Новости мировой авиации

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА АВИАНОСЦЕВ

Проект авианосца CVF


После длительного перерыва в Великобритании вновь принята программа строительства авианосцев. Последний из трех авианесущих кораблей типа «Инвинсибл», «Арк Ройал», вступил в строй в 1985 г. Корабли типа «Инвинсибл» предназначались прежде всего для действий против подводных лодок ВМФ Советского Союза в Северной Атлантике, но в связи с изменением геополитической ситуации этим кораблям пришлось принимать участие в вооруженных конфликтах совершенно иного характера. Даже англо- аргентинский конфликт 1982 г. из-за Фолклендских (Мальвинских) островов продемонстрировал ограниченные возможности «Инфинсибло» при использовании в качестве традиционного авианосца. Операции на Балконах и в Персидском заливе лишний раз данный факт подтвердили. Из-за сравнительно небольшого водоизмещения (стандартное водоизмещение 16 000 т) на кораблях невозможно разместить сбалансированную авиагруппу, кроме того СВВП «Хариер» имеют ограниченную боевую эффективность, особенно в ударном варианте.

Текущей программой предусмотрено строительство двух авианосцев «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth) и «Принц Уэльский» (Prince of Wales) с планируемым вводом в строй в 2012 и 2015 г.г. соответственно. Окончательные размерения кораблей пока не определены. Исходный проект предполагал постройку корабля водоизмещением 58 000 т и длиной 284 м. Оптимальным считается вариант водоизмещением 65 000 т, однако из-за бюджетных ограничений не исключается строительство кораблей водоизмещением менее 58 000 т. Скорее всего, в целях снижения стоимости, корабли не будут иметь бронирования. Также пока не определена концепция корабля: будет ли это овионосец с трамплинным взлетом по типу «Адмирала Кузнецова» или корабль, оснащенный катапультами. Корабли предназначены для действий в составе экспедиционных сил.

Состав авиагруппы – в зависимости от водоизмещения от 30 до 60 Основу авиагруппы будут составлять самолеты F-35B (в стандартном варианте от 20 до 40). F-35B рассматривается в качестве универсального самолета, способного наносить удары по наземным целям, осуществлять ПВО авианосного соединения и решать задачи завоевания превосходства в воздухе над сушей. Также в состав авиагруппы запланировано включить от четырех до шести летательных аппаратов MASK (Maritime Airborne Surveillance and Control) для использования в качестве воздушных командных пунктов и средства дольнего радиолокационного обнаружения. Тип летательного аппарата MASK не выбран. С точки зрения эффективности наиболее перспективным считается палубный самолет ДРЛОиУ E-2D "Advanced Hawkeye". Однако «Хокай» может базироваться только но корабле, оснащенным катапультами и аэрофинишерами. Таким образом, выбор самолета E-2D в качестве летательного аппарата MASK тесно увязан с выбором концепции авианосца. Реально «Хокай» «пропишется» на британских авианосцох только в случае реализации наиболее амбициозного проекта авианосца водоизмещением 65 ООО т. Другим кандидатом на роль MASK является конвертируемый ЛА V-22 «Оспри», совмещающий достоинства вертолета и самолета, обладающий в варианте ДРЛОиУ сопоставимой с E-2D эффективностью при меньших размерах, что немаловажно для ЛА корабельного базирования. В отличие от E-2D модификации «Оспри» в варианте ДРЛОиУ в «металле» пока не существует, кроме того принятие решения в пользу V-22 MASK увязывается с принятием решения в целом о закупке или отказе от закупок американских кон- вертоппанов Великобританией.


Авианосец "Инвинсибип" в момент вступления в строй


F-35 в цветах авиации британских ВМС


Беспилотный Х-47


Самолет ДРЛО E-2D 'Хокай'


Конвертоппан MV-22B на испытаниях


Вариант вертолета «Мерлин» как средства MASK будет наименее эффективным, но скорее всего наиболее реальным. Стоимость вертолета «Мерлин» сильно превысила запланированную, фирма-производитель увязывает возможное снижение стоимости с увеличением объема заказа. В то же время программа закупок вертолетов вооруженными силами Великобритании неоднократно пересматривалась в сторону уменьшения, а на мировом рынке «Мерлины» в базовых модификациях столкнулись с очень серьезной конкуренцией Кроме того, вертолетная компонента авиагруппы перспективного британского авианосца уже определена точно – «Мерлины» в модификации НМ 1, способные решать задачи ПЛО, борьбы с надводными и наземными целями, поиска и спасения и выполнять грузовые перевозки. В состав штатной авиагруппы планируется включить до 14 вертолетов «Мерлин» НМ. 1.

Помимо традиционных для авиагрупп современных авианосцев самолетов и вертолетов, в состав авиагруппы перспективного авианосца намечено включить боевые БПЛА Наиболее вероятными кандидатами считаются американские БПЛА Х-45С и Х-47В, точнее их палубные модификации, разрабатываемые в США по совместной программе ВВС и ВМС J-UCAS (Joint- Unmanned Combat Air System). Как и в случае с E-2D. БПЛА могут базироваться только на авианосце «традиционной» конфигурации с катапультами. БПЛА рассматриваются в качестве средства подавления ПВО противника и средства РЭБ. Включение БПЛА в состав авиагруппы приведет к снижению количества самолетов F-35. Так, вместо 36 F-35 на корабле можно будет разместить 20 самолетов F-35 и 20 БПЛА (за счет меньших размеров БПЛА замена осуществляется не в пропорции 1:1).

Изначально предусматривается возможность «гибкого» состава авиагруппы, от полностью вертолетной до полностью самолетной В состав авиагруппы, в зависимости от характера решаемых задач, могут включаться боевые вертолеты «Апоч» АН 1 и/или транспортные вертолеты «Чинук» ВВС Великобритании.

Планируемый состав штатной авиагруппы авианосца водоизмещением 65 000 т – 36-40 самолетов F-35B, четыре ЛА MASK, четыре вертолета «Мерлин».







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх