Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н

МБР УР-100Н


УР-100Н. 15A30 (PC-18A)

Постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащенных РГЧ ИН, вышло 2 сентября 1969 года. МБР УР-100Н разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Владимира Челомея и в филевском Филиале № 1 ЦКБМ, возглавляемом Виктором Бугайским.

Разработка проекта ракеты, оснащенной РГЧ ИН с шестью боевыми блоками, начата в 1967 году (по другим данным, проект модернизации ракеты УР-100 был впервые предложен Челомеем в 1968 году). Постановление правительства о создании УР-100Н с размещением в ШПУ ОС повышенной защищенности вышло 19 августа 1970 года.

"Концепция Челомея основывалась на необходимости иметь на боевом дежурстве большое количество относительно дешевых в изготовлении и простых в эксплуатации ракет среднего класса УР-100Н. Главный мотив – количество через дешевизну, которая обеспечивается простотой конструкции ракеты и пусковой установки. Эффективность такого подхода объяснялась тем, что в этом случае вероятный противник при нанесении опережающего удара не сможет подавить многочисленные пусковые установки (шахты), а при ответном массированном ударе противоракетная оборона противника не справится с обрушившимися на нее многочисленными боеголовками. При кажущейся внешней простоте концепция Челомея имела глубокую проработку с учетом военной доктрины вероятного противника и экономического положения СССР". (Однажды и навсегда… Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. S68).

Из книги "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева":


"Новый комплекс являлся дальнейшим качественным развитием комплексов семейства "соток" и обладал существенно более высокими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками. Наряду с принципиальным новшеством – применением разделяющейся головной части индивидуального наведения на цели – впервые использовалась бортовая вычислительная машина. ТПК с ракетой был подвешен в ШПУ на системе амортизации, что наряду с усиленным шахтным сооружением обеспечило высокую защищенность комплекса от поражающих факторов ЯВ. Комплекс отличался повышенной живучестью и высокой боевой эффективностью в сравнении с комплексами второго поколения".

(Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева. 80 лет. – М.: Военный парад, 1996. С. 64).


Для МБР УР-100Н в Конструкторском бюро химической автоматики под руководством главного конструктора Александра Конопатова разработан комплекс двигателей всех ступеней. Для первой ступени были созданы однокамерные маршевые двигатели РД- 0233 и РД-0234, выполненные по замкнутой схеме. Их энергетические показатели были существенно улучшены за счет значительного повышения давления в камере сгорания. ДУ первой ступени состоит из четырех поворотных однокамерных ЖРД.

Для второй ступени созданы двигатели РД-0235, выполненный по замкнутой схеме, и РД-0236, выполненный по открытой схеме. Маршевый однокамерный двигатель неподвижно закреплен на корпусе второй ступени. Управление осуществляется с помощью рулевого двигателя с четырьмя поворотными камерами сгорания.

Для боевой ступени разведения боевых блоков в КБ химавтоматики под руководством Александра Конопатова разработан двигатель РД-0237 с вытеснительной системой подачи топлива.

В систему разделения ступеней и отделения боевой части входят тормозные пороховые ракетные двигатели, разработанные в КБ-2 завода № 81 под руководством Ивана Картукова.

ШПУ ОС повышенной и высокой защищенности разработаны в Филиале № 2 ЦКБМ под руководством Владимира Барышева. Защитное устройство для ШПУ было разработано под руководством главного конструктора Центрального КБ тяжелого машиностроения Бориса Аксютина. Система управления разработана в харьковском НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Ядерные боезаряды МБР УР-100Н разработаны в НИИ-1011 (ныне Российский федеральный Ядерный центр – ВНИИ технической физики, г. Снежинск Челябинской области). Научные руководители работы – Е.Н.Забабахин, главные конструкторы – Б.В.Литвинов, А.Д.Захарен ков, О.Н.Тиханэ.

9 апреля 1973 года состоялся первый испытательный пуск ракеты на полигоне Байконур. Испытания ракеты были завершены в октябре 1975 года после проведения 25 пусков. 30 декабря 1975 года комплекс УР-100Н принят на вооружение.

26 апреля 1975 года первый полк боевых ракетных комплексов с МБР УР-100Н Нижнеднепровской дивизии был поставлен на боевое дежурство неподалеку от города Первомайска на Украине. 18 декабря 1976 года приступил к боевому дежурству возле города Татище- во Саратовской области ракетный полк УР-100Н в ШПУ повышенной защищенности. 6 ноября 1979 года приступил к боевому дежурству полк с усовершенствованными МБР УР-100Н под городом Хмельницким на Украине.

УР-100Н первоначально размещались в ШПУ повышенной защищенности, разработанных Филиалом № 2 ЦКБ машиностроения (ныне – ГНИП "ОКБ Вымпел"), возглавляемым Владимиром Барышевым. Позже все имеющиеся шахты повышенной защищенности были переоборудованы в шахты высокой защищенности, разработанные этим же предприятием под руководством Владимира Барышева. Всего было построено 360 шахтных пусковых установок высокой защищенности (ШПУ ВЗ). Они размещались в позиционных районах дивизий, дислоцированных под городами Первомайск (90 ШПУ ОС), Хмельницкий (90 ШПУ ОС), Татищево (110 ШПУ ОС) и Козельск (70 ШПУ ОС).


МБР УР-100Н на транспортере


УР-100Н в шахтной установке


Серийное производство МБР УР-100Н было развернуто в 1974 году на Московском Машиностроительном заводе имени М.Хруничева. Выпуск маршевых двигателей первой ступени был освоен Воронежским механическим заводом и филиалом Пермского моторостроительного завода имени Я.М.Свердлова. Маршевые двигатели второй ступени и рулевые двигатели выпускались Ленинградским машиностроительным производственным объединением "Красный Октябрь". Двигатели блока разведения изготовлял Усть-Катавский вагоностроительный завод. Компоненты системы управления собирали на

Киевском радиозаводе, заводе имени Тараса Шевченко и Харьковском НПО "Хартрон". Блок разведения боеголовок и система управления производились в Оренбургском производственном объединении "Стрела".

Весь период эксплуатации в войсках ракета находится в заправленном состоянии в транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает температурный режим. Заправка компонентами топлива производится в шахте. Приборы системы управления и двигатель разведения боевой ступени размещены в головной части ракеты. Шесть боевых блоков размещены на специальной платформе. Боевой стартовый комплекс УР-100Н включает 10 ракет в ШПУ ОС, командный пункт и ремонтно-техническую базу.

26 октября 1977 года на полигоне Байконур начались испытания модификации ракеты УР-100Н. Завершились испытания 26 июня 1979 года, после чего 5 ноября 1979 года модернизированная ракета была принята на вооружение.

К 1985 году ракеты УР-100Н заменены ракетами УР-100Н У ТТХ.

Всего за период разработки и эксплуатации проведено 68 пусков МБР УР-100Н. Из них 42 летных пуска с различными вариантами боевого оснащения, 16 пусков защиты партии и 10 прочих пусков.


УР-100Н. 15А30 (PC-18А) [ SS-19. Stitleto ]

УР-100Н – двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащена РГЧ ИН с шестью боевыми блоками. Разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Владимира Челомея и в Филиале № 1 ЦКБМ под руководством Виктора Бугайского. Разработка начата 2 сентября 1969 года. Испытания проводились на полигоне Байконур с 9 апреля 1973 года по октябрь 1975 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 26 апреля 1975 года. Принят на вооружение 30 декабря 1975 года.

Стартовый комплекс ШПУ ОС разработан в Филиале № 2 ЦКБМ (ГНИП "ОКБ Вымпел") под руководством Владимира Барышева. Способ старта – газодинамический. Первая ступень оснащалась четырьмя маршевыми однокамерными поворотными ЖРД РД-0233 и РД-0234. Двигатели выполнены по замкнутой схеме. Для второй ступени были созданы маршевые однокамерные ЖРД: РД-0235, выполненный по замкнутой схеме, и РД-0236, выполненный по открытой схеме. Маршевый двигатель второй ступени устанавливается неподвижно. Маршевые ЖРД первой и второй ступеней и ЖРД боевой ступени разработаны в КБ химавтоматики под руководством Александра Конопатова. Управление второй ступенью осуществляется с помощью рулевого двигателя с четырьмя поворотными камерами сгорания. Компоненты топлива – НДМГ и азотный тетраоксид. Тормозные двигатели разработаны в КБ-2 завода №81 (МКБ "Искра") под руководством Ивана Картукова. Автономная инерциальная система управления разработана в Харьковском НИИ-692 (НПО "Хартрон") под руководством Владимира Сергеева.

Серийное производство ракет развернуто в 1974 году на Московском Машиностроительном заводе имени М. В. Хруничева.

Максимальная дальность стрельбы – 10 000 км.

Длина ракеты – 24,3 м.

Максимальный диаметр корпуса – 2,5 м.

Стартовая масса – 105,6 т.

Масса головной части – 4350 кг.


УР-100Н УТТХ. 15А35 (РС-18Б)

Постановление правительства о разработке ракетного комплекса УР-100Н с улучшенными тактико-техническими характеристиками вышло 16 августа 1976 года. МБР УР-100Н УТТХ разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Владимира Челомея и в филевском Филиале № 1 ЦКБМ, возглавляемом Виктором Бугайским.

В двязи с увеличением точности американских межконтинентальных баллистических ракет требовалось повысить степень защищенности шахтных пусковых установок, а также применить новый комплекс средств преодоления противоракетной обороны противника.

Серия испытательных пусков УР-100Н УТТХ проводилась с декабря 1977 по июнь 1979 года на полигоне Байконур. 17 декабря 1980 года комплекс был принят на вооружение. В январе 1981 года первые полки УР-100Н УТТХ заступили на боевое дежурство. Всего было поставлено на боевое дежурство 360 ШПУ МБР УР-100Н УТТХ.

После смерти Владимира Челомея, в декабре 1984 года НПО машиностроения возглавил Герберт Ефремов.

ГЕРБЕРТ ЕФРЕМОВ пришел в ОКБ-52 в 1956 году после окончания Ленинградского военно – механического института. Работал инженером, старшим инженером, заместителем начальника отдела, заместителем начальника конструкторского бюро.

С 1964 года он – начальник конструкторского бюро ОКБ-52 Министерства общего машиностроения, а с 1971 года – заместитель главного конструктора ЦКБ машиностроения. С 1983 года он занимает должность заместителя генерального конструктора предприятия, одновременно являясь главным конструктором комплексов.

В декабре 1984 года Герберт Ефремов назначен генеральным конструктором НПО машиностроения Министерства общего машиностроения. В 1963 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он – лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, профессор. В настоящее время Герберт Александрович Ефремов является генеральным директором и генеральным конструктором – начальником ЦКБ машиностроения Научно – производственного объединения машиностроения.

Серийное производство ракет УР-100Н УТТХ на Московском Машиностроительном заводе имени М.Хруничева продолжалось до 1985 года. Это была последняя МБР, выпускавшаяся на предприятии. После этого машиностроительный завод имени М.В.Хруничева полностью перешел на выпуск космической техники.

Часть ракет УР-100Н УТТХ первоначально размещались в ШПУ повышенной защищенности, разработанных Филиалом № 2 ЦКБ машиностроения (ныне – ГНИП "ОКБ Вымпел"), возглавляемым Владимиром Барышевым. Часть ракет размещались в ШПУ высокой защищенности. После переоборудования всех 360 ШПУ повышенной защищенности в ШПУ высокой защищенности все УР-100Н УТТХ размещаются только в ШПУ высокой защищенности.

Ракета имеет новую систему управления, которая была разработана в харьковском НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Система управления имеет шесть полетных заданий. Перед стартом одно из заданий передается в бортовую систему управления.

К 1984 году в ракетных дивизиях под Татищеве Саратовской области (110 ШПУ), Козельском Калужской области (70 ШПУ), Первомайском (90 ШПУ) и Хмельницким (90 ШПУ) на Украине были поставлены на дежурство ракетные комплексы УР-100Н всех модификаций. В 1988-1990 годах в ракетных дивизиях, дислоцированных под городами Первомайск и Татищеве, поставлены на боевое дежурство последние модификации МБР УР-100Н УТТХ.

Учебно-боевые пуски ракет проводились с позиционного района дивизии, дислоцированной под Татищево. Позже решено было все пуски проводить только с полигона Байконур, так как траектории полетов ракет пролегали над населенными пунктами.

До 1999 года проведен 81 пуск УР- 100Н УТТХ. Из них 27 летных пусков, 25 пусков защиты партии и 29 прочих пусков.

В ходе регулярно проводимых учебно-боевых пусков МБР УР-100Н УТТХ проводятся исследования, по результатам которых осуществляется продление гарантийного ресурса. В ноябре 1994 года был проведен учебно-боевой пуск ракеты, простоявшей на боевом дежурстве более 18 лет. 10 июня 1997 года с полигона Байконур стартовала ракета, находившаяся 20 лет на боевом дежурстве в дивизии, дислоцированной под Козельском. Результаты испытаний подтвердили высокую надежность ракетного комплекса и возможность продления срока эксплуатации на несколько лет. Последний по времени испытательный пуск УР-100Н УТТХ на полигоне Байконур проведен 7 октября 1998 года. Ракета находилась на боевом дежурстве 22 года.

О ракете рассказал мне начальник отдела НПО машиностроения Леонид Шелепин:

"Конструкция PC-18 очень надежная. В 1999 году планируется довести срок эксплуатации до двадцати пяти лет. В перспективе этот срок может быть продлен до тридцати лет. Гарантийный надзор за эксплуатацией успешный. Сейчас малые регламентные работы проводятся раз в три месяца, большие регламентные работы – раз в три года". Учитывая намерение коллектива НПО машиностроения довести срок гарантийной эксплуатации ракеты до 25 лет, ее боевое дежурство может продолжаться до 2010 года.

На момент распада СССР на вооружении дивизий 43-й ракетной армии, дислоцированных под городами Хмельницкий и Первомайск на Украине, находились 130 ШПУ МБР PC-18. В соответствии с международными соглашениями, все ядерные боеголовки ракет были вывезены на территорию Российской Федерации. Уничтожение оставшихся на Украине ракет начато 29 августа 1996 года. В феврале 1999 году уничтожена последняя ракета PC-18, из числа находившихся на Украине. Шахтные пусковые установки ликвидировались. По состоянию на сентябрь 1998 года на Украине ликвидировано 120 ШПУ РС-18.

В 1999 году на боевом дежурстве РВСН Российской Федерации находились ракеты РС-18, размещенные в 160 ШПУ ВЗ. Дивизии дислоцированы под городами Татищево (90 ПУ) и Козельск (70 ПУ).

Всего на вооружении российских РВСН находится 180 ШПУ высокой защищенности. 70 из них размещены под городом Козельском (УР-100Н УТТХ), 110 размещены под городом Татищево (90 ШПУ УР-100Н УТТХ, 10 ШПУ РТ-23, 10 ШПУ "Тополь-М").

На базе МБР РС-18 в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева разрабатывается конверсионная космическая ракета-носитель "Рокот", запуски которой могут проводиться с космодромов Плесецк и Байконур. В НПО машиностроения разрабатывается конверсионная космическая ракета-носитель "Стрела", запуски которой можно будет проводить из универсальных ШПУ космодрома Свободный.


Пуск УР-100Н

(Продолжение следует )


КОЛЛЕКЦИЯ ТЯЖЕЛЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ

Продолжение. Начало в "АиК" №1-124998, 1-4,7,9-10,124999, 1,3'2000.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх