Загрузка...


Черноморский разведчик-ас

Герой Советского Союза А.Д.Карпов (послевоенное фото)


Почему наше внимание привлек именно этот летчик? В первую очередь потому, что все его б заявленных воздушных побед нашли подтверждение и документах противника. Во-вторых, он летал на лендлизовском Curtiss Р-40 Kittyhawk. споры о достоинствах и недостатках которого ведутся среди отечественных авиационных историков до сих пор. В-третьих, о действиях но время Великой Отечественной советской разведывательной авиации, особенно морской, написано до обидного мало. Биография Александра Дмитриевича Карпова но многом типична для того поколения Родился в рабочей семье 10 января 1921 t. и Пятигорске Ставропольского края, Школа. ФЗУ. аэроклуб Поступил в Ейское авиационное военно-морское училище, которое закончил в конце 1942 г. Новоиспеченного младшего лейтенанта распределили о 30-й отдельный разведывательный авиаполк (ОРАП) ВВС Черноморского флота. 1-я и 2-й эскадрильи этой части были вооружены самолетами Пе-2 и А-20 "Бостон", а наш герой попал в 3-ю истребительную эскадрилью ближней разведки (ИЭБР), оснащенную Р-40 Kitiyhawk. Мало того, что молодому летчику пришлось переучиваться на импортный самолет (в училище он летал нз ЛзГГ-3 и Як-1). так еще потребовалось овладеть навыками авиаразведчика. Поэтому допуск к боевым вылетам Карпов получил только к лету 1943 г.

Поначалу молодых летчиков использовали для воздушного прикрытия кавказских портов, аэродромов и транспортных перевозок над морем. Уже в ходе своего четвертого, боевого вылета, во время прикрытия конвоя, идущего в Туапсе. Карпову удалось добиться первого успеха и воздушном бою. В вечерних сумерках несколько групп немецких бомбардировщиков попытались прорваться к конвою. Один "Юнкерс" Карпов отогнал заградительным огнем, а по второму прицельно ударил из всех шести крупнокалиберных пулеметов. Тот сбросил бомбы в море, задымил и потянул черный шлейф к берегу. Необходимо отметить выдержку и дисциплинированность молодого летчика: он не погнался за подбитым, как бы на его месте сделали многие, ведь тогда конвой остался бы без прикрытия. Ju 88А-4 с заводским номером w/n 5531 из HI/KG 51 дотянул до своего побережья и совершил вынужденную посадку. В его экипаже был убит воздушный стрелок унтер-офицер Вальтер Вегнер.

В то время немецкие торпедные катера, базировавшиеся в Анапе и Феодосии, по ночам атаковали советские транспортные коммуникации у побережья Кавказа, ставили донные и магнитные мины Для борьбы с этими быстроходными, небольшими кораблями пытались использовать Пе-2, Ил-2 и МБР-2, но их экипажам добиться успеха не удавалось. Однако ночью 29 августа по тревоге были поднята в воздух четверка "Киттихауков", и немцы не смогли уйти безнаказанными. Уже на рассвете советские летчики обнаружили по бурунам катера противника, которые сомкнутым пеленгом шли в Феодосию. Карпов выполнил две атаки, и обе были результативными – два катера загорелись. Журнал боевых действии 1-й флотилии торпедных катеров ВМС Германии подтверждает, что в ту ночь три катере получили тяжелые повреждения, два моряка погибли, пятеро оказались ранеными После этого у кавказских берегов стало заметно поспокойнее.

Через две недели. 16 сентября, летчики эскадрильи были задействованы для прикрытия набеговой операции советских катеров на Анапу. После атаки их следовало сопроводить до Геленджикской бухты. Уже на рассвете, на фоне посветлевших облаков Александр заметил две черные точки. В ходе сближения долгое время не удавалось определить тип самолетов Наконец различил: двухмоторные и двухкилевые. Выходит "мессеры-110"? А может, каши Пе-2? Минуты колебания едва не позволили немцам исчезнуть. Заметив советские истребители, они враз скользнули в крутое пике и попытались уйти в сторону открытого моря. Одному это удалось. Второго, получив разрешение командира группы, Карпов долго преследовал и смог выйти на дистанцию открытия огня. В первой атаке поджег левый мотор и, уклонившись от трасс воздушного стрелка противника, выполнил второй заход. На этот раз серый "сто десятый" с хорошо различимыми черно-белыми крестами на крыльях чиркнул фюзеляжем по воде, проглиссировал несколько метров и медленно стал тонуть. Через минуту на волнах покачивались оба члена экипажа в спасательных жилетах.

По немецким данным, это был Bf 110G-2 w/n 5015 из отдельной авиагруппы «Крым- (Fl. F. "Кит"). При эвакуации его экипажа над морем завязалось целое сражение. Несмотря ни сильное истребительное прикрытие, вылетевший спасательный гидросамолет Dornier Do 24 -GM+10 из состава SNGr 8 был подбит «Аэрокобрами» из 11-го ГИАП, а его пилот фельдфебель Карл-Хайнц Шульце погиб. В конце концов летчика "мессера" унтер-офицера Йогана Хаймана все же удалось спасти другому Do 24. А вот воздушный стрелок попал в плен, чему поспособствовал Карпов, который о повторном вылете точно навел на место падения Bf 110 наш сторожевой катер, что свидельствует о хорошей штурманской подготовке пилота.

6 октября, во время прикрытия неудачной набеговой операции кораблей Чф на крымское побережье, боевой счет Александра вырос. Его пополнила весьма редкая для наших морских летчиков добычи – трехмоторный двухбалочный гидросамолет Blohm amp; Voss BV 138. Об этих живучих и хорошо вооруженных летающих лодках среди советских летчиков ходило много легенд. Их считали сильно бронированными, неуязвимыми и даже неприступными. Но после первой же атаки Карпова морская "рама" неуклюже накренилась на крыло и рухнула в воду. Судя по всему, очередь попала в пилота. По немецким данным, это был BV 138G-1 w/n 310110 с бортовым кодом "7R+HH" из морской разведывательной авиагруппы I/SAGr 125. Все пять членов экипажа л-та Гарри Кремера погибли. Символично, что только накануне командир 30-го ОРАП подп-к X.А.Рождественский вручил мл. л-ту Карпову eго первую боевую награду орден Красного Знамени.



Советские летчики считали летающие лодки «Блом-Фосс-138» и »Дорнье-24» очень трудными противниками


15 ноября в летной книжке Карпова появилась короткая запись о трех боевых вылетах. Что же стояло за этой скупой записью? По ночам советский десант в Керчи блокировался с моря кораблями противника. Наша авиация долго не могла обнаружить место базирования этих кораблей. В первом в тот день вылете Карпов прошел над буквально нашпигованной зенитками базой противника Камыш-Бурун и обнаружил 12 быстроходных десантных барж (БДБ). хотя накануне там стояла лишь пара сейнеров. По летевшему на небольшой высоте самолету противник вел зенитный огонь из многочисленных автоматов калибром 37-20 мм. "Киттихаук" получил повреждения, и в результате при посадке на своем аэродроме у него отвалился хвост.

Карпов тут же пересел на другой Р-40 и повел группу флотских Ил-2 на штурмовку обнаруженных целей. Когда Александр возвратился после весьма удачной атаки Камыш-Буруна, ему сообщили, что над Керченским проливом только что сбит его лучший друг и однокашник по Ейскому училищу мл. л-т Николай Крайний. По данным постов наблюдения, он на резиновой шлюпке медленно дрейфует к берегу, занятому противником. Карпов, не вылезая из кабины и не дождавшись дозаправки, поднял машину в воздух и взял курс на Керченский пролив. Казалось, что шансов найти товарища практически нет Однако Александр не только отыскал его. но и навел спасательный катер.

Уже в ходе боев за Крым 3-я ИЭБР была включена в состав отдельной Скадовской авиагруппы ВВС ЧФ и переброшена на аэродром в районе Очакова. Оттуда Карпову довелось выполнить немало достаточно рутинных вылетов на авиаразведку. Многочасовой полет над морем, обнаружил цель, передал в штаб координаты, направление и скорость движения конвоя. Удар наносят уже другие летчики пусть и свои боевые товарищи, но все равно несколько обидно.

Увеличить счет воздушных побед Александру удалось лишь 13 марта 1944 г. В очередной разведвылет он отправился и паре с самым опытным летчиком эскадрильи к-ном И.Т.Марченко (воевал с первого дня, Великую Отечественную закончил, имея 417 боевых вылетов и 6 воздушных побед). Маршрут был самым обычным: от Очакова к крымскому побережью и назад. По пути летчики засекли "дору" – летающую лодку Do 24. репутация которой немногим отличалась от BV138. Немец летел на бреющем, прижимаясь к воде. Стараясь не попасть под огонь бортстрелков, черноморцы атаковали противника сверху. Марченко поджог у "Дорнье" правый мотор. Карпов – левый. Вражеский пилот попытался приводниться, но в момент касания воды самолет взорвался.

Вечером того же дня Карпов вылетел на разведку с к-ном Борисом Крыловым Почти там же, где и утром, они обнаружили еще один Do 24. На этот раз Александр записал воздушную победу себе целиком. В пологом пикировании через легкую дымку и облачность он открыл огонь с 200 метров. Очевидно, как и 6 октября, немецкий пилот был убит сразу, так как, но успев да же открыть ответный огонь, "Дорнье" задрал нос вверх, встал на хвост и с переворотом упал в море.

А вот как отражены эти два эпизода в документах противника. "13.03.44 в 07.43 Do 24 w/n 3266 "KOSP" из состава SNGr 8 сбит истребителями противника над морем севернее Севастополя. На поиски его экипажа вылетел другой Do 24 w/n8l "DJ+ZG" из состава той же авиагруппы, на этот раз в охранении двух истребителей Bf 110 из состава 5/NJG 200. В ходе поисков самолет был сбит над морем. Все 12 человек экипажей обоих самолетов, очевидно, погибли, так как через два дня 15 марта 1944 г. в резиновой лодке был найден труп ефрейтора Шрерара с Do 24 "КОSP".

13 апреля Карпову удалось не только пополнить свой боевой счет, но и вторично спасти лучшего друга. В тот день Р-40 командир звена Крайнего был подбит зенитным огнем над конвоем противника. Мотор самолета работал с перебоями, а потом его и вовсе заклинило. Но Николаю удалось удачно приводниться в 15 километрах западнее мыса Тарханкут. Для его спасения выслали катер, а обеспечивать его действия поручили Карпову. В свою очередь, немцы направили для захвата советского летчика летающую лодку BV 138G-1 w/n 1043 "7R+EL" из состава 3/SAG 125. Карпов перехватил и сбил эту машину, a катер поднял из воды не только Крайнего, но и пятерых немецких авиаторов.

Подходила к концу операция по освобождению Крыма 1 мая, вылетев в nape с Крыловым. Карпов смог уничтожить над морем на траверзе Евпатории транспортный Ju 52/Зт, удачно уклонившись от воздушного боя с охранявшими его "Фоккерами". Документы противника подтверждают потерю в то время и в том районе "Юнкерса" из транспортной авиагруппы I/TG 2.

11 мая Александр после вылета в район Севастополя доложил о потоплении пулеметным огнем вражеского торпедного катера. В немецких документах есть сведения О том. что и тот день советские истребители потопили большой 12-метровый катер SW.2. который был послан для спасения экипажа горящего минного заградителя "Романия". Этот катер был похож на наш Г-5, так что ошибка Карпова в определении типа судна невелика.

В конце августа 1944 г. боевые действии на Черном морс закончились. 13 октября командование флота представило А.Д.Карпова к званию Героя Советского Союза, которого Он и был удостоен 6 марта 1945 г. Причем высокую награду морской летчик получил за успешные действия в качестве воздушного разведчика: "за 251 успешный боевой вылет на прикрытие кораблей, военно-морских баз и аэродромов, на разведку сил и средств противника". Особенно было выделено обнаружение базирования в ноябре 1943 г. немецких БДБ на Камыш-Буруне и хорошо засекреченной базы вражеских торпедных катеров на м. Киик- Атлама у Феодосии в марте 1944 г. В представлении к награде воздушные победы даже не фигурировали, а жаль,.. Карпов стал единственным советским морским летчиком. сбившим более одного немецкого гидросамолета. А всего на его счету четыре летающих лодки! Из нижеприведенной таблицы читатели сами могут сделать выводы.

После войны А.Д.Карпов продолжал служить в морской авиации В 1955 г закончил монинскую Военно-Воздушную академию, после чего еще без малого 20 лет отдал ВВС ВМФ. В запас он вышел в 1972 г. и проживал в Ленинграде.


В заключение необходимо сказать несколько слов и о боевых качествах Р-40. Бесспорно, что это был далеко не самый лучший истребитель периода второй мировой войны. Но зато его дальность полета с ПТБ составляла 1900 км., что на 300 км больше, чем у двухмоторного "Бостона". Вопрос скорее не в том, плох или хорош Р-40, а насколько эффективно его использовали. Например, в Заполярье "Киттихауки" успешно применяли и качестве истребителей-бомбардировщиков, особенно в топмачтовом варианте. По количеству пораженных морских целей Р-40 там занял первое место, уверенно опередив Пе-2, Ил-4. Ил-2 и А-20. На Черном море "Киттихауки" прекрасно проявили себя именно как разведчики. К тому же, герой нашего очерка блестяще доказал, что в умелых руках самолет фирмы "Кертис" может быть весьма грозным истребителем .


Андрей Совенко/ «АиВ»

Фото Scolcd Composites







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх