ВНИМАНИЕ, "КОБРА"!


(Боевой конь воздушной кавалерии)

Михаил НИКОЛЬСКИЙ


Окончание. Начало в. "АиК" выпуск 25-27

"Си Кобра"

Еще на ранних стадиях разработки вертолета AH-1G интерес к нему проявило командование корпуса морской пехоты США. Оценив достоинства нового вертолета, моряки отметили, что в исходном варианте AH-1G вертолет для флота не приемлем. Больше всего морских пехотинцев не устраивало наличие на AH-1G только одного двигателя. Однодвигательный вариант не является оптимальным и для сухопутного вертолета, опыт войны в Юго-Восточной Азии хорошо это показал. Все же, в случае отказа или повреждения единственного двигателя над земной твердью, у экипажа есть неплохие шансы спасти свои жизни. В случае Посадки на воду в открытом океане шансы на спасение резко падают. Поэтому, в морской авиации требования к надежности техники и безопасности полетов гораздо выше, чем в авиации сухопутных войск. Обязательным требованием к вертолетам флота США было (начиная с 60-х годов) и осталось наличие не менее, чем двух двигателей.

Требование установки на "Хью Кобре" двух ГТД было главным, но не единственным. Несущий винт необходимо было оборудовать тормозом для быстрой остановки вращения после выключения двигателей. Требовалось предусмотреть защиту вертолета от коррозии, особенно агрессивной во влажном и соленом морском воздухе. Новый вертолет предполагалось использовать для огневой поддержки десанта и, моряки сочли необходимым усилить стрелковое вооружение, заменив стандартную турель ХМ-28 на новую с 20-мм скорострельной пушкой.

Фирма Белл, имея в кармане многомиллионный контракт на поставку боевых вертолетов для армии, чувствовала себя очень уверенно и не спешила идти на выполнение всех требований нового заказчика. Торг между флотом и вер-толетстроителями был долгим и сложным. Все же компромисс был найден, и 28 мая 1968 г. фирма Белл и командование корпуса морской пехоты подписали контракт на поставку 49 боевых вертолетов новой модели, получившей обозначение AH-1J "Си Кобра".

На морской "Кобре" установили два турбовальных двигателя Пратт-Уитни Канада Т400-СР-400 общей мощностью 1800 л.с, но, как и в случае с AH-1G, трансмиссия была рассчитана на передачу только 1250 л.с, да и то на чрезвычайном режиме. Двигательная установка не разрабатывалась заново, а была позаимствована у гражданского вертолета Белл 212. Увеличение мощности силовой установки, по сравнению с "Хью Коброй", потребовало усиления конструкции хвостовой балки и рулевого винта. Хорда лопасти рулевого винта для улучшения управляемости была увеличена на 8 см.

Внешне, кроме установки двух двигателей, "Си Кобра" отличалась от АН-1G далеко выступающими за фюзеляж тремя стволами 20-мм пушки Дженерал Электрик Ml97, смонтированной на турели с углами обстрела +110° по азимуту и +18", -50° по вертикали. Боезапас пушки составлял 750 снарядов. Теоретически скорострельность орудия была 750 снарядов/мин, но практически можно было без риска потери прочности конструкции планера выпускать лишь 160 снарядов в минуту. Подвесное вооружение, также как и у армейского вертолета, размещалось на четырех подкрыльевых узлах. В его состав входили блоки НАР LAU-61 (по 19 ракет в блоке), LAU-69 (по 7 ракет), контейнеры с 7,62-мм пулеметами М18, дымовые гранаты Ml 18 и зажигательные авиабомбы GBU-55.

Длинные стволы пушки породили проблему, не возникавшую у "Хью Кобры". При отклонении пушки вбок от оси вертолета существовала опасность поражения стволов собственными НАР или очерядями из пулеметов подвесных контейнеров. Поэтому применение вооружения, подвешенного на подкрыльевых узлах, блокировалось, если орудие не было установлено в "нулевое" положение (по оси вертолета, +5°).

При длительных полетах над водными пространствами, лишенными ориентиров, особое внимание уделяется навигации и связи. В связи с этим на вертолете AH-1J значительно пересмотрели, по сравнению с исходной моделью, состав бордового электронного оборудования. Радиосвязное оборудование включало комадную радиостанцию AN/ ARC-51, тактическую радиостанцию УКВ диапазона AN/ARC-131, а навигационное - приемник радонавигацион-ной системы ближнего действия ТАСА-N и гирокомпас.

В свете новых, весьма радикальных доработок вертолета, потребовалось время для испытаний новой модификации "Кобры", хотя в боевом вертолете срочно нуждались морские пехотинцы и флот во Вьетнаме. Первый полет "Си Кобра" совершила 14 октября 1969 г., летные испытания трех предсерийных вертолетов проходили в испытательном центре ВМС США Патуксен-Ривер. В сентябре 1970 г. "Си Кобры" начали поступать на вооружение строевых частей корпуса морской пехоты. Серийное производство продолжалось до февраля 1975 г., всего было поставлено 69 вертолетов AH-1J.


AH-IT в ходе летных испытании


Иранская "Кобра" AH-IJ


АН-1J в центре авиации КМП США


Самый большой заказ на "Си Кобры" поступил из Ирана, тогдашнего закадычного союзника США, контракт был заключен в 1972 г. В общей сложности, Ирану было поставлено 202 вертолета АН-1J. Решающую роль в выборе именно "Си Кобры", а не "Хью Кобры" сыграло наличие двух двигателей и лучшие высотные характеристики, поскольку боевым вертолетам предстояло летать в горной, пустынной местности. Как и в случае с армейской моделью "S", под одним индексом "J" скрываются различные модификации.

Представители шаха пожелали принять на вооружение значительно усовершенствованный по сравнению с исходным боевой вертолет. Были установлены более мощные двигатели T400-WV-402, новая трансмиссия и фильтры на воздухозаборники. Поставки вертолетов иранским вооруженным силам начались в 1974 г. и закончились в апреле 1977 г. Последние 62 вертолета "Си Кобра", предназначенные для Ирана, оснащались ПТУР "Toy". Другим экспортером стала Южная Корея, для вооруженных сил этого государства в 1976-77 годах было построено восемь вертолетов АН-1J в "иранском" исполнении, с ПТУР "Toy".

Иранский заказ послужил толчком для серьезной модернизации "Си Кобры" модели "J". Работы над очередным вариантом боевого вертолета начались задолго до того, как последний вертолет АН-1J покинул сборочный цех завода в Форт-Уорте. В дополнение к "иранским" изменениям на новый вариант установили более совершенный несущий винт гражданского вертолета Белл 214. Рулевой винт с удлиненными лопастями большей хорды также был взят от вертолета Белл 214. Из-за применения несущего и рулевого винтов больших диаметров пришлось на 79 см удлиннить хвостовую балку. В систему вооружения были интегрированы ПТУР "Toy", отсюда и обозначение модификации - "Т". Примечательно, что в отличие от коллег из армии, моряки онюдь не настаивали на установке противотанковых ракет на вертолет. Главной задачей боевых вертолетов в ВМС считалась огневая поддержка десанта, а не борьба с бронированными целями. Танки и прочие БТРы должны были уничтожать палубные штурмовики и штатные противотанковые средства морской пехоты. Тем не менее, конгресс США посчитал необходимым установить ПТУР "Toy" на вертолетах "Си Кобра" (!!! - такое бывает крайне редко, обычно военные убеждают законодателей потратить деньги на разработку очередной системы вооружения). Командование флота было вынуждено согласиться с решением конгрессменов, но продолжало тихой сапой его саботировать: только 24 из 55 построенных вертолетов АН-IT были оснащены ПТУР "Toy". Внешне вертолеты АН-IT, оснащенные "Toy", легко отличимы: в передней части фюзеляжа появилась турель с окошками прицельной системы М-65, такая же, как на "Хью Кобре" AH-1Q.

Многие усовершенствования, внедренные при разработке АН-IT, улучшили характеристики вертолета незначительно, зато проблем создали массу. Для увеличения радиуса действия и продолжительности полета за кабиной летчика разместили дополнительный топливный бак, для чего сделали 30-см вставку в фюзеляж. В результате, из-за смещения центра тяжести вертолета ухудшились характеристики устойчивости и управляемости. Сочетание двигателя T400-WV-402 и несущего винта вертолета Белл 412 было далеко от оптимального.

Две первых "Си Кобры" модели "Т" были переделаны из последних построенных вертолетов AH-1J в 1976 г., а через год вертолеты новой модификации начали поступать на вооружение корпуса морской пехоты. Оснащенные противотанковыми ракетами "Си Кобры" появились в морской пехоте позже - в декабре 1978 г.

Очередная модификация "Кобры" была явно неудачной и не устраивала обе стороны: и моряков, и конструкторов. Прежде всего надо было привести в соответствие двигательную установку и динамическую систему. Выбор был сделан в пользу двигателей Дженерал Электрик T700-GE-401, заодно решили заменить и трансмиссию, установив более совершенную с гражданского вертолета Белл 214ST. Два двигателя Т700 имели суммарную взлетную мощность 3250 л.с. - как три двигателя Т400, правда, общий редуктор позволял передовать только 2350 л.с, а выходной - и того меньше: 2030 л.с, как и у АН-IT. Тем не менее, выгода от применения более мощных двигателей была очень существенной. Максимальную взлетную мощность, указанную в справочниках, развивают, как правило, новые двигатели в условиях стандартной атмосферы (температура воздуха 20"С, давление 760 мм рт ст) на уровне моря. В реальных условиях мощность значительно снижается, особенно в жаркую погоду в горных условиях, да если еще и ресурс мотора выработан процентов на 50. К примеру, АН-IT даже с новыми двигателями при температуре окружающего воздуха более 32"С с полной заправкой топлива, но без подвесного вооружения, не может зависать на высоте более 900 м, хотя в справочниках статический потолок указан порядка 3000 м.


AH-IT "Си Кобра"


Опытный вертолет AH-JT+


На арендных условиях корпус морской пехоты США в ноябре 1979 г. предоставил фирме Белл вертолет АН-1Т. В течениии нескольких последующих месяцев его значительно модернизировали. К апрелю 1980 г. работы на вертолете были закончены и начались его летные испытания, которые прошли успешно. Новый вариант вертолета оправдал надежды своих разработчиков. Но заказа от флота не последовало, собственные средства фирмы, выделенные на программу модернизации, были израсходованы, и в 1981 г. "Си Кобру", если можно так выразиться, размоди-фицировали в исходный вариант АН-1Т и вернули флоту.

Руководство фирмы не смирилось с поражением, тем более, что поражение было не техническое, а экономическое. На протяжении двух лет предпринимались отчаянные попытки лоббирования новой модели "Си Кобры" на самом высоком уровне, дело дошло до президента США Рейгана и командующего ВМС адмирала Лемана. Менеджеры фирмы Белл добились своего: в конце 1982 г. сенат выделил средства на доработку и квалификационные испытания двигателей Т700 с последующей установкой на 44 вертолета АН-IT. Как и в случае с самой первой "Коброй" -AH-1G, на руку фирме было и международное положение, и политика США в горячих точках. В конце 60-х - это был Вьетнам, на рубеже 70-80-х годов самым горячим местом для США стал Средний Восток, Персидский залив. Война 1990-91 г.г. в Ираке как-то заслонила предшествующие ей события, а ведь эскадры всех основных мировых держав бороздили воды залива уже доброе десятилетие до начала вторжения Ирака в Кувейт. И далеко не всегда плавание было мирным, так, был тяжело поврежден ракетой, выпущенной с иракского штурмовика, американский фрегат, боевые вертолеты привлекались для борьбы с быстроходными катерами, велика была минная опасность. Климатические условия Персидского залива также были горячие, вот тут-то и сказался недостаток мощности двигателей Т400, установленных на АН-IT. Морякам пришлось пересмотреть свои взгляды на экономию финансов за счет модификации "Си Кобр", и 16 ноября 1983 г. первый демонстрационный вертолет АН-1Т+ "Супер Кобра" поднялся в воздух с заводского аэродрома фирмы Белл.

Модификация "Си Кобры", в конечном итоге, не свелась к замене двигателей и трансмиссии. У детища фирмы Белл появился удачливый соперник -боевой вертолет второго поколения Мак-доннелл-Дуглас АН-64 "Апач". Фирма Белл к этому времени уже проиграла конкурс на боевой вертолет второго поколения для армии США Макдоннелл-Дугласу. А теперь могущественный конкурент решил откусить еще один кусок пирога, предлагая "маринизированный" вариант "Апача" флоту. На 1987 г. были запланированы сравнительные летные испытания "Си Кобры" и "Си Апача". На фирме Белл развернулась лихорадочная деятельность по созданию варианта "Си Кобры", который мог бы конкурировать с пока еще мифическим "Си Апачем". В результате получился АН-1W -наиболее совершенный на сегодняшний день серийно выпускавшийся вертолет знаменитого семейства "Кобр".

Белл опять играл на опережение. Заказ на поставку флоту 22 вертолетов АН-1Т+ "Супер Кобра", переделанных из АН-IT, и на 22 вновь построенных уже лежал в кармане фирмы, работы были запланированы на 1984-85 г.г. Применение мощных двигателей дало ожидаемый эффект: на высоте 900 м, полностью заправленный АН-1Т+ свободно зависал с восьмью ПТУР "Toy" и полным боезапасом к пушке. Однако, для победы в пока еще заочном соревновании с "Апачем" этого было мало, требовалось пересмотреть состав бортовой электроники и вооружения. В состав бортового вооружения были интегрированы ПТУР "Хеллфайр" с лазерным наведением, продиворадиолокаци-онные УР "Сайдарм", УР воздух-воздух AIM-9L "Сайдуиндер", пушка была квалифицирована для стрельбы бронебойными снарядами "Фаланкс" с урановыми сердечниками. Члены экипажа получили нашлемные дисплеи фирмы Кайзер Электронике, подобными дисплеями оснащены армейские "Кобры" AH-1F. Разработка более совершенной, чем планировалось вначале, модели, отодвинуло срок принятия вертолета на вооружение примерно на год. Изменения коснулись радиосвязного оборудования: радиостанцию AN/ARC-159 заменили на более мощную AN/ARC-182. Особое внимание было уделено пассивным средствам защиты: на сопла двигателей установлена новая система уменьшения ИК излучения, на фюзеляже смонтированы разбрасыватели ИК ловушек SUU-4 и разбрасыватели ди-польных отражателей ALE-39, дымовые гранаты М 118. Одним из важнейших требований к новой модели было обеспечение всепогодности применения вертолета. Радикальным решением была бы установка ИК и телевизионной систем обзора передней полусферы, подобной системе FLIR вертолета "Апач". Но на такую работу не было ни времени, ни денег. Первым шагом стало применение экипажем очков ночного видения, а поскольку спектр излучения, воспринимаемый очками, отличается от спектра, который воспринимает человеческий глаз (именно на восприятие глазами рассчитаны приборные доски), пришлось доработать приборное оборудованне кабин летчика и стрелка, чтобы показания приборов можно было свободно читать как в очках, так и без них.


Вертолет "Си Кобра", переоборудованный в "Супер Кобру". Открыт ящик боекомплекта.


Подвеска ПТУР "Хэлфайр" на AH-IW



Оборудование моторного отсека и кабина оператора на "Суперкобре"


Тем временем, конкурс между "Си Апачем" и "Супер Коброй" канул в небытие. Точные причины отказа флота от совместных испытаний неизвестны. Среди вероятных можно предположить: более высокую стоимость "Апача", большой объем работ по "маринизации" вертолета фирмы Макдоннелл-Дуглас, традиционный антагонизм между флотом и армией и, конечно, подковерную деятельность "специалистов" фирмы Белл. Сыграли свою роль и большие габаритные размеры "Апача" - на кораблях свободным местом очень дорожат.

Первый вертолет AH-1W был передан флоту для семимесячной программы квалификационных испытаний 27 марта 1986 г., вскоре за ним последовал второй, который был предназначен для трехмесячных испытаний на электромагнитную совместимость бортовых систем. В октябре того же года вертолеты "Супер Кобра" поступили на вооружение смешанной легкой/ударной эскадрильи HML/A-169, дислоцировавшейся в Кэмп-Пэндлтоне. Вскоре вертолеты поступили на вооружение HML/ А-267, 367, 369 и в тренировочную эскадрилью НМТ-303. Всего в строевые подразделенияя корпуса морской пехоты было поставлено 154 вертолета АН-IW. В 1992 г. еще 36 "Супер Кобр" поступили на вооружение эскадрилий НМА -775 и НМА-773 резерва авиации морских пехотинцев. В том же 1992 г. 42 вертолета АН-IT были переоборудованы по стандарту AH-1W и поступили в эскадрильи HML/A-167 и HML/ А-269.

Заинтересованность в новой модели "Кобры" проявили и за пределами США. Армия Турции закупила пять вертолетов AH-1W в 1990 г. и пять в 1993 г., турки не против прикупить еще немного "Супер Кобр", но этим планам воспротивился конгресс США. Турецкие "Кобры" активно используются для борьбы с курдами в Северном Ираке. США усматривают в ведении боевых действий в сопредельном государстве нарушение прав человека, кроме того, в результате последних выборов к власти в Турции пришли исламисты, к которым американцы оносятся очень осторожно и поэтому не спешат продавать новейшую боевую технику. Заинтересован в "Кобрах" и Тайвань, переговоры о продаже вертолетов ведутся с 1992 г., тайваньская армия планирует закупить до 42 вертолетов, и опять в эту сделку вмешивается высокая политика. США очень не хочется портить отношения с континентальным Китаем, тем более, что КНР уже резко протестовала против поставки партии F-16 на остров. Специально для участия в конкурсе на боевой вертолет для армии Великобритании фирма Белл модифицировала "Супер Кобру", установив другое электронное оборудование. Но на этот раз в конкурсе взял верх старый конкурент - "Апач", летом 1996 г. было объявлено, что английская армия будет закупать вертолеты Уэстленд/Макдон-нелл Дуглас WAH-54D "Апач Лонгбоу".

Заинтересованность в покупке лицензии на сборку вертолетов AH-1W проявляют румыны. Как и все бывшие собратья по социалистическому лагерю, Румыния стремиться в НАТО. Для этого надо перестраивать свои вооруженные силы под западные стандарты. Вооружейные силы намерены получить 96 вертолетов. В принципе, сделка могла бы состояться еще год назад, конгресс США не стал чинить препятствий продаже боевых вертолетов бывшему вероятному противнику, но хитрые румыны хотели получить от фирмы Белл лицензию на сборку вертолетов с правом последующей их продажи в третьи страны. Американцам очень не хотелось терять возможную прибыль, они вполне могли продать вертолеты и сами. Переговоры велись полтора года и, все же фирме Белл пришлось пойти на удовлетворение требований румын, чтобы застолбить рынок боевых вертолетов в Восточной Европе. В сентябре 1997 г. был подписан контракт о производстве "Кобр" в Румынии.

Параллельно с поставками серийных вертолетов подразделениям корпуса морской пехоты велись работы по оснащению вертолетов системами ночного видения. В 1988 г. две "Супер Кобры" (upgrade AH-1W) были оснащены системами FLIR израильской разработки. Собственно название FLIR, ставшее нарицательным для подобных вертолетных систем, относится к системе ночного видения только вертолета АН-64, а система "Супер Кобры" называется NTS. Приборные доски на этих вертолетах были сделаны по последней авиационной моде, вместо круглых и ленточных шкал - многофункциональные индикаторы на ЭЛТ. На серийные вертолеты новинки начали внедрять с 1992 г. В следующем году первые 25 "Супер Кобр" были оснащены системой NTSF-65 (система NTS с интегрированной в нее прицелной системой М-65 ПТУР "Toy"). Планируется доработать все вертолеты AH-1W корпуса морской пехоты. Ведутся работы и по усилению вооружения "Супер Кобр", в августе 1990 г. с вертолетов были проведены испытательные пуски УР "воздух-поверхность" AGM-65D "Мэйверик", которые прошли успешно. К 1996 г. двенадцать "Супер Кобр" были оснащены "Мэйвериками".

Понятно, что все эти улучшения не прошли бесследно для массы вертолета. Подобно ребенку, летательный аппарат с момента рождения начинает набирать вес, но если у хороших родителей ребенок набирает в весе быстро, то у хороших конструкторов, их "дите" растет медленно, но все-таки растет. В вертолете АН-IT возможности нового несущего винта по увеличению подъемной силы не позволяли реализовать двигатели, установка новых движков перевернула ситуацию. Двухлопастный несущий винт, верой и правдой служивший на белловских вертолетах с 1947 г., винт, ставший визитной карточкой фирмы, себя исчерпал. "Супер Кобра" выбрала все резервы массы, заложенные в первоначальную конструкцию, дальше увеличивать подъемную силу несущего винта, удлиняя размах и хорду лопасти, было уже нельзя. Такая картина была не только с "Супер Коброй", но и со многими гражданскими вертолетами фирмы, поэтому с середины 80-х годов начала проводиться обширная исследовательская программа по созданию четырехлопастного бесшарнирного несущего винта нового поколения, базового для всех вертолетов с маркой Белл. Новый винт был установлен и на "Супер Кобру", вертолет получил индекс 4BW. Летные характеристики резко улучшились, в ходе летных испытаний летчики совершали бочки, ранее на "Кобрах" не выполнявшиеся.

На базе 4BW разработан еще более совершенный вертолет - модель 449. Применение четырехлопастного несущего винта позволило увеличить взлетную массу на 900 кг без ухудшения летных характеристик и разместить на крыльях еще по одному дополнительному узлу подвески. В настоящее время флот не планирует устанавливать новые несущие винты на находящиеся на вооружении "Супер Кобры" или закупать вновь построенные вертолеты с четы-рехлопастными винтами. Связано это, прежде всего, с сокращением расходов на оборону в масштабе всего государства, приоритет отдан другим программам. Совершенствование боевых вертолетов корпуса морской пехоты будет направлено на модернизацию пилотской кабины с целью уменьшения нагрузки в полете на членов экипажа и дальнейшее усиление вооружения. Не исключено, что на крыльях появится по одному дополнительному узлу подвески, а количество ПТУР "Хеллфайр" возрастет с восьми до шестнадцати. При разработке новой модели "Си Кобры" широко используется опыт, полученный при проектировании вертолета "Кобра Веном" для армии Великобритании. Модернизированные вертолеты АН-1IWS (Integrated Weapon System) должны принять на вооружение в 2001 г. Командование корпуса морской пехоты считает, что "Си Кобры" различных модификаций останутся на вооружении боевых подразделений по крайней мере до 2010 г.

Боевое применение морских вертолетов-штурмовиков Первые семь вертолетов AH-1J "Си Кобра" поступили на вооружение эскадрильи VMO-1, дислоцировавшейся в Нью-Ривер и предназначались для интенсивных тренировок летного-технического состава. Для испытаний в боевых условиях четыре "Си Кобры" в составе легкой вертолетной эскадрильи HML-367 в феврале 1971 г. были отправлены во Вьетнам. В конце месяца морские "Кобры" приняли активное участие во вторжении в Лаос (операция Лам Сон-719 проводилась в январе-апреле 1971 г.); 22 февраля они совершили первый боевой вылет на штурмовку партизанских позиций вблизи Дананга. К этому времени морская пехота была на грани вывода из Вьетнама, "Си Кобры" покинули негостеприимные берега раньше. В конце апреля на военно-транспортных самолетах все четыре вертолета перебросили в США.

Эти четыре вертолета были не первыми "Кобрами" с белой надписью "MARINES" на хвостовой балке, которые появились над джунглями Индокитая. В апреле 1969 г. начались поставки для ВМС вертолетов AH-1G. Всего для морской пехоты было построено 38 вертолетов армейской модели, и уже в декабре того же года они появились во Вьетнаме в составе HML-367. Морские "Хью Кобры" активно участвовали в боевых действиях вплоть до вывода частей морской пехоты из Индокитая в мае 1971 г. Морская пехота ушла из Вьетнама, но менее чем через год в небе над многострадальной землей опять появились хищные "Кобры" с надписью "MARINES", это были вертолеты ударной эскадрильи НМА-369. Восемь "Си Кобр" этой эскадрильи находились на борту десантного корабля "Денвер", вошедшего в Тонкинский залив в июне 1972 г. Эскадрилья занималась патрулированием прибрежных вод ДРВ, охотилась за всякого рода джонками и сампанами, коих у вьетконга было огромное количество, перехватывала мелкие северовьетнамские суда, доставлявшие грузы с "нейтральных" транспортов, которые стояли на якоре за пределами территориальных вод, на берег. Отсюда и название части - "MurHuk" (Marine Hunter/Killer - морской охотник/убийца). "Си Кобры" выступили и в несколько необычной для боевого вертолета-штурмовика роли корректировщиков огня боевых корабелей ВМС США, в том числе и последнего из могикан -линкора "Нью-Джерси". До возвращения в штаты в декабре 1972 г. пилоты эскадрильи совершили 759 боевых вылетов. Кроме десантного корабля 44Денвер", эскадрилья базировалась на десантных кораблях "Кливленд" и "Дюбьюк". Вертолеты "Си Кобра" поступили на вооружение еще трех эскадрилий корпуса морской пехоты, но эти подразделения участия в боевых действиях не принимали.

Если для сухопутных "Кобр" война в Индокитае была самой главной в их послужном списке, то для "Си Кобр" это была всего лишь разминка. Конечно, в конфликтах подобного размаха (и слава богу!) США больше не участвовали, - действовал "вьетнамский синдром", тем не менее, за последние двадцать лет количество войн на нашей маленькой планете не уменьшилось. Во многих локальных конфликтах приняли участие и янки, порой эти самые конфликты они же и провоцировали. На острие американской военной 'машины шли морские пехотинцы, а с воздуха их прикрывали и поддерживали огнем "Си Кобры". Так было при вторжении на Гренаду в 1982 г., в Панаму в 1989 г.

Особое место в боевой карьере морских вертолетов-штурмовиков занимает операция "Щит Пустыни" - боевые действия многонациональных сил во главе с США против Ирака в 1991 г. В операции против армии Саддама Хусейна приняли участие все четыре вертолетные эскадрильи корпуса морской пехоты, оснащенные "Супер Кобрами": HML/A-267, 269, 367, 369. Вертолеты были переброшены в Саудовскую Аравию на военно-транспортных самолетах и на транспортных судах. В ходе боевых действий морские винтокрылые штурмовики успешно конкурировали с давними соперниками - армейскими вертолетами "Апач" в общем деле: уничтожении иракских танков. По американским данным "Супер Кобры" записали на свой боевой счет около 1000 уничтоженных иракских танков, но надо помнить, что янки очень большие фантазеры, когда дело касается потерь противника. Войну в Персидском заливе выиграла прежде всего пропагандист-кая машина США, умело разрекламировавшая боевую технику Запада и порой затушевывая явно провальные действия отдельных систем. В случае с боевыми вертолетами достаточно объективной информации также нет. Сразу надо сказать, что поставленные задачи вертолеты -штурмовики, и "Супер Кобры", и "Апачи" выполнили. HML/A269 действовала на северо-западе Саудовской Аравии, HML/A-267 и 367 - в районе Ирако-Кувейтской границы.




"Суперкобра" над песками Аравийской пустыни


AH-1W прикрывают высадку десанта


В 4.00 24 февраля 1991 г., после многонедельной авиационной подготовки началось наступление сухопутных войск многонациональных сил. В воздухе потемнело от вертолетов. Так, 101-ю воздушно-десантную дивизию прикрывали без малого 300 винтокрылых машин - "Чинуки", "Апачи", "Блэк Хоуки" и, конечно, ветераны вертолетных войн -"Кобры". Условия не располагали к легкой прогулке: жара, песчаные бури, из-за дыма от горящих нефтяных скважин и хранилищ экипажам вертолетов даже днем приходилось пользоваться очками ночного видения. ПВО Ирака отнюдь не было подавлено, как об этом сообщалось в газетах и по ТВ, у Саддама оставалось достаточно "Шилок", не говоря о 12,7-мм ДШК, чтобы нанести чувствительные потери вертолетчикам. Наступление вглубь Ирака развивалось стремительно, чтобы остановить его иракцы на нескольких участках нанесли контрудары силами танковых бригад Республиканской гвардии - элиты армии Саддама. В районе авиабазы Джабер правый фланг дивизии морской пехоты США атаковали танковая и механизированная бригады армии Ирака. Контрудар был сорван массированным огнем дивизионной артиллерии и "Супер Кобрами". Вертолеты уничтожили около 30 единиц боевой техники.

"Супер Кобры" из HML/A-269 взаимодействовали с армейскими вертолетами OH-58D AHIP. Командир 269-й эскадрильи полковник Хилл высоко оценил совместную работу. Он подчеркнул, что хотя вертолет OH-58D был разработан для поддержки армейских "Хью Кобр", а боевые вертолеты флота не отрабатывали специально тактику совместного применения, было достигнуто тесное взаимодействие между экипажами боевых и разведывательных вертолетов. Отдельные проблемы были на уровне пилотов, но не на уровне эскадрилий. Вместе применять "Кобры" и "Кайовы" заставила обстановка. Облака черного дыма от пылающих нефтяных скважин стерли разницу между днем и ночью. Очки ночного видения, которыми пользовались экипажи морских вертолетов, не могли сравниться с мощной системой ночного видения FLIR, "Супер Кобра" - это в первую очереь дневной вертолет. Взаимодействие с самой совершенной моделью "Кайовы", оснащенной системой ночного видения и точной навигационной системой, значительно повысило эцЪфективность боевого применения "Кобр". Боевая работа была очень напряженной, порой экипажи совершали до 12 вылетов в сутки, большинство из них в ночное время. Вооружение "Супер Кобр" обычно включало по восемь ПТУР "Toy" 2 или "Хеллфайр", осветительные ракеты и две УР "Сайдуиндер", - побаивались американцы иракских истребителей, реже подвешивались блоки НАР или контейнеры с пушками.

Непосредственно после окончания войны в Заливе Пентагон признал потерю лишь одной "Супер Кобры" из 269-й эскадрильи в результате летного происшествия, случившегося еще в США, перед переброской в Саудовскую Аравию. Впоследствии стало известно, что еще два вертолета были потеряны от огня средств ПВО Ирака (возможно, что это были армейские вертолеты АН-1F).

Зимой 1992-1993 гг десантный корабль-док "Триполи" поддерживал действия американских войск из состава сил ООН в Сомали. На его борту находились и "Супер Кобры". Их участие в боевых действиях свелось к рутинному эскортированию армейских "Блэк Хоу-ков" и "Си Найтов" корпуса морской пехоты, летавших между столицей страны и вертолетоносцем. В отличии от сухопутных AH-1F непосредственного участия в боевых действиях они не па-ринимали.В составе армии Ирана вертолеты АН-U "Твин Кобра" приняли участие в затяжной ирано-иракской войне. Турецкие "Супер Кобры" периодически принимают участие в боевых операциях армейских частей против курдов на севере Ирака.

Если карьеру армейских "Кобр" можно считать законченной, то в морской пехоте ветеранам еще служить и служить, реальной замены "Супер Кобрам" в обозримом будущем не предвидется (существуют проекты ударных ЛА на базе конвертируемого транспортного летательного аппарата Белл V-22, но пока это все еще планы). При нынешней политической ситуации в мире, музыку во многом заказывают США, а непосредственным исплнителем часто выступает корпус морской пехоты. Куда идет морская пехота? Ирак, Сомали, Босния, кто следующий? Вместе с пехотинцами идут и боевые вертолеты.


Опытный вертолет фирмы Пясецкий (модель)


Серийные вертолеты АН-1 "Си Кобра" и "Супер Кобра"

AH-1J двухдвигательный вариант вертолета AH-1G, разработанный по заказу ВМС США. Установлено более сложное электронное оборудование, вместо турели ХМ-28 установлена турель с трехствольной 20-мм пушкой ХМ-197 (облегченный вариант шестиствольной аиационной пушки М-61 "Вулкан"). Латные испытания начались в октябре 1969 г., с сентября 1970 г. вертолеты начали поступать на вооружение эскадрилий HML-267, 269, 367, 369. Серийное производство продолжалось до 1975 г. Построено 69 вертолетов.

АН-1J Iran модификация вертолета AH-1J для армии Ирана, установлены более мощные двигатели, новая трансмиссия и пылезащитные фильтры на воздухозаборниках двигателей. С 1974 г. по 1977 г. поставлено 202 вертолета, последние 62 поставленных вертолета оснащены ПТУР "Toy".

АН-IT усовершенствованный вариант вертолета АН-1 J с несущим и рулевым винтами вертолета Белл 214, двигателями от "иранского" варианта АН-1J. За кабиной экипажа в фюзеляже сделана вставка длиной 30 см для размещения дополнительного топливного бака, длина хвостовой балки увеличена на 79 см. Первый полет состоялся в мае 1976 года, поставки в подразделения корпуса морской пехоты начались в октябре 1977 года. Построено 57 вертолетов, 24 оснащены ПТУР "Toy".

AH-1W "Супер Кобра" на вертолете установлены новые двигатели Дженерал Электрик Т700, новая трансмиссия, система гашения вибраций, новое электронное оборудование, вооружение дополнено двумя УР "Сайдуиндер" на дополнительных узлах подвески, ПТУР "Хеллфайр". Поставки начались в 1986 г., до 1995 г. корпусу морской пехоты переданы 154 вертолета AH-1W, всего планируется построить 190 вертолетов, еще 42 вертолета переоборудованы из АН-IT. На вооружение КМП США вновь построенные вертолеты начали поступать в марте 1986 г. (в боевые -эскадрильи HML/A - 169, 267, 367, 369 и в тренировочную НМТ-303), верто леты, переделанные из АН-IT посту-

пили на вооружение HML/A - 167 и 269, последние семь переданы в 1992 г. С июня 1992 г. вертолеты AH-1W поступают в эскадрильи НМА - 773 и 775 резерва корпуса морской пехоты (всего для эскадрилий резерва поставлено 36 вертолетов).

AH-1W IWS вариант вертолета АН-1W с комплексной системой вооружения IWS (Integrated Weapon System), программа модернизации предполагает 3 этапа: на первом будет устанавливаться система ночного видения NTS, приемник спутниковой навигационной системы, инерциальная навигационная система; на втором этапе - новая БЦВМ, цифровая карта, многофункциональные цветные дисплеи в кабине экипажа, новая аппаратура радиоэлектронной борьбы; на третьем этапе - установка четырехлопастного несущего винта и крыльев большего размаха с тремя узлами подвески для вооружения на каждом. КМП США планировал заказать 225 вертолетов с началом поставок модернизированных по первому этапу вертолетов в 2000 г. Контракт был подписан в 1994 г., но в 1995 г. работы по программе приостановлены.

AH-1RO лицензионный вариант вертолета AH-1W; на заводе румынской фирмы IAR Брашов планируется построить 96 вертолетов для армии Румынии, возможны экспортные поставки. Предполагается, что от базового варианта будет отличаться составом бортового оборудования. Контракт между фирмой Белл и министерством обороны Румынии о лицензионном производстве вертолетов подписан в сентябре 1996 г.


Опытные вертолеты "Си Кобра" и "Супер Кобра"

АН-1Т+ вариант вертолета АН-IT с двигателями Т700 и трансмиссией от вертолета Белл 214ST, вооружение дополнено УР "Сайдуиндер", ПТУР "Хеллфайр". Один вертолет, модифицированный из АН-IT, проходил летные испытания в 1980-81 гг., в 1981 г. переоборудован по стандарту АН-IT и передан обратно ВМС США.

АН-1Т+ (АН-1Т++) предсерийный вариант вертолета AH-1W, проходил летные испытания в 1986 г.

AH-1BW вариант вертолета AH-1W с бесшарнирным четырехлопастным винтом от опытного вертолета Белл 680. Первый полет состоялся 24 января 1989 г.

АН-1 "Кобра Веном" вариант вертолета AH-1W, представленный на конкурс боевых вертолетов для армии Великобритании. Кабина экипажа изготовлена из стеклопластика, установлено новое электронное оборудование. Вертолет проиграл конкурс вертолету Уэс-тленд/Макдоннелл-Дуглас WAH-64D "Апач Лонгбоу".

Белл 409 (YAH-63) боевой вертолет второго поколения, дальней шее развитие вертолетов семейства АН-1, построено три вертолета, проходили летные испытания, начиная с 1975 г. Вертолет УАН-63 проиграл конкурс на боевой вертолет по программе ААН вертолету Макдоннелл-Дуглас АН-64 "Апач".

Пясецкий AH-1W VTDP проект значительно модернизированного боевого вертолета семейства "Кобр" с отклоняемым толкающим винтом в кольцевом обтекателе на конце хвостовой балки, разработан на фирме Пясецкий.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх