Су-27 в серии

Как уже отмечалось, в программу Су-27 ДМЗ им. Ю.А. Гагарина(1*) был вовлечен с 1976 г. Его коллективу подготовка производства истребителя четвертого поколения далась нелегко – технологически «десятка» оказалась куда сложнее предшественников. Она отличалась широким применением титановых сплавов, крупногабаритных монолитных панелей, сварки как одного из основных сборочных процессов, небывало сложным комплексом авионики. В то же время, Су-27 имел рациональную схему членения, обеспечивающую удобство сборки, агрегаты выполнялись с учетом принципа панелирования, конструкция содержала намного меньше композиционных материалов, чем, скажем, МиГ-29. К 1979 г. самолет был практически освоен, однако переход на вариант Т-10С потребовал новой перестройки производства. Жесткие сроки, отведенные на это правительством, потребовали от ДМЗ и предприятий- смежников поистине титанических усилий. Огромная заслуга в том, что сроки были выдержаны, принадлежит не только заводу, возглавляемому в то время В.Н. Авраменко, но и местному филиалу ОКБ, которым руководил А.И. Кнышев, а с 1982 г. – А.Я. Маранов.

Серийный выпуск Су-27 в новой компоновке начался в 1982 г. До выхода в 1992 г. постановления правительства РФ о прекращении выпуска ряда боевых самолетов в Комсомольске успели построить более 40 серий одноместных Су-27, всего около 800 машин. Как и другие авиационные комплексы в мире, герой этой главы в процессе серийного выпуска претерпел определенные изменения. Вначале это были мелкие технологические усовершенствования и устранение всевозможных неувязок. Например, остекление подъемной части фонаря кабины разделили на две секции, что позволило повысить его качество. Другим видимым отличием поздних Су-27 стали скошенные законцовки килей («пилотки»). В течение нескольких последующих лет основными направлениями работ были улучшение технологичности, установка вооружения и оборудования, не поспевшего к началу серийного выпуска, совершенствование конструкции и повышение прочности по данным продолжавшихся испытаний, а также устранение недостатков, отмеченных в строевой эксплуатации. Довольно скоро акценты сместились в область оборудования и вооружения. Такие доработки были практически не заметны непосвященным, однако именно на них сосредоточили свои усилия конструкторы и производственники.

Некоторые усовершенствования, несмотря на важность, были относительно простыми. Так, начиная с 8-й машины 7-й серии (Ne 07-08) путем перестановки клемм был изменен порядок прохождения информации о наличии ракет, что сделало систему управления вооружением более надежной. Были и попытки заменить целые системы. С машины № 07-05 вместо станции предупреждения СПО-15ЛМ применили облегченную СПО-15СЛ с меньшими углами обзора передней полусферы, однако, начиная с № 08-04, вернулись к исходному варианту. С самолета № 08-01 все Су-27 могли нести контейнеры с по- меховыми станциями Л005-С «Сорбция-С», а с № 12-01 и Л001-С «Смальта-СК». Другие изменения носили более общий характер. Поскольку первые серии Су-27 предназначались исключительно для Авиации ПВО, их вооружение класса «воздух-поверхность» отличалось крайней бедностью. Однако, готовясь к началу поставок в ВВС, завод выпустил несколько истребителей с модернизированными блоками СУВ, обеспечившими бомбометание, пуск НАР и стрельбу из пушек по наземным целям. Причем все это стало возможно делать последовательно в одном заходе. Для решения ударных задач на истребителе перед вылетом некоторые электронные блоки требовалось заменить. При возвращении к работе по воздушным целям следовало вернуть на место прежние блоки. Первыми «фронтовыми» Су-27 стали № 12-10 и № 13-20. Затем новые блоки получили 5 машин 14-й серии – с № 14-02 по № 14-06. И, наконец, начиная с самолета № 19-16, все Су-27 стали комплектоваться модернизированным прицельным комплексом. Кроме того, часть ранее выпущенных машин была также доработана под фронтовое применение.

Су-27 получил возможность нести бомбы калибром от 100 до 500 кг, разовые бомбовые кассеты, контейнеры КМГУ и зажигательные баки. Самой мощной неуправляемой ракетой стала тяжелая НАР С-25. Кроме того, арсенал Су-27 пополнили блоки Б-13Л с пятью 122-мм НАР типа С-13 или Б-8 с двадцатью С-8 калибром 80 мм. Самолет обрел способность нести две ядерные бомбы и сбрасывать их с различных режимов полета, в т.ч. с малых высот. Это вооружение подвешивалось на всех узлах, кроме расположенных на законцовках крыла, с помощью переходных балок и держателей БДЗ-УСК-Б. На внутренние подкрыльевые узлы можно было подвесить и переходные балки-спарки. На эти же точки и на подфюзеляжные узлы подвешивались многозамковые держатели МБДЗ-У6-68.

1* Ныне Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина, КнААПО.


В кабине серийного Су-27


Сопло двигателя летающей лаборатории ЛЛ-УВ(ПС)


Сопла двигателей серийного Су-30МКИ


В итоге истребитель Су-27 стал нести до 6 тонн вооружения – в 1,5 раза больше, чем ударные Су-17М или МиГ-27. Всего было реализовано более сорока вариантов подвески вооружения, причем имелись резервы наращивания бортового арсенала (до 8 тонн) и по прочности планера, и по возможностям СУВ. Однако не все они «дошли» до строевых частей. В частности, в полках не было съемных подвижных установок СППУ-30 с пушками ГШ-301, применение которых на самолете обеспечивалось.

Серия №14 получила еще одно важное усовершенствование – после доработки конструкции с килей сняли противо- флаттерные грузы общей массой 44 кг. С самолета № 19-01 в серии появился новый хвостовой стекатель с широким «ластом» – боковыми приливами, в которых планировалось разместить новое РЭО. Оно так и не поступило, и там установили лишь дополнительные кассеты радиолокационных и инфракрасных ловушек автомата АПП-50Р. С этой же машины в комплекс связи ТКС-2-27 были введены дополнительные разъемы, что сделало работу с ним более удобной. А на 16-й машине той же серии был изменен порядок ввода информации в систему управления вооружением. С 7-й машины 21-й серии маркерный радиоприемник МРП-66П заменил более компактный А-611, а с 4-го самолета 24-й серии вместо бортового ответчика СО-69 начали ставить новый СО-72. С самолета № 23-01 в радиолокационном ответчике СРО-2П системы определения государственной принадлежности «Пароль» был реализован режим радиомолчания, который повысил скрытность подхода к цели. Самолеты старых выпусков проходили аналогичную доработку в ходе ремонтов.

Возможности самолета по поражению воздушных целей также возростали. В 1987 г. стали использовать ракеты большой дальности Р-27ЭР и ЭТ с «энергетическими» двигательными установками, которые по дальности пуска, стартовому ускорению, характеристикам БЧ и взрывателей существенно превосходили американские УР AIM-7E и F. Кроме того, на вооружение поступили модифицированные ракеты малой дальности Р-73М. Прошли испытания и новые ракеты Р-27П и ЭП с пассивной противорадиолокационной ГСН, предназначенные для поражения самолетов ДРЛО. Все это значительно усилило боевые возможности Су-27.

Завершая рассказ о производстве Су-27, нужно сказать, что на заводе в Комсомольске строились все одноместные машины этого семейства, включая корабельные Су-33. Здесь также выпускались и двухместные машины: установочная партия Су-27УБ, палубный Су-27КУБ и многофункциональный Су-30МКК. Что касается «спарок», то с 1986 г. они производились в Иркутске. Всего выпущено более 100 Су-27УБ. По мере постройки они получили большинство усовершенствований, внедренных на одноместных «десятках».


Примечания:



Су-27 в серии

Как уже отмечалось, в программу Су-27 ДМЗ им. Ю.А. Гагарина(1*) был вовлечен с 1976 г. Его коллективу подготовка производства истребителя четвертого поколения далась нелегко – технологически «десятка» оказалась куда сложнее предшественников. Она отличалась широким применением титановых сплавов, крупногабаритных монолитных панелей, сварки как одного из основных сборочных процессов, небывало сложным комплексом авионики. В то же время, Су-27 имел рациональную схему членения, обеспечивающую удобство сборки, агрегаты выполнялись с учетом принципа панелирования, конструкция содержала намного меньше композиционных материалов, чем, скажем, МиГ-29. К 1979 г. самолет был практически освоен, однако переход на вариант Т-10С потребовал новой перестройки производства. Жесткие сроки, отведенные на это правительством, потребовали от ДМЗ и предприятий- смежников поистине титанических усилий. Огромная заслуга в том, что сроки были выдержаны, принадлежит не только заводу, возглавляемому в то время В.Н. Авраменко, но и местному филиалу ОКБ, которым руководил А.И. Кнышев, а с 1982 г. – А.Я. Маранов.

Серийный выпуск Су-27 в новой компоновке начался в 1982 г. До выхода в 1992 г. постановления правительства РФ о прекращении выпуска ряда боевых самолетов в Комсомольске успели построить более 40 серий одноместных Су-27, всего около 800 машин. Как и другие авиационные комплексы в мире, герой этой главы в процессе серийного выпуска претерпел определенные изменения. Вначале это были мелкие технологические усовершенствования и устранение всевозможных неувязок. Например, остекление подъемной части фонаря кабины разделили на две секции, что позволило повысить его качество. Другим видимым отличием поздних Су-27 стали скошенные законцовки килей («пилотки»). В течение нескольких последующих лет основными направлениями работ были улучшение технологичности, установка вооружения и оборудования, не поспевшего к началу серийного выпуска, совершенствование конструкции и повышение прочности по данным продолжавшихся испытаний, а также устранение недостатков, отмеченных в строевой эксплуатации. Довольно скоро акценты сместились в область оборудования и вооружения. Такие доработки были практически не заметны непосвященным, однако именно на них сосредоточили свои усилия конструкторы и производственники.

Некоторые усовершенствования, несмотря на важность, были относительно простыми. Так, начиная с 8-й машины 7-й серии (Ne 07-08) путем перестановки клемм был изменен порядок прохождения информации о наличии ракет, что сделало систему управления вооружением более надежной. Были и попытки заменить целые системы. С машины № 07-05 вместо станции предупреждения СПО-15ЛМ применили облегченную СПО-15СЛ с меньшими углами обзора передней полусферы, однако, начиная с № 08-04, вернулись к исходному варианту. С самолета № 08-01 все Су-27 могли нести контейнеры с по- меховыми станциями Л005-С «Сорбция-С», а с № 12-01 и Л001-С «Смальта-СК». Другие изменения носили более общий характер. Поскольку первые серии Су-27 предназначались исключительно для Авиации ПВО, их вооружение класса «воздух-поверхность» отличалось крайней бедностью. Однако, готовясь к началу поставок в ВВС, завод выпустил несколько истребителей с модернизированными блоками СУВ, обеспечившими бомбометание, пуск НАР и стрельбу из пушек по наземным целям. Причем все это стало возможно делать последовательно в одном заходе. Для решения ударных задач на истребителе перед вылетом некоторые электронные блоки требовалось заменить. При возвращении к работе по воздушным целям следовало вернуть на место прежние блоки. Первыми «фронтовыми» Су-27 стали № 12-10 и № 13-20. Затем новые блоки получили 5 машин 14-й серии – с № 14-02 по № 14-06. И, наконец, начиная с самолета № 19-16, все Су-27 стали комплектоваться модернизированным прицельным комплексом. Кроме того, часть ранее выпущенных машин была также доработана под фронтовое применение.

Су-27 получил возможность нести бомбы калибром от 100 до 500 кг, разовые бомбовые кассеты, контейнеры КМГУ и зажигательные баки. Самой мощной неуправляемой ракетой стала тяжелая НАР С-25. Кроме того, арсенал Су-27 пополнили блоки Б-13Л с пятью 122-мм НАР типа С-13 или Б-8 с двадцатью С-8 калибром 80 мм. Самолет обрел способность нести две ядерные бомбы и сбрасывать их с различных режимов полета, в т.ч. с малых высот. Это вооружение подвешивалось на всех узлах, кроме расположенных на законцовках крыла, с помощью переходных балок и держателей БДЗ-УСК-Б. На внутренние подкрыльевые узлы можно было подвесить и переходные балки-спарки. На эти же точки и на подфюзеляжные узлы подвешивались многозамковые держатели МБДЗ-У6-68.

1* Ныне Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина, КнААПО.


В кабине серийного Су-27


Сопло двигателя летающей лаборатории ЛЛ-УВ(ПС)


Сопла двигателей серийного Су-30МКИ


В итоге истребитель Су-27 стал нести до 6 тонн вооружения – в 1,5 раза больше, чем ударные Су-17М или МиГ-27. Всего было реализовано более сорока вариантов подвески вооружения, причем имелись резервы наращивания бортового арсенала (до 8 тонн) и по прочности планера, и по возможностям СУВ. Однако не все они «дошли» до строевых частей. В частности, в полках не было съемных подвижных установок СППУ-30 с пушками ГШ-301, применение которых на самолете обеспечивалось.

Серия №14 получила еще одно важное усовершенствование – после доработки конструкции с килей сняли противо- флаттерные грузы общей массой 44 кг. С самолета № 19-01 в серии появился новый хвостовой стекатель с широким «ластом» – боковыми приливами, в которых планировалось разместить новое РЭО. Оно так и не поступило, и там установили лишь дополнительные кассеты радиолокационных и инфракрасных ловушек автомата АПП-50Р. С этой же машины в комплекс связи ТКС-2-27 были введены дополнительные разъемы, что сделало работу с ним более удобной. А на 16-й машине той же серии был изменен порядок ввода информации в систему управления вооружением. С 7-й машины 21-й серии маркерный радиоприемник МРП-66П заменил более компактный А-611, а с 4-го самолета 24-й серии вместо бортового ответчика СО-69 начали ставить новый СО-72. С самолета № 23-01 в радиолокационном ответчике СРО-2П системы определения государственной принадлежности «Пароль» был реализован режим радиомолчания, который повысил скрытность подхода к цели. Самолеты старых выпусков проходили аналогичную доработку в ходе ремонтов.

Возможности самолета по поражению воздушных целей также возростали. В 1987 г. стали использовать ракеты большой дальности Р-27ЭР и ЭТ с «энергетическими» двигательными установками, которые по дальности пуска, стартовому ускорению, характеристикам БЧ и взрывателей существенно превосходили американские УР AIM-7E и F. Кроме того, на вооружение поступили модифицированные ракеты малой дальности Р-73М. Прошли испытания и новые ракеты Р-27П и ЭП с пассивной противорадиолокационной ГСН, предназначенные для поражения самолетов ДРЛО. Все это значительно усилило боевые возможности Су-27.

Завершая рассказ о производстве Су-27, нужно сказать, что на заводе в Комсомольске строились все одноместные машины этого семейства, включая корабельные Су-33. Здесь также выпускались и двухместные машины: установочная партия Су-27УБ, палубный Су-27КУБ и многофункциональный Су-30МКК. Что касается «спарок», то с 1986 г. они производились в Иркутске. Всего выпущено более 100 Су-27УБ. По мере постройки они получили большинство усовершенствований, внедренных на одноместных «десятках».





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх