АНТ-12 (И-5)


Одноместный истребитель, проект

В 1927 г. Технический совет Авиатреста счел необходимым независимо от постройки самолета-истребителя И-3 конструкции Н.Н.Поликарпова, обладавшего неплохими летными данными, проработать возможность создания высокоманевренного истребителя с мощным двигателем воздушного охлаждения. В сентябре 1927 г. проектирование нового истребителя под обозначением И-5 было включено в план опытного строительства. А.Н.Туполев предложил задание на И-5 передать ЦАГИ, ссылаясь на опыт бригады П.О.Сухого по проектированию цельнометаллического истребителя И-4.

В пятилетнем плане, принятом УВВС и Техническим советом Авиатреста, двум КБ (А.Н.Туполева и Н.Н.Поликарпова) было поручено проектирование одноместных истребителей. В рамках этой программы А.Н.Туполев получает задание на постройку И-5 смешанной конструкции со сроком окончания работ в сентябре 1929 г. Н.Н.Поликарпов получает задание на истребитель И-6 деревянной конструкции.

Работы по И-5, получившему обозначение по КБ АНТ-12, двигались медленно, поскольку туполевцы до предела были загружены заботами по строительству тяжелых бомбардировщиков и, кроме того, Андрей Николаевич никогда не был сторонником самолетов смешанной конструкции, основным направлением туполевского КБ были цельнометаллические самолеты. В КБ Поликарпова работы по И-6 шли даже с опережением сроков. Однако после ареста Н.Н. Поликарпова в октябре 1929 г, его коллектив достраивал И-6 без него, в 1930 г машина была испытана, но в серию ее не запустили. Появление туполевского И-5 также задерживалось, страна оставалась без нужного истребителя. В декабре 1929 г. ОГПУ в Бу-тырках организует из арестованных авиационных специалистов Особое конструкторское бюро, где под руководством Н.Н.Поликарпова и Д.П.Григоровича в кратчайшие сроки создается И-5 смешанной конструкции, находившийся на уровне лучших зарубежных истребителей того периода. Уже 29 апреля 1930 г прототип И-5 (ВТ-11) совершает первый полет, в том же году запускается в серийное производство и поступает на вооружение ВВС РККА. Это был первый опыт создания авиационной техники силами высококвалифицированных зеков, через десять лет НКВД аналогичную систему организации "высокопроизводительного" труда обеспечит А.Н.Туполеву и многим его коллегам, результатом чего станут пикирующий бомбардировщик Пе-2 и один из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй Мировой войны Ту-2.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх