Анализ состояния и перспектив развития неатомных подводных флотов


Китай в настоящее время обладает самым крупным флотом неатомных ПЛ. По данным ВМС США, подводный флот Китая стоит на третьем месте после России и США, имея в своем составе 374 ДПЛ и шесть АПЛ. Основную часть китайского неатомного подводного флота составляют существенно устаревшие 64. ДПЛ типов 033 и 033 mod (лицензионные варианты советской ДПЛ проекта 633 постройки 50-х годов) и их развитие - ДПЛ типа Ming (13 ед., вошли в строй в 1975-1996 гг.). На последних, установлено улучшенное гидроакустическое вооружение, частично французское, производимое в Китае по лицензии. Существенным шагом вперед стали ДПЛ типа Song (три ед.), водоизмещением 2250 т с "альбакоровскими" обводами. Однако, эти ПЛ, видимо, не отвечают требованиям командования ВМС и, с целью получения новейших технологий подводного неатомного кораблестроения, Китай приобрел у России две ДПЛ проекта 877ЭКМ и две, более совершенные- проекта 636. Правда, эксплуатация этих ПЛ оказалась сопряженной с трудностями из-за недостаточной подготовки личного состава, в результате чего, по крайней мере, две ПЛ в настоящее время выведены из строя. Тем не менее, можно ожидать, что и российские и западные технологии будут использованы в перспективных китайских разработках.

Неатомный подводный флот России составляет в настоящее время 29 ДПЛ, большую часть из которых составляют ПЛ проекта 877 (23 ед.). Эти ПЛ отличаются повышенной акустической скрытностью. Еще шесть ед. - это ПЛ проекта 641Б 1972-1980 годов постройки. Новым поколением российских неатомных ПЛ являются ДПЛ проекта 677 (в экспортном варианте - Амур). В настоящее время в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях строятся две ПЛ этого типа (одна Санкт-Петербург по проекту 677 для ВМФ России, вторая по проекту Амур 1650-на экспорт). В конструкцию этих ПЛ внедрен ряд новых технических решений: одно-корпусная конструкция, новый ГАК с носовой конформной антенной и ГПБА, интегрированный с АСБУ, все режимный ГЭД и высокооборотные дизель-генераторы переменного тока и пр. Вооружение составляют шесть ТА с боезапасом 16 ПКР и торпед. В результате при меньшем, по сравнению с ПЛ проектов 877 и 636, водоизмещении создан корабль существенно более эффективный. Разработан также проект ПЛ типа Амур со вспомогательной воздухонезависимой ЭУ с ЭХГ, имеющий подводную автономность более 20 суток.

Франция, имеющая в составе флота две ПЛ типа Agosta и активно поставляющая свои ДПЛ на экспорт (в составе флотов Испании, Пакистана, Португалии и ЮАР находятся 19 ПЛ типов Agosta, Agosta-90 и Daphne), разработала новый проект неатомной ПЛ типа Scorpene. Как и ПЛ типа Agosta-90, ПЛ типа Scorpene имеют модификацию со вспомогательной воздухонезависимой ЭУ типа MESMA. Для её установки на ПЛ требуется врезка секции ПК длиной 8-10 м, в которой размещаются запасы этанола и жидкого кислорода, парогенерирующий блок, паровая турбина и электрогенератор мощностью 200 кВт.

Германия совершившая в 70-е годы прорыв на мировом рынке, поставила, в общей сложности, 54 ПЛ типа 209 различных модификаций в флоты 14 стран. (В 2004-2006 гг. еще три ПЛ типа 209 должны быть поставлены в ЮАР.) Кроме того, в ряде стран (Турции, Аргентине, Бразилии, Индии, Южной Корее) ПЛ по немецким проектам строятся по лицензиям.

В настоящее время в Германии разработан проект 212 - ПЛ со вспомогательной воздухонезависимой ЭУ с ЭХГ ПЛ этого типа с 1998 г. строятся для ВМС Германии (четыре ед.), а модификация этого проекта - проект 212А, специально доработанный в части глубины погружения и скрытности, будет строиться в Италии для собственных ВМС. Первая ПЛ проекта 272 должна войти в строй в 2003 г. На основе проектов 212 и 209 разработан экспортный проект 214 новой неатомной ПЛ. Две ПЛ этого проекта уже заказаны ВМС Греции. Возможно ПЛ проекта 214 смогут повторить рыночный успех ПЛ типа 209, однако, стоимость постройки и эксплуатации ПЛ с воздухонезависимыми ЭУ примерно в два раза выше, чем у традиционных ДПЛ.

В составе ВМС Германии в настоящее время находятся две устаревшие ДПЛ типа 205 постройки 1965-1969 гг. и 12 ПЛ типа 206, постройки 1969-1975 гг., модернизированных по проекту 206А.

Швеция, последовательно проводящая техническую политику постройки небольших серий (три-пять ед.) новейших ПЛ, в результате достигла существенного экспортного успеха со своим проектом T-471, по которому строится серия из шести ПЛ типа Collins для ВМС Австралии. Кроме того, ДПЛ second-hand типа Sjoormen были проданы (после модернизации) ВМС Сингапура.

Для собственных ВМС в Швеции построена серия из трех ПЛ типа Gotland со вспомогательной воздухонезависимой ЭУ на основе Стирлинггенераторов, и начато переоборудование подобными установками ПЛ предыдущих серий типов Vestergutland и Nacken. В настоящее время ведется разработка проекта ПЛ типа Viking для ВМС Швеции, Дании и Норвегии.

Италия построившая после Второй мировой войны для своих ВМС четыре серии ПЛ типов Enrico Toti (четыре ед.), Nasuoro Sanro (четыре ед.), Salvatore Pelosi (две ед.) и Primo Langobardo (две ед.), в настоящее время, несмотря на многочисленные разработанные проекты новых ПЛ, в том числе и с воздухонезависимыми ЭУ, на основе дизелей, работающих по замкнутому циклу, приняла решение строить новые ПЛ по немецкому проекту 212А.

Испания, имеющая современную судостроительную промышленность и построившая по лицензионным французским проектам четыре ПЛ типа Daphne (Delfin/проект S-60) и четыре ПЛ типа Agosta (Galema/проект S-70), в настоящее время готовится к постройке для своих ВМС и на экспорт ПЛ типа Scorpene на замену устаревшим ПЛ типа Daphne.

Дания ВМС заменили три ДПЛ типа Delfinen тремя ДПЛ типа Tumleren, являющимися переоборудованными норвежскими ДПЛ типа Kobben (тип 207) с РЭВ датского производства. Первая переоборудованная ДПЛ была введена в состав флота в 1989 г. В настоящее время Дания, вместе с Норвегией и Швецией, участвует в разработке перспективной ПЛ Viking- ПЛ для северных стран.

Греция. ВМС провели модернизацию первых четырех в серии из восьми ДПЛ типа 209 (тип Glavkos постройки 1968-1972 гг) по стандартам, аналогичным четырем ДПЛ типа 209 второй серии (тип Posydon постройки 1976-1979 гг.). Программа завершена в 1996 г. На ДПЛ установлены АСБУ "Kanaias", комплексы ПКР "Sub Harpoon" и ГАС CSU 83 (эквивалент ГАС DBQS-21 ВМС Германии).

Нидерланды. Состав подводного флота этой страны был значительно сокращен в 1993 г. в соответствии с решением правительства, обусловленным распадом Варшавского Договора. Ранее планировалось иметь в составе ВМС 12 ПЛ, но к настоящему времени их осталось только четыре типа Walrus, строительство которых было начато в 1979 г.

Две ПЛ типа Zwaardvis постройки 1966-1972 гг., по последним сведениям, после модернизации будут проданы Египту.

Норвегия. В 1964-1967 гг. ВМС при финансовой помощи США приобрели 15 ДПЛ типа Kobben (немецкий тип проект 207, ФРГ). К настоящему времени их количество сокращено до шести ПЛ, прошедших модернизацию в 1989-1991 гг. Три ДПЛ были проданы ВМС Дании.

В состав ВМС Норвегии входят шесть современных ДПЛ типа Ula (проект 6071). Прочные корпуса пяти из них изготавливались в Норвегии. Эти ПЛ оснащены АСБУ и СУО норвежского производства. ВМС Германии подтвердили обязательство установить норвежские АСБУ MSI-90U на перспективные ДПЛ типа 212.

В настоящее время ДПЛ типа Ula составляют основу подводного флота Норвегии.

Норвегия, вместе с Данией и Швецией, участвует в разработке перспективной ПЛ Viking -ПЛ для северных стран.

Польша. ВМС приобрели в июне 1986 г. одну ДПЛ Orzel (проект 877Э, СССР), а в 1987-1988 гг. Польшей были выкуплены, арендованные у СССР две ДПЛ проект 641, (переданы ВМС Польши в 1987 и 1989 гг. соответственно). В польских ВМС ПЛ Wilk и Dzik.

Португалия ВМС приобрели в 1960-х годах во Франции четыре ДПЛ типа Daphne (тип Albacore), одна из них была продана ВМС Пакистана в 1975 г

В настоящее время запланирована установка на ДПЛ новых ГАС, но для продления срока службы ПЛ требуют значительного переоборудования. Рассматривалось предложение о замене ДПЛ, но никаких решений принято не было.

Болгария. В составе ВМС Болгарии находится одна ныне устаревшая ПЛ проекта 633 - Слава, построенная в СССР в 1961 г. и переданная Болгарии в 1986 г.

Румыния В составе ВМС Румынии находится одна ПЛ советской постройки проекта 877Э -Delfinul, переданная в 1986 г.

Украина. В составе ВМС Украины находится одна устаревшая ПЛ проекта 641, переданная Россией при разделе кораблей Черноморского флота.

Югославия. Три ДПЛ типа Heroj постройки 1964-1970 гг и две типа Sava постройки 1975-1981 гг. после распада Югославии перешли в состав ее ВМС. В настоящее время в строю находится по одной ПЛ каждого из этих типов.

Алжир ВМС начали создавать свой подводный флот в 1982 г., когда им были переданы из СССР две ДПЛ проекта 633. Эти ДПЛ использовались в продолжительной и, как сообщается, успешной программе обучения личного состава. Затем в СССР были закуплены две ДПЛ типа Rais Hadj M'barek (проект 877Э), которые были поставлены в 1987 г. и 1989 г. При этом ДПЛ проекта 633 были выведены из состава ВМС. Ранее предполагалось закупить еще две ПЛ проекта 877, но эти планы не были осуществлены.

Египет В настоящее время в составе ВМС находятся четыре ДПЛ типа 033 китайской постройки 1983-1984 гг., (лицензионный вариант советских ДПЛ проекта 633). В 1994-1996 гг была закончена модернизация этих ПЛ, финансировавшаяся США, включавшая, в частности, замену радиоэлектронного вооружения и установку комплекса ПКР "Sub Harpoon" и торпед Мк37.

Израиль. В составе ВМС Израиля находятся три ПЛ типа Dolphin (IKL-800), вошедшие в строй в 1997-2000 гг и вооруженные ПКР "Sub Harpoon". Три ПЛ типа Gal (Vickers тип 540), вошедшие в строй в 1976-1977 гг., проданы Эквадору, но ПКР "Sub Harpoon", по последним сообщениям, были демонтированы.

Турция. Подводный флот в составе ВМС имеется уже более века. В настоящее время он является самым большим в Средиземном и Черном морях и включает: шесть ПЛ типа 209/1200 (типа Atilay) постройки 1976-1990 гг и шесть ДПЛ, переданных из США - три типа Guppy 2А (типа Murat Reis) и два типа Tang (типа Hizir Reis). Устаревшие американские ПЛ заменяются на серию из восьми ДПЛ типа 209/1400 (типа Preveze), которые по германской лицензии строятся на национальной верфи. В настоящее время - четыре ПЛ находятся в строю, четыре - в постройке.

По завершении строительства ВМС Турции будут иметь 14 ДПЛ типа 209 - самый сильный неатомный подводный флот в Средиземном и Черном морях.

Ливия В составе ВМС этой страны находится одна устаревшая ПЛ советской постройки проекта И641Л, из числа шести ПЛ, переданных в 1976-1983 гг

Канада. После отказа ВМФ Канады от планов приобретения АПЛ были сформулированы требования по замене трех ДПЛ типа Oberon (типа Ojibwa). Задача была решена за счет приобретения в Великобритании ДПЛ типа Upholder - в (ВМС Канады ПЛ типа Victoria).

Аргентина В составе ВМС Аргентины находятся две океанские ДПЛ типа Santa Cruz (проекта TR 1700 постройки 1984-1985 гг.) и ПЛ Salta (проекта 209/1200 постройки 1974 гг.). ПЛ обоих типов были построены в Германии.

Бразилия. В составе ВМС подводные силы находятся уже в течение 70 лет. В настоящее время они включают четыре ДПЛ типа Tupi (проект 209/1400) и одна устаревшую ДПЛ Tonelero типа Oberon.

На ПЛ типа Oberon проведена модернизация ПЛ оснащена новыми торпедами "Tigerfish" Mk24 Mod.1 и АСБУ COMKAFS)

Долгосрочными планами предусматривается постройка АПЛ.

Чили В составе ВМС находятся две устаревшие ДПЛ типа O'Brien (тип Oberon) английской постройки 1970-х годов и две ДПЛ типа Thomson (типа 209/1300), поставленные из Германии в 1984-1985 гг.

ДПЛ типа Oberon были модернизированы (установлено новое радиоэлектронное вооружение, в том числе и национального производства).

ДПЛ типа Oberon будут заменены в 2004-2005 гг двумя ПЛ французского проекта Scorpene, которые строятся в Испании.

Колумбия и Эквадор. ВМС этих стран имеют в своем составе по две ДПЛ типа 209: (ПЛ типа Pijao (тип 209/1200) ВМС Колумбии и ПЛ типа Shyri (тип 209/1300) - ВМС Эквадора).

Перу. ВМС имеют подводный флот, включающий шесть ПЛ: две старых ПЛ типа Abtao американской постройки 1950-х годов и шесть (два в резерве с 1993 г.) ПЛ типа Casma (тип 209/1200), построенных в Германии в 1975-1983 гг. Начиная с 1981 г. проводится модернизация ДПЛ - устанавливаются новое радиоэлектронное вооружение, новые АБ и итальянские торпеды А184.

Венесуэла. Подводный флот ВМС этой страны включает две, построенные в ФРГ, ДПЛ типа

Sabalo (тип 209/1300), которые в настоящее время завершают модернизацию в Германии, по образцу немецких ПЛ типа 206А

Южная Африка. В начале 1970-х годов во Франции были закуплены три ДПЛ типа Daphne (тип Spear-ex. Maria van Rieebeck), попытка приобретения еще двух ДПЛ типа Agosta была отклонена правительством Франции. В связи международными политическими санкциями модернизация существующих кораблей проводилась с использованием ГАС, дисплеев и систем обработки данных национального производства.

В настоящее время в Германии заказаны три ДПЛ типа 209.

Австралия. ВМС ведут строительство ДПЛ типа Collins по проекту 471 шведской фирмы Kockums. Головной корабль спущен на воду в августе 1993 г. и сдан в 1996 г. Завершение строительства всей серии из шести ПЛ предполагается в 2001 г.

Из числа шести устаревших ДПЛ типа Oberon постройки 1965-1969 гг. в настоящее время в составе флота осталась одна ПЛ Otama постройки 1978 г.

Индия. ВМС продолжают расширять свой подводный флот.

Из имевшихся в составе флота восьми ДПЛ типа Kursura (проект И641К) производства СССР в настоящее время осталось только три. На их замену введены в состав флота построенные в России девять ДПЛ типа Sindhughosh (проекта 877ЭКМ). Одновременно в 1986-1994 гг. в состав флота вошли четыре ДПЛ тип Shishumar (тип 209/1500) (две построены в Германии и две - на национальных верфях) и еще две ПЛ находятся в постройке. На выполнение программы строительства ДПЛ может повлиять решение о развертывании исследований по созданию собственного проекта АПЛ.

Индонезия. ВМС приобрели в 1981 г. две ДПЛ типа Cakra (тип 209/1300) германского производства. Обе ДПЛ прошли модернизации на фирме HDW в Германии в конце 80-х годов и в 1993-1996 гг.

Кроме того, в состав ВМС Индонезии со второй половины 90-х годов начали поступать, из состава ВМС Германии, ПЛ проекта 206-в количестве пяти единиц. Эти ПЛ, специально спроектированные для действий в мелководной Балтике, могут быть использованы в прибрежных водах Индонезии. Помимо торпедного боезапаса ДПЛ типа 206 могут нести 24 мины в наружных контейнерах и, при необходимости, 16 мин вместо торпед.

Иран. Большое влияние на военно-политическую обстановку в Персидском заливе оказало приобретение ВМС этой страны трех ДПЛ российской постройки типа Taregh (проект 877 ЭКМ), которые вошли в состав флота в конце 1994 г. (обеспокоенные этим ВМС некоторых стран региона приняли решение о создании сил ПЛО).

Пакистан. Подводные силы ВМС в настоящее время включают четыре устаревшие ДПЛ типа Hangor французской постройки 1967-1970 гг. (тип Daphne) и две типа Hashmat (тип Agosta), переданные в 1978 г. Исходя из возможностей подводных сил ВМС Индии, которая считается потенциальным противником, были сформулированы требования к новой серии ПЛ и проведен конкурс их проектов. В результате, для замены ДПЛ типа Hangor строятся новые ДПЛ типа Khalid (Agosta-90). Головная вошла в строй в 1999 г., еще две ПЛ строятся в Пакистане, причем третья - по проекту Agosta-90B с воздухонезависимой вспомогательной ЭУ типа MESMA.

Корейская Народно-Демократическая Республика В состав ВМС этой страны входят 22 ДПЛ проекта 033 китайской постройки 70-х годов (четыре ед.) и 18 ПЛ корейской постройки. ДПЛ проекта 033 - это лицензионный проект советских ПЛ проекта 633. Кроме того, в составе флота КНДР находятся 25 малых ПЛ типа Sang-O, спроектированных и построенных в Корее при технической помощи Югославии Из их числа 22 ПЛ построены в торпедном варианте, а три - в варианте ПЛ для спецопераций.

Южная Корея. Развитие подводных сил началось с приобретения проекта германских ДПЛ типа 209/1400. Головная ПЛ - Chang Bogo, построенная в Германии, была введена в состав ВМС в 1993 г., остальные ПЛ строятся в Южной Корее. В настоящее время в строю находятся девять ПЛ этого типа. Всего заказано 12 ПЛ, но возможно, что общий объем приобретения ПЛ составит 18 ДПЛ. Были сообщения о желании командования ВМС Южной Кореи иметь в составе своего флота океанские ДПЛ увеличенного водоизмещения.

Тайвань. ВМС прикладывают постоянные усилия для создания эффективного подводного флота. В настоящее время в составе ВМС находятся две устаревшие ДПЛ (типа Hai Shih тип GUPPY) американской постройки 1945-1946 гг., не представляющие боевой ценности, и две ДПЛ типа Hai Lung (тип модернизированный Zwaaardvis) голландской постройки, постройки 1987-1988 гг. Эти ПЛ вооружены ПКР тайваньского производства.

Последовательные попытки дополнительного приобретения ПЛ оканчивались неудачно, вследствие постоянного противодействия Китая.

Сингапур. В составе ВМС Сингапура находятся четыре бывшие шведские ДПЛ типа Syoormen (проект А12). Первая ПЛ подводного флота Сингапура - Challenger, была продана Швецией в 1995 г., после чего в 1996-1997 гг. прошла ремонт и модернизацию. Еще три ПЛ были переданы по контракту 1997 г. Вся серия ПЛ типа Syoormen насчитывает пять ед.

Япония. В составе ВМС находятся 19 современных ДПЛ:

- три ПЛ типа Oyashio постройки 1998-2000 гг (вся серия будет насчитывать 10 кораблей);

- семь ПЛ типа Harushio (постройки 1990-1997 гг.;

- семьПЛтипа Yuushio постройки 1983-1989гг(еще две ПЛ этого типа используются в качестве учебных).

В состав вооружения этих ДПЛ входят комплексы ПКР "Sub Harpoon", торпеды типов 89, 80 и 72, ГАК ZQQ-5B с буксируемыми ГАС, а также АСБУ, разработанная фирмой "Hitachi" при технической помощи США.

Желание обладать подводным флотом высказывают Малайзия, Таиланд и Вьетнам.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх