Модернизация строя

Летные испытания и эксплуатация первых партий F-15А/В в строевых частях выявили ряд недостатков самолета. В частности, слабость конструкции регулируемых воздухозаборников, что обусловило ограничения перегрузки при маневрировании на малых высотах. Возникла необходимость доработки уже построенных самолетов и дальнейшего совершенствования конструкции. Начатый таким образом процесс уже не прекращался никогда. Так, в 1984 г. ВВС США выдали фирме «Макдоннелл Дуглас» контракт стоимостью 155,1 млн. USD, предусматривающий в рамках программы MSIP дальнейшее усиление конструкции планера, обеспечивающее выполнение маневров с перегрузкой 9 g вместо 7 g у серийных истребителей F-15A/B/C/D, а также усиление шасси, что позволяло повысить максимальную взлетную массу с 30800 до 36300 кг. Кроме того, на самолет устанавливалась новая БЦВМ, программируемая система управления вооружением с цветным дисплеем, модернизированная система РЭП, а также устройство предупреждения о применении противником средств радиоэлектронной борьбы. Первый полет модернизированного по программе MSIP истребителя F-15C состоялся 20 июня 1985 г.

В конце прошлого десятилетия начала реализовываться еще одна программа поэтапного усовершенствования истребителей F-15C/D. Эти машины стали оснащать двумя современными многофункциональными кабинными индикаторами и системой автоматизированного обмена информацией Link 16. «Иглы», включенные в систему автоматического распределения информации JTIDS, получили теперь возможность значительно более эффективно взаимодействовать с самолетами ДРЛО, наземными центрами управления, а также между собой. Сообщалось о планах установить эту аппаратуру и на 100 старых самолетов F-15A/B, входящих в состав Национальной гвардии.

С середины 2001 г. модернизируется и парк F-15E. Вместо индикаторов на электронно-лучевых трубках в кабинах экипажа устанавливаются жидкокристаллические цветные дисплеи, кроме того, самолет получает новый дисплей контроля за параметрами силовой установки. Однако наиболее радикальным усовершенствованием должна стать замена в 2010-х годах радара AN/APG-70 со щелевой антенной решеткой на перспективную станцию, снабженную активной фазированной антенной решеткой (АФАР или, в соответствии с англоязычной аббревиатурой, AESA). В порядке эксперимента такие станции, получившие наименование AN/APG-63(V)2, уже установлены на 18 истребителях F-15C, размещенных на авиабазе Элмендорф (Аляска). Это первые в мире серийные самолеты, оснащенные радиолокационными антеннами подобного типа (самолеты МиГ-31, Су-ЗОМКИ и «Рафаль» имеют пассивные ФАР).


Правая основная (вверху) и носовая опоры шасси



Самолеты F-15Е должны первыми в Соединенных Штатах получить на вооружение КАБ малого диаметра GBU-39 (масса – 110 кг). Каждый истребитель сможет нести до 16 боеприпасов этого типа. Кроме того, эти машины смогут нести новые подвесные контейнеры с навигационно-прицельным оборудованием.

По состоянию на конец 2006 г. в строю ВВС США находились 396 истребителей F-15C/D. Еще 126 самолетов F-15A/B/C/D имела Национальная гвардия. Кроме того, самолетный парк ВВС насчитывал 217 многофункциональных F-15E. Замена этих машин на истребители F-22A «Рэптор» началась в декабре 2005 г. Однако, если в начале 1990-х гг. Пентагон планировал закупить 648 машин этого типа, то к настоящему времени заказ существенно «сжался». В этих условиях неизбежно потребуется сохранение, как минимум, 200-250 истребителей F-15C/D на вооружении ВВС США до 2020 г., а 150-200 F-15E – и на более отдаленный период. Поэтому американские ВВС готовятся к реализации очередной комплексной программы продления жизненного цикла F-15C/D и F-15E.

По словам директора программы «Игл» полковника Т. Фихэна (Теггепсе Feehan), ВВС США намерены сохранить в строю на длительную перспективу 179 самолетов F-15C/D. В процессе модернизации этих истребителей предполагается оснастить их современной авионикой, в частности – нашлемной системой целеуказания JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System). 133 истребителя F-15C/D из числа подлежащих подобной модернизации уже переоснащены усовершенствованной БР/1С со щелевой антенной AN/APG-63(V)1, аналогичной установленной на самолетах F-15К, поставляемых Республике Корея. Доработки планера «Игла» должны включать, в частности, замену сотовых панелей в концевых частях крыла и в носке вертикального оперения на новые, менее подверженные воздействию влаги.


Большая площадь остекления кабины и высокая посадка обеспечивают летчику прекрасный обзор



По утверждению представителей МО США, несмотря на то, что самолет F/A-22A будет в состоянии выполнять ударные задачи, а с 2012 г. на вооружение поступит многоцелевой истребитель пятого поколения F-35A, основным тактическим ударным авиационным комплексом ВВС США в следующем десятилетии по-прежнему останется F-15E, который будет ориентирован на нанесение ударов в глубине обороны противника, всепогодные и всесуточные действия.

В ходе модернизации планера F-15E предполагается замена алюминиевых панелей крыла на углепластиковые. На «Страйк Иглах» планируется также «активировать» заложенные в конструкцию, но не используемые пока крыльевые узлы внешней подвески № 1 и № 9. В результате увеличения боевой нагрузки максимальная взлетная масса самолета возрастет до 37700 кг. В комплект оборудования F-15E планируется ввести очки ночного видения.

Объявлено, что в скором будущем произойдет унификация программного обеспечения БЦВМ истребителей F-15C/D и F-15Е. Самолеты должны получить и новую аппаратуру радиотехнической системы посадки. В состав вооружения F-15C/D вскоре должны включить новые высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9X. Усовершенствования коснутся и силовой установки.

В конце 2006 г. фирма «Боинг» представила информацию о проекте многофункционального истребителя F-15E+ «Супер Игл», относящегося к поколению «4+». Проект предложен ВВС США и призван стать «промежуточным звеном» в случае существенной задержки программы создания F-35A. Стоимость нового варианта F-15E оценивается в 59 млн. долл. (по курсу 2006 г.), что несколько дешевле, чем оценивается серийный F-35A. Самолет F-15E+ планируется оснастить усовершенствованным бортовым комплексом, включающим БРЛС с АФАР, а также нашлемным прицел-индикатором. Вооружение, расположенное на 19 узлах внешней подвески, должно включать усовершенствованные высокоточные средства поражения – КАБ JDAM, УР «Бримстоун», HSSW, а также корректируемые авиабомбы малого диаметра, снабженные силовыми установками. Оптоэлектронный комплекс F-15E+ включает контейнеры с навигационной и прицельной аппаратурой. Самолет должен получить также усовершенствованный оборонительный комплекс РЭП, включающий систему предупреждения о радиолокационном облучении, систему предупреждения о подлете ракет AAR-57, систему выброса ложных целей ALE-50, активные средства РЭП.

Улучшение F-15 ведется и в других странах. 18 июля 2003 г. японская фирма Mitsubishi Heavy Industries (MHI) приступила к летным испытаниям модернизированного варианта F-15J. Первый этап модернизации (т.н. «конфигурация-1») включает оснащение истребителя новой РЛС фирмы Rytheon, а также центральным процессором фирмы Lockheed Martin. В рамках второго этапа («конфигурация-2»), реализацию которого планировалось начать в 2006-2007 гг., самолет должен был получить новую систему РЭП японского производства. В соответствии с пятилетним планом закупки вооружений, до конца 2005 г. фирма MHI поставила Силам самообороны Японии 12 модернизированных F-15J.

На международной авиационной выставке в г. Радоме (Польша), проходившей в 2003 г., ВВС Израиля впервые продемонстрировали собственную версию модернизации F-15D. Работы эти начались на фирме «Элбит Системе» при поддержке ВВС еще в 1995 г. Выкатка первого опытного самолета, модернизированного в рамках программы AUF (Avionics Upgrade Program), состоялась на авиабазе Тэль Ноф в августе 1998 г., а в начале 2000 г. израильские ВВС начали получать доработанные истребители, которым было присвоено наименование «Баз Мешопар». Весь парк имеющихся у Израиля самолетов F-15B и F-15D был модернизирован до уровня «Баз Мешопар» к 2005 г.


Пара F-15А из 133-й эскадрильи ВВС Израиля отрабатывает фигуры высшего пилотажа


F-15С из состава ВВС Саудовской Аравии


Пара F-15J из ВВС Сил самообороны Японии в тренировочном полете


В ходе этой модернизации истребители приобрели способность применять ракеты AIM-120 AMRAAM (раньше израильские «Иглы» оснащались лишь УР средней дальности типа «Спарроу»), а также до 2 ракет класса «воздух-поверхность» AGM-142D «Поп Ай», оборудованных телевизионно-тепловизионной системой командного наведения. По словам представителей ВВС Израиля, отработка боевого применения УР «Поп Ай» с самолета F-15D началась «более пяти лет назад». Кроме того, истребители «Баз Мешопар» оснастили усовершенствованным контейнером РЭП EL/L-8222, подвешиваемым на переднем левом подфюзеляжном узле.

Самолет получил шину данных по стандарту MIL-STD 1553/1760, обеспечивающую возможность наращивания потенциала комплекса БРЭО и до- оснащения новыми средствами поражения. В каждой кабине установлены три многофункциональных многоцветных ЖК-дисплея фирмы «Элбит Системе». Кроме того, экипаж получил возможность использовать нашлемные прицелы-индикаторы DASH (также разработанные «Элбит Системе»), обеспечивающие возможность целеуказания высокоманевренным ракетам ближнего воздушного боя «Питон» 4.

Как видим, «Игл», несмотря на свой весьма почтенный возраст, обладает достаточно высоким модернизационным потенциалом. Можно предположить, что доработанные варианты F-15 наравне с их российскими аналогами – модернизированными Су-27 и Су-30, останутся одними из основных «воздушных бойцов» и во втором десятилетии нашего века. Разумеется, по своим боевым возможностям они уступят, хотя и не столь существенно, как кажется некоторым аналитикам, таким «звездам» пятого поколения, как американский F-22 или российский ПАК ФА. Однако на фоне менее «продвинутых» европейских самолетов «Тайфун» и «Рафаль», а также китайского J-10 модернизированный «Игл» будет выглядеть вполне адекватно. А если принять во внимание планируемое оснащение его новыми типами вооружений и прекрасно отработанное в ВВС США информационное обеспечение действий истребительной авиации, то можно говорить даже о некотором преимуществе «Игла» над ними. Так что ставить точку на F-15 еще рано – эта тема приобретет актуальность лишь в следующем десятилетии.





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх