РОССИЯ МиГ-23 ОКБ им. А. И. МИКОЯНА


Фронтовой истребитель Экипаж 1 чел.

Модификации. «23-11/1» (1967 г.)-опытный самолет; МиГ-23С («23-11», 1969 г.), МиГ-23М («23-11М». 1972 г.), МиГ-23МЛ («23-12», 1976 г.), МиГ-23МЛА («23-14», 1977 г.) и МиГ-23МЛД («23-18», 1984 г.)-фронтовые истребители; МиГ-23МС (1973 г.) и МиГ-23МФ (1977 г.) - экспортные варианты фронтового истребителя МиГ-23М; МиГ-23П (1977 г.) - истребитель-перехватчик ПВО; МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-23БМ и МиГ-23БК - истребители-бомбаодировщики; Ми Г-2 ЗУ Б («23-51», 1970 г.) и 1 МиГ-23УМ (1984 г.) -двухместные учебно-боевые самолеты.

Размеры. Размах крыла 7,8/14,0 м; длина фюзеляжа (без ПВД) 15,65 м (МиГ-23С), 15,75 м (МнГ-23М), 15,65 м (МиГ-23МЛ); длина самолета 16,70 м (МиГ-23МЛ); высота 5,77 м; площадь крыла: МиГ-23М и последующих модификаций - 37,35 м 2 (при 16°), 35,50 м 2 (при 45°) и 34,16 м 2 (при 72°), МиГ-23С -32,10 м 2 (при 16°) и 29,89 м 2 (при 72°); диапазон изменения угла стреловидности 16-72°.




Двигатели. ТРДФ Р-27Ф2М-300 (IX X 6900/10 000 кгс, МиГ-23С, МиГ-23УБ), Р-29-300 (1X8300/12 500 кгс, МиГ-23М, МиГ-23МС, МиГ-23МФ) или Р-35-300 (2X84,0/124,5-127,5 кН, 2X8550/13 000 кгс, МиГ-23МЛ, МиГ-23МЛА, МиГ-23П и МиГ-23МЛД).

Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 13300 («23-11/1»), 18000 (МиГ-23УБ), 20 670 (МиГ-23М), 17 800 (МиГ-23МЛ), 18 400 (МиГ-23МЛД); нормальная взлетная 12 860 («23-11/1»), 15740 (МиГ-23УБ), 15750 (МиГ-23М), 14 700 (МиГ-23МЛ); максимальная посадочная 12 000 (МиГ-23МФ); топлива во внутренних баках 4000 (МиГ-23УБ), 3700 (МиГ-23М); пустого 10 845 (МиГ-23МФ).

Летные данные. Максимальная скорость у земли 1350 км/ч; максимальная скорость на большой высоте 2445 км/ч (М = 2,35); максимальная скорость при угле стреловидности 16°-940 км/ч (М = = 0,8); посадочная скорость 240 км/ч; практический потолок 17 200 м («23-11/1»), 18 000 м (МпГ-23С), 15 800 м (МиГ-23УБ), 17 500 м (МиГ-23М), 18 500 м (МиГ-23МЛ), 19 000 м (МиГ-23МЛА); скороподъемность у земли 240 м/с (МиГ-23МЛ), 230 м/с (МиГ-23МЛД); практическая дальность полета без ПТБ 1800 км (МиГ-23С), 1950 км (МиГ-23МЛ); перегоночная дальность с ПТБ 2820 км (МиГ-23МЛ); длина разбега 500 м; длина пробега 750 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 5,0 (МиГ-23С), 7,0 (МиГ-23УБ), 8,0 (МиГ-23М), 8,5 (МиГ-23МЛ).

Конструктивные особенности. Один из первых серийных самолетов с изменяемой геометрией крыла. Планер изготовлен из стали и алюминиевых сплавов с широким использованием сварки.

Оборудование. РЛС «Сапфир-21» (МиГ-23С и МиГ-23МС), импульсно-доплеровская РЛС «Сап- фир-23Д» (МиГ-23М и МиГ-23МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 - 65 км, дальность захвата 35 км), «Сапфир-23МЛ» (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или «Сапфир-23МЛА» (МиГ-23МЛА); теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТП-23М (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или ТП-26 (60 км); станция наведения УР класса воздух-поверхность «Дельта-Н» (МиГ-23С или «Дельта-НГ»; система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Ла- зурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолета с использованием наземной системы управления «Воздух»; ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23М) или АСП-17МЛ (МиГ-23МЛ); радиостанция Р-832М или Р-862 (МиГ-23МЛА); аварийная радиостанция Р-855УМ; навигационная система «Полет-1Л-23» (МиГ-23С, МиГ-23М) или «Г1олет-2Л-23» (МиГ-23МЛ); автоматический радиокомпас АРК-Ю или АРК-15М; маркерный радиоприемник МРГ1-56П; радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4; самолетная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации РСБН-6С; ответчик СО-69; система предупреждения и оповещения СЗМ; система постановки активных радиолокационных помех «Репер» Н.

Самолеты МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ПК ложными целями (расположены над неподвижной частью крыла).

Автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23М), САУ-23АМ; система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23МЛД).

Вооружение. Пушка ГШ-23Л (23 мм, 200 патронов), УР средней дальности Р-23Р или Р-24Р (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с радиолокационной полуактивной системой наведения, Р-23Т или Р-24Т (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с ТГС; две- четыре УР малой дальности К-13М, Р-ЗР или Р-ЗС с радиолокационной полуактивной системой наведения или ТГС; четыре-шесть УР ближнего боя Р-60 и Р-60М (типовой состав вооружения - две УР Р-23 или Р-24 под крылом и две Р-ЗС или четыре Р-60 под фюзеляжем); две УР Х-23 для поражения наземных целей; НАР С-5, С-8 и С-24; свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг общей массой до 2000 кг (варианты для МиГ-23МФ: 16 ФАБ-100, 6 ФАБ-250, 4 ФАБ-500 или 2 ЗБ-500). В перегрузочном варианте МиГ-23МЛД масса боевой нагрузки может достигать 4500 кг.

В ходе модернизации возможно оснащение самолета усовершенствованными УР Р-27 и Р-73.

Состояние. Самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС и войскам ПВО СССР, ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама. Серийное производство прекращено в начале 1980-х годов.

Дополнительные сведения. Первый полет первого опытного самолета состоялся 10 июня 1967 г. (летчик-испытатель А. В. Федотов), серийное производство началось в 1969 г. Самолет строился на ММЗ «Знамя труда», где выпущено 4278 истребителей (включая и истребителыю-бомбардировоч- ные модификации), в том числе 50 МиГ-23С, 1100

МиГ-23МЛА (1978-1983 гг.) и 66 МиГ-23МЛД (1984-1985 гг.), а также в Иркутске (построено 769 самолетов). Кроме того, часть самолетов МиГ-23М была модифицирована в истребитель- бомбардировщик МиГ-23БН, а МиГ-23МЛ и МиГ-23П модифицировались в истребитель МиГ-23МЛД.

Основной истребитель фронтовой авиации СССР в 1970-1980-е годы применялся в боевых действиях в Анголе, Ливане, Афганистане, Ирано- иракской войне и войне в районе Персидского залива в 1991 г.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх