Все в космос!

Этот шапкозакидательский лозунг, столь оптимистично звучаищий впервые после гагаринского полета дни, за последние 40 лет был основательно забыт. Пилотируемые космические полеты оказались рискованным и ужасно дорогим делом, под силу разве что правительствам сверхдержав. И вдруг сенсация – первый космический турист на борту Международной космической станции! Полет Денниса Тито вызвал новое брожение в умах, причем на этот раз уровень адреналина повысился но только у праздных мечтателей, ведь за возможность побывать в космосе он выложил 20 млн. USD, а другие искатели приключений, тоже не бедные, образовали пусть небольшую, но вполне настоящую очередь. И кое-кто начал всерьез задумываться над тем. как поставить космический туризм на хорошие коммерческие рельсы

Серьезную заявку на звание пионера в этом деле сделали знаменитый американский авиаконструктор Берт Руган и возглавляемая им фирма Scaled Composites, проведя 18 апреля презентацию программы Tior One ("Первый ярус") Верный своему кредо мыслить неординарно, Руган вместо облета планеты по орбите предложил будущим туристам суборбитальный полет по баллистической траектории на высоту чуть более 100 км. По его словам, такое путешествие намного менее рискованно и значительно более дешево, и при этом содержит почти все прелести настоящего орбитального полета, включая невесомость и возможность наблюдать Землю со стороны. Целью, которую поставил президент «Скэйлд Композитс», является радикальное снижение стоимости космического рейса до цены круиза на комфортабельном океанском лайнере. Рутан верит, что уже через 10 лет с помощью его системы сотни, а то и тысячи людей смогут почувствовать себя в роли Алана Шепарда – американского Гагарина, совершившего подобный полет в 1961 г. и ставшего национальным героем.

Вкратце план Рутана таков. Трехместный космический "челнок" Space Ship One ("Космический корабль один") подвешивается под самолет-носитель White Knight ("Белый рыцарь") и поднимается с его помощью на высоту около 15 км., преодолевая таким образом до 85% плотных слоев атмосферы(4*) Затем "челнок" сбрасывается, запускается его ракетный двигатель, который за минуту работы разгоняет корабль до скорости 4000 км/ч. После выключения двигателя корабль продолжает полет по баллистической траектории, достигая максимальной высоты около 100 км. При этом его пассажиры испытывают невесомость примерно в течение 3 минут. Начиная снижаться, корабль складывает крылья, что обеспечивает снижение нагрева конструкции, а в итоге – плавный и безопасный вход в плотные слои атмосферы. После интенсивного торможения в течение минуты корабль вновь приобретает обычную конфигурацию и начинает 17-минутный планерный спуск вплоть до касания ВПП со скоростью около 120 км/ч.

Изучение общей концепции такого полета началось о 1996 г. предварительное проектирование обоих летательных аппаратов развернулось через 3 года, а полномасштабная разработка стартовала в апреле 2001 г. в обстановке полной секретности. Кроме создания самих ЛА, "Скэйлд Композитс" курировала разработку ракетного двигателя, мобильной системы обслуживания комплекса, мобильного центра управления полетом, всех систем космического корабля, тренажеров и другого необходимого оборудования. Первый полет комплекса в -связке- состоялся 20 мая этого года (см. фото) "Белым рыцарем" управляли фирменные летчики-испытатели Пит Сиболд (Pete Siebolel) и Браян Бини (Brian Binnie). В "челноке" не было никого, и баки его пустовали. Но планы последующих полетов предусматривают наличие экипажа и проверку работоспособности всех систем космического корабля. Первый суборбитальный полет намечен на конец года. Завершая презентацию 18 апреля. Руган сказал: "Мы снова уходим в тень. В следующий раз пригласим прессу, когда достигнем 100-км высоты. Это будет действительно большое событие: появится первый о мире неправительственный космонавт, а значит, путь космическому туризму будет открыт".

Надо сказать, что в течение всей своей 21-летней истории "Скэйлд Композитс" создавала исключительно неординарные самолеты, отличавшиеся широчайшим применением композиционных материалов (говоря не очень строго, они были цельнокомпозитными) и необычными аэродинамическими схемами. Среди 23 пилотируемых и 40 беспилотных аппаратов встречались самолеты несимметричные, с необычным числом и расположением несущих поверхностей, весьма оригинальными силовыми установками и системами управления. При этом особенно впечатляет, что со всеми этими машинами, представляющими собой подлинный вызов традиционному самолетостроению, не случилось ни одного серьезного летного происшествия Пожалуй, высшим достижением деятельности Рутана является знаменитый "Вояджер" – первый и до сих пор единственный самолет, совершивший кругосветный перелет без посадки и дозаправки в воздухе. Он как нельзя более убедительно доказывает серьезность заявлений неугомонного американца. Похоже, если Рутан чего сказал – выполнит.

4* Отдельные фото «челноке- и носителя см. «АиВ». №3 '03.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх