• ФЕХТОВАНИЕ
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • ФРАНКОМБА, или ФРАНЦУЗСКОЕ ВОИНСКОЕ ИСКУССТВО
  • ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС
  • ФУДОКАН (Несокрушимый дом)
  • ФУЛЛ-КОНТАКТ КАРАТЭ
  • Ф

    ФЕХТОВАНИЕ

    1.

    Это бой с «холодным» оружием в руках. Говоря словами великого французского драматурга Мольера (1622 – 1673), «фехтование является искусством наносить удары, не получая их самому».

    Фехтовальное искусство неоднократно возникало там и тогда, где и когда совпадали два условия: а) распространялось легкое оружие, владение которым требовало не столько силы, сколько ловкости и отработанных приемов боя; б) появлялись профессиональные воины, уделявшие много времени упражнениям с таким оружием.

    Впервые фехтование как искусство владения палкой, легким копьем, коротким мечом зародилось в Египте и в Ассирии более чем за тысячу лет до нашей эры. Оттуда оно распространилось в Элладу и в Персию. В древнем Риме фехтование как искусство меча появилось только в конце эпохи республики, в гладиаторских школах. В Средние Века фехтование мечом относилось к числу «благородных"' рыцарских искусств.

    В период европейского Возрождения (XV – XVI века) боевое фехтование стало включать в себя удары и подножки ногами, удары, толчки и захваты свободной рукой, болевые приемы на суставы с целью обезоруживания. Обучали таким приемам те же самые люди, которые преподавали фехтование. Появились профессиональные учителя фехтования и борьбы. В соответствии с цеховыми традициями они объединялись в корпоративные организации, так называемые «братства» (например, Братство святого Марка во Франкфурте-на-Майне в 1487 году). Позже возникли союзы странствующих фехтовальщиков, обучавших своему искусству за деньги на ярмарках. Кроме того, существовала своеобразная социальная группа «браво» (или «эскримеро») – профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, охранников, а также учителей фехтования. С XV века фехтование стало обязательным учебным предметом в итальянских университетах, с XVI – в немецких, с XVII во французских, с XVIII в русских учебных заведениях (Указ Петра Великого об изучении «рапир-ной науки»).

    Первый трактат по фехтованию был издан в Милане в 1410 году. Его автором являлся некий Де Либери. Второй такой трактат написал немецкий мастер Ганс Талгофер, опубликовавший его в 1443 году. Третий появился во Франции (в городе Перпиньяне) в 1474 году. Он принадлежал перу Понса де Майорка. Первый оригинальный учебник фехтования на русском языке был издан только четыре столетия спустя. Его выпустил в 1852 году русский учитель фехтования И.Е. Сивербрик.

    2.

    В XV веке лидирующее положение в Европе заняли испанские мастера клинка. Этому способствовало производство знаменитых толедских клинков (сочетавших легкость с прочностью) и широкое распространение дуэльных поединков в Испании того времени. Боевая стойка испанских бойцов была своеобразной: левая нога впереди, шпага в правой руке использовалась только как наступательное оружие, а кинжал или плащ в левой руке – для обороны. Этот стиль получил название «эспада-и-дага» (т.е. шпага и кинжал). Позже он повлиял на филиппинский стиль боя на палках, получивший аналогичное название.

    В середине XVI века центром фехтовального искусства в Европе стала Италия. В 1517 г. Акиле Мароццо подробно описал принципы фехтования. Применявшиеся вначале только как защитные средства дага и кинжал стали нести функции нападения. Существенное значение для развития фехтовального искусства имело утверждение 7 защит (1560). Эти 7 защит, так же .как и 8-я, введенная во Франции 200 лет спустя, схожи с современным рапирными защитами. Широкая боевая стойка, работа выпрямленной вперед вооруженной руки за счет локтевого сустава, рекомендация фиксировать пальцы и лучезапястный сустав, чему способствует специальное устройство так называемой «итальянской» рукоятки, устремленные вперед позиции и защиты, силовая манера ведения боя – отличительные черты итальянской школы фехтования.

    До XVII века совместно развивались 2 вида фехтования: дуэльное и спортивное. Последнее более широко развивалось во Франции. После французов дагу, кинжал и плащ перестали использовать в фехтовальном бою итальянцы (1610). С этого момента спортивное фехтование стало развиваться самостоятельно.

    В конце XVII в. во Франции синтезируется испанская и итальянская школы, закладываются основы нового направления – французской школы. Французы облегчили и укоротили шпагу, а позже ввели маску для предохранения лица от ранений на тренировках. Это позволило усложнить технику приемов и увеличить быстроту их выполнения. Боевая стойка сделалась более узкой, что обеспечило маневренность на поле боя, в управлении оружием главную роль стали играть пальцы и лучезапястный сустав. Французское фехтование, занесенное наполеоновскими войсками на север Италии, создало предпосылки к модернизации старой итальянской школы.

    3.

    В европейском боевом фехтовании сложились следующие формы тренинга:

    а) упражнения без партнера, которые в основном применяются в начальном периоде обучения с целью установления и совершенствования основных фехтовальных положений и движений. Упражнения без противника представляют собой как бы специфическую «гимнатику фехтовальщика», которая в последующем включается в каждое занятие как специальная разминка;

    б) упражнения на подсобных снарядах (чучела, мишени) вырабатывают умение определять дистанцию до цели и дают возможность привыкнуть к мышечным ощущениям при ее поражении. Кроме того, применение чучела и мишени с вмонтированным в них оружием позволяют совершенствовать школьную технику многих фехтовальных приемов;

    в) Особо важное значение в подготовке бойцов имеют упражнения с преподавателем, или так называемый «индивидуальный урок».

    Его назначение – специальная тактическая и техническая подготовка фехтовальщика к ведению боя с различными противниками и шлифовка стабильной техники с учетом индивидуальных особенностей ученика. Эти упражнения могут иметь техническую (упражнения по заказу) и тактическую направленность, осуществляемую по преимуществу в «немом» уроке, где учитель своими действиями создает условия для применения того или иного целесообразного приема. Объем и сложность приемов зависят от степени подготовленности ученика. Как правило, «немой» урок перерастает в учебный вольный бой, где преподаватель ведет себя как активный, но несколько наивный противник. Он делает умышленные ошибки, которые должны быть использованы учеником, и, наоборот, в случае ошибки последнего тренер наносит ему укол или удар. Только правильное сочетание всех указанных видов упражнений приносит успех в подготовке высококвали фицированного фехтовальщика.

    Искусного фехтовальщика всегда отличали от серой массы следующие качества:

    – активный стиль ведения боя;

    – гибкая тактика боя, включавшая различные уловки;

    – владение не одним, а несколькими «коронными» приемами;

    – дополнительное владение техникой борьбы и кулачного боя;

    – хорошая физическая форма.

    ФРАНКОМБА, или

    ФРАНЦУЗСКОЕ ВОИНСКОЕ ИСКУССТВО

    «Новая система боя для нового человека» – так Ассоциация французского воинского искусства называет свой метод контактного поединка. Он создан на основе приемов боя, использовавшихся французскими рыцарями, крестьянами и горожанами в прошлом. Иными словами, это рукопашная схватка, включающая как удары, так и приемы борьбы. Отдельным разделом изучаются приемы владения тростью и шестом.

    Униформа членов Ассоциации состоит из черных брюк и белой блузы. Поединки проводятся с использованием нагрудников и защитных шлемов, но без перчаток. Руководителем движения за возврат к отечественным традициям в области боевых искусств является Дидье Биже.

    ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС

    В 1830 году Шарль Лекур, один из мастеров савата (см. статью), занимавшийся еще и фехтованием, а также английским боксом, решил создать собственную систему единоборства. Главная его идея заключалась в соединении «французской ноги» (т.е. савата) с «английским кулаком» (боксом в перчатках). Он надеялся, что посредством такого синтеза устранит определенную ущербность бокса (ведь ноги играют важную роль в рукопашном бою) и в то же время смягчит жестокость классического савата использованием перчаток и правилами спортивного поединка.

    С этой целью он отправился в Лондон, где прошел курс обучения в боксерской школе вместе со своим младшим братом Губертом и двумя приглашенными из провинции преподавателями савата. Именно там, в. Англии, он поначалу и шлифовал свою систему. Во Франции массовое распространение «французского бокса» (так назвал Ш. Лекур свое детище) началось лишь в 50-ые годы. В числе известных мастеров, популярных во Франции 60-х –90-х годов XIX века, называют имена Луи Виньерона, Луи Лебуше, Эжена Ме-ньера, Жана-Жозефа Рено, Андрэ Эмиля и ряда других.

    Но самым знаменитым деятелем французского бокса был, несомненно, Жозеф Шарлемон (1839 – 1929). Именно он окончательно завершил работу по созданию французского бокса, начатую Ш. Леку ром. В частности, Шарлемон использовал технику шоссона, более мягкого варианта боя ногами, чем сават.

    После Первой мировой войны популярность французского бокса стала неуклонно снижаться. Как спорт, он уступал английскому боксу (и по зрелищности, и по эффективности), а как боевое искусство уличной самозащиты был значительно слабее классического савата. Трудно сказать, чем бы все кончилось, но мода на восточные единоборства (особенно мода на каратэ и тхэквондо) вызвала во Франции ответную реакцию увлечения собственным наследием. В настоящее время существуют национальная и международная федерации французского бокса, регулярно проводятся чемпионаты Франции и Европы.

    В странах СНГ французский бокс получил некоторое развитие на Украине и в Санкт-Петербурге. Среди отечественных боксеров есть даже призеры открытых чемпионатов Франции.

    ФУДОКАН

    (Несокрушимый дом)

    Современный стиль каратэ, созданный в 1980 году югославским мастером Ильей Йоргой (1940 г.р.). Йорга занимался каратэ с 20 лет, первые 7 лет у мастера Мураками Тэцуо, а затем у Касэ Тайдзи. Черный пояс получил в 1967 году, на следующий год впервые стал чемпионом своей страны. В настоящее время Илья Йорга – 15-кратный чемпион Югославии и 3-х-кратный чемпион Европы (один раз в кумитэ и два раза в ката). В 1977 году на чемпионате мира в Токио (по правилам ВУКО) он занял третьи места в кумитэ и в ката.

    Свой стиль он создал из-за неудовлетворенности слишком условным характером бесконтактных поединков. Иорга подчеркивает, что Фудокан – это традиционное каратэ, в котором кихон, ката и кумитэ играют одинаково важную роль. В поединках выше всего ценится победа одним решающим ударом (в соответствии со старинным принципом «иккэн хиссацу – одним ударом наповал»). Техника данного стиля включает элементы из Сётокан-рю, Годзю-рю и Сито-рю. Она сгруппирована в ката Мэйкё (3 ката), Тайдзи (3 ката), Тэкки (3 ката), Санчин, Канку, Хэйан и некоторые другие. Часть ката Йорга создал заново на основе элементов из классических ката упомянутых стилей.

    Его стилевая федерация Фудокан входит в со-стаз Международной федерации традиционного каратэ-до, возглавляемой мастером Нисияма Хи-дэтака (9-й дан). В СНГ наиболее видным представителем стиля Фудокан является Петр Калинин (Минск), имеющий 3-й дан и возглавляющий федерацию традиционного каратэ-до Республики Беларусь.

    ФУЛЛ-КОНТАКТ КАРАТЭ

    Это разновидность спортивного каратэ, официально появившаяся в США в 1972 году, но фактически намного раньше. Как указывает сам термин, речь идет об обмене ударами в полную силу по всему телу, от головы до пяток.

    Чтобы понять обстоятельства, которые побудили американцев создать данное направление, надо учесть, что американское каратэ берет свое начало не в Японии, а на Окинаве и Гавайях. Даже сам этот термин (фулл-контакт каратэ) впервые появился не в США. Его ввел в употребление еще в 50-ые годы мастер Накамура Сигэру, создатель Окинава-кэнпо-каратэ. Вспоминая свою учебу на этом острове, 12-кратный чемпион мира по фулл-контакту Джо Льюис говорит:

    «Надобно знать, что поединки в окинавском кэнпо происходят без всяких протекторов, и длятся до тех пор, пока один из бойцов не получит нокаут!»

    На Гавайях, после того как там потрудились известные окинавские мастера Ябу Кэнцу в 1927 году, Хигаонна Камэсукэ и Муцу Дзуйхо в 1933, Мияги Чодзюн в 1934, после тренерской работы Митосэ Джеймса-Масаёси в 1942 – 1953 гг., тоже утвердился обычай сходиться только в жестких полноконтактных поединках.

    Вот почему на американском континенте с самого начала все соревнования по каратэ проводились либо с ударами в полную силу, либо в весьма ощутимый «полуконтакт». Бесконтактные схватки здесь никого не интересовали. Правда, в отличие от Окинавы, американцы довольно широко использовали разнообразные протекторы.

    Любопытны воспоминания одного из прежних чемпионов фулл-контакта Боба Уолла: «В 1967 году я участвовал в большом турнире каратэ в Канзас-сити. Его организовал Джим Харрисон, очень суровый тип, прославившийся своими жестокими нокаутами. Если во время боя он слышал хруст сломанной им кости противника, то не останавливался, а продолжал топтать его как бешеный. Можете представить, как проходили поединки в этом турнире! Никаких протекторов, никаких остановок боя из-за того, что кому-то разбили нос или бровь. Схватка продолжалась до тех пор, пока один не падал… Так что, когда мне говорят, будто фулл-контакт каратэ началось лишь через пять лет после того турнира, меня разбирает смех»…

    Важную роль в становлении фулл-контакт каратэ сыграл менеджер из Нью-Йорка Аарон Бэнкс. Он в 1968 году создал первую международную федерацию профессионального каратэ (В.П.К.О.) и организовал первый чемпионат мира по каратэ для профессионалов. Все поединки на этом турнире происходили в жесткий контакт, а победитель получал не только медаль, но и кое-что более существенное. Именно благодаря этому человеку смогли прославиться и разбогатеть такие бойцы как Майк Стоун, Чак Норрис, Джо Льюис, Билл Уоллес, Кейт Витали, Джефф Смит, Гленн Киней, Ал Дакаскос, Ларри Карнах-эн и целый ряд других.

    О Джо Льюисе следует сказать отдельно. Он родился в 1944 году в городке Рэлей (штат Северная Каролина). Его родители были преподавателями колледжа, и имели ферму, где ему с ранних лет пришлось вкалывать по шесть месяцев в году. Отец будущего чемпиона не признавал никаких технических приспособлений, все работы производились вручную. Как вспоминает сам Джо, «к 14 годам я осознал абсолютную необходимость развития телесной мощи. Я начал выполнять интенсивную программу силовых упражнений, и решил, что стану профессиональным борцом».

    Каратэ Льюис занялся только в 20 лет, когда проходил службу на Окинаве в американской морской пехоте. Его первым учителем стал Сима-буку Эйдзо (стиль Сёрин-рю). Вторым – Оята Сэю (Рюкю-кэнпо-каратэ), а третьим Киндзо Чинсаку (Чубу-Сёрин-рю). Этот третий учитель присвоил Льюису степень 1-й дан всего после шести месяцев занятий! Немного позже и Симабу-ку предложил молодому американцу сдать экзамен на 3-й дан!

    Позже Льюис вспоминал: «Мои физические данные и моя агрессивность позволяли мне очень быстро прогрессировать в умении вести поединок. Что касается техники, то я выучил 18 ката без оружия и 6 ката с оружием. Мое желание чего-то' достичь было невероятным, и оно непрестанно усиливалось. Я тренировался по 5 часов ежедневно, тогда как большинство других не чаще двух раз в неделю. Через полтора года тренинга я начал посещать одно окинавское додзё за другим. Чтобы драться, еще и еще…

    Окинавские школы лучшие в мире. У меня не было там никаких проблем с получением черного пояса. А когда я вернулся в Штаты, то обнаружил, что имею большое преимущество над соперниками, не прошедшими столь жесткой школы как я»…

    Вернувшись в 1966 году домой, Льюис принял вскоре участие в национальном чемпионате каратэ и стал его победителем. Комментаторы отметили поразившую их крайне жесткую манеру ведения боя и ничем не прикрытую агрессивность молодого чемпиона. Позже его неоднократно дисквалифицировали за то, что он нокаутировал своих противников, пренебрегая требованиями «контролировать» удары, проводить их в «полуконтакт». Льюису не оставалось ничего иного, кроме как перейти в профессионалы, где подобных ограничений не существовало. 14 сентября 1974 года, в возрасте 30 лет, он стал в Лос-Анджелесе первым чемпионом мира по фулл-контакт каратэ в тяжелом весе среди профессионалов, и затем ежегодно снова и снова подтверждал этот титул вплоть до 1985 года. Ничего подобного не удалось достичь ни одному бойцу в мире. Вот почему Джо Льюис вполне заслуженно считается величайшим турнирным бойцом всех времен!

    Другая живая легенда фулл-контакт каратэ, это Бенни Уркидес, по кличке «реактивный». Его учителями были Эд Паркер (кэнпо-каратэ), Роберт Чакон (английский бокс) и Кубота Такаюки (каратэ Госоку-рю). Черный пояс Бенни получил в возрасте 14 лет. Его звезда взошла в 1977 году, когда он впервые стал чемпионом мира по версии В.К.А. С тех пор он одержал свыше 200 побед в различных турнирах по правилам полного контакта.

    Надо назвать еще двух легендарных бойцов: это американец Билл Уоллес (1945 г.р.) и канадец Жан-Ив Териол. Уоллес начал практиковать каратэ в 21 год, когда служил в Корее. Это был окинавский стиль Сёрин-рю. Параллельно он занимался дзю-до. В 1967 году Уоллес получил черный пояс каратэ и начал выступать в соревнованиях сначала как любитель, а потом в качестве профессионала. В 1974 году он стал чемпионом мира по фулл-контакту одновременно с Д. Льюисом, но в полутяжелом весе. Этот титул он отстаивал в течение б лет, а в 1980 году ушел с ринга непобежденным, полностью посвятив себя организации шоу и съемкам в кино (как и Льюис).

    Жан-Ив Териол (средний вес) впервые стал чемпионом мира в 1980 году, нокаутировав Роберта Биггса в первом же раунде. Потом он отстаивал свой титул в поединках с Гленном Мак-Норрисом (победа нокаутом на шестом раунде), с Ларри Пуром (победа нокаутом), с Родни Батистом (победа по очкам) и т.д. Канадец поставил своего рода рекорд спортивного долголетия, так как в последний раз выиграл титул чемпиона мира в 1992 году,, через 12 лет после своей первой победы на турнире такого уровня! (Но, в отличие от Льюиса, он не делал это ежегодно).

    В Европе фулл-контакт каратэ начало развиваться с 1975 года. Наиболее популярным оно оказалось во Франции, Германии и Голландии. Знаменитостями на европейском континенте стали французы Доминик Валера и Роже Паши, голландцы Ян Калленбах и Ион Де Рейтер. Позже это направление в профессиональном спорте было постепенно вытеснено кик-боксингом и тайским боксом.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх