ИЗУЧЕНИЕ ТРОФЕЕВ


За время войны немало "штук" попало к союзникам, в том числе и в руки советских войск. Впервые представители ВВС Красной Армии получили возможность изучить "штуку" в ходе Сталинградской битвы, когда, по крайней мере, 15 неповрежденных Ju-87D остались на аэродромах после капитуляции армии Паулюса. Среди них -"новогодний подарок" Ju-87D № 2481, JJ+HJ из I/St.G2, захваченный 30 декабря 1942 г. под Котельниково. В январе 1943 г. под Сталинградом захватили Ju-87D-3trop № 2754, предположительно из St77. Его доставили в НИИ ВВС и долго ремонтировали, прежде чем в начале июля машину подняли в воздух.

Летные испытания подтвердили данные советской военной разведки, в целом соответствовавшие общей не слишком высокой предвоенной оценке "устаревшего, тихоходного и легко уязвимого" от наших истребителей самолета "с совсем маленькой скоростью". По-видимому лишь широкое и достаточно успешное применение "штук" на Восточном фронте и привело к испытаниям в НИИ ВВС. Здесь выяснилось, что несмотря на существенные конструктивные изменения "Доры", основные характерные признаки машины -неубирающееся шасси, подвесные закрылки и элероны, подкосы стабилизатора - сохранились. Но в то же время аэродинамика самолета заметно улучшилась, емкость бензобаков и бомбодержателей - увеличилась, оборонительное вооружение - усилилось. Хотя бронирование кабины и ряда агрегатов винтомоторной группы на Ju-87D-3 заинтересовало вооруженцев, наши авиаспециалисты посчитали его недостаточным и не в пользу "штуки" в сравнении с Ил-2. В боевых вылетах обычно требовалось сильное прикрытие истребителей.

Закономерный финал летной карьеры всех немецких асов. Экипажу этого Кавалера Золотого Рыцарского Креста на Ju-87G еще "повезло": они успели перелететь на запад из Чехословакии и сдаться американцам 8 мая 1945 г. на аэродроме Эшвеге.

Румынский Ju 87D, захваченный Красной Армией

Ju 87D на испытаниях в Советском Союзе

К достоинствам Ju-87 как пикирующего бомбардировщика наши военные инженеры отнесли тормозные решетки и автомат пикирования, высокий фонарь кабины летчика с хорошим обзором и удобство прицеливания, трапецию для безопасного для винта сброса бомбы на пикировании. "Штука" устойчиво пикировала, без тенденций к затягиванию или рысканью, хотя в этом отношении наш Пе-2 был не хуже. Особенно заинтересовали специалистов последние достижения немецкой промышленности - радиополукомпас EZ-4, новейший высотомер, а также конструкция "воющей сирены". В память о начальном периоде войны и ужасающем воздействии на психику войск и гражданского населения, даже собирались выпустить опытную партию таких сирен на одном из заводов спецоборудования НКАП. Обратили внимание и на смотровой люк в носу кабины летчика для упрощения наводки на цель в начале пикирования, аналогичный рекомендовали сделать на советских пикировщиках.33

18 марта 1943 г. в районе Брянска сбили новейший противотанковый "Густав" - JU-87G-1 № 1097 (131097, DJ+FT) летчика обер-лейтенанта Г.Тренкмана. Самолет с места вынужденной посадки (или падения) эвакуировать не смогли, демонтировали лишь "изюминку" - противотанковые 37-мм пушки, которые затем отправили в тыл. В НИПАВ определили, что они незначительно отличаются от стандартных зениток Flak 18. Боезапас - 12 снарядов на ствол, и высокая начальная скорость снаряда - 1170 м/ч, делали "Густава" весьма опасным для "тридцатьчетверок" на прицельной дальности до 800 м, несмотря на значительный вес одной пушки с лафетом - 473 кг и большой разворачивающий момент при стрельбе из-за значительного разноса масс пушек под крыльями.

Вместо летных испытаний Ju-87G-1 инженеры НИИ ВВС В.Ф.Болотников, А.Г.Аронов и А.С.Розанов подробно допросили летчика Г.Тренкмана. Выяснилось, что он имел солидный летный стаж, отлично разбирался в авиатехнике и летал практически на всех типах немецких самолетов. Опытные летчики составляли большинство "истребителей танков", лишь такие хорошо подготовленные пилоты могли управиться с потяжелевшей и маломаневренной машиной. Как правило, они пикировали на советские танки под углами 10-12", открывая огонь с высоты 50-100 м.

Хотя работа над противотанковым "Илом" шла независимо от немцев, но появление "Густава" ее ускорило и инициировало сравнительные испытания противотанковых 37-мм пушек, созданных в СССР, США и Германии. В мае 1943 г. при стрельбе по трофейному танку T-IV пушка Flak 18 показала большую пробивную способность по сравнению с нашей НС-37 за счет превосходства в дульной мощности на 10%. Однако немецкая пушка была почти вдвое тяжелее НС-37 и в 1,5 раза уступала в скорострельности. К битве на Курской дуге успели подготовить небольшую серию противотанкового Ил-2 с 37-мм пушками Нудельмана и Суранова.33

Летом 1944 г. во время наступления в Белоруссии советские войска в районе Бобруйска захватили еще один Ju-87D № 7086, вероятно, принадлежавший I./SG1. О степени его исправности данных нет.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх