КИТАЙСКИЙ «ДРАКОН» С РОССИЙСКИМ СЕРДЦЕМ


Андрей ЮРГЕНСОН

Окончание. Начало см. в №7/2009 г.


В строю

Первым авиационным подразделением, получившим на вооружение новый истребитель, стал 44-й воздушный дивизион ВВС НОАК, базирующийся в в юго-западной части провинции Юнань. Этот дивизион получил J-10 еще в июле 2004 г.

Первая серия самолетов была передана ВВС НОАК в 2004-2006 гг.

К началу 2009 г. было построено более 100 самолетов J-10. Есть фотографии истребителей, на которых отчетливо видны заводские номера Л 00106 и Л 00115.

К марту прошлого года J-10 состояли на вооружении трех истребительных полков. Кроме того, 6 истребителей J-10 эксплуатировались в центре боевой подготовки.

Всего КНР планирует приобрести 300 самолетов этого типа для ВВС и авиации флота. Эта цифра в определенной степени подтверждается и числом заказанных двигателей АЛ-31ФН.

Стоимость одного самолета оценивается примерно в 30 млн. долл. Экспортный вариант с учетом поставок запчастей и послепродажного обслуживания может стоить примерно 41 млн. долл.


Многоцелевой одноместный истребитель J-10A

Это та машина, которая сегодня состоит на вооружении ВВС НОАК. Экспортное обозначение - F-10A «Вэнгард» или FC-20A.

Самолет имеет достаточно мощное вооружение. Двухствольная встроенная пушка «Тип 23-3» калибра 23 мм расположена с левой стороны перед нишами уборки основных стоек шасси. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на 11 наружных держателях. На внутренние подкрыль-евые и центральный подфюзеляжный держатели могут подвешиваться дополнительные сбрасываемые топливные баки емкостью по 1700 л. Два передних подфюзеляжных пилона могут использоваться для размещения различных контейнеров с дополнительным навигационным оборудованием или оборудованием целеуказания.

Для поражения воздушных целей J-10 может нести ракеты класса «воздух-воздух» средней и малой дальности в различных сочетаниях, например 4 ракеты PL-11 /PL-12 и 2 PL-8 или 2 ракеты PL-11 /PL-12, 2 PL-8 и три подвесных топливных бака.

J-10 стал первым китайским истребителем, который с самого начала проектировался не только для борьбы с воздушными целями, но и для работы по наземным целям. Для применения различного оружия он может нести контейнеры с различными системами целеуказания. Для выполнения типового задания по поддержке наземных войск самолет может нести 8 бомб калибра 250 кг, два подвесных бака и 2 ракеты «воздух-воздух» PL-8/9 малой дальности. Вполне вероятно, что J-10 способен применять и бомбы с лазерным наведением при использовании того же оборудования, которое уже создано для самолетов J-8B и JH-7.


Пара серийных J-10 на взлете
Опытный J-10S
J-10S 132-го авиаполка 44-го дивизиона HOAK
Учебно-боевой вариант J-10S

Двухместный вариант истребителя J-10A. Отличается наличием второй кабины и увеличенным гаргротом.

Разработка двухместного самолета под обозначением J-10S началась в 2000 г. Первый полет опытного J-10S состоялся 26 декабря 2003 г. Всего было построено два опытных экземпляра (бортовые номера 01/1021 и 03/1023), которые использовались для проведения различных испытаний. В конце 2005 г. J-10S завершил летные испытания и получил сертификат.

К марту 2008 г. двухместные самолеты эксплуатировались уже в двух истребительных полках ВВС НОАК.

Эта машина может использоваться в качестве тренировочной, обеспечивая завершающий этап подготовки летчиков-истребителей, в качестве самолета-лидера, управляющего группой аналогичных одноместных машин, и в качестве истребителя-бомбардировщика. Двухместные варианты самолетов J-10A и J-10B имеют обозначения J-10AS и J-10BS соответственно.


J-10B

В конце февраля 2009 г. на испытания был передан новый вариант истребителя J-10. Этот вариант получил обозначение J-10B. Первый полет нового самолета состоялся в конце 2008 г. В середине марта в «Интернете» появились первые фотографии J-10B на стоянке, в самом конце марта - уже в полете.

Судя по этим фотографиям, новый вариант истребителя претерпел достаточно существенные изменения. На нем установлен новый воздухозаборник, нижняя часть губы которого «выдвинута» вперед, скорее всего, с целью уменьшения заметности самолета. Перед кабиной пилота с правого борта фюзеляжа появился обтекатель оптико-электронной станции, подобно самолету Су-30МКК. Кроме того, на верхней части киля установлен контейнер, в котором, вероятно, размещена новая система радиоэлектронного противодействия.


Ударный вариант Q-10

Некоторые источники сообщали о разработке ударного варианта самолета Q-10 (Qian Shi-10).

Недавно в «интернете» «засветилась» 3D-модель двухместного самолета с конформными топливными баками, контейнерами целеуказания и управляемыми бомбами с лазерным наведением. Правда, в подписи к картинкам фигурировало название FC-20, о чем чуть позже.


Палубный вариант

В марте 2009 г. китайский министр обороны Лян Гуанле заявил, что «среди крупных наций только Китай не имеет авианосца. Но Китай не может вечно оставаться без авианосца». Китайский министр подчеркнул, что флот страны в настоящее время недостаточно силен, чем отчасти и вызвано желание военных разработать собственный авианосец. Ранее высокопоставленный представитель министерства обороны уже заявил о необходимости разработать корабль такого класса, который мог бы выполнять задачи на значительном расстоянии от берегов Китая.



J- 10B на земле и в полете
Фотография J-10 на палубе «Варяга» (сам «Варяг» сейчас введен в сухой док)
Рисунок палубного J-10. На дальнем плане палубный самолет ДРЛО.

В печати неоднократно появлялась информация о намерениях Китая построить собственный авианосец, однако официальные представители военного ведомства отрицали эти сообщения. Впервые министерство обороны Китая объявило об этом в декабре 2008 г. По словам старшего полковника Хуан Сюэпина, авианосец должен стать «символом силы нации и конкурентоспособности флота страны».

Позже китайские СМИ сообщили, что к 2015 г. Китай намерен построить два первых авианосца среднего класса водоизмещением 50-60 тысяч тонн с неядерными силовыми установками. Одновременно китайские военные намерены завершить модернизацию недостроенного тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», купленного у Украины, дабы использовать его для подготовки пилотов палубной авиации.

В то же время появились сведения, что китайские военные планируют завершить строительство авианосца водоизмещением 48 тысяч тонн с обычной силовой установкой уже в 2010 г., а к 2020 г. Пекин намерен принять на вооружение атомный корабль водоизмещением 93 тысячи тонн. Кстати, в тайваньской прессе сообщения о строительстве в Шанхае первого китайского авианосца появились еще летом 2005 г.

Естественно, что для вооружения таких кораблей необходимы соответствующие самолеты и создание их должно было начаться как минимум одновременно с разработкой авианосца. На сегодняшний день известно о работах по двум направлениям: это вариант российского истребителя Су-33 и палубный вариант J-10.

О том, что Китай работает над истребителем палубного базирования на базе истребителя J-10, стало известно в конце 2006 г.

Этот вариант существенно отличается от базового варианта. Судя по 3D-моделям, которые встречаются в «интернете», это двухдвигательная машина с полностью измененной хвостовой частью фюзеляжа. Вертикальное оперение сделано двухки-левым, крыло складывается.

Сегодня в распоряжении Китая имеются четыре списанных авианосца: австралийский «Мельбурн» и три более современных советских корабля - «Киев», «Минск» и «Варяг». Официально они были проданы как металлолом для использования в качестве развлекательных центров. Тем не менее периодически возникают подозрения, что китайцы пытаются достроить некоторые из этих кораблей или же используют их в качестве тренировочных.





Так должен выглядеть авианосец, вооруженный самолетами J-10
J-10 на палубе корабля

В частности, по мнению специалистов с Тайваня, КНР собирается использовать недостроенный «Варяг» именно в военных целях. По данным тайваньских экспертов, корабль, который китайцы купили у Украины семь лет назад, чтобы превратить его в плавучее казино, на самом деле тайно достраивают, чтобы, как полагают специалисты, использовать для подготовки морских пилотов. Если бы китайцы хотели превратить корабль в казино, то эти работы осуществлялись бы, скорее всего, в Шанхае. Между тем корабль отбуксировали в порт Далянь на северо-востоке Китая. Кроме того, фирма, которая купила на Украине авианосец за 20 млн. долл., исчезла. Ее больше нет ни в справочниках, ни физически - в офисе компании уже пять лет находится другая контора.

Между тем тайваньцы считают, что КНР не станет достраивать «Варяг» до полноценного авианосца - это экономически нецелесообразно. Дело в том, что для этого потребуется вложить в этот проект столько же денег, сколько необходимо для постройки корабля «с нуля».


Super-10

В январе 2009 г. журнал «Дифенс Уикли» сообщил, что Китай планирует создать усовершенствованный вариант истребителя J-10, который получил название «Супер-10». Он будет оснащен более мощным двигателем, снабженным соплом с управляемым вектором тяги, будет иметь усиленную конструкцию планера и РЛС с активной фазированной решеткой. Китайские официальные источники не подтверждают наличие такой модификации.


Вариант самолета с пониженной заметностью

611-й институт изучает также возможность создания двухмоторного варианта с пониженной заметностью. В 2008 г. «специалисты узкого профиля», наблюдающие за маневрами ВВС НОАК, были неприятно удивлены значительным, в 4-5 раз, снижением радиолокационной заметности истребителей J-10 новой серии. По всей видимости, китайским ученым удалось получить доступ к некоторым секретам технологии «стеле». Возможно, через пару-тройку лет постоянные клиенты китайского авиапрома смогут приобрести «самолеты, похожие на F-22A». В прошлом году резко ускорились работы по созданию китайского истребителя пятого поколения. В «мировой паутине» появились кадры любительской съемки, запечатлевшие интригующую смесь J-10 и F-22. Сохранив «фамильные черты» американского прототипа, новый китайский самолет оснащен передним горизонтальным оперением (его нет на F-22A, но есть на J-10).


Двухместный вариант самолета J-10B с конформными баками
J-10, разбитый в аварии в апреле 2007 г.
Ток будет выглядеть вариант J-10 для ВВС Пакистана
Экспорт

На мировом рынке авиационной техники истребитель J-10 может составить конкуренцию шведским, французским, американским и российским истребителям. Командующий ВВС Таиланда, например, ознакомился с самолетом еще до первого полета и дал ему высокую оценку. Рынок сбыта J-10 достаточно велик.

Традиционный военный партнер Китая - Пакистан - уже ждет истребители FC-20. ВВС Пакистана сегодня имеют на вооружении свыше 180 истребителей F-7, построенных в Китае. Кроме того, участие авиапрома Пакистана в программах легкого истребителя JF-17 и учебно-тренировочного самолета К-8 составляет 50%.

В конце февраля 2006 г. истребители J-10 и JF-17 продемонстрировали президенту Пакистана, которым тогда был еще Мушараф. Он посидел в кабинах обоих самолетов, а на обратном пути в Пакистан сказал прессе, что Китай предложил Пакистану истребитель J-10 и что Пакистан и его военно-воздушные силы рассмотрят это предложение.

Много времени на раздумья не потребовалось. 12 апреля 2006 г. кабинет министров Пакистана одобрил приобретение 36 истребителей J-10 под обозначением FC-20. А в недавнем интервью нынешний главком ВВС Пакистана маршал Танвир Махмуд Ахмед сказал, что «дальнейшие заказы будут обеспечены».

7 марта 2009 г. на церемонии, посвященной подписанию соглаше ния о поставках истребителей JF-17, Ахмед отметил, что соглашение о поставках Пакистану истребителей J-10 остается в силе, самолеты будут модернизированы в соответствии с требованиями ВВС Пакистана и начнут поступать на вооружение в 2014-2015 гг.

Достоверной информации о том, что такое FC-20, нет. В недрах «Интернета» под этим обозначением фигурирует двухместный самолет, который значительно отличается от J-10S. Можно предположить, что эта машина представляет из себя двухместный вариант истребителя J-l 0В. Этот вариант снабжен новым воздухозаборником и контейнером с оборудованием РЭП на верхушке киля. Кроме того, самолет оснащен неубира-ющейся штангой системы дозаправки в воздухе, установленной, как и на J-l 0А, по правому борту фюзеляжа. Еще одним существенным отличием является расширенный гаргрот по типу истребителя F-16D Block 60 ВВС Арабских Эмиратов, а также конформные топливные баки по бортам фюзеляжа.

Судя по имеющейся картинке, на которой отчетливо виден ряд новых антенн в носовой части фюзеляжа, существенно поменялось и бортовое оборудование, которое, вероятно, дополнено новыми системами пассивной самообороны.

Поменялось и вооружение самолета. На пилонах под воздухозаборником подвешиваются контейнеры целеуказания, а на пилонах под крылом - управляемые бомбы с лазерным наведением и ракеты класса «воздух-воздух» PL-8.

В «Интернете» также нашлась фотография одноместного самолета J-10 с конформными топливными баками и бортовым номером «1001». Самолет имеет такой же темный камуфляж, как и некоторые опытные J-10. Говорить о том, что конформные баки уже проходят испытания, трудно. При современном развитии компьютерной графики дорисовать бак к существующему самолету и изменить бортовой номер большого труда не составит. Если это и так, то выполнено на весьма хорошем уровне.


J-J0 выполняет «Кобру Пугачева». Угол атаки - 90 градусов.
J-10 пилотажной группы «Первое октября», окрашенный целиком в красный цвет

Одноместный вариант самолета J-10 с опознавательными знаками ВВС Пакистана некоторые источники называют FC-10. Он также несколько отличается от серийного J-10 ВВС НОАК. В первую очередь бросается в глаза полное отсутствие гаргрота за фонарем кабины пилота и несколько иные антенны. Правда, воздухозаборник этого варианта такой же, как и на серийных J-10.

По некоторым оценкам, Пакистан намерен оснастить самолетами FC-20 (или FC-10) как минимум две эскадрильи. Стоимость контракта оценивается в 1,5 млрд. долл. при цене за самолет по 41 млн. долл.

Еще один традиционный покупатель китайского вооружения - Бангладеш - планирует к 2010 г. сделать заказ как минимум на две эскадрильи (32 машины) самолетов J-10.

В последние годы Китай расширяет свое присутствие в Африке, активно инвестируя средства в нефтяные проекты на «черном континенте» и развивая программы гуманитарной помощи. Не исключено, что КНР может предложить частично оплачивать своими самолетами поставки нефти из Нигерии, Анголы и Судана.

В октябре 2007 г. некоторые израильские издания сообщили о том, что КНР и Иран готовятся заключить крупный контракт на поставку Тегерану самолетов J-10 на сумму около 1 млрд. долл. Тогда шла речь о поставке в 2008-2010 гг. 24 самолетов для замены истребителей МиГ-29. Официальный Пекин немедленно опроверг эти утверждения. Министр обороны Исламской Республики Мустафа Мохаммад-Наджар со своей стороны заявил, что «…на данный момент мы не обсуждали

с Китаем этот вопрос и в перспективе не планируем этого делать». А представитель министерства иностранных дел Мохаммад Али Хоссеини отметил, что «сотрудничество между Ираном, Россией и Китаем происходит в рамках международных инструкций».

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ J-10A VIGOROUS DRAGON

Экипаж, чел 1

Длина самолета, м 15,50

Размах крыла, м 9,70

Высота самолета, м 4,78

Площадь крыла, кв. м около 39

Вес пустого самолета, кг 8000-9730 Взлетный вес, кг

нормальный 18500

максимальный 19277

Вес боевой нагрузки, кг 5500

Силовая установка 1 ТРДДФ АЛ-31ФН

(или WS-10A)

Максимальная тяга, кгс

на максима л е 7500

на форсаже 13200

Максимальное число М полета

на большой высоте 2,2

у земли 1,2

Практический потолок, м 20000

Боевой радиус действия с боевой нагрузкой 1800 кг, км при смешанном профиле полета

большая-малая-большая высота 2540

при полете у земли 1310 Максимальная дальность полета, км

без дозаправки в воздухе 3400

Максимальные эксплуатационные перегрузки +9/-3

ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА:

Артиллерийское вооружение включает встроенную двухствольную пушку калибром 23 мм, размешенную за отсеком передней опоры шасси с левого борта фюзеляжа.

На наружных узлах подвески (6 под крылом и 5 под фюзеляжем) могут подвешиваться блоки НАР калибром 90 мм, ракеты класса «воздух-воздух» PL-8, PL-9, PL-11 и PL-12, ракеты класса «воздух-земля» PJ-9 и YJ-9K, управляемые бомбы LT-2 и LS-6, обычные свободнопадающие бомбы.

Самолет может также нести до трех сбрасываемых топливных баков (один на центральном пилоне под фюзеляжем и два на внутренних узлах подвески под крылом).

На передних фюзеляжных пилонах под воздухозаборником самолета возможна подвеска контейнера системы пассивной самообороны BM/KG300G, контейнера радиоэлектронной разведки KZ900, контейнеров Blue Sky и FILAT (Forward-looking Infra-red Laser Attack Targeting) с системами целеуказания и наведения.


Китайский многоцелевой истребитель J-10


J-10 на фоне истребителя-бомбардировщика JH-7







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх