С-200 «Ангара», «Вега», «Дубна»


(РОССИЯ)


Зенитная ракетная система большой дальности С-200 (SA-5 «Gammon») предназначена для борьбы с современными и перспективными воздушными целями: самолетами ДРЛО и управления, воздушными элементами разведывательно-ударных комплексов, высотными скоростными самолетами-разведчиками типа SR-71, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения в условиях интенсивного радиопротиводействия. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

Разработка комплекса начата в 50-х годах в КБ-1 (ныне «Алмаз»). Генеральный конструктор А. Расплетин. Зенитная управляемая ракета была разработана в КБ «Факел», генеральный конструктор П. Грушин.

Первые дивизионы С-200А («Ангара») были развернуты с 1963 по 1964 гг. в предместьях Таллина. Всего было развернуто 1950 пусковых установок. Однако начало широкого развертывания С-300 привело к сокращению числа дивизионов С-200 до 500 пусковых установок в 1996 г. За время своего существования ЗРС С-200 многократно модернизировалась: в 1970 г. поступил на вооружение С-200В («Вега») и в 1975 г. - С-200Д («Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения цели (с 20 до 41 км).

В России С-200 входил в состав зенитно-ракетных бригад или полков смешанного состава, включающих, кроме того, дивизионы С-125 и средства непосредственного прикрытия ЗУ-23 или С-60.

Основными элементами зенитной ракетной системы С-200 являются зенитные ракетные дивизионы и зенитные управляемые ракеты. Каждый дивизион включает радиолокатор подсветки цели и стартовую батарею.

Зенитная управляемая ракета системы С-200 двухступенчатая. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей. Маршевая ступень оснащена жидкостным двух- компонентным ракетным двигателем. Боевая часть осколочно-фугасная. Ракета имеет головку для полуактивного самонаведения.


Радиолокатор подсвета цели


Радиолокатор подсвета цели представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели и вырабатывает информацию для пуска ракеты. Кроме этого, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты.

Стартовая батарея имеет шесть пусковых установок, которые располагаются по кругу вокруг РПЦ. На них осуществляется хранение, предстартовая подготовка и старт зенитных ракет.

В состав ЗРК С-200 входят: пункт управления и целеуказания К-9М, радиолокатор подсвета цели РПЦ 5Н62В (антенный пост К-1В, аппаратная кабина К-2В), стартовая батарея 5Ж51 (кабина подготовки старта К-ЗВ, пусковые установки 5П72В, заряжающие машины 5Ю24М, зенитные управляемые ракеты 5В21В и 5В28), источники электропитания - дизель-электростанции.

Для раннего обнаружения воздушных целей ЗРДН придается радиолокационная станция воздушной разведки типа П-35 и другие.


Транспортная машина комплекса С-200


В 1983 г. система начала развертываться на территории стран Варшавского договора: в Восточной Германии, Чехословакии и Венгрии, что явилось следствием начавшихся в 1982 г. поставок в НАТО самолетов ДРЛО Е-ЗА АВАКС.

После разгрома сирийской ПВО в долине Бекаа (Ливия) в Сирию были поставлены 4 ЗРК С-200, которые были развернуты в 40 км к востоку от Дамаска и на северо-востоке страны. Первоначально комплексы обслуживались советскими расчетами, а в 1985 г. их передали сирийскому командованию ПВО. По некоторым данным, сирийские С-200 сбили израильский самолет Е-2С «Хокай».

В Ливию первые комплексы С-200 были поставлены в 1985 г. Ливия формировала бригады, состоящие из двух дивизионов С-200 и двух С-125. В 1986 г. дивизионы С-200, обслуживаемые ливийскими расчетами, участвовали в отражении налета американской авиации на Триполи и Бенгази, в ходе которого США потеряли один истребитель-бомбардировщик F-111, а по ливийским данным, еще несколько самолетов палубной авиации.


Радиолокационная станция воздушной разведки П-14


В конце 1987 г. С-200 были поставлены в Северную Корею для использования в составе сил ПВО. Комплексы способны были осуществлять поражение самолетов типа Е-ЗА АВАКС, TR-l/U-2, RC-135 до северных границ Южной Кореи.

Комплекс поставлялся в Болгарию, Венгрию, Индию, Иран, КНДР, Ливию, Польшу, Сирию, Чехию.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх