АВИАЦИЯ ВЕЛИКОГО СОСЕДА*

Владимир ИЛЬИН

* Продолжение. Начало в "АиК" №1-4, 7, 9-10V9


Военно-транспортный самолет ШАНХАЙ Y-8C

Китайская лицензионная копия российского самолета Ан-12. Освоение серийного выпуска Ан-12 в Китае началось непосредственно перед разрывом с СССР. Начавшаяся в КНР "Великая культурная революция" на долгое время приостановил развитие китайской авиации.

В соответствии с концепцией китайского премьера Чжоу-Эн-Лая, Китай должен был, в первую очередь, освоить прозводство копий советских машин, после чего перейти к разработке собственных образцов авиационной техники.

Работы на заводе в Хиане по Ан- 12 удалось возобновить лишь в феврале 1972 года. Однако через год было принято решение о их переносе на Шанхайский авиационный завод, куда был передан и весь производственный задел, а также технологическая оснастка из Хианя. Первый самолет, собранный из Хианьских и советских деталей, совершил первый полет 25 декабря 1974 года. А "чисто шанхайский" Y-8 поднялся в воздух 29 декабря 1975 года. Статические испытания машины завершились 25 сентября 1976 года, а в 1980 году самолет Y-8 был сертифицирован.

Первые серийные машины, собираемые из деталей, переданных из СССР в начале 1960-х годов или на советской оснастке, были, фактически, идентичны самолетам Ан-12. Однако в дальнейшем самолеты были модернизированы. Они получили новое, более вытянутое и заостренное остекление кабины штурмана, унифицированное с остеклением бомбардировщика Н-6 (Ту-16), также строящегося в Шанхае. Экспортная модификация получила обозначение Y-8D.

Параллельно с выпуском самолета, в Китае на заводе фирмы SMPMC осваивалось и производство двигателей АИ-20, получивших китайское обозначение WJ6, а также воздушных винтов J17-G13. Выпуск ВСУ мощностью 24 л.с. был освоен в Хиане. В результате усилий китайских специалистов удалось значительно увеличить ресурс ТВД WJ6, подняв его с 300 до 2000 часов.

В 1986 году максимальная взлетная масса самолета Y-8 была доведена до 61000 кг. Характеристики китайских машин, в целом, соответствовали характеристикам советских Ан- 12Б, по сравнению с которыми Y-8 имели несколько больший разбег и меньший пробег.

Для перевозки 24 вертолетов Си- корский S-70C, закупленных в США для Народно-освободительной армии Китая, в 1987 году был построен спе- цальный самолет Y-8A, оснащенный грузовой аппарелью, аналогичной применяемой на самолете Локхид С- 130 "Геркулес". Кроме того, на 120 мм была увеличена высота грузовой кабины.

В 1986 году началась разработка гражданской модификации, Y-8B. За счет отказа от специального военного оборудования массу самолета удалось снизить на 1720 кг. Первый полет машины состоялся 17 декабря 1993 года, а в 1993 году самолет был сертифицирован.

При техническом содействии американской фирмы Локхид в конце 1980-х годов был создан самолет Y- 8С. Самолет имел грузовой люк с двухсекционной рампой, как на Y-8A и С-130, герметизированную грузовую кабину объемом 212 м3 , дополнительные аварийные люки, усовершенствованные систему кондиционирования воздуха и кислородную систему.

Было построено два опытных самолета Y-8C с короткими, как у Ан- 12 носовыми частями фюзеляжа (вероятно, в опытные Y-8C были переоборудованы первые Y-8, построенные еще из советских деталей), однако серийные машины должны были иметь обычную удлиненную носовую часть, а гражданские варианты С-8С предполагалось строить без кормовой пушечной установки.


Y-8 военно-транспортной авиации Китая
Y-8 для ланкийских ВВС
Y-8H
Y-8X – опытный противолодочный самолет

После подавления студенческих волнений в Пекине в 1989 году американо-китайское военно-техническое сотрудничество прекратилось, поэтому не удалось реализовать ряд мер по дальнейшей "американизации" самолета. В частности, Y-8C так и не получил ТВД Дженерал Электрик СТ7.

Самолет Y-8D разрабатывался как экспортный гражданский вариант военного Y-8 с использованием западной авионики фирм Литтон и Коллинз. Первый полет машины состоялся в 1987 году. В 1992 году два самолета этого типа были закуплены Мьянмой, две машины – Шри Ланкой (первый самолет имел оборонительное пушечное вооружение) и еще два – Суданом. Мьянма планирует закупить еще два самолета этого типа.

Для замены 10 самолетов-носителей беспилотных летательных аппаратов Ту-4 в 1989 году был создан самолет Y-8E. В 1992-94 гг. ВВС закупили несколько машин этого типа, имеющих по сравнению с исходными Y-8 упрощенный состав оборудования. Было демонтировано и оборонительное вооружение. Под крылом самолета на трапециевидных пилонах размещается два БПЛА BUAA "Чанг Хинг"1, управление которыми осуществляется с поста, расположенного в передней герметизированной кабине. БПЛА "ЧангХинг"1 предназначен для ведения разведки, а также использования в качестве беспилотной мишени. Он является китайской копией американского беспилотного летательного аппарата Теледайн Райн AQM- 34N (несколько таких машин были сбиты над территорией КНР в ходе вьетнамской войны).

Одной из самых оригинальных модификаций Y-8/Ah-12 является самолет Y-8F, созданный в начале 1990 года специально для перевозки овец на новые пасдбища. В трехярусных "загонах", смонтированных в грузовом отсеке, может размещаться до 350 животных.

До начала 1990-х годов для ведения морской радиоэлектронной разведки в Китае использовались модернизированные бомбардировщики Ту- 4, оснащенные ТВД АИ-20. Для их замены начались работы над самолетом Y-8G, оснащенным более мощной БРЛС и специальным радиоэлектронным оборудованием как китайской, так и западной разработки. Программа осуществлялась при содействии фирмы СЕСМаркони, однако после подавления студенческих волнений в Пекине в 1989 году и прекращения сотрудничества с Западом работы были свернуты.

По некоторым сообщениям, оставшийся "безхозным" планер Y-8G без радиоэлектронной начинки было решено переоборудовать в самолет-заправщик. Работы в этом направлении велись в КНР еще с середины 1980-х годов. Впервые модель китайского самолета-заправщика на базе Y-8 была продемонстрирована на авиационной выставке в Пекине в 1986 году. Машина предназначалась, в первую очередь, для дозаправки истребителей-бомбардировщиков Q-5, оснащенных неубирающейся штангой топли- воприемника. Под крылом самолетазаправщика подвешивалось два заправочных агрегата (типа "шланг-конус"). Работы по созданию самолета- заправщика велись при помощи английской фирмы Флайт Рефыолинг LTD. Однако после 1989 года западная помощь в этой обоасти также прекратилась, что привело к замедлению работ по созданию китайского самолета-заправщика.

По другим сообщениям, самолет Y- 8G используется для отработки магнитометров, предназначенных для геологоразведки (аппаратура размещается в длинном конусе, установленном вместо кормовой пушки).

В 1984 году начались работы по созданию на базе ВТС Y-8 морского патрульного самолета Y-8MPA. Машина получила специальное оборудование западного производства, включающее, в частности, сдвоенную ИНС Литтон LTN-72, радионавигационный приемник "Омега" LTN-211 и обзорную БРЛС Литтон-Канада AN/APS- 504(V)3, размещенную в новом обтекателе под носовой частью фюзеляжа. В состав оборудовния входили, также, радиогидроакустические буи и процессор для обработки поступающей от них информации, а также ИК- система для обнаружения погруженных подводных лодок. Однако после пекинских событий 1989 года и обострения отношений с Тайванем поставки западной электроники прекратились и программа в полном объеме так и не была завершена. В 1993 году самолет Y-8MPA был переименован в Y-8X.

КОНСТРУКЦИЯ. Самолет Y-8 практически подобен самолету Ан-12, имея лишь незначительные отличия.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Четыре ТВД WJ6 (4x4250 л.с.). Емкость топливных баков 29350 л.

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 38,00 м; длина самолета 34,02 м; высота самолета 11,16 м.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: пустого 35500, максимальная взлетная 61000, максимальная посадочная 58000, максимальная нагрузка 20000.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 662 км/ч; крейсерская скорость 550 км/ч; практический потолок 10400 м; перегоночная дальность 5615 км.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Самолеты Y-8D, поставленные Шри-Ланке, несмотря на первоначальное "мирное" предназначение, использовались в качестве бомбардировщиков и военно- транспортных самолетов в ходе борьбы с тамильскими сепаратистами. Один из самолетов был сбит 18 ноября 1995 года.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх