывать.

    Его наиболее характерные черты заключаются в следующем: ориентация исключительно на прикладное применение (никакого спорта, никакой показухи); очень жесткая манера учебно-тренировочных спаррингов, являющихся основным видом тренинга: полное отсутствие протекторов; проведение тренировок только в естественных природных условиях как летом, так и зимой;. большое внимание к энергетическим упражнениям. И при всем при том та необычная мягкость, в которой скрыта огромная сила.

    По свидетельствам очевидцев, Саваи в возрасте 75 лет легко побеждал 30-летних бойцов. В возрасте 81 года он без малейшего затруднения демонстрировал на тренировках своим ученикам любое движение: удар, захват или толчок. Сам он говорил по поводу возраста следующее: «Когда человек стареет, у него в первую очередь слабеют ноги и поясница. Речь идет не о простой ходьбе. Со слабыми ногами и спиной нет боевого искусства. Для боя нужно сохранять способность мягко и легко передвигаться в любую сторону на полусогнутых ногах, непринужденно реагируя на действия противника»…

    Саваи объяснял: «Надо иметь гибкое мощное тело и надо владеть «ки». Без работы с энергией «ки» вы в 40 лет перестанете прогрессировать как бойцы, в 50 начнете проигрывать в поединках всем, кто моложе вас, а с 60 лет станете просто дряхлеть и превращаться в развалин. Поэтому каждое утро час или два посвящайте «стоянию столбом» в парке или у водоема» (разновидность дыхательно-медитативного упражнения – А.Т.).

    И еще одно любопытное высказывание мастера: «Многие наставники боевых искусств умеют только говорить. Бесполезно, однако, рассказывать ученикам о том, каким ты был раньше. Главное, это твоя способность что-то делать сегодня. Ты имеешь право учить других только тому, что можешь показывать сам. В боевых искусствах главное не слова, а движения, практическая демонстрация». Кстати, начиная с 60-х годов Саваи брал к себе в ученики только тех, кто имел уже 3-4 дан в каратэ Кёкусинкай!

    Среди старых мастеров японского Будо, переживших вторую мировую войну, Саваи стоит особняком. Его взгляды и методы существенно отличаются от тех, кто считает главным «шлифовку» техники, ритуалы и практику ката. А таких в Японии большинство.

    ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ

    (Кулак Великого Предела)

    Это самый известный и популярный в мире стиль китайского ушу.

    Создателя тайцзицюань звали Чэнь Вантин, и происходил он из уезда Вэньсянь провинции Хэ-нань. Чэнь был воином императорской гвардии, но после прихода к власти маньчжурской династии Цин (в 1648 г.) ушел из армии. Будучи мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии.

    За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528 – 1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 имеющихся там связок приемов Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзи-цюань. Он представил новый стиль как сочетание боевых приемов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину искусства ушу. Для этого достаточно было нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзицюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохранился лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.

    Полтора века этот стиль не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799 – 1872) – воистину челог век-легенда. Он происходил из обедневшей семьи в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли, но не учеником, а в качестве слуги в дом Чэнь Чансина (1771 –1853), внука Чэнь Вантина.

    Ян украдкой наблюдал за занятиями хозяина, и через три года рискнул показать ему то, чему научился таким способом. Мастер Чансин и все его родственники были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошел к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.

    После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобрел большое оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни». Ян Цзяньхоу (1839-1917), третий сын мастера, живший одно время вместе с отцом в Пекине и знакомый с запросами широкой публики, продолжил формирование стиля, основав так называемую Среднюю ветвь. Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883 – 1936). Он определял суть занятий тайцзицюань как «тренировки духа», критикуя стили внешней семьи за нерациональный упор на физическую силу и «рваные» движения. Это, по его мнению, истощает внутренние резервы организма.

    Первые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812 – 1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.

    В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861 – 1932). В благодарность за искреннюю, помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создал собственное направление – стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», т.е. сочетания движений назад и вперед, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль получил также название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».

    Последний из крупнейших стилей тайцзицюань – «второй» стиль У – был основан У Цзяньцюанем (1870 – 1943). Его отец Цюань Ю, маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Цзяньхоу, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решил реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.

    Помимо пяти основных стилей тайцзицюань, возникло немало мелких ответвлений, которые в основном брали свое начало от стиля Ян. Следует подчеркнуть: все стили тайцзицюань, хотя и различались по характеру и форме движений, основывались на общих принципах, более того – в своей базе имели одинаковую последовательность движений.

    Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (мастер никогда не обучал более 3 – 4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по «упорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов. В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощенный тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

    В конце 70-х – начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов тайцзицюань была продолжена. Но теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и два стиля У и стиль Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм тайцзицюань, сохранивший все основные черты этих стилей. Этот комплекс более сложен, но он дает большие возможности реализовать основные принципы стиля, в том числе оздоровительный эффект. Не случайно все медицинские исследования эффективности тайцзицюань проводились на группе занимающихся этим комплексом.

    В настоящее время в КНР, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и во всем остальном мире наиболее популярны оздоровительные варианты этой системы. Имеются, однако, и такие школы, где практикуют тайцзи-цюань именно как боевое искусство. Главные различия между тем и другим направлениями заключается не в технике, а в целях и методах тренинга.

    ТАКТИКА РУКОПАШНОГО БОЯ

    Тактика, это совокупность способов и средств ведения боя. Не бывает тактики «вообще», вне конкретной ситуации. Она всегда является результатом взаимодействия трех факторов: намерений и возможностей нападающих, возможностей и намерений обороняющихся, использования обеими сторонами внеших условий и средств (рельефа местности, освещенности, погоды, подручных предметов и т.д.).

    Поединок можно условно разделить на четыре этапа: оценки противниками друг друга, завязки боя, его кульминации и, наконец, выхода из боя. При внезапном нападении этап оценки противника отсутствует, при высоком темпе завязка боя и его кульминация могут сливаться в одно целое.

    Сам бой иной раз занимает всего несколько секунд, в других случаях растягивается на пять или десять минут.

    Но независимо от затрат времени, всякий поединок характеризуется той или иной тактикой. Тактическое мастерство бойца заключается в умении нейтрализовать преимущества противника, обратить в свою пользу его слабости, с максимальной выгодой использовать внешние условия, в полной мере реализовать свои психические, технические и физические возможности. Тактическое мастерство формируется исключительно путем практики, в процессе учебно-тренировочных занятий, моделирующих настоящие драки. Если некто в своей подготовке ограничивается спортивными схватками «по правилам» (пусть даже в жесткий контакт), то он никогда не станет сильным уличным бойцом.

    ТАКЭДА-РЮ

    (Школа семьи Такэда) Такэда-рю является одной из традиционных самурайских школ боевых искусств. Ее «отцом-основателем» был Такэда Нобуторо (1493 – 1573), принадлежавший к знаменитому клану Минамо-то, победившему не менее знаменитый клан Тайра в гражданской войне 1180 – 1185 гг.

    В настоящее время в Японии численность этой школы составляет примерно 10 тысяч человек. С 1959 года школой руководит 44-й «сокэ» Накаму-ра Хисаси (1931 г.р.), прошедший к тому времени десятилетнее обучение у 43-го сокэ, мастера Оба Ичио.

    Школа Такэда-рю включает в себя следующие дисциплины:

    1. Бой саблей (кэн-до и иай-до);

    2. Бой дубинкой (дзё-до);

    3. Бой короткой палочкой (сюги-до);

    4. Бой голыми руками (айки-дзюцу);

    5. Метание острых предметов (сюрикэн-дзюцу).

    ТОМИКИ-РЮ

    Японское боевое искусство, представляющее синтез дзю-до и айки-до. Его создатель – мастер Томики Кэндзи (1900 г.р.). Он изучал дзю-до с десятилетнего возраста, причем с 1922 года проходил обучение в Кодокане, непосредственно у Кано Дзигрро. А с 1930 года, по рекомендации Кано, изучал айки-дзюцу под руководством мастера Уэсиба Морихэя.

    В 1934 – 40 гг. Томики находился в Маньчжурии. Вернувшись в Японию, он в 1940 году продемонстрировал в Кодокане разработанную им систему. Но название «Томики-рю» он дал ей только через 20 лет. В 1945 году мастер Томики снова уехал в Маньчжурию и оказался в советском плену. На родину он смог вернуться лишь три года спустя.

    Наиболее примечательной особенностью его стиля является оригинальная форма соревнований, складывающихся из следующих разделов:

    – Рандори-кёги: вольный бой с безоружным противником;

    – Нинидори: вольный бой с двумя безоружными противниками;

    – Танто-дори: вольный бой с противником, вооруженным кинжалом;

    – Ката: упражнения в паре с партнером.

    Стиль Томики-рю популярен, кроме Японии, в США (глава стиля в этой стране Когурэ Хирао-ки), в Великобритани (Эхара Тэцу) и во Франции (Цучия Сатору).

    ТОСЮ-КАКУТО

    Японское боевое искусство, разработанное для армии в 1952 году мастером Чиба Санею. Представляет синтез приемов айки-дзюцу, каратэ и кэнпо. Тренировки по системе тосю-какуто включают поединки в жесткий контакт, с использованием при этом перчаток, нагрудника и шлема с металлической решеткой, прикрывающей от ударов лицо.

    ТРОСТЬ

    Трость, то есть палка длиной в один метр (плюс-минус до десяти сантиметров), используемая для опоры при ходьбе, применялась в качестве оружия с глубокой древности. Поединки на палках примерно такой длины изображены на рельефах в египетских гробницах, построенных за тысячу лет до нашей эры. Известно, что римские гладиаторы отрабатывали приемы боя с тростью. В государстве франков император Карл Великий (правил в 768 – 814 гг.) разрешил устраивать дуэли только с тростью в руках.

    В Средние Века тростью и шестом вооружались крестьяне, пастухи, паломники-богомольцы, подмастерья в цехах ремесленников, наконец, слуги. В XVII – XVIII веках тяжелой тростью наводили порядок полицейские почти во всех странах Европы. Популярность искусства владения тростью в течение всего XIX века и первой четверти XX была связана с тем, что она являлась обязательным атрибутом, дополнявшим костюм большинства горожан. В те времена во многих европейских странах, особенно во Франции, Италии, Англии каждый уважающий себя светский мужчина учился владеть тростью как оружием. Этому искусству обучали тогда учителя фехтования и бокса, совмещавшие обычно обе роли в одном лице.

    В 70-ые годы XX века работа с тростью возродилась как спорт. Теперь она является безопасным инструментом, поскольку при стандартной длине в 95 сантиметров весит всего лишь 125 грамм. Наиболее популярна работа с тростью во Франции, где существуют почти 100 клубов поклонников данного единоборства, объединяющие более двух тысяч человек. Аналогичные клубы имеются в Италии, Бельгии и США.

    Спортивные поединки имеют продолжительность две минуты каждый. За это время надо как можно большее число раз прикоснуться концом своей трости к голове, торсу, ногам противника, используя колющие и секущие удары. Соответственно, необходимо избегать прикосновений трости противника с помощью маневрирования на площадке,, а также посредством отбивов и подставок своей тростью. Участники соревнований одевают защитные шлемы и нагрудники, аналогичные фехтовальным. В сочетании с малым весом трости и тем, что оба ее конца тупые, поединки спортивной тростью абсолютно безопасны.

    Практика работы с тростью развивает такие качества, как подвижность, быстроту реакций и движений, гибкость, координированность, выносливость, хладнокровие, тактическое мышление. Разумеется, в случае необходимости мастер сможет эффективно применить трость в соответствии с ее первоначальной ролью боевого средства. Но для этого ему придется взять в руки палку намного тяжелее спортивного аналога.

    Обучение работе с шестом считается дополнительным по отношению к трости. Длина спортивного шеста 135 сантиметров, вес от 350 до 450 грамм. Его держат двумя руками. Защитная одежда дополняется еще и сапогами. Удары шес-,.:-! значительно более мощные, чем тростью, поэтому здесь нужен постояный контроль за своими действиями. Иначе неизбежны серьезные травмы во время учебно-тренировочных, а тем более соревновательных поединков.

    ТЭНСИН-СЁДЭН-КАТОРИ-СИНТО-РЮ

    Это традиционная самурайская школа боевых искусств. Ее основал Иидзаса Иэнао-Чойсай (1387 – 1488). Общепризнанно, что она является одной из наиболее старых и самой значительной школой в истории боевых искусств Японии. B 1961 году ее даже официально объявили «национальным достоянием».

    Школа Тэнсин-сёдэн-катори-синто-рю оказала заметное влияние на общую эволюцию японских боевых искусств феодальной эпохи и явилась источником появления нескольких других школ, в частности Синкагэ-рю и Синдо-Мусо-рю.

    В этой школе изучают десять дисциплин: Бо-дзюцу (работу с шестом), Дзю-дзюцу (рукопашный бой), Иай-дзюцу (искусство молниеносного выхватывания сабли), Кэн-дзюцу (искусство фехтования), Нагината-дзюцу (работу с копьем), Сэйдзё-дзюцу (работу с короткой палкой), Сюри-кэн-дзюцу (метание острых предметов), Чикудзё-дзюцу (работу с ладонной палочкой).

    «Чтобы стать членом школы Катори, надо пройти очень строгий отбор. Кандидат должен не только иметь безупречнуюб репутацию, но и заручиться рекомендацией одного из уважаемых сэн-сеев. Будучи принятым, новичок проходит церемонию посвящения. Во время ее он подписывает своей кровью письменное'обязательство следовать воинской традиции Катори-Синто-рю и всегда соблюдать заповеди этой древней школы…

    Новичок обязуется также продолжать тренировки до самой смерти» (из интервью Отакэ Ри-цукэ).

    Наиболее известными нынешними представителями данной школы являются Отакэ Рицукэ (1926 г.р.), Мочидзуки.Минору (1907 г.р.) и Су-гино Ёсио.

    ТЭССЕН-ДЗЮЦУ (Искусство боевого веера)

    Согласно легенде, это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159 – 1189). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого, наряду с сумо, кю-до и ябусамэ (стрельбы из лука с лошади по бегущей собаке).

    Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву.

    ТЭДЙИНГ

    Комплекс бирманских боевых искусств. Он включает в себя Бандо (мягкий вариант кулачного боя); Летхвэй (жесткий кулачный бой спортивного типа, очень похожий на тайский бокс); Набан (силовую борьбу); Баншай (работу с традиционными видами бирманского оружия).

    ТХЭКВОНДО

    (Путь ноги и кулака)

    1.

    Тхэквондо является одним из видом корейских единоборств. Наиболее популярен во всем мире спортивный вариант этой системы, хотя существует и боевая ее разновидность. В странах Запада обычно употребляют термин «таэквондо», но в русской транскрипции более правильным считается «тхэквондо» (точно так же надо говорить «тхэккён», а не «таэкион», «даосизм», а не «тао1-изм» и т.д.).

    В 1910 – 45 годах Корея была колонией Японии. Колониальный режим выражался, в частности, в целенаправленном подавлении национальных элементов во всех сферах культуры – от поэзии и содержания школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики, составляющей сокровенную суть любой традиционной школы. Поэтому когда в. Корее после освобождения от господства японцев началось национальное возрождение, в появлявшихся одна за другой школах преподавали уже только голую технику рукопашного боя.

    Как известно, Корея оказалась разделенной на два государства: КНДР на Севере и Республику Корея на Юге. Но и там и там установлись репрессивные диктаторские режимы. А тоталитарные режимы всегда и везде не терпят инакомыслия, духовной независимости. Поэтому власти Севера и Юга оказались едины в своем стремлении окончательно пресечь эзотерическую традицию боевых искусств, выхолостить до конца их духовное содержание и превратить в спортивный вид, пригодный для массового физического воспитания. Именно по этой причине в Южной Корее периодически преследовали мастеров хапкидо, кук-сульвон, тхэккён, тансудо, субак и других видов, не вписывавшихся в официальную политику государства. А на Севере (в КНДР) их просто запретили раз и навсегда.

    В 1950 году руководители 9-и «новых» школ, возникших после окончания японской оккупации, объединились для создания единого унифицированного стиля. Это были следующие школы: Ёнмуг-кван, Кандог-кван, Мудог-кван, Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чидог-кван, Чханмуг-кван, Чхондог-кван («кван» по-корейски значит «дворец»). Работу по кодификации нового стиля возглавил 32-х летний генерал-лейтенант Чхве Хон Хи (в западной транскрипции Чой Хонг Хи), руководитель Одог-квана. Поэтому именно его обычно называют «отцом» тхэквондо. Данный термин был введен в употребление с 1955 года, когда генерал Чхве объявил, что унифицированный стиль – «корейское национальное боевое искусство тхэквондо» – создан.

    В 1961 году Чхве Хон Хи возглавил созданную им Корейскую Ассоциацию Тхэквондо, а в 1966 он учредил в Сеуле Международную Федерацию Тхэквондо (ИТФ). Но спустя 6 лет, когда генерал Пак Чжон Хи в третий раз стал президентом Южной Кореи, подтасовав для этого результаты выборов, генерал Чхве в знак протеста уехал в Канаду (в город Торонто) и перевел туда же штаб-квартиру созданной им международной организации. На следующий год, в 1973-м. в Южной Корее создали Всемирную Федерацию Тхэквондо (ВТФ), которую возглавил Ким Ун Ён. Чтобы подчеркнуть разницу между ИТФ и ВТФ, последняя даже разработала новые комплексы формальных упражнений («пхумсэ»). В Южной Корее начался процесс перехода тхэквондистов из ИТФ в лоно ВТФ. Особенно широкие масштабы он принял после 1984 года, когда стало ясно, что на Олимпийских Играх соревнования будут проводить по правилам ВТФ. Ну, а генералу Чхве и его федерации из-за потери кадров и экономической слабости пришлось идти на поклон к властям Северной Кореи.

    Сейчас ВТФ имеет филиалы в 118 странах мира, в том числе в странах СНГ и Восточной Европы. Она насчитывает в своих рядах около 25 миллионов спортсменов, в том числе более полутора миллиона в самой Республике Корея. ИТФ имеет намного более скромные показатели, ее основной «плацдарм» – это КНДР. В остальном мире численность последователей генерала Чхве не идет ни в какое сравнение со сторонниками Ким Ун Ёна. Штаб-квартира ВТФ находится в Сеуле, в огромном центре, известном под названием Куккивон. Кроме того, несколько лет назад появилась еще одна международная организация: Глобальная Федерация Тхэквондо, сведения о которой пока что скудны и противоречивы.

    В тхэквондо торжествует идея, согласно которой все существовавшие в прошлом корейские боевые искусства считаются ступенями его развития. Данная идея абсолютно не соответствует историческим фактам, хотя ни один корейский деятель тхэквондо в этом никогда не признается. Да и сам термин, означающий «Путь ноги и кулака», раньше не употреблялся. Он аналогичен русскому термину «рукопашный бой», то есть чрезвычайно широк по своему содержанию. И это не случайно. Именно предельно широкое содержание термина позволяет (когда это нужно либо выгодно) относить к нему любой вид корейских боевых искусств, если только там использовали удары ногами или кулаками.

    2.

    Открытие Куккивона, произошедшее 30 ноября 1972 г., окончательно завершило процесс объединения школ тхэквондо, ибо был создан единый учебный центр, решающий следующие пять основных задач:

    1. Официальное присвоение данов и выдачу сертификатов как студентам Куккивона, так и представителям национальных ассоциаций, входящих в состав ВТФ;

    2. Подготовку инструкторов и популяризацию тхэквондо во всем мире;

    3. Исследование и развитие техники тхэквондо;

    4. Ведение хроники рекордов тхэквондо, издание учебников и учебных пособий, выпуск учебно-методических видеофильмов;

    5. Техническую помощь всем организациям, связанным с тхэквондо ВТФ.

    Общая площадь первого этажа Куккивона составляет 10 тысяч квадратных метров. Помимо главного зала для тренировок, соревнований и экзаменов на присвоение данов, в комплекс Куккивона входят лекционные и тренажерные залы, поликлиника, кафетерий и прочие необходимые помещения.

    В Куккивоне также находятся Штаб-квартира и секретариат ВТФ, и Академия Тхэквондо, отвечающая за научные исследования в этой области и тренировку инструкторов. Зал Куккивона снабжен современным техническим обрудованием, позволяющим проводить соревнования и учебный процесс на самом высоком уровне, он насчитывает 1800 мест для зрителей, В этом комплексе стоимостью более миллиона американских долларов проходили Первый и Второй Всемирные чемпионаты, Первое Азиатское первенство по тхэквондо, корейские общенациональные первенства, международные семинары судей и инструкторов, многочисленные демонстрационные и показательные выступления.

    Присвоение степеней «дан» находится исключительно в компетенции Куккивона. Тот, кто хочет пройти в Куккивоне экзамен на присвоение первого или получение более высокого дана, должен представить рекомендацию мастера, имеющего квалификацию не ниже 4-го дана, который полностью отвечает за готовность своего «протеже» к экзамену. Но прежде, чем обратиться непосредственно в Куккивон, соискатель дана должен пройти практический тест в любом додзё или клубе перед своим инструктором, либо перед местной аттестационной комиссией.

    Следует отметить некоторые особенности аттестации детей и подростков в возрасте до 15-ти лет. Хотя начинать свои занятия тхэквондо дети могут в любом возрасте, к первой аттестации они допускаются не ранее достижения десяти лет. После сдачи соответствующего практического теста ребятам этой возрастной групы присваиваются не даны, а пхумы – с 1-го по 3-й.

    После 15-ти лет эти пхумы (снова подтвержденные соответствующими тестами), могут быть заменены на взрослые даны – также с 1-го по 3-й, но пока этот возрастной рубеж не пройден, цвет пояса ученика, имеющего пхум, не целиком черный, а черно-красный. Даны же, начиная с 4-го, могут присваиваться только тем, кому уже исполнилось 18 лет. Ведь для овладения любой ступенью мастерства в тхэквондо требуется не только опыт, но и определенный стаж занятий, который также регламентируется правилами Кук-кивона. Так, для получения 1-го пхума он должен составлять не менее года.

    Благодаря такой системе Куккивон добился того, что обладатели высоких данов являются зрелыми людьми, прошедшими долгий путь в тхэквондо, способными сделать весомый вклад в его дальнейшее развитие. Так, начиная с б-го дана кандидаты, подавшие заявления на прохождение квалификационных тестов, должны представлять еще и письменные разработки, посвященные одной из следующих тем: развитие техники тхэквондо; философия тхэквондо; методика обучения на ос– нове личного опыта; принципы организационного построения; история тхэквондо. Посмотрите внимательно на таблицу и вы увидите, что сдающий экзамен на 6-й дан должен заниматься тхэквондо, как минимум, 15 лет. Поэтому то, что многим из обладателей 6-го – 7-го данов еще нет сорока, свидетельствует, что они начали заниматься с детства и посвятили тхэквондо всю свою сознательную жизнь.

    С 1-го июля 1988 г. Куккивон начал составление компьютерного архива, куда вносятся сведения о всех лицах, имеющих пхумы или даны, а сертификаты стали выдавать их владельцам на компьютерных бланках, выполненных из специальной виниловой бумаги, предохраняющей от быстрого износа. Все это свидетельствует, насколько серьезно и ответственно подходит Куккивон к присвоению степеней «дан».

    Дан Требуемый минимальный стаж занятий

    1-й дан 1 год

    От 1-го до 2-го дана 1 год

    От 2-го до 3-го дана 2 года

    От 3-го до 4-го 3 года

    От 4-го до 5-го 4 года

    От 5-го до 6-го 5 лет

    От 6-го до 7-го 6 лет

    От 7-го до 8-го 7 лет

    От 8-го до 9-го 8 лет

    Куккивон стремится к тому, чтобы все желающие из числа проживающих за рубежом обладателей данов могли проходить программу специального тренинга на земле исторической родины тхэквондо. Для этого лишь необходимо заблаговременно письменно обратиться в Куккивон,, указав дату своего приезда, предполагаемую продолжительность пребывания, основной предмет тренинга, число тренировок и т.п. На основании этой заявки в Куккивоне составят индивидуальную или групповую программу занятий, найдут для них соответствующее помещение, предоставят инструкторов.

    3.

    В начале пути, до приобретения первого дана, ученик проходит десять вступительных «шагов» – кып. По мере освоения очередного «кып» меняется цвет пояса ученика. И если первый пояс ученика белый (что символизирует чистоту помыслов), то затем его последовательно сменяют желтый, синий и красный. За это время обучающийся постигает базовую технику (сначала обыкновенные удары, затем удары в прыжке) и осваивает принятые в тхэквондо ритуалы (учится правильно носить форму, завязывать пояс, приветствовать старших и т.д.). Черный пояс, цвет которого обозначает достоинство, носят мастера от первого дана и выше.

    Аттестация на очередную степень «дан» включает три основных элемента. Во-первых, проводится спарринг (кёруги) между кандидатом и обладателем того дана, на который он претендует. Во-вторых, по желанию аттестационной комиссии, спарринг может дополняться «кёкпха» – упражнениями на разбивание деревянных дощечек, черепицы и т.п., демонстрирующими удары такой силы, которую невозможно применить против людей без серьезного риска для них. Но главный элемент всех программ – это «пхумсэ». Это комплексы формальных упражнений, похожие на японские ката, в которых наиболее точно и ясно раскрывается техника различной сложности. Всего насчитывается 11 типов пхумсэ: Тхэгык, Пхальгвэ, Коре, Кымган, Тхэбэк, Пхёнвон, Сип-джин, Читхэ, Чхонквон, Хансу и Ирё. Но поскольку комплексы Тхэгык и Пхальгвэ, используемые для тестирования на ранних уровнях, подразделяются каждый на 8 составных частей, своего рода минипхумсэ, общее число пхумсэ составляет 25. Они различаются не только по сложности, но и по числу движений – от 19-ти до 35-ти.

    Все их названия имеют глубокий смысл и являются, в основном, древними или буддийскими, а рисунок движений в этих комплексах таков, что при их выполнении на полу как бы выписывается символ, сходный с названием соответствующего пхумсэ. Так например, все восемь комплексов пхумсэ Тхэгык, что значит «Великий Предел», имеют начертание иероглифа «ван», что значит «король» или «правитель». Слово «Кымган» означает «Алмазные Горы», самое живописное место в Корее, и в то же время «сильный» или «несломимый», а схема движений этого пхумэ образует иероглиф «гора» Наивысшее пхумсэ Ирё имеет вид буддийской свастики и означает «единство» или «единая сущность». Проходящий аттестацию выполняет одно пхумсэ, входящее в обязательную программу аттестации на данный уровень, и одно по выбору судей из числа освоенных на предыдущей ступени.

    Спарринг в тхэквондо (кёруги) проходит на площадке 8x8 метров в три трехминутных раунда. Перерыв между раундами – 60 сек. Оба соперника имеют электронные жилеты, с помощью которых фиксируются попадания в лицо и среднюю часть тела, а также специально разработанные ВТФ протекторы, состоящие из шлема, «ракушки», прикрывающей пах, наплечников, наколенников и доспеха «хогу», прикрывающего грудь и бока. Оценка ведется как по сумме очков, так и по нокдаунам. Удары разрешаются только в защищенные места, причем любые удары ниже пояса и атака кулаком в лицо не рекомендуются, равно как и атака упавшего соперника. За броски, толчки и атаки коленями делаются предупреждения. Запрещены все виды захватов. При подсчете очков удар ногой всегда имеет первенство над ударом рукой, агрессивное поведение над оборонительным, атака ногой лица над атакой корпуса, а удар в прыжке над ударом из обыкновенной стойки.

    Руководители направлений тхэквондо, мало связанных или вовсе не связанных с ВТФ, такие, например, как Джун Ри, впервые в 1973 г. применивший протекторы, или очень популярный в США мастер Хи Иль Чо, открыто критикуют ВТФ за оспортивленный характер соревнований и тренинга, утверждая, что Ким Ун Ён выбросил из слова «тхэквондо» последний слог, низвел его до уровня чисто спортивного единоборства. Сам Хи Иль Чо пропагандирует более реальный стиль, известный советским зрителям по фильму «Лучшие из лучших», в котором он снялся в роли главного тренера корейской сборной по тхэквондо, а его ученики в ролях членов этой команды.

    Техника работы с оружием в тхэквондо отсутствует. В отличие от китайского ушу или японского кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием. Поэтому единственными предметами, которыми пользуются, являются протекторы.

    Тхэквондо ИТФ, особенно в КНДР, практикуется в основном как чисто боевое искусство. Такой акцент обусловлен политикой. Власти Северной Кореи превратили страну в нечто среднее между казармой и концлагерем, где главное занятие молодежи – подготовка к войне с «буржуазным Югом» и «мировым империализмом».







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх