АНТ-5 (И-4)


Одноместный истребитель, серийный Первый отечественный цельнометаллический истребитель


Первый опытный АНТ-5


В середине 20-х годов Военно-Воз-душным силам Советской России потребовался новый истребитель, который мог бы соперничать с лучшими зарубежными образцами. Осенью 1925 года авиаконструкторам А.Н.Туполеву и Н.Н.Поликарпову было выдано задание на разработку такого самолета. В ЦАГИ была создана бригада, которую возглавил А.И.Путилов. Обязанности в бригаде были распределены следующим образом: проектированием шасси и фюзеляжа занялся начальник бригады, увязку узлов проводил Н.Петров, за оперение отвечал Н.С.Некрасов, конструировать крыло поручили В.М.Петлякову, Е.И. Погосский занимался оборудованием, а И.И.Погосский был ответственным за силовую установку. П.О.Сухому было поручено проектирование моторамы и возложены обязанности ведущего инженера по самолету.

Через два года первый опытный экземпляр АНТ-5 был готов. Самолет представлял цельнометаллический одноместный одностоечный полутороплан. На нем стоял импортный двигатель воздушного охлаждения Гном-Рон 9 Ad мощностью 420 л.с. После успешного прохождения заводских испытаний, которые с 10 августа по 27 сентября проводил летчик-испытатель М.М.Громов, машину передали в НИИ ВВС для проведения государственных испытаний (летчики М.М.Громов, А.Ф.Анисимов, А.Б.Юмашев, И.Ф.Козлов, В.О.Писаренко). Результаты превзошли все ожидания: было признано, что самолет не уступает лучшим истребителям мира. Еще до окончания летных испытаний, в декабре 1927 года, было принято решение о запуске в серийное производство этого типа истребителя под названием И-4.



Установка И-4 "Звено" на крыло ТБ-1


Пока шли испытания опытного самолета АНТ-5, КБ подготовило "дублер" самолета, который должен был стать эталоном для серии. Дублер отличался более мощным двигателем типа Гном-Рон 9 Aq мощностью 480 л.с. и некоторыми изменениями в конструкции планера. В июле 1928 М.М.Громов провел заводские испытания "дублера", с 1 августа 1928 г. по 25 апреля 1929 г, самолет проходит государственные испытания в НИИ ВВС. По результатам испытаний И-4 "дублер" (иногда его называли И-4бис) принимается как эталон для серийного производства на заводе №22.

Для внедрения истребителя И-4 в серию ведущий инженер по самолету П.О.Сухой был направлен на завод № 22 представителем от КБ,где решал вопросы,возникающие в процессе серийной постройки. В 1928 году был готов головной серийный самолет с двигателем 9Ad, который поступил на испытания в НИИ ВВС 15 октября 1929 г. Испытания продолжались до 26 ноября. В июне 1929 завод №22 начал сдачу заказчику первых серийных И-4. Кроме серии на заводе №22 есть упоминания о серийном производстве И-4 на заводе №1. Серийное производство И-4 продолжалось около 5 лет. Согласно материалов имеющихся в ОКБ, общий выпуск И-4 составил 369 машин. В ходе серийной постройки самолет совершенствовался: на него начали устанавливать отечественные пулеметы ПВ-1 вместо британских Виккерс, двигатель Гном-Рон 9Ad был заменен на более мощный 9Aq (в советском производстве - М-22).

Помимо выпуска серийных машин было подготовлено несколько опытных самолетов и проектов на базе И-4:

И-4 для "Звена" В.С.Вахмистрова с уменьшенным нижним крылом;

И-4 с высотным двигателем "Бристоль "Юпитер UH". Самолет проектировался в 1928 г, построен не был;

И-4 моноплан-парасоль (иногда его обозначают в литературе И-4бис). серийный И-4 без нижней крыльевой плоскости, на крыле устанавливались управляемые предкрылки, самолет проходил испытания в сентябре 1931 г. в НИИ ВВС, к серии принят не был;

И-4 с разрезным крылом деревянной и металлической конструкции. Работы по машине велись в 1931 г., но до испытаний дело не дошло;

И-4 с ДРП. Начиная с 1931 г. на И-4 проводились работы по установке ДРП Л.В.Курчевского;

И-4 на поплавках. По заказу авиации Черноморского фло та в КБ прорабатывался поплавковый вариант И-4;

И-4 с РС-82. Летом 1932 г. проводились испытательные пуски с И-4 реактивных снарядов РС-82 (работы по теме ГДЛ);

И-4 с жидкостными и твердотопливными реактивными ускорителями. В 1932 - 1936 гг на И-4 проводились экс-

перименты по установке и применению ускорителей на базе ЖРД или блоков из пороховых ракет.

В ВВС РККА И-4 начали поступать в январе 1930 г, первыми их получили истребительные части на Кавказе, затем авиация Балтийского и Черноморского флотов и в 1932 г. И-4 поступили в ВВС Московского округа. Самолеты эксплуатировались до 1936 г., хотя официально они были сняты с вооружения в начале 1934 г.

Основные данные серийного самолета И-4 с двигателем Гном -Рон 9Aq: - длина самолета - 7,28 м;

- размах крыла - 11,4 м;

- высота самолета -2,8 м;

- площадь крыла - 23,0 м2;

- нормальная взлетная масса - 1430 кг;

- максимальная скорость у земли -231 км/ч;

- время набора высоты 5000 м - 14,3 мин;

- практический потолок -7200 м;

- максимальная дальность полета - 840 км;

- вооружение - 2 х ПВ-1;

- экипаж - 1 чел.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх