Неповторимая Ханна Райч


Валерий Виноградов, Евгений Виске/ Москва Фото предоставлены авторами


В истории мировой авиации едва ли найдется летчица с более неординарной биографией, чем эта хрупкая голубоглазая женщина, летавшая на всем, что только могло подняться в воздух (разве только не на метле!), испытавшая десятки летательных аппаратов и установившая несколько дюжин всевозможных рекордов.

Ханна Райч (Reitsch) родилась 29 марта 1912 г. в маленьком городке Хиршенберг близ Грюнау (Силезия), что в восточной части Германии. В юности она мечтала стать доктором, как отец, и училась в медицинском колледже. Однако внезапно увлеклась планеризмом. В Германии, не имевшей права по Версальскому договору строить боевые самолеты, этот вид спорта развивался полным ходом и пользовался у молодежи огромным престижем. Впервые поднявшись в голубую высь. Ханна решила, что будет летать и станет воздушным врачом-миссионером. Она настояла, чтобы отец определил ее в школу планеристов в Грюнау. В год поступления рост девушки немногим превышал 150 см. а вес – 45 кг. В группе она оказалась единственной представительницей слабого пола.

Планеризм быстро поглотил все помыслы Ханны. Она больше не думала о миссионерской работе, целиком связывая свое будущее с авиацией. После окончания школы Райч стала работать в летном исследовательском институте в Дармштадте. Среди проведенных ею там работ были испытания на планерах систем аэродинамического торможения, которые затем нашли применение на военных самолетах. В 1931 г. Ханна установила мировой рекорд дальности полета на планере для женщин, а через два года побила его, удвоив результат. В 1936 г. Райч добилась еще одного мирового достижения, на сей раз высоты полета. В 1937 г. она первой перелетела на планере Альпы.

В сентябре того же года начальник испытательного центра люфтваффе в Рехлинне генерал Эрнст Удет предложил Ханне стать летчиком-испытателем возрожденных Военно-воздушных сил. Нацистская Германия не страдала мужским шовинизмом, не то что. скажем, твердо стоявшая на страже традиций Англия. Редактор британского издания Aeroplane однажды выдал следующее: «Женщина, утверждающая, что может сесть в кабину скоростного бомбардировщика, вместо того, чтобы подумать о мытье полов в каком-нибудь госпитале, представляет настоящую опасность

Одним из первых заданий Ханны после поступления на службу в люфтваффе стало испытание устройства для перерезания строп аэростатов ПВО. Она успешно выполнила эту работу, хотя едва не погибла в одном из полетов. Когда началась война, это устройство нашло применение на самолетах. прорывавшихся к британским городам.

Можно смело считать, что вершиной карьеры Райч как летчика-испытателя стали полеты на экспериментальном вертолете Focke-Wulf FW 61. Это была двухвинтовая машина поперечной схемы, оснащенная установленным в носовой части фюзеляжа двигателем Siemens-Halske Sh.14a мощностью 160 л.с. Для летчиков того времени вертолет был очень непривычным и непонятным аппаратом. В списки его испытателей Ханна попала, в общем, случайно – где-то не так сработал бюрократический механизм. Она не стала обращать внимания на ошибку (такая мелочь!) и стала первой женщиной в мире, совершившей полет на вертолете, а заодно и первым летчиком люфтваффе, освоившим FW 61. После войны в одном телевизионном интервью Ханна рассказала об этом полете. Выглянув из кабины, она быстро поняла – контролировать положение вертолета лучше всего по перемещению колеса шасси. Добавив газу и немного двинув вперед ручку управления, она увидела. что аппарат двигается вперед. «Как только я брала ручку чуть-чуть на себя, колесо двигалось назад. Когда колесо останавливалось, надо было увеличить обороты двигателя, и машина шла вверх. За три минуты у меня получилось».

Вскоре ей поручили продемонстрировать FW 61 высшему военному руководству Германии. Она провела этот показ блестяще. «Я взлетала на своем вертолете, зависала на какое-то время на 5-метровой высоте так. чтобы генералы могли меня хорошо рассмотреть, затем падала у них на виду вниз, раскачивалась в реверансе, снова подымалась по вертикали, на этот раз балансируя над их головами, затем, выдерживая высоту, как на танцевальной площадке. делала движения вперед и назад, выполняя самые немыслимые фигуры, потом снова падала вниз и приземлялась, как пушинка, прямо перед ними. Они энергично аплодировали».

Как сообщает справочник Jane's, в 1938 г. Ханна совершила перелет на FW 61 из Стендаля в Берлин. Ей не только удалось благополучно преодолеть маршрут протяженностью свыше 100 км. но и разогнать вертолет до максимальной скорости 145 км/ч, что стало мировым достижением.

Во время проведения международной торговой ярмарки нацисты решили поразить мир достижениями немецкой технической мысли. Для этого Ханне поручили совершить демполеты на FW 61 внутри крытого берлинского стадиона Deutschlandhalle (площадка 30x75 м). Райч в течение трех недель февраля 1938 г. выполнила 21 полет в закрытом помещении, не допустив ни одной ошибки. Во время первого же выступления в заполненном публикой зале она обнаружила, что в работе двигателя вертолета появились сбои. При повторном полете в пустом помещении никаких проблем не возникло. Однако во время следующего выступления сбои повторились, и Ханна посчитала, что мотору не хватает кислорода, который поглощали 20 000 зрителей.

Тогда же на Deutschlandhalle был поставлен водевиль «Танцующие девушки, факиры, клоуны и мавры-». По личному указанию Геринга во время спектаклей Ханна выполняла полеты. Ее поистине акробатические трюки сравнивались с джазовыми синкопами Эллы Фитджеральд – настолько они были изящны, легки и ритмичны. Зрители с восхищением наблюдали за ее полетами. Однако истинное значение того, что делала эта хрупкая фройлян, мало кто оценил. Подавляющее большинство восприняли ее полеты лишь как эффектный трюк.


Ханна Райч возле планера «Юниор», на котором летала в Альпах


Ханна покидает кабину гидропланера «Морской орел». Ноябрь 1935 г.


Вертолет FW 61, пилотируемый Ханной, завершает рекордный полет в берлинском аэропорту Темпельхоф


Ханна отрабатывает на FW 61 выступление в пустом Deutschlandhalle


Гитлер приказал Ханне продемонстрировать возможности вертолета Чарльзу Линдбергу. ГЪлеты проводились в Бремене, и произвели на знаменитого американского летчика колоссальное впечатление. Он назвал вертолет -самь/м замечательным достижением аэронавтики, какое ему когда-либо приходилось видеть».

Отличаясь незаурядным мужеством. Райч обладала необходимой для истинного летчика-испытателя осмотрительностью и не бросалась бездумно в любую рискованную работу. Однажды ей поручили испытать огромный планер «Гигант», рассчитанный на перевозку 200 солдат. Ханна опробовала его в воздухе и быстро вынесла вердикт. категорически заявив, что аппарат имеет много недостатков, летать на нем опасно, и отказалась от участия в испытаниях. Она оказалась права: хотя планер быстро запустили в серийное производство, во время эксплуатации «Гигантов» произошло немало серьезных аварий и тяжелейшая катастрофа, в которой погибли 129 человек.

И все же риска в биографии тест-пилота Ханны Райч было предостаточно. Она принимала участие в очень непростых испытаниях крылатой ракеты «Фау-1» которая сбрасывалась с самолета-носителя. В 1944 г. Ханна занималась истребителем с жид- костно-ракетным двигателем We163 Komet, способным развивать скорость более 900 км/ч. Этот самолет (прежде всего, его силовая установка) был далек о- совершенства, и полеты на нем стоили жизни многим летчикам. На долю Райч также выпало несколько «особых случаев», едва не завершившихся ее гибелью. Например, при отработке посадки с использованием аэрофинишера натянутый поперек полосы трос едва не снес ей голову. В другом полете у «Кометы» не сбросилась стартовая тележка, посадка на которую считалась почти гарантированным самоубийством. Тем не менее. Ханне удалось приземлиться, хотя она и получила серьезную черепную травму. Кровь хлестала из разбитого носа, когда летчица заполняла послеполетный формуляр. Затем ее увезли в госпиталь, где пришлось пробыть пять месяцев.

Командование высоко ценило Райч. За работу в испытательном центре она не раз поощрялась, в т.ч. была награждена Железными крестами 2-го и 1-го классов, а также стала первой женщиной, получившей очень престижный Золотой знак люфтваффе.

В начале 1945 г. поражение Германии стало для многих немцев очевидным. В это время Ханна занималась оценкой возможностей вертолета для выполнения различных операций (например, эвакуации раненых из блокированных городов). В Берлине она отрабатывала подлег к зенитной башне и посадку на небольшую площадку возле нее. Во время этих полетов Райч старательно запоминала наиболее удобные подходы к Берлину с различных направлений, характернье ориентиры, позволявшие быстро определить свое местонахождение.

Вскоре полученный опыт ей пригодился. 24 апреля находившийся в Мюнхене генерал-полков- ник люфтваффе Роберт Риттер фон Грайм получил приказ прибыть с докладом к Гитлеру. Бои уже шли на улицах немецкой столицы, и казалось, что вертолет оставался единственным средством, позволявшим доставить генерала в рейхсканцелярию. Однако когда Ханна и фон Грайм попали в Рехлин, оказалось, что вертолет разбит артиллерийским снарядом. Вместе с летчиком-истребителем они втроем втиснулись в кабину FW 190 и перелетели на аэродром Гатов, где удалось буквально чудом приземлиться на поврежденную ВПП. Вечером 26 апреля Ханна усадила генерала в связной самолет Fieserler Storch и направилась в Берлин.

Этот полет мог бы вполне заинтересовать голливудовских сценаристов. Ханна вела самолет по ей одной понятным ориентирам, уклоняясь от встреч с патрулировавшими советскими истребителями. «Шторьх» подвергся обстрелу зениток. Осколки снарядов серьезно ранили фон Грайма. из пробитых баков стал вытекать бензин, угрожая вспыхнуть в любой момент. Состояние генерала быстро ухудшалось. он начал терять сознание и наваливаться на маленькую Ханну, сделав пилотирование поврежденной машины почти невозможным. Увидев такое на экране, вы вряд ли бы поверили киношникам.

Райч все же сумела мастерски посадить «Шторьх» недалеко от Бранденбургских ворот и в конце концов вместе с фон Граймом добралась до бункера, где находился фюрер. Там генералу оказали медицинскую помощь, а затем «мы увидели Адольфа Гитлера. Его голова тяжело клонилась к плечу, руки непрерывно вздрагивали. Глаза, остекленевшие и невидящие смотрели на нас. когда он невыразительным голосом поздоровался… Гитлер сжал обе руки фон Грайма, в затем повернулся ко мне и сказал: «Храбрая женщина! В этом мире еще остались преданность и отвага!»

Почти трое суток Ханна находилась в бункере. Уильям Ширер в своей знаменитой книге «Взлет и падение третьего рейха» пишет: «Ханне Райч представились широкие возможности наблюдать за жизнью безумцев в подземном сумасшедшем доме, и, конечно же. участвовать в ней. Поскольку эмоционально она была столь же неустойчива, как и приютивший ее высокопоставленный хозяин, ее воспоминания носят зловещий и одновременно мелодраматический характер. И тем не менее, в основном они. очевидно, соответствуют действительности и даже достаточно полны, поскольку подтверждаются свидетельствовами других очевидцев».

Когда транспортнику Ju 58, а затем и легкому самолету Arado 96 удалось сесть на улицу вблизи бункера, Ханна подымала вопрос о спасении Гитлера по воздуху. «Мой фюрер, почему Вы остаетесь здесь, – передает Ширер ее слова. – Почему Германия должна Вас лишиться? Фюрер должен жить, чтобы могла жить Германия. Этого требует народ-. Однако в своей автобиографии Ханна ничего не пишет о таком разговоре. Ширер нашел эти слова в американских протоколах допросов военнопленных.

Но Гитлер отказался бежать. Отвергнув очередное предложение, он приказал фон Грайму и Райч покинуть Берлин на «Арадо» («Шторьх» был выведен из строя советской артиллерией). «Гитлер находился в кабинете, где висели карты, и попрощался со мной коротким рукопожатием, глухо пробормотав- «Да хранит вас Бог». Я не нашла нужных слов, чтобы ответить ему». На бронеавтомобиле фон Грайм и Ханна добрались до стоявшего наготове самолета. Они взлетели, сопровождаемые беспорядочным огнем с земли, прикрываясь дымом пожарищ и низкой облачностью. 29 апреля а 4.00 они приземлились в Рехлине. На следующий день туда пришло известие о самоубийстве Гитлера. Фон Грайм и Райч сумели попасть в зону оккупации союзников и в Китцбюхеле сдались американцам.


Ханна Райч и ее «крестный отец» в люфтваффе генерал Эрнст Удет



Ханне Райч довелось во время испытаний пилотировать «Фау-1» (на верхнем фото подвешен под крылом Не 111) и «Комету»


Ширер. не утруждая себя вескими доказательствами, пишет о Ханне как о «крайне истеричной женщине или бывшей таковой в течение нескольких месяцев после душераздирающего пребывания в бункере». Американцы проявили повышенный интерес к Райч, т.к. вполне допускали, что Гитлера все-таки вывезли из Берлина, и знаменитая вертолетчица имеет к этому непосредственное отношение. Сама Ханна вспоминала, что подобные легенды неотрывно сопровождали ее после рискованного вояжа в осажденный Берлин. «Ходили слухи, что я должна была спрятать Гитлера где-нибудь далеко. А вдруг меня можно заставить раскрыть тайну?» Очевидно, в конце концов допрашивавшие Ханну офицеры поверили, что Гитлер остался в своем мрачном подземелье, и оставили Райч в покое. После 15 месяцев пребывания в лагере для военнопленных ей предоставили свободу.

Ханна вернулась в дом своего детства в Хиршберге. Обычно на крыльце ее поджидали семеро домочадцев, но на этот раз она нашла лишь семь могил. Когда советские солдаты появились у их дома, отец, предполагая самое худшее, застрелил всех и последнюю пулю пустил в себя. Кроме Ханны, из семьи уцелел лишь брат – бывший морской офицер.

Шли годы. Ханна жила в Западной Германии, оставаясь до конца своих дней убежденной нацисткой. Несмотря на, мягко говоря, непопулярные политические убеждения, она сумела найти место в мировой авиации. В послевоенные годы Райч установила на планерах множество мировых рекордов, будучи зачастую единственной женщиной-участницей соревнований.

Замуж Ханна так и не вышла, разделив судьбу многих женщин, которым устроить личную жизнь помешала война. Однако вполне возможно, что именно отсутствие семейных уз позволило ей так много ездить по миру. Райч легко удавалось находить общий язык с самыми разными людьми, как и с любыми летательными аппаратами. Американская летчица Джин Феллан вспоминала о приезде Райч к ней в гости в США, во время которого она, Ханна и еще одна их подруга-летчица решили слетать в Коннектикут к Игорю Сикорскому (с ним у Ханны сложились самые хорошие отношения, и такие визиты были обычным делом). «Летчица- владелец легкого самолета предложила Ханне попилотировать. Ханна, которая никогда в жизни не летала на таком самолете, вела его так, как будто родилась с ручкой управления этой машины. Она была великолепна».

В 1959 г. Ханна побывала с миссией доброй воли в Индии. Индира Ганди и Джавахарлал Неру стали ее друзьями. Индийцы до сих пор вспоминают, как немецкая летчица катала премьера их страны на планере. В 1962 г. Ханна основала Национальную школу планеризма в Гане и проработала там до 1966 г. Как не вспомнить мечту ее молодости о миссионерской работе в дальних странах! В Вашингтоне в Белом доме ее принимал президент Джон Кеннеди. Позднее американцы избрали Райч почетным членом Калифорнийского общества летчиков- испытателей. Она занималась также литературной деятельностью, написав четыре книги.

В 1978 г., в возрасте 66 лет. она установила свой последний рекорд, преодолев на планере за 10 часов 715 км. Но сердце бывшего летчика-испытателя люфтваффе стало сдавать. 24 августа 1979 г. во Франкфурте-на-Майне Ханна Райч скончалась. Похоронена она в Зальцбурге в старинном фамильном склепе.


А.Гитлер вручает Х.Райч Железный крест 1-го класса. Берлин, 1944 г.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх