• ХАККО-РЮ (Школа восьми лучей}
  • ХАПКИДО (Путь соединения энергии)
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5.
  • ХВАРАНДО (Путь Цветущей молодости)
  • 1.
  • 2.
  • ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ
  • Х

    ХАККО-РЮ

    (Школа восьми лучей}

    Японская школа традиционной ориентации, которую создал в 1938 – 1941 годах мастер Окуяма Ёсидзи-Рюхо (1906-1987),* врач по профессии.

    С 20 лет он изучал Дайто-рю айки-дзюцу под руководством Мацуда Ходзаку, одного из учеников Такэда Сокаку. В 1938 году, имея уже опыт 12-летней практики в этом виде, Окуяма прошел 5-дневный семинар у самого Такэда. Любопытно отметить, что великий мастер боевых искусств взял с каждого из учеников семинара плату в размере 50 иен, что составляло по тем временам значительную сумму. Достаточно сказать, что полицейские получали месячную зарплату от 25 до 30 иен. Старые мастера (Такэда было уже 80 лет) дорого ценили свой труд! Именно после этого семинара Окуяма решил начать «свободное плавание».

    Он убедился, что обладает теми знаниями, которые нужны для самостоятельного преподавания. Дело в том, что параллельно с айки-дзюцу Окуяма изучал еще 7 боевых искусств (отсюда, кстати, и название его школы – «восемь лучей»). Ими были: бо-дзюцу (работа с шестом); кэн-дзюцу (фехтование самурайским мечом); кусари-кама-дзюцу (работа с серпом на цепи); кю-дзюцу (стрельба из лука); сюрикэн-дзюцу (метание острых предметов); яри-дзюцу (работа с копьем), а также окинавское каратэ.

    Весной 1939 года, сразу же после семинара, Окуяма открыл в Токио собственное додзё, где начал преподавать свою систему, названную им «Госин-бугэй». Но три года спустя он дал ей окончательное название «Хакко-рю». Программа школы состоит из трех больших разделов:

    – Явара, или приемы боя голыми руками и с различными предметами в руках (в основном, с предметами повседневного обихода – тростью, зонтиком, веером, стулом, плащом, шарфом);

    – Кохо-сиацу, комплекс терапевтических приемов пальцевой акупунктуры (надавливание пальцами на биологически активные точки тела);

    – Кохо-госин-тайсо, или комплексы гимнастических упражнений для общего укрепления организма, а также для лечения тех или иных заболеваний.

    Техника рукопашного боя Хакко-рю включает разнообразные болевые захваты и замки на руки, с последующими бросками либо удержаниями, удушающие приемы, а также широкий набор шоковых и парализующих точечных ударов (атэми-вадза). В отличие от айки-до, в Хакко-рю нападение и защита осуществляются по прямым линиям, во фронтальной плоскости. Школа Хакко-рю имеет ряд ката и градацию по степеням дан, но исключает начальные степени (кю).

    Философия Хакко-рю, во многом сходная с теорией айки-до, основывается на идее единства человека со Вселенной, позволяющем аккумулировать «космическую» энергию «ки» в организме. В человеке имеются три источника энергии: высший, ментальный, направляющий работу головного мозга и порождающий интеллект; средний – определяющий физические функции организма, и низший – определяющий связь с землей и живой природой. В такой интерпретации голова корреспондирует с Небом, а ноги с Землей; собственно же человек как целое рассматривается в аспекте' взаимодействия сил Неба и Земли.

    Среди наиболее известных учеников Окуямы выделяются его сын Тосио (нынешний глава школы), Накано Мичиоми (основатель Сёриндзи-кэн-по), Тэрадзава Кодзан, Мимуродо Хидзамицу, Косэн Ясуока, а также двое французов: Роланд Марото (начавший с 1973 года пропаганду Хакко-рю во Франции) и Тьерри Рьесерр-Надаль (уполномоченный школы Хакко-рю в Европе и основатель Дэнсёкан-будо). Хомбу-додзё школы находится в Омия, одном из пригородов Токио.

    Униформа последователей Окуямы состоит из шаровар (хакама) черного цвета и белой куртки (хаори). Интерес японской молодежи к этому «чисто национальному» виду боевого искусства свидетельствует об усиливающемся в стране интересе к японским духовным ценностям и противопоставлении их западным и китайским. Впрочем, в Европе акцент этой школы на старых традициях воспринимается скорее как экзотика.

    ХАПКИДО

    (Путь соединения энергии)

    1.

    Корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чхве (или Чой) Ён Соль (1904 – 1987). С детства он изучал «тхэккён», старинное боевое искусство корейцев, наложившее неизгладимый отпечаток на большинство корейских систем. Это выражается в молниеносных ударах ступнями по среднему и верхнему уровням тела противника.. Кроме тхэккёна, Чой Ёнсоль успел познакомиться у себя на родине с «юсуль», корейской «мягкой» техникой бросков, болевых рычагов, точечных ударов пальцами в уязвимые точки.

    В 1919 году, в возрасте 15 лет, он приехал в Японию, на северный остров Хоккайдо, и поступил там в ученики к знаменитому мастеру айки-дзюцу Дайто-рю (см. статью), по имени Такэда Сокаку. Такэда, хотя и являлся потрясающим бойцом, и принадлежал к древнему знатному роду, был беден. Поэтому он зарабатывал на жизнь преподаванием и проведением семинаров. Такэда не относился к числу филантропов – с учеников он драл три шкуры за каждый новый прием и сгонял с них по три пота на тренировках. Но он также не имел и предрассудков в отношении людей другой национальности, а потому честно учил молодого корейца, хорошо платившего за обучение (Ён Соль был сыном богатого рыбопромышленника).

    В Японии Чой Ён Соль оставался до весны 1946 года. Таким образом, он прожил на чужбине около 27 лет, и вернулся на родину уже зрелым человеком. Там он начал преподавать свою систему, представлявшую синтез айки-дзюцу Дайто-рю с традиционными корейскими приемами боя ногами. Такэда Сокаку считал, что удары ногами в реальном бою слишком рискованны и малоэффективны. Ученик не мог перечить своему наставнику, но разве мог кореец забыть сокрушающую мощь неуловимых ног тхэккёна? «Нога выигрывает у руки в силе впятеро, а в длине и в скорости – вдвое; рука же имеет преимущество перед ногой в маневренности, к тому же может хватать», – так говорили корейские мастера. Чой Ёнсоль был уверен в первом (в технике ног), но не забывал и о втором: именно за искусством захвата с последующим броском или болевым замком он приехал к суровому японскому мастеру.

    Первые варианты этой системы мастер Чой называл «Юквонсуль», потом «Хосинсуль», еще позже «Бисуль», пока не остановился в 1948 году на окончательном варианте «Хапкидо». «Хап» – значит соединять, объединять; «Ки» – энергия, или сила; «До» – путь. Все вместе обозначает путь соединенных ударов ногами и захватов руками, путь соединения своей силы с силой противника, путь слияния энергии тела с энергией Вселенной.

    Иероглифы, обозначающие эти три слова, те же самые, которые составляют название всемирно известного японского «айкидо». Для непосвященного различие здесь только в произношении, а для последователей дело совсем не в названии. Айкидо – система сугубо оборонительная, имеющая своей целью выведение противника из равновесия с помощью детально разработанной техники перемещений и болевых захватов. Ударов ногами в ней нет, удары руками применяются ограниченно, в основном для дезориентации противника и выведения его из равновесия перед проведением захвата. Морихэй Уэсиба сам говорил, что за те пять лет, которые он провел у мастера Такэда Сокаку, учитель занимался с ним не более ста часов! Уэсиба освоил 15 базовых захватов айки-дзюцу и, совместив их с техникой передвижений из кэн-дзюцу (японского фехтования на мечах), создал оригинальную боевую систему.

    Основатель айкидо действительно был выдающимся мастером боевых искусств. Тем не менее, хапкидоины считают его недоучкой, осмелившим-. ся извратить смысл айки-дзюцу. Во-первых, он получил слишком мало знаний от учителя. Во-вторых, он рассматривал изучавшуюся технику с позиций фехтовальщика (кроме меча, он прекрасно владел копьем, алебардой, шестом и дубинкой). Чой Ёнсоль прошел курс обучения в значительно большем объеме, чем Уэсиба, а к изучавшейся технике подходил с позиций рукопашника. Результат очевиден: хапкидо, в отличие от айкидо, включает обширный раздел техники ног как в обороне, так и в атаке; нападение считается здесь лучшим способом защиты; болевые захваты и заломы проводятся резко, с целью сломать сустав; броски гораздо короче и быстрее, так как в бою с несколькими противниками, умеющими драться, нельзя «застревать» на ком-нибудь одном. Правильному проникновению в оборону противника учит принцип воды (текучести, мягкости, податливости, оборачивающейся огромной силой, напором, разрушением).

    Иными словами, Уэсиба просто взял кусок из айки-дзюцу стиля Дайто-рю, тогда как Чой Ёнсоль творчески развил эту систему в целом.

    2.

    В Корее у Чой Ён Соля было, в общей сложности, несколько4 сотен учеников. Однако лишь немногих он сам считал продолжателями своего дела. Просто изучить базовую технику и варианты ее применения в поединке было для этого недостаточно. Необходимо, считал мастер-основатель, глубоко понять ту философию, которая легла в основу хапкидо. Это традиционная корейская школа «кидо» (путь энергии), позволяющая человеку осознать механизм круговорота энергии «ки» (или «ци»), присутствующей во всем и всем управляющей. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредоточивать ее в себе и направлять в нужное русло…

    Философия хапкидо связана с широко известной на Дальнем Востоке символикой восьми триграмм. Считается, что восемь триграмм (по-китайски «ба-гуа») обозначают не только «движение на восемь сторон света», но и (через длинный ассоциативный ряд) все явления и закономерности непрестанно изменяющегося макро– и микрокосмоса.

    Проникновение в сущность этой философии позволяет осознать механизм круговорота энергии «ки» (китайское «ци»), той самой космической энергии, которая во всем присутствует и всем управляет. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредочивать ее в себе и направлять в нужное русло. Естественно, такой человек должен обладать определенными качествами, выработке которых способствует неукоснительное соблюдение следующих десяти заповедей хапкидо:

    1. Всякий, кто занимается хапкидо, должен помнить, что вся окружающая его природа есть энергия;

    2. Он обязан придерживаться пути сосредоточения в своем теле энергии неба и земли;

    3. Следуя этим путем, он должен развивать свои энергетические способности;

    4. В бою энергию природы надо использовать по восьми направлениям;

    5. Для тех, кто практикует хапкидо, существует только самооборона;

    6. Последователь хапкидо в равной мере заботится о благоденствии своей страны и всего человечества;

    7. Последователь хапкидо уважает порядок и общественную мораль;

    8. Всякий, кто практикует хапкидо, уважает личность другого и скромен в своем поведении;

    9. Практикуя хапкидо, стремись наилучшим образом делать все, что тебе приходится делать;

    10. Практикуя хапкидо, уважай все другие боевые искусства.

    Система обучения в хапкидо построена таким образом, что вся базовая техника дается до первого дана. Тогда же выверяется ее точность. На второй дан сдают ту же самую технику, только уже на время, т.е. значительно быстрее. Третий дан предусматривает работу в нестандартных условиях, сидя, в прыжке от стены, с завязанными глазами и т.д. Наряду с этим идет работа с оружием – палкой, клюкой, мечом, ножом, поясом. После получения третьего дана основную работу составляет психотренинг.

    Обучение начинается с резких движений – ударов ногами и руками, а заканчивается тонкой работой пальцами по точкам и нюансами управления энергией. Такая последовательность обусловлена тем, что хапкидо служит для подготовки персонала спецподразделений корейской армии и полиции, где курсанты должны с самых первых занятий получать конкретные боевые навыки. Год ежедневных тренировок по 3 – 4 часа в день позволяет сдать экзамен на первый дан и одерживать быструю победу в поединках с каратистами уровня третьего-четвертого дана. В хапкидо считается, что бой, длящийся дольше нескольких секунд, превращается в беспорядочный обмен ударами и теряет всякий смысл. С противником не нужно драться, его необходимо бить!

    3.

    Подобно айкидо, хапкидо – не соревновательный вид боевого искусства.. Поэтому его, демонстрация проводится в виде показательных выступлений. Одно из них очевидец описал следующим образом: «Демонстрация началась с ударов ногами. Они почти такие же, как в тхэквондо, но более мощные. Удары выполняются, как правило, с разворота: и верхние, в голову противника, и нижние, типа сметающей подсечки. В прыжковых ударах обычно бьют двумя ногами сразу, направляя их и в одну сторону, и в разные. Например, один из выступавших показал такой трюк: в прыжке он сделал поворот вокруг вертикальной оси и в поперечном шпагате сломал сразу две доски, которые держали ребята, сидевшие на плечах у партнеров!

    Затем показывали приемы защиты от ударов и захватов. Рисунок этих приемов похож на айкидо, но выполняются они жестче и «разорваннее», без плавных переходов. Эту разорванность подчеркивает манера дыхания – выполнение каждого приема сопровождается серией криков «са».

    Противника удерживают после броска и добивают ударом ребра ладони. Достаточно характерным действием является выламывание руки противника при болевом захвате.

    Удары ногами здесь тоже использовались, но, в отличие от предыдущей части демонстрации, это были в'основном удары в колено или под колено, выполнявшиеся перед началом обхода противника сбоку. В ответ на удары противника ногами следовал захват атакующей конечности и удар в подмышку типа «рука-копье».

    Затем последовали более сложные вещи. В частности, схватка одного бойца сразу с двумя противниками. Здесь уже времени на удержание противника после броска не хватало, но и «чистых» уходов айкидо (когда противник словно проваливается в пустоту) тоже не было. Любая защитная комбинация обязательно завершалась контратакой.

    Все это показывали молодые люди, обладатели первого-второго данов. Потом их сменил учитель, человек лет 35, имеющий 6-й дан. Он делал вроде бы то же самое, но его движения гораздо больше напоминали технику айкидо своей мягкостью, плавностью и энергетикой. Мне объяснили, что одни и те же защиты в исполнении мастеров хап-кидо и айкидо действительно очень похожи. Различия в технике того и другого направления более заметны на начальных стадиях обучения, так как хапкидо начинает с жесткой техники и лишь много времени спустя приходит к мягкой, тогда как в айкидо жесткость отсутствует изначально.

    После выступления учителя началась работа с оружием, точнее, с предметами повседневного быта, используемыми в качестве оружия. Среди них были короткие палочки «танбон», по своим размерам и форме похожие на обычные эстафетные, но изготовленные из твердых пород дерева. На конце каждой такой палочки есть отверстие, в которое продета веревочная петля. Палочку держат петлей вперед и стремятся поймать в нее кисть противника, а уже потом проводить прием, основанный на подобном захвате. Как тычковое оружие эти палочки не применяются.

    Зато для тычковых ударов по нервным центрам и по костям можно эффективно использовать палочки для еды, обычный карандаш, либо авторучку. Способы применения этих предметов в самозащите тоже показывались. В технику хапкидо хорошо вписывается работах тростью, имеющей на конце закругление вроде крюка (рукоять). Интересно то, что грубые захваты этим крюком отсутствуют. Вместо них довелось увидеть много хитроумных замков, где палка подчеркивала направление движения, а крюк служил для усиления захвата, но не более того. Учитель показал также защиту от ударов ногой сложенным вдвое поясом. Он не только блокировал им удары, но и успевал поймать ногу противника в петлю, образованную сложенным поясом и повергнуть его наземь резким рывком.

    Естественно, что демонстрация сопровождалась определенными ритуалами. Среди них были обязательные поклоны корейскому флагу и портрету Чхве Ён Соля, клич «хапки!» перед началом каждой схватки и после нее, картинная стойка, которую принимал после проведения приема тот, кто «победил» условного противника».

    4.

    Приверженцы хапкидо считают свое направление идеальным, гармонично сочетающим жесткое и мягкое, внешнюю работу с внутренней. Хочу обратить на это особое внимание, ибо весьма распространено мнение, что хапкидо – всего лишь корейский вариант Дайто-рю айки-дзюцу.

    Тогда как на самом деле Чхве Ёнсоль попытался создать универсальное общекорейское боевое искусство. И если тхэквондо, окончательно сформировавшееся на несколько лет позже, стало распространяться вширь (при активной поддержке государства), то хапкидо на корейской земле пошло вглубь.

    Как и во многих других видах боевых искусств, единой организационной структуры хапкидо не существует. Только в Южной Корее их 4: Международная федерация (ее возглавляет Мён Джэнам), Всекорейская ассоциация (во главе с Хван Доккю), Ассоциация хапкидо при движении «Новая деревня», а также «Общество пути и энергии» (Кидохве).

    Хапкидоинов разных стран объединяют 2 основные организации. Это уже названная «Международная федерация хапкидо», которую возглавляет Мён Джэнам, а штаб-квартира находится в Республике Корея, и «Всемирная федерация хапкидо», во главе с Мён Гвансиком и центром в США. Градация по степеням владения техникой в них едина: это белый пояс (новичок), синий (идущий вперед), красный (продвинувшийся по пути), черный. Обладателям черного пояса присваивается степень «дан», причем начиная с 5-го дана, она носит почетный характер и не связана с техническими достижениями.

    В последние годы появились и другие международные либо региональные организации Хапкидо.

    5.

    Значение хапкидо в истории корейских боевых искусств заключается в том, что оно сохраняет и развивает те их традиции, которые были отброшены при создании тхэквондо. Элементы техники хапкидо можно найти в таких современных школах как хварандо и куксуль, а хведжон мусуль, созданное Мён Джэоком (братом Мён Джэнама) и синмудо, разработанное Чи Ханджэ, просто берут из него начало…

    Вот что рассказывает о своем пути в хапкидо Мён Джэнам, представляющий второй поколение учеников Чхве Ёнсоля: «Следуя в течение сорока лет по одному и тому же пути, я возглавил организацию хапкидо, дожил до седин и хочу окинуть теперь свое прошлое одним взглядом.

    Подобно тому, как росток превращается в исполинское дерево под дождями и ветрами, так и я следовал по избранному пути, невзирая на трудности и встречая много радостей. Я решил изучать боевые искусства в десять лет, и стал делать это под руководством своего деда. Уже тогда, когда я думал о боевых искусствах, то думал о хапкидо. Корейская поговорка гласит, что за десять лет даже горы и воды меняют свой облик. Так что к двадцати одному году я постиг основы хапкидо.

    После этого я занялся, с одной стороны, неустанной пропагандой этого искусства, а с другой – дальнейшим совершенствованием его техники. Благодаря моей преданности хапкидо, в возрасте 32-х лет мне удалось зарегистрировать ассоциацию хапкидо в министерстве образования республики Корея. Это было в 1969 году. А в 1981 году, когда мне исполнилсь сорок четыре года, на тридцать пятом году занятий хапкидо, мне удалось создать Международную ассоциацию хапкидо. Сейчас наша ассоциация имеет 700 специализированных центров в Корее, филиалы в 45-и странах мира и более миллиона членов»…

    ХВАРАНДО

    (Путь Цветущей молодости)

    Традиционное корейское боевое искусство и система воспитания, открытое широкой публике в I960 году братьями Ли.

    1.

    Истоки хварандо следует искать в VI веке н.э., когда на Корейском полуострове существовали три государства – Когурё, Пэкчё и Силла. В 540 году королем Силла стал Чин Хун. Он поставил своей целью всемерное укрепление государства и объединение вокруг него двух других. Понятно, что для достижения этой цели требовалась военная мощь. Между тем, государство Силла было самым маленьким из трех королевств. На 37-м году своего правления король пришел к идее о том, что недостающее количество солдат можно возместить высоким качеством подготовки главной ударной силы армии.

    Он призвал к себе буддийского монаха Вонгва-на Бопса и поручил ему сформировать, обучить и воспитать отряд отборных воинов. Этот отряд получил название «Хваран» (цветущая молодежь), так как его составили 500 юношей 14 – 15 лет, взятые из. лучших дворянских семей. С утра до вечера юноши тренировались в военном деле, практиковали медитации, а также распевали песни (наделенные, как тогда считалось, «магической силой»), декламировали стихи, предавались воинским пляскам, изучали историю своей страны и буддийское вероучение. Воспитание «цветущей молодежи» осуществлялось в соответствии с «Пятью заповедями» (сесок о re), сформулированными их верховным наставником Во-нгваном:

    – Иль са кун е чун – Верность государю;

    – Е са чинь ехё – Почтительность к родителям;

    – Сам кё уе синь – Искренность с друзьями;

    – Са им жун му тхэ – Храбрость перед врагом;

    – О саль сан у так – Разборчивость при убийстве.

    Суровый ежедневный тренинг и продуманное моральное воспитание сделали из хваранов лучших воинов своего времени. Отныне во всех битвах именно они решали исход сражений в пользу армии Силлы, нанося решающий удар..Постепенно численность корпуса хваранов увеличилась до 5 тысяч человек. Эта военно-религиозная организация сыграла главную роль в процессе объединения трех королевств вокруг Силлы, завершившемся в 668 году созданием государства Тонхиль Силла (Объединенная Силла). Королевство просуществовало до 976 года, когда на смену ему пришло государство Коре. Там хвараны по-прежнему были на первом плане, и в армии, и в аппарате государственного управления.

    Но в 1392 году власть перешла в руки полководца Сун Гё И, основавшего новую династию Ли. Отныне внутреннюю и внешнюю политику страны стали определять не буддисты, а конфуцианцы. Буддийское духовенствб подверглось гонениям, корпус хваранов был распущен. Обучение по их программе повсеместно запретили, самим хваранам предложили уйти со всех занимаемых ими должностей. Так завершилась 750-летняя блестящая история хваранов, этих рыцарей без страха и упрека. Часть их покинула родину, эмигрировав в Японию или в Китай. Другие переселились в отдаленные провинции, в самые глухие горные деревушки. Третьи укрылись в провинциальных буддийских монастырях.

    Однако традиция воинского воспитания хваранов не прервалась. Она передавалась от учителей немногочисленным, тщательно подобранным, многократно проверенным ученикам. К старости те находили преемников себе и, таким образом, искусство хваранов дожило до наших дней. В 1940 году 57-й великий мастер Хваран-до, буддийский монах Суам Доса взял к себе на воспитание двух мальчиков, братьев Джу Бан Ли и Джу Сан Ли. После 20 лет тренинга в монастырях Со Гванса и Ян Миам, он поручил им открыть первую общедоступную школу Хварандо в Сеуле. В 1968 году мастер Джу Бан Ли был удостоен «Ордена Льва» – высшей награды, вручаемой в Южной Корее за достижения в области культуры. А в следующем году мастер Суам Доса официально провозгласил Джу Бан Ли своим преемником, 58-м великим мастером Хварандо, считая от самого первого – монаха Вонгвана Бопса.

    В 70-ые годы хварандо вышло за пределы Кореи. Братья Ли осуществили множество показательных выступлений в разных штатах Америки, благодаря чему это искусство приобрело немалую популярность в США. Туда же они перевели из Кореи штаб-квартиру своей организации. Существует теперь и Европейский союз хварандо, который возглавляет немец Клаус Вахсманн. В этот союз входят ФРГ, Дания и Польша.

    2.

    В современном хварандо существуют два раздела обучения – My суль (искусство боя) и Ин суль (искусство врачевания). В свою очередь, первый раздел имеет четыре группы технических приемов:

    – Вэ гон, или удары руками и ногами, блоки, захваты, броски, болевые рычаги и выкручивания, удушения, нажимы на болевые точки. Иными словами, это рукопашный бой;

    – Муе гон, или техника работы со 108 видами традиционного корейского оружия, сгруппированного в 20 основных категорий. Наиболее популярные среди них, это шест, нож и меч;

    – Нэ гон, или приемы накопления внутренней энергии и управления ею через дыхательно-медитативные упражнения;

    – Син гон, или работа с сознанием. Сюда входят техника гипноза, вхождения в транс, при– . кладная психодиагностика, а также искусство маскировки и скрытного проникновения (ун сим боп), восходящее к «сульса» – тайным лазутчикам, элите древних хваранов.

    Раздел Ин суль включает в себя траволечение, костоправство, акупунктуру (иглоукалывание) и акупрессуру (лечебный точечный массаж).

    Не менее важным считается, наряду с указанными разделами, изучение корейской истории, обычаев, литературы, философии, поскольку для лучшего понимания любой традиционной системы того или иного народа требуется знание условий ее возникновения и развития.

    В полном соответствии с принципами хваран-до, братья Ли открыли в США школу для детей корейского происхождения, где они находятся на полном пансионе, совмещая учебу по американским учебным программам с занятиями хваран-до в рамках указанных здесь разделов, а также с изучением корейского языка и корейской культуры.

    ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ

    Это искусство связывания противника, которое было обязательным в программе военной– подготовки самураев. Их учили таким образом связывать пленников, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло им боль. Высшим шиком для самурая (и самым большим позором для его врага) было так связать неприятеля, чтобы он шел за победителем на своих ногах, а его меч оставался при нем! В боевых ситуациях применяли тонкие шелковые шнуры, глубоко врезавшиеся в тело. На тренировках используют плоские хлопчатобумажные пояса, которые не дают полного эффекта связывания, зато предохраняют партнера от омертвления конечностей.

    Еще одна область ходзё-дзюцу – использование веревки в качестве блокирующего и сковывающего средства в работе против как вооруженного, так и безоружного противника.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх