Первым делом – самолеты

К 50-летию научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского


Здание музея Жуковского на ул. Радио


17 января 1956 года в Москве, в старинном двухэтажном особняке, что располагался на улице Радио д. 17, открылся научно-мемориальный музей «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского.

Сегодня, наверное, нет смысла пересказывать все заслуги этого выдающегося ученого перед ношей Родиной и, особенно, перед Российской авиацией. Достаточно вспомнить хотя бы то, что именно Н.Е. Жуковский заложил основу для создания Центрального оэрогидродинамического института ЦАГИ – мирового научного авиационного центра, а также Военно-воздушной инженерной академии.

Интересно отметить тот факт, что здание, в котором сейчас расположен музей, было первым, которое по просьбе Жуковского было в 1918 году передано советским правительством только что образованному ЦАГИ Здесь начинали свою работу многие прославленные впоследствии ученые и авиаконструкторы. Не случайно в 1956 году открывал музей патриарх отечественного самолетостроения Андрей Николаевич Туполев.

В те годы, когда отечественная авиация была на подъеме и считалась национальной гордостью нашей страны, доже чиновники правительственного аппарата понимали важность и значимость такого музея для нашей страны, тем более что предполагалось создать не просто музей, посвященный одному человеку, и не просто музей авиации, а настоящий центр истории отечественной авиационной науки. Подтверждением тому служит хотя бы тот факт, что Постановление Совета Министров СССР, предусматривающее создание этого музея, еще в 1947 году лично подписал И.В.Сталин.

Научно-мемориальный музей Н.Е.Жуковского был создан и по сей день функционирует в составе ЦАГИ Экспонируемые здесь коллекции, архивы и научно-техническая библиотека являются национальным достоянием нашей Родины, а некоторые из экспонатов признаны всемирными памятниками истории техники. Здесь, в музее, хранится одна из первых отечественных аэродинамических труб, подлинный планер пионера воздухоплования Отто Лилиенталя, уникальная модель-копия самолета «Илья Муромец», выполненная еще 90 лет тому назад на РБВЗ, бортовые журналы экипажей самолетов АНТ-25, совершивших беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс, и многие другие бесценные экспонаты.

Особое значение для истории имеет экспозиция моделей отечественных и зарубежных летательных аппаратов выполненных в едином масштабе, которая лишний раз подчеркивает вклад советской и российской авиационной науки и техники во всемирный процесс покорения воздушного океана.

Музей Н Е. Жуковского сохраняет лучшие традиции отечественного музейного дела, проводя не только экспозиционную работу, но и научно-исследовательскую деятельность по поиску и формированию уникальных исторических фондов и материалов о жизни и деятельности ученых, авиаконструкторов, летчиков. Музей также является безвозмездной материальной базой для проведения заседаний, вечеров памяти, юбилеев выдающихся деятелей отечественной авиации. При музее работает клуб любителей авиации, модельная мастерская, регулярно проводятся торжественные заседания, посвященные важнейшим датам в истории мировой авиации, семинары и научные конференции, а также тематические выставки

Одним из важных видов деятельности музея является ежегодный конкурс среди российских ученых с присуждением золотой и серебряной медалей имени Н Е Жуковского за лучшие работы по теории авиации.

Вклад музея Н.Е.Жуковского в дело популяризации достижений отечественной авиации и сохранения ее истории трудно переоценить. Сегодня этот музей известен во всех цивилизованных странах и высоко ценится среди самых лучших авиационных музеев мира.

Редакция журнала «Авиация и Космонавтика» поздравляет всех сотрудников музея с его 50-летием, а также выражает огромную признательность руководству ЦАГИ, сумевшему, в не столь давние кризисные времена (когда особняк, расположенный в центре Москвы и не приносящий институту денег, казался лакомым кусочком для многих коммерческих структур), сохранить для России этот подлинный памятник отечественной истории.


В зале музея можно встретить и планер Лилиентапя XIX века, и модель первого космического корабле Юрия Гагарина







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх