В КОНЦЕ ТРИДЦАТЫХ

В 1936 г. ВВС РККА располагали многочисленной тяжелобомбардировочной авиацией. В августе 36-го только в европейской части страны базировались три тяжелобомбардировочных корпуса – 4-й, 6-й и 10-й, по две бригады в каждом. Еще четыре бригады входили в Авиационную армию особого назначения. Ее начали формировать в январе 1936 г. Это соединение стратегической авиации могло нанести мощный удар любому потенциальному противнику. В него входили части тяжелых бомбардировщиков, «крейсеров», дальних разведчиков и истребителей. Позже создали еще две такие армии, после чего они получили номера – 1-я, 2-я и 3-я (сокращенно АОН-1, АОН-2 и АОН-3). Каждая армия включала 250-260 самолетов, в том числе 150-1 70 ТБ-3.

Около половины из них представляло собой машины выпуска 1932-34 годов с моторами М-17. В частях они постепенно модернизировались. Двигатели М-1 7 и М-17Б заменяли на более надежные М-17Ф. В феврале 1935 г. изучали возможность доработки старых самолетов под М-34Р и М-34РН. Эту работу хотели поручить заводу №84 в Химках. Однако пришли к выводу, что объем переделок слишком велик, и от этой идеи отказались.

Детали и узлы, по статистике наиболее склонные к разрушению, постепенно заменялись доработанными, усиленными. Наземный состав авиачастей или заводские бригады монтировали новые водо-воздушные и водо-масляные радиаторы, усиленные моторомы и полуоси тележек, проводили подкрепление хвостовой части самолетов. В ходе ремонта некоторые машины получали узлы от более поздних модификаций. На ТБ-3 ранних серий встречались тормозные колеса от ТБ-3Р, на последних – хвостовые колеса- «дутики» от ТБ-3РН.

В 1935-36 годах активно велись работы по установке на выхлопные коллекторы моторов различных типов глушителей. Когда радиолокаторов еще не существовало, самолеты обнаруживали только визуально и по звуку. Звукоуловители могли выявить самолет и за пределами видимости. Уменьши шум – и дистанция обнаружения резко сократится, зенитчики противника не успеют подготовиться, истребители не взлетят вовремя. На ТБ-3 и ТБ-3Р опробовали разные глушители. Испытывали многокамерный глушитель системы Андрианова, а также АП-10, сконструированный в СНИИ ГВФ. Последний в НИИ ВВС поставили на четыре ТБ-3Р. Но ни один из типов глушителей не приняли на вооружение, поскольку испытания показали, что они уменьшают лишь шум от мотора, а почти половину силы звука дает винт, шум от которого убавить не удается.

Постоянно модернизировалось вооружение. На ТБ-3 с М-17 ставили комплект наружных бомбодержателей Дер-23, Дер-25 и Дер-26, но со сбросом только от механического Сбр-9. Эти работы начали на Дальнем Востоке с осени 1934 г. Затем на части машин появилось и электрифицированное бомбовое вооружение.

С лета 1936 г. самолеты начали оснащать бортовыми компрессорами АК-60 (скопированными с итальянского «Гарел- ли»). Теперь пневмопуск моторов не зависел от запаса сжатого воздуха в баллонах, он постоянно пополнялся компрессором. К 1 августа оборудовали 24 самолета в 101-й бригаде в Домно и 46 – в 29-й в Нерчинске. Затем последовали Хабаровск и Воздвиженка.

В 1937 г. три эскадрильи оснастили системой «Шутка». Это устройство по радиосигналу с ведущего самолета задействовало бомбосбрасыватель на ведомой машине. Это позволяло осуществить сброс бомб залпом всего звена или эскадрильи. «Шутку» отрабатывали с 1934 г., затем провели войсковые испытания в 1-й тбаб и, наконец, внедрили в строевых частях. Но широкого распространения она не получила.

Постоянно расширялся ассортимент боеприпасов, включавший фугасные, осколочные, бронебойные, бетонобойные, зажигательные и химические. Так, во второй половине 30-х годов к нему добавились мощная ФАБ-2000, бронебойные БРАБ-500 и БРАБ-800, а после введения на модификации ТБ-3РН ротативно-рассеивоющих бомб – большое количество мелких осколочных и зажигательных боеприпасов.

В 30-е годы большое внимание уделялось химическому вооружению. Первоначально для ТБ-3 предусматривалось только несение химических авиабомб (в т.ч. АХ-200 и АХ-500). Для модификации ТБ-3Р штатными являлись также выливные приборы ВАП-500 и ВАП-6К. Маленькие ВАП-6К на четырехмоторной машине использовать было совершенно нерационально. ВАП-500 прошли государственные испытания в марте 1936 г. ТБ-3 нес четыре таких вы- ливных прибора под фюзеляжем. Они подвешивались попарно со сдвигом вбок. В июле того же года провели полигонные испытания однотипного с ВАП-500, но большего по объему ВАП-1000. Такой прибор один обеспечивал расход 1 10 л/сек. Под ТБ-3Р на балках Дер-20 подвешивали два ВАП-1000. В сентябре 1935 г. на Щелковском аэродроме на ТБ-3Р испытывали ампульные кассеты АК-2. Они вешались на внутренние держатели Дер-9. В кассету загружалось большое количество стеклянных ампул с отравляющими веществами. Такое оружие потом широко применялось в Великой Отечественной войне, но ампулы заполнялись самовоспламеняющейся жидкостью.


Дымовой прибор ДАП Х-3


С 1936 г. две тяжелобомбардировочные бригады – 16-ю (в Иваново) и 19-ю (в Полтаве), объявили «особыми химическими». Они получили комплект ВАПив ни все самолеты (в обычных бригадах давали из расчета один комплект на три машины). В документах писалось только «особая», а с апреля 1937 г. в целях повышения секретности убрали и этот довесок. Эти бригады проходили специальную подготовку, в том числе тренировки на Центральном военно-химическом полигоне в Шиханах, где поливали учебные цели вполне натуральным ипритом и люизитом.

Разбрызгивание отравляющих веществ производилось с высоты около 500 м. Практика показала, что при этом заражаются и сами бомбардировщики, особенно балки Дер-26 и нижняя часть фюзеляжа. Отмечалось также самопроизвольное открывание ВАП-500 – таким манером можно было запросто окатить не только свои войска, но и какую-нибудь деревушку в глубоком тылу, где противогаза отродясь не видели.

Для испытаний химического оружия специально оборудовали самолет ТБ-3ЛЛ. В 1937 г. он испытывался с пятью огромными выливными приборами ВАП-1000. При их одновременной работе самолет выбрасывал до 500 л отравляющих веществ в секунду. В мае того же года уже серийный бомбардировщик облетывали с парой ВАП-500 и парой ВАП-1000. Некоторое количество последних выдали затем в строевые части.

В штатное вооружение ТБ-3 входили два импортных дымаппарата Д-200. Они подвешивались под фюзеляж при выполнении задач по постановке дымовых завес. Эти устройства неоднократно пытались заменить отечественными. Предлагался, например, аппарат конструкции Н.А. Лукина, разработанный в Научно-исследовательском химическом институте (НИХИ). По сравнению с Д-200 он был легче на 123 кг и проще в обслуживании – смесь выдавливалась не сжатым воздухом, а напором набегающего потока. В первый раз прибор Лукина испытали на ТБ-3 в ноябре-декабре 1934 г. Завеса получалась неравномерной: расход зависел от напора в баке, а средний расход смеси оказало выше, чем у Д-200. Повторно аппаратуру Лукина представили на испытания в мае 1935 г. Завесу ставили у Переяславльского озера. Недостатки остались примерно теми же. Вывод: «…испытания не выдержал». Более к нему не возвращались.

С прибором Лукина конкурировали две конструкции ЦАГИ – Х-23 и Х-3. ТБ-3 брал как те, так и другие по четыре штуки на Дер-25 и Дер-26 под фюзеляжем. Аппарат Х-23 провалился на испытаниях в июне 1935 г.: управление ненадежно, завеса плохая, неустойчивая. Х-3 проходил испытания в июле и тоже показал себя не очень хорошо, но его сочли годным для доработки. В октябре аппарат опробовали повторно и заказали 20 комплектов для войсковых испытаний. Дальнейшая их судьба неизвестна.

ТБ-3 пытались оснастить и бактериологическим оружием. В лабораториях Осконбюро разработали немало его типов: обычные и кассетные бомбы, ампульные кассеты, водно-бактериологические фугасы ВБФ для заражения водоемов (собирались бомбить водозаборы насосных станций крупных городов), парашютно-бактериологические кабины КПБ, доставлявшие на территорию противника по 500 крыс-носителей опасных болезней. Слава Богу, в войска все это не поступило и в настоящей войне не применялось.


ТБ-3 на учениях


Группа ТБ-3 на аэродроме


Менялось со временем и стрелковое вооружение ТБ-3. С 1935 г. по приказу УBBC со старых самолетов снимали подкрыльные башни Б-2. Взамен с сентября того же года велено было ставить «кинжальные» установки под пулемет ДА. Реально их смонтировали немного. Примерно в это же время приступили к постепенной замене спаренных установок ДА-2 на одиночные пулеметы ШКАС. Последние все время являлись дефицитом, так что машины с моторами М-17 и М-34 могли в результате иметь самые разнообразные сочетания двух систем. Были целые бригады, переукомплектованные ШКАСами, а были самолеты, имевшие один ШКАС и пару ДА-2, два ШКАСа и одну установку ДА-2 и т.д. Машины транспортных отрядов и эскадрилий часто несли неполное вооружение, например, один ШКАС в носу и одну спарку ДА-2 на одной из верхних турелей. Такая ситуация сохранялась вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Совершенствовалось навигационное оснащение самолетов. Оно дорабатывалось по подобию последующих модификаций. На машины доставляли все более современные приборы. Пытались внедрять средства радионавигации. В 1936 г. на нескольких ТБ-3 4-й тбаб в НИИ ВВС смонтировали отечественные радиокомпасы РК-1. Для нужд ВВС ОКДВА собирались закупить оснащение в Америке, но по каким-то причинам этого не произошло.

1936 г. можно считать пиком роли ТБ-3 в ВВС РККА. В августе того года в европейской части страны прошли грандиозные маневры ВВС. К ним привлекли шесть только тяжелобомбардировочных бригад. «Красная» сторона получила 190 ТБ-3, «синяя» – всего 29. По сценарию учений 15 августа сводная воздушная армия «красных» под командованием Хрипина атаковала Ленинград. Условными целями являлись заводы «Красный выборжец», «Красный треугольник», Кировский, им. Марти, им. Орджоникидзе, Смольный, Главный штаб, 1 -я ГЭС и Газовый завод. ТБ-3 шли на Ленинград тремя корпусными колоннами уступами бригад. 1-й так поднялся из Монина, 10-й – из Серпухова, 3-й – из Тулы. Впереди вели разведку «крейсера» Р-6 из 11-й тбаб.

Легкие бомбардировщики на пути главных сил подавляли аэродромы и зенитные батареи «синих», выходя на цели перед подходом ТБ-3.

Так все выглядело на бумаге. Реально налет не состоялся. Самолеты попали в густой туман и разбрелись. Командиры потеряли свои части и соединения. Сам Хрипин умудрился вылететь на бомбардировщике с неисправной радиостанцией и тут же потерял связь с подчиненными. Героем дня стал настырный комэск майор Васьков. Оторвавшись от строя своей бригады, он продолжал вести эскадрилью по приборам. Его 16 ТБ-3 оказались единственными, не только вышедшими на заданную цель, но и вообще долетевшими до Ленинграда.

На следующий день 2-я тбаб полковника Ярышкина в ответ нанесла удар по Москве. Он получился несколько успешнее: из 22 машин на цели даже при плохой погоде вышли шесть.

В ночь с 16 на 17 августа предполагалось совершить вылеты на Ленинград одиночными самолетами, но из-зо погоды их отменили. Лишь 19 августа достигли некоторого успеха, выпустив ТБ-3 поэскадрильно.

Результаты маневров позволили сделать вполне определенные выводы о состоянии боевой подготовки тяжелобомбардировочной авиации. Принятую до тех пор практику «делай как я» признали порочной. Она сводилась к тому, что ведомые просто механически повторяли действия ведущего. Группу вел по курсу штурман командира, бомбы сбрасывали без индивидуального прицеливания, просто в момент их сброса ведущим. Упор делался на подготовку части как единого целого. Это привело к тому, что уровень подготовки рядовых экипажей был очень невысок. Как только они потеряли своих командиров, подразделения растерялись – их не приучали к самостоятельности. В выводах по результатам учений записали: «…современное состояние боевой подготовки тяжелой авиации для действия в массах далеко не удовлетворительно…»


ТБ-3 в парадном строю над Москвой


УВВС пришло также к выводу, что применение плотного строя и колонн невыгодно – они легко поражаются зенитной артиллерией и бомбометанием с воздуха, связаны в маневрировании. Решили перейти на подход к цели отдельными эскадрильями ломаными маршрутами – именно эту тактику успешно стала применять Авиация дальнего действия во второй половине Великой Отечественной войны.

Вторым неприятным уроком, полученным на этих учениях, стала низкая реальная боеготовность частей. Во всех соединениях, привлеченных на маневры, имелось в общей сложности 438 ТБ-3, в воздух же реально смогли подняться только 277.

О состоянии материальной части мог сказать и трагический случай, произошедший в Москве на традиционном параде 7 ноября. В тот день над городом пролетели 117 ТБ-3. У одного из них при пролете над Большой Дмитровкой рассыпался мотор. Самолет дотянул до заводской площадки в Подлипках, а вот детали двигателя, рухнувшие на толпу демонстрантов и просто зрителей, убили четверых и ранили еще шесть человек.

Новый удар по боеспособности тяжелобомбардировочной авиации нанесли массовые репрессии 1937 г. ВВС лишились большого количества квалифицированных кадров, причем, в первую очередь, среди командного состава. Во многих бригадах почти тотально «повыбили» все руководство. Вот что вскрыла проверка состояния 2-й тбаб в январе 1938 г. Комбрига Ярышкина взяли в октябре 1937 г., объявив его «врагом народа». За месяц до этого арестовали начальника политотдела (как «провокатора»), начальника снабжения и инженера бригады (последнего, немца по национальности, определили в «шпионы»). В ноябре НКВД увезло еще трех штабных работников. Начальник штаба «висел на волоске», обложенный доносами – разве можно было доверять дворянину, бывшему офицеру царской армии. Долго таскали на допросы бригадного врача. Бдительные чекисты не верили, что сын сторожа мог до революции получить диплом. В итоге всей этой чистки, во главе бригады оказался майор, который до этого недолго командовал эскадрильей.

Такое же положение сложилось во многих других соединениях. Так, в 1-й тбаб за полгода арестовали более двух десятков только штабных работников – от комбрига до делопроизводителя продовольственного склада. Циммерманы и Голлербахи шли по разряду «шпионы» (правда, к ним почему-то причислили и флаг-штурмана Борзенко), а все остальные – «враги народа» и «вредители».

Во второй половине 30-х годов ТБ-3 уже устарел, а заменить его оказалось нечем. Самолет ДБ-А В.Ф.Болховитинова, являвшийся еще одной попыткой модернизации ТБ-3, успеха не имел. Создававшийся с 1934 г. ТБ-7 доводился очень медленно и попал в войска только в 1941 г.

С 1937 г. ВВС начали получать дальние бомбардировщики ДБ-3. Годом позже они уже заняли заметное место в парке бомбардировочной авиации. Именно на эти самолеты стали перевооружать бригады тяжелых бомбардировщиков. Например, с февраля 1938 г. их стало получать 26-я тбаб на Дальнем Востоке. Одновременно ВВС переходили на новую структуру. Место эскадрилий и бригад заняли полки и дивизии. Тяжелобомбардировочный полк включал четыре эскадрильи и по штату имел 49 ТБ-3. Фактически бывшие бригады переформировывались в полки. Так, 19-ю тбаб превратили в 8-й тяжелобомбардировочный полк (тбап).

На 1 января 1938 г. в строю ВВС РККА имелось 626 исправных ТБ-3 разных модификаций. Из них 53 – в АОН-1, 41 – в АОН-2, 97 – в АОН-3, 42 – в ВВС ОКДВА, 70 – в Забайкальском округе, 99 – в Ленинградском, 142 – в Белорусском, 57 – в Киевском, 12 – в различных школах и училищах, 13 – в частях центрального подчинения (в число которых, в частности, входил НИИ ВВС) плюс 64 – в морской авиации. Более половины из них представляло самолеты с моторами М-17, а остальные примерно поровну делились на машины с М-34, М-34Р и М-34РН. Состояние техники старых выпусков внушало тревогу. В марте 1938 г. комдив Локтионов в своем докладе говорил: «Качественное состояние старых типов самолетов, в особенности по самолетом ТБ-3 -М 17,…неудовлетворительное. Самолеты… выпуска 1932-33 г.г. сильно изношены, запасных частей недостает, и на 40% они требуют капитального ремонта».


ТБ-3РН гоминьдановских ВВС


Вот что выявила комиссия УBBC в Белорусском военном округе. Вместо 61 самолета по штату в наличии есть 27, «каковые по налету, состоянию и времени эксплуатации все требуют заводского ремонта». Тележки шасси переваривали уже по три-четыре раза. Замены требовали электропроводка, бензиновые и масляные магистрали, а частично и обшивка. Неприкосновенный запас запчастей уже истрачен. Подняться в воздух могут не более двух третей машин.

Машины ранних выпусков начали вытеснять в транспортные эскадрильи и отряды. По мере наращивания выпуска ДБ-3 этот процесс шел все быстрее. В первую очередь это касалось армий особого назначения. На 1 апреля 1939 г. на ТБ-3 летали одиннадцать полков и четыре отдельные эскадрильи. Но два из них уже начали переход на СБ, а четыре – на ДБ-3. К маю 1939 г. в АОН-1 ТБ-3 уже составляли только около 15% парка тяжелых и дальних бомбардировщиков, в АОН-2 – еще меньше, около 10%. В перевооружаемых частях появились излишние ТБ-3, которые хотели кому-нибудь сдать. Так, в ноябре 1939 г. штаб АОН-3 бомбардировал УВВС письмами – куда девать более ненужные 46 самолетов. Всего в том году четыре бывших тяжелобомбардировочных полка переходили на ДБ-3 и два – но СБ. На 1 мая обеспеченность ВВС исправными ТБ-3 оценивалась в 1 44%. На 19 сентября в ВВС оставалось 578 машин, в то время как по плану хотели иметь всего 303. УВВС давало указания: «Самолеты ТБ-3 всех модификаций после укомплектования 7 тб полка (Ростов на Дону) и трех тб эскадрилий 1 и 2 ОКА использовать как транспортные самолеты в округах».

Четырехмоторные гиганты стали «извозчиками». Возили запчасти, боеприпасы, продовольствие и людей. Тяжелобомбардировочные части и раньше привлекали к грузовым перевозкам, особенно в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Одна только 29-я тбаб за 1938 г. перевезло 570 человек и 136,4 т грузов. Теперь ТБ-3 раздавали по одному-два самолета в разные авиаполки для оперативной переброски различного имущества.

Курс на списание старых бомбардировщиков и перевод их в транспортную авиацию продолжался до середины 1940 г. Первоначально за этот год хотели избавиться от 330 машин – частично передать в гражданский воздушный флот, частично сдать но слом. В мае 1940 г. Главный военный совет ВВС постановил: «Оставить на вооружении … ТБ-3 из числа годных для полетов, с использованием как транспортных». В это время четырехмоторные машины Туполева составляли примерно четверть всего парка тяжелых и дальних бомбардировщиков. На 1 января 1941 г. хотели оставить 69 ТБ-3РН и ТБ-3ФРН, 123 ТБ-3Р, 76 самолетов с М-34 и 278 с М-17. Но изменение политической ситуации вынудило изменить это решение.

Вообще за это время много чего произошло, а ТБ-3 успел поучаствовать в нескольких военных кампаниях, показав, что он может и чего не может.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх