Воспоминания сослуживца

Мне посчастливилось общаться с Анатолием Яковлевичем Брандысом не только по службе, но и наблюдать его в домашних условиях, познакомиться с его семьёй. Это оставило неизгладимый след.

В мае 1955 года после окончания ВВИА имени Жуковского я был направлен для прохождения дальнейшей службы в качестве инженера полка по радио в 949 штурмовой авиационный полк (ШАП), располагавшийся в Елгаве, небольшом латвийском городке. Там же находился штаб дивизии и ещё один полк, которым, как я узнал впоследствии, командовал дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник Брандыс.

Будучи выходцем из семьи лётчика, я всегда интересовался их подвигами, знал фамилии Героев, дважды Героев и трижды Героев Советского Союза. Но это были в основном лётчики-истребители, как и мой отец. К своему стыду фамилию Брандыс я услышал впервые. Конечно же, мне было интересно узнать, за какие подвиги он удостоен столь высокой награды. Однако он служил в другом полку, а разница в служебном положении не позволяла с ним поближе познакомиться.

В часть я прибыл, когда в дивизии шло переучивание с винтомоторных штурмовиков Ил-10 на реактивные истребители МИГ-15. Полётов было много, работы для инженерно-технического состава – невпроворот. Целыми днями с утра и до позднего вечера готовили самолёты к вылету, производили послеполётные осмотры, занимались учёбой, когда не было полётов. Свободного времени практически не было.

В октябре 1955 года произошла смена командования дивизии. Подполковник Брандыс стал её командиром и одновременно начальником гарнизона города.

Самой большой проблемой в городе было отсутствие жилья для вновь прибывающих военнослужащих. Дело в том, что во время войны город сильно пострадал, весь центр его был разрушен и очень медленно застраивался. В основном это были частные дома. Лётный состав и старослужащие из инженерно-технического состава были расселены в оставшемся после войны жилье, о нового не строилось. Нам с женой пришлось снять мансарду у частника, в которой летом жить было терпимо, а ближе к зиме нужно было без конца топить печку. Но всё равно было холодно. Время от времени я обращался к командованию с просьбой о жилье, но каждый раз получал отказ.

Приближался новый 1956 год. По существующей традиции многие офицеры приглашались на встречу Нового года в Дом офицеров. Мы с женой тоже были приглашены и с удовольствием отправились на праздник. В большой комнате двухэтажного деревянного, ещё довоенной постройки, дома, который был переоборудован под Дом офицеров, были накрыты столы, стояла новогодняя ёлка. Народу пришло много: командование дивизии, полков, лётчики, инженеры. Все с наряженными жёнами После первых тостов обстановка разрядилась, официоз прошёл, начались танцы, песни, анекдоты. В общем, веселье.

На этом вечере мы с женой впервые познакомились с А.Я. Брандысом и его супругой, Нилой Семёновной, красивой. молодой, доброжелательной женщиной с огромными голубыми глазами. Она очень непринуждённо завела с нами разговор, поинтересовалась, кто мы и откуда, нашими проблемами и заверила, что всё образуется и будет хорошо. Немного рассказала о своём муже (пока тот отсутствовал) и шестилетнем сыне. Когда узнала, где мы живём (оказалось на одной улице и почти рядом), обрадовалась и пригласила в гости. Мы были растроганы таким вниманием. На мои слова о неравном положении, чтобы ходить в гости к командиру, заявило, что он простой человек и без предрассудков Домой в свою мансарду мы возвращались в хорошем настроении и от праздника, и от знакомства с Брандысами.

В начале января Анатолию Яковлевичу было присвоено очередное воинское звание. А наша жизнь потекла в прежнем русле. Домой приходил только спать И вот, однажды в самом начале весны, во время очередных полётов, когда в аэродромной каптёрке собрались лётчики во главе с командиром дивизии, я подошёл к Брандысу и потихоньку спросил его, не появилось ли жильё. В ответ он заявил, что жилья нет, но если я желаю, он может нам с женой выделить одну комнату в своей трёхкомнатной квартире. Конечно, я это понял, как шутку, и сразу от него отстал.

Через несколько дней, придя домой с очередных полётов, поднялся по лестнице на свою мансарду и, к своему неописуемому удивлению обнаружил её пустой. Ни жены, ни мебели. Хозяин дома, к которому я обратился, заявил, что пришли солдаты и перенесли вещи к Брандысом. Оказывается, после новогоднего вечера наши жены подружились и, в конце концов, приняли решение жить в одной квартире, чтобы не было скучно. Ведь мужья вечно на службе, постоянно отсутствуют, а так веселее. Как для них всё просто!

Конечно, на первых порах я чувствовал себя крайне неловко, особенно, когда мы вместе с Анатолием Яковлевичем оказывались дома. Но потом, поближе с ним познакомившись, и поняв, что это за человек, всё стало на свои места. Никакого зазнайства, высокомерия, "комчванства". Простота, скромность, открытость, искренность, доброжелательность – вот качества, которые я в нём обнаружил. И это, несмотря на величайшие военные заслуги. Это произвело на меня неизгладимое впечатление, которое я сохранил на всю жизнь.

Пользуясь неформальной обстановкой, в которой мы довольно часто оказывались либо за праздничным столом, либо, играя в шахматы или просто разговаривая о жизни, я пытался расспрашивать Анатолия Яковлевича о войне и его участии в ней. Он не очень охотно рассказывал о себе, но всё же я узнал, что на фронте он был чуть менее двух лет. За это время прошёл путь от пилота, младшего лейтенанта до капитана, командира авиаэскадрильи, дважды Героя Советского Союза. Поскольку он был лётчиком-штурмовиком и летал на Ил-2, то ордена давались за количество успешных боевых вылетов, а звания присваивались в зависимости от времени участия в боевых действиях.

Ещё из разговоров с ним я узнал, что он ни разу не был ранен. "Неужели не попадал в критические ситуации", – спросил я. "Попадал", – ответил он, и продолжил: "Однажды над морем самолёт был так повреждён, что уже не управлялся и практически падал. Мысленно прощаясь с жизнью, лихорадочно искал выход из создавшегося положения. Буквально в последнюю секунду мелькнула мысль – триммер! Попробовал – получилось! Выровнял самолёт и буквально доковылял до своего аэродрома". Больше ничего мне вытянуть из него не удалось.

Анатолий Яковлевич очень любил играть в шахматы. Мы с ним частенько этим занимались, как правило, в ожидании ужина. Даже находясь в совершенно проигрышной позиции, он никогда не сдавался и играл до мата или до голого короля. Сказать "Сдаюсь" было выше его сил. Сопротивляться до последнего, искать выход из любого положения было его принципом. Мне кажется, что именно эти качества: упорство, настойчивость, желание до последнего искать выход из любого положения, во многом определили его военные успехи. Ну и конечно прекрасное знание самолёта, умение быстро соображать, ориентироваться в сложной обстановке, найти единственно правильное решение.

Осенью 1956 года меня перевели на новое место службы, и связь с Брандысами надолго прервалась. Мы пару раз встретились ним случайно. Только совсем недавно, работая в архиве, мне удалось более подробно познакомиться с жизнью, службой и судьбой этого замечательного человека. Я считаю своим долгом рассказать о нём подробней.

Анатолий Яковлевич Брандыс родился 12 августа 1923 года в г. Днепропетровске в семье рабочего вагоноремонтного завода. После окончания спецшколы ВВС в июне 1941 года, он, сразу же после начала войны, был призван в армию и уже 25 июня поступил в Днепропетровскую школу первоначального обучения, в которой освоил самолёт У-2, а затем, в декабре 1941 года был направлен в Пермскую военную авиашколу пилотов.

Пройдя полный курс обучения, и получив 19 июля 1943 года первое офицерское звание "младший лейтенант", был выпущен в качестве пилота штурмовика Ил-2 с записью в лётной книжке: "Лётную программу на самолёте Ил-2 освоил. Оценка – отлично".

Интересная деталь. После выполнения каждого полёта с инструктором, последний оценивает действия обучаемого курсанта по многим параметрам, таким как взлёт, набор высоты, развороты, построение маршрута и т.д. Среди отмечаемых параметров всегда фигурировала "осмотрительность". Конечно, в процессе обучения и многочисленных полётов неизбежно в действиях курсанта Брандыса отмечались шероховатости и оценки бывали разные. Но по "осмотрительности", начиная с первого полёта на боевом самолёте, который состоялся 9 марта 1942 года, и до последнего, неизменно стояла отличная оценка. Очевидно, что это качество в боевых последующих вылетах сыграло важную, если не ведущую роль.

После месячного пребывания в учебно-тренировочном авиаполку Уральского военного округа, где он осваивал боевое применение, младший лейтенант Брандыс в августе 1943 года в качестве лётчика прибыл в 75-й Сталинградский гвардейский авиаполк 1-ой гвардейской штурмовой авиадивизии в составе Действующей армии Южного фронта. С этого момента двадцатилетний лётчик начинает вносить свой личный вклад в дело Победы.

31 августа 1943 года он совершает первые два боевых вылета на штурмовку вражеского переднего края. К тому времени экипаж штурмовика Ил-2 из-за высоких потерь был дополнен стрелком. Задачей стрелка являлся обзор задней полусферы и защита самолёта от нападения со стороны хвоста с помощью подвижного крупнокалиберного пулемёта.

В день, когда в часть прибыли стрелки для формирования экипажей, Анатолий где-то задержался и попал, как говорят, к шапочному разбору; в помещении остался только один претендент: невысокий, щупловатый и довольно пожилой, по мнению других лётчиков, киргиз. Звали его Абдыкасым Ка- рымшаков и было ему за тридцать, что естественно делало его в глазах молодых двадцатилетних лётчиков менее привлекательным, чем земляки-ровесники.

Абдыкасым оказался верным боевым другом и отличным стрелком, не раз выручавшим из беды самолёт, лётчика и себя. С лёгкой руки Анатолия его "перекрестили" в Андрея, на которого он охотно отзывался до конца своих дней.

Войну Абдыкасым Карымшаков закончил полным кавалером ордена Славы, что приравнено по статусу к званию Герой Советского Союза. В Киргизии таких кавалеров всего несколько человек и Карымшаков после войны стал там очень почитаемым гражданином. На всех встречах и торжествах он всегда начинал разговор со слов благодарности своему командиру Толе.

Начались боевые будни экипажа, вылеты на штурмовку вражеских войск, танковых колонн, укреплений. Теперь дальнейшая судьба зависела от мастерства лётчика и стрелка и, конечно же, госпожи удачи. Особенностью целевого назначения штурмовика Ил-2, по определению, предполагались полёты на низких высотах. Обладая мощным вооружением, самолёт представлял грозную боевую силу. Однако при штурмовке он находился в поле досягаемости практически всех видов наземного оружия противника. И, несмотря на наличие брони, боевые потери этих самолётов, особенно в начальный период войны, были весьма велики. Так средняя "продолжительность жизни" штурмовика, когда он был одноместным и совершенно не защищался от нападения немецких истребителей со стороны хвоста, составляла 7-9 боевых вылетов. Поэтому и награждение боевыми наградами лётчиков-штурмовиков определялось количеством успешных боевых вылетов. В самом начале войны звание Героя Советского Союза лётчик-штурмовик мог получить за 40 боевых вылетов. За меньшее их число лётчики представлялись к награждению орденами. После появления в составе экипажа стрелка потери штурмовиков от истребителей значительно уменьшились, а "нормы" для награждения соответственно были увеличены.

К своей первой боевой награде – ордену Красного Знамени, Анатолий Брандыс был представлен 25 октября 1943 года. Вот выписка из наградного листа: "За совершение с 19.8.43 г. по 23.10.43 г. 24-х боевых вылетов но штурмовку и бомбометание войск противника, за уничтожение укреплений, техники и живой силы'. Представление подписал командир авиаэскадрильи старший лейтенант Леонид Беда, с которым они впоследствии пройдут всю войну, вместе одним Указом Президиума Верховного Совета СССР получат вторые Золотые Звёзды Героев Советского Союза и останутся друзьями на всю жизнь.


Летный состав 75-го гвардейского штурмового авиаполка


Штурмовики над побережьем Крыма


А пока впереди новые боевые вылеты, каждый с огромным риском для жизни.

Свой второй орден Красного Знамени А. Брандыс получает в феврале 1944 года за 74 боевых вылетов. К этому времени он уже командир звена и водит своих подчинённых в бой группой.

В начале апреля 1944 года произошёл случай, оказавшийся серьёзной проверкой на прочность для друзей- лётчиков. Группа штурмовиков под прикрытием истребителей наносило удар по вражескому аэродрому южнее Джанкоя, в Крыму. Отработав по цели, группа без потерь начала отход, как вдруг в шлемофоне послышался голос командира Леонида Беды: 'Иду на вынужденную посадку'. Анатолий видел посадку командира. Кругом степь, укрыться негде, а недалеко деревня Алексондровка, в которой засели фашисты Они заметили повреждённый самолёт и уже двигались к месту его посадки но подводох.

Что делать? Бросить друга и командира? Созрело решение: сесть рядом, забрать экипаж и взлететь. В степи это возможно, хотя и очень опасно. Брандыс заходит на посадку, но тут замечает, что с земли Леонид Беда подаёт ему какие-то знаки, лихорадочно размахивая руками, показывая, чтобы он не садился. Опытный глаз командира заметил, что у самолёта Брандыса повреждено шасси. Сесть в такой ситуации на "брюхо' вполне возможно, но тогда оба экипажа будут просто обречены, т.к. взлететь уже не удастся. Самолёт Брандыса взмывает вверх, он вызывает по рации младшего лейтенанта А Берестнева и приказывает ему сесть и забрать экипаж Беды.

Береонев мастерски садится рядом с самолётом Беды, тот вместе со стрелком буквально но ходу в него вскакивает. и Берестнев тут же взмывает в воздух. Брандыс всё это время кругами ходит над ними но малой высоте и пулемётным огнём отгоняет рвущихся к месту посадки фашистов. Так был спасён прославленный лётчик, командир и друг – Леонид Беда. А вот млодший лейтенант Алексей Берестнев впоследствии погиб, но каждый раз при встрече. будучи оба уже генералами, Анатолий и Леонид всегда поднимали тост за Лёшку, за упокой его души.

К моменту описанного эпизода Анатолий уже совершил 83 боевых вылета и был награждён очередной правительственной наградой – орденом 'Отечественной войны I степени'. А всего в его личном деле восемь наградных листов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны. Особого внимания заслуживают пятый и восьмой – это представления к званиям Героя и дважды Героя Советского Союзо. Они подводят итог боевой деятельности за 128 и последовавших за ними ещё 99 боевых вылетов.

Пятое представление датировано 29 августа 1944 года и подписано командиром 2-ой эскадрильи 75-го гвардейского штурмового Сталинградского Краснознамённого авиационного полка 1 -ой гвардейской штурмовой Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова дивизии капитаном Бедой В нём перечисляются потери, нанесённые врагу лично Брандысом и делается вывод о том, что он заслуживает присвоения высокого звания. В заключении командира дивизии отмечено: "Мужественный боец. Отлично владеет техникой пилотирования На боевые задания летает с большим желанием, беспощадно уничтожает технику и живую сипу противника. В боях за освобождение Крыма произвёл 26 успешных боевых вылетов, за освобождение Севастополя – 19 успешных боевых вылетов. за освобождение г. Орша и прорыв укреплённой обороны немцев произвёл 25 успешных боевых вылетов, проявляя исключительное бесстрашие и мужество в боях с немецкими захватчиками'. Командующий 8-ой воздушной армии, генерал-полковник авиации Хрюкин, краток: 'За личную отвагу и героизм, за пример в бою достоин высшей награды Правительства – присвоения звания Героя Советского Союза'.

Таким образом, практически всего лишь за год пребывания на фронте Брандыс стал опытнейшим воздушным асом, получил звание старшего лейтенанта и должность заместителя командира эскадрильи.

В восьмом представлении, датированном 16 апреля 1945 годо, отмечается, что после присвоения звания Героя Советского Союза гвардии капитан Брандыс произвёл ещё 99 успешных боевых вылетов. В результате лично уничтожил и повредил танков – 7, автомашин с войсками и грузом – 21, самоходных орудий – 9, подавил огонь 20 точек зенитной артиллерии, уничтожил 11 артиллерийских батарей, вызвал 20 очагов пожара, уничтожил 1 паровоз и 20 железнодорожных вагонов, уничтожил до 8 самолётов противника на земле, до 30 повозок с грузом и истребил до 200 человек живой силы противника. В представлении подчёркивается: "На боевые задания летает в качестве ведущего группы. Задания выполняет отлично. В сложной воздушной обстановке не теряется, а всегда принимает правильные решения. В воздушных боях с противником настойчив и бесстрашен. При выполнении боевых заданий по штурмовке и бомбометанию техники и живой силы противника над целью, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и других средств противника, снижается до бреющего полёта, в упор расстреливает технику и живую силу врага. В воздухе ориентируется отлично". Далее приводятся примеры и результаты отдельных боевых вылетов и делается вывод о том, что гвардии капитан Брандыс достоин награждения второй медалью "Золотая Звезда".

К этому времени относится и боевая характеристика Брандыса, данная командиром полка и фактически подводящая итог его вклада в дело великой Победы: "Гвардии капитан Брандыс участвует в Отечественной войне с августа 1943 года по 20.10.43г. на Южном фронте, с 20. 10.43г. по 10.06.44г. на 4-м Украинском фронте и с 10.06.44г. на 3-м Белорусском фронте. Тактически подготовлен хорошо. Прекрасно знает тактические приёмы противника. В воздушных боях бесстрашный, настойчивый. За период пребывания на фронтах Отечественной войны он провёл 217 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 на штурмовку и бомбометание. В результате лично уничтожил и повредил танков – 7, самоходных орудий – 9, автомашин с войсками и грузом – 64, подавил огонь до 50 артиллерийских батарей, до 30 точек зенитной артиллерии, создал до 80 очагов пожаров, уничтожил до 20 самолётов противника на земле, до 50 повозок сгрузом и до 600 человек живой силы противника. На боевые задания летает с большим желанием. Задания выполняет отлично. Летает ведущим группы штурмовиков. Умеет хорошо организовать работу над целью. Летает уверенно и грамотно. Техника пилотирования и штурманская подготовка отличная. Как командир эскадрильи много работает с подчинёнными и на своём боевом опыте учит молодых лётчиков, как надо воевать. Умеет организовать боевую работу эскадрильи как на земле, так и в воздухе. Сам лично гвардии капитан Брандыс выдержанный, исполнительный, требовательный к себе и подчинённым офицер. Вывод: занимаемой должности вполне соответствует. Достоин продвижения в должности".

Было бы не справедливо не сказать о его соратнике, стрелке – Абдукасыме Карымшакове. Он оказался верным боевым другом, не раз спасавшим своего командира в боях. Так в воздушном бою под Севастополем 16.4.44г. он сбил вражеский истребитель, а 6.5.44 г. отразил 7 атак вражеских истребителей, подавил несколько зенитных огневых точек. И это были не единственные его победы. За свои боевые успехи он стал полным кавалером ордена "Славы", награждён орденами: "Красного Знамени", "Красной Звезды" и дважды орденом "Отечественной войны I степени" и это, не говоря о многочисленных медалях.

Свой последний, 228 боевой вылет Анатолий Брандыс произвёл 5 мая 1945 года. На этом его война закончилась. Если в целом охарактеризовать его фронтовые достижения, то их без сомнения можно назвать выдающимися!

Во-первых, несмотря на то, что он и его стрелок постоянно в течение года и 8 месяцев рисковали жизнями, оба остались не просто живы, но не получили даже царапины.

Во-вторых, оба закончили войну героями. Лично Брандыс дважды удостоен звания Герой Советского Союза, награждён четырьмя орденами "Красного Знамени", орденом "Александра Невского" и "Отечественной войны I степени". О наградах его стрелка сказано выше.

В-третьих, эскадрилья под командованием Брандыса (назначен на эту должность 24.01.45г.) совершила 501 боевой вылет, потеряв при этом в ожесточённых боях всего 4 экипажа и 9 самолётов, что свидетельствует о его высоком командирском мастерстве.

И всего этого достиг человек, которому не исполнилось полных 22 года!

Читающий эти строки пусть представит себя и свои достижения в таком возрасте!

По статусу, как всем дважды Героям, на родине Брандыса в Днепропетровске ему установлен прижизненный памятник – бронзовый бюст.

После окончания войны Анатолий Брандыс ещё более 40 лет отдал служению армии и её военно-воздушным силам. В 1946 году его направили на учёбу в Военно-воздушную академию (ныне КВВА им. Гагарина), после окончания которой в мае 1950 года он в звании майора был назначен заместителем командира 723 ШАП. В 1955 году стал командиром 339 штурмовой авиадивизии, в которую входил упомянутый выше полк. Дивизия под его руководством практически безаварийно переучилась на реактивные самолёты МиГ-15, за что в 1957 году он был представлен командующим воздушной армии к генеральскому званию. Решение командующего было поддержано Главкомом ВВС, однако звание присвоено не было. Дело в том, что в это же время Брандыс поступил учиться в академию Генерального штаба. Там по совершенно необъяснимым причинам это представление не было поддержано. Понадобилось прослужить ещё более 18 лет, чтобы стать, наконец, генералом!

После окончания в 1959 году академии Генерального штабе!, Анатолия Яковлевич опять командует авиационными дивизиями. Это было время сокращения авиации и ему пришлось выполнять эту неприятную обязанность в обоих случаях. В 1964 году он перешёл на преподавательскую работу в Военную академию им. Фрунзе. Поступил и успешно закончил в ней очную адъюнктуру.

Оставаясь последовательным и твёрдым защитником роли штурмовой авиации в войсковых операциях, посвятил этим вопросам свою диссертацию на соискание учёной степени кандидата военных наук и успешно защитил её. С присущим ему упорством и настойчивостью стал овладевать педагогическим мастерством, что ему в полной мере удалось.

С июля 1972 года он доцент и старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС в академии Генерального штаба. В качестве советника был с 1972 по 1975 годы в Египте и преподавал в Военной академии этой страны. Только в 1975 году ему, наконец, было присвоено воинское звание "генерал-майор авиации", а спустя 10 лет – "генерал-лейтенант". В 1986 году генерал-лейтенант Брандыс увольняется в отставку. В многочисленных послевоенных аттестациях командования неизменно отмечаются его трудолюбие, настойчивость в достижении цели, стремление постоянно повышать свои знания и такие человеческие качества как скромность и порядочность. Его деятельность на преподавательском поприще отмечена высокими правительственными наградами: орденами "Октябрьской революции", "Отечественной войны I степени", "Красной Звезды" и многими медалями.

Человек прожил прекрасную жизнь, пройдя через горнило войны, несправедливости; остался верным патриотом своей Родины, отдал всего себя на её благо.


Кандидат технических наук, доцент, полковник в отставке Максимов Николай Николаевич.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх