Победы и результаты

Команда Украины на Чемпионате Европы стала единственной, вошедшей в полуфинал всем составом…

Летом, с 12 по >9 июля о городе Руе (Франция) состоялся Чемпионат Европы по авиамодельному спорту в классах F-2A (скоростные модели), F-28 (пилотажные модели), F-2C (гоночные модели), F-2D (воздушный бой). В чемпионате приняли участие спортсмены из 21 страны, о том числе Украины.

В классе F-2A принимали участие 27 спортсменов из 14 стран. После первого тура лидировал П.Хелман из Великобритании. Ветеран скоростного моделизма француз Ж.Мань е первом туре показал неплохой результат – 292.5 км/ч, замяв вторую позицию. Третьим был россиянин Д Алябьев. Пятое место в турнирной таблице разделили россиянин С. Костин и француз Обле с результатом 289.3 км/ч. Украинец А.Гордиенко со скоростью 267,5 км/ч занял одиннадцатую позицию Во втором туре неизменный лидер последних лет испанец Л.Парамон с результатом 298 км/ч занял первое место. Француз Ж Мань улучшил свой результат, пролетев со скоростью 295.6 км/ч, и сохранил за собой второе место С.Костин занял третье место с результатом 295.1 км/ч. А.Гордиенко шел восемнадцатым – 273,0 км/ч О. Попов – двадцать вторым с результатом – 261 км/ч.

В третьем туре позиция лидеров но изменилась В командном зачете 1 -е место заняла сборная Англии (876,8 км/ч). 2-е место – сборная России (866.0 км/ч). 3-е место – сборная Франции (866,0 км/ч), 6- е место – сборная Украины (534,1 км/ч).

В классе F-2B украинская команда выступала в следующем составе: Ю.Яцонко, А.Яценко, С.Белко. После двух туров в финал вышли 15 спортсменов, среди них все три украинца. По итогам трех финальных полетов места распределились следующим образом: первым пришел С.Дслабард (5913,00 очков), вторым – Ж.Беренхо (Франция. 5876.00 очков), третьим – И Воймала (Чехия. 5858,50 очков). Киевлянин А.Яценко занял 7-е место. его брат Ю.Яценко – 9 место. харьковчанин С.Белко – 13 место турнирной таблицы. Командные моста распределились следующим образом: 1- е место – команда Франции. 2-е место – Украины. 3-е – Чехии. Следует отметить, что в финал пошли в полном составе только две команды: Франции и Украины.

В классе F-2D украинскую сборную по воздушному бою представляли спортсмены: И.Тукубаев. В.Весич. И.Узких. Вне команды за личное первенство боролся чемпион Европы 2001 г. С.Черный. К сожалению, этот чемпионат но очень удачно сложился для команды бойцов В результате упорной борьбы по сумме девяти туров сборная Украины заняла 4-е место. Лучшим из украинских спортсменов был С.Черный, занявший 4-е место. В силу сложившихся обстоятельств (неудачная жеребьевка и необъективность судей) команда не смогла реализовать весь свой потенциал. Чемпионом а личном зачете стал литовец А.Ростенис, второе место занял россиянин Б.Фаизов, третье – С.Кулачкин (Молдова).

В классе F-2C украинскую сборную на Чемпионате Европы представляли экипажи: Ю.Бондаренко-С.Лернер (г. Харьков), В. Крамаренко-Ю.Чайка, Ю.Безсмертный-В.Фулитке. В этом классе приняли участие 23 экипажа из 9 стран. В первом туре состязаний были показаны высокие результаты: итальянцы Мартини Милоззи в одной тройке с португальцами Контенте-Лулао – 3 мин 14 с и 3 мин 14,5 с. Неплохой результат был у Смита-Брауна и Бондаренко-Лер- нера: 3 мин 15.2 с и 3 мин 15.9 с. Экипаж Крамаренко-Чайка – 3 мин 18,5 с. экипаж Безсмертный-Фулитка также показал неплохой результат – 3 мин 16.8 с. После большого перерыва вновь объединился российский экипаж экс-чемпионов мира Ю.Шабашоеа и В. Иванова – 3 мин 18,1 с.

Острейшая борьба во втором туре привела к дисквалификации многих экипажей. Во втором туре судейская коллегия чемпионата зафиксировала новый мировой рекорд. Он был установлен украинским экипажем Крамаренко-Чайка в тройке с экс-чемпионами мира Борер-Штудор и Мартими-Миноззи. 100 кругов модель самолета пролетела за 3 мин 10.5 с. Этот рекорд на две секунды превысил предыдущее достижение французского экипажа Мпро-Пере. показанное в 2000 г.

В третьем туре состязаний борьба нарастала, спортсмены -дрались- за каждую сотую долю секунды. Экипаж Бондаренко-Лернер улучшил свой результат, его время составило 3 мин 13,2 с У французов Ужа-Сюрюг – 3 мин 15,7 с. По сумме очков трех туров в полуфинал попали 9 экипажей. Единственной командой, вошедшей в полуфинал всем составом, была команда Украины Уже по итогам трех туров сборная Украины имела все шансы занять призовые места. От команд Франции, Англии. Италии. Португалии и России в полуфинале спортсмены были представлены только одним экипажем В результате полуфинальных полетов в финал попали: итальянцы Мартини-Миноззи – 3 мин 16.3 с, французы Ужа-Сюрюг с результатом 3 мин 16.6 с, украинцы Бондаренко-Лернер – 3 мин 16,5 с. Экипажи Крамаренко-Чайка. с результатом 3 мин 16,6 с, Безсмертный-Фулитка – 3 мин 19,1 с, в финал не вошли.

В финале украинский экипаж Бондаренко-Лернер лидировал с самого начала и стал победителем. Французский экипаж из-за неудачной настройки режима двигателя был вынужден тратить дополнительное время на перерегулировку мотора. Итальянский экипаж сошел с дистанции на 164 круге.


Результаты Чемпионата мира (Венгрия, 27 июля-2 августа)

Класс F-1A

1. Роберт Хелгрен (Швеция)

2. Сергей Панков (Россия)

3. Пьер Финдачл (Зап. Канада) 1 -о командное место: Украина

Класс F-16

1 Степан Стефанчук (Украина)

2. Янг Фенг (Китай)

3. Митчаси Наката (Япония) 1-е командное место: Украина

Класс F-1С

1. Леонид Фазееп (Россия)

2. Герхард Арингер (Австрия)

3. Янг Янфонг (Китай)

1 -е командное место: США F-1A. F-1B, F- 1С Команды

1. Россия

2. Украина

3. Италия

Результаты Чемпионата мира (Румыния, 8-13 сентября)

Класс F-1E

1. Роберт Сифлот (США)

2. Джаромир Орел (Чехия)

3. Аидреас Тчанз (Зап. Канада) 1 -е командное место" Румыния

Результаты Чемпионата мира среди юниоров (Румыния, 8-13 сентября)

Класс F-1E

1. Бьем Хоефс (Германия)

2. Мартин Хори (Чехия)

3. Джозеф Филип (Чехия)

1-е командное место: Германия Результаты Чемпионата Европы

(Польша, 19-25 августа)

КлассР-1А

1 Бостьян Багари (Словакия)

2 Мишель Симунек (Чехия) 3. Андрей Сигут (Словакия)

1 -е командное место: Венгрия

Класс F-1B

1. Алексей Ваурдов (Россия)

2. Шаули Рейваи (ISR)

3. Евгений Горбань (Украина)

1 -е командное место: Украина

Класс F-1J.F-1P

1 Томас Владарчук (Польша)

2 Адам Стручарский (Польша)

3 Михаил Махницкий(Украина) 1 -е командное место: Россия Результаты Чемпионата Европы (Великобритания, 2-6 октября) Класс F-1D

1. Лутз Чрамм (Германия)

2. Янлс Ромблад (Швеция)

3. Фабио Маньср (Италия)

1 -е командное место: Украина Результаты Чемпионата Европы среди юниоров (Великобритания, 2-5 октября)

Класс F-1D

1. Филип Лотз (Германия)

2 Мариус Роговский (Польша) 3. Кристиан Ярсзук (Польша)

1 -е командное место: Польша

По результатам Чемпионата Европы 2003 г. первое место с огромна отрывом от второго и третьего мест заняла сборная команда Украины (общая сумма мест – 11), 2-е место – сборная команда Франции (общая сумма 30), З-е место – команда Италии (35). Для сборной команды Украины в классе гоночных моделей первое место в личном и командном зачетах, а также мировой рекорд – это большой успех.


Техника и достижения

Теперь несколько слов об особенностях моделей, которые стали лидерами на чемпионате. Самая быстрая и легкая модель гоночного самолета (313 г) – модель экипажа Крамаренко-Чайка. С целью уменьшения аэродинамического сопротивления модель оснащена убирающейся опорой шасси. Фюзеляж смешанной конструкции – деревянная моторама, углепластиковая оболочка. Крыло – бальзовое. Конструкция убирающегося шасси впервые была применена В.Крамаренко в 1967 г. Конструкция убирающейся стойки шасси, примененная на этом чемпионате, но претерпела никаких изменений с 1984 г. За долгие годы эксплуатации оно зарекомендовала себя как надежный, безотказный механизм.



Валорий Крамаренко и его модель – самая легкая модель сезона – с мотором изготовленным Ю.Чайкой


Чемпионы Европы Ю.Бондарен- ко-С Лернер и вторые призеры Ужа-Сюрюг, также стали использовать на своих моделях убирающееся шасси.

В классе пилотажных моделей своей изящностью и чистотой изготовления особое внимание участников привлекали модели А.Яценко. Модели и двигатели украинских спортсменов по воздушному бою были лучшими на чемпионате. В следующем году сборной команде Украины предстоит участие в Чемпионате мира, который состоится в США (штат Индиана).


Патриотизм и желание побеждать

В заключение хочется поблагодарить всех участников сборной команды за огромный труд, великую волю к победе, истинный патриотизм, который каждый из них проявил во время состязаний. Хочется выразить им особую благодарность за то, что из года в год, за свои средства, на своем транспорте, без материальной поддержки государства они снова и снова поднимаются на пьедесталы почета.

Авиамодельный спорт нашей стране приносит ежегодно гораздо больше наград мировых и европейских первенств, чем спортивная гимнастика, легкая атлетика. плавание, теннис, футбол. В авиамодельном спорте Украины сосредоточена техническая элита страны. Государство поддерживает развитие олимпийских видов спорта Тогда как авиамоделизм, массовый. популярный и элитарный во всем мире, о нашей стране оставлен на выживание Много пот подряд не выделяют средств на проведение сборов с целью подготовки спортсменов для участия в чемпионатах мира и Европы. Нет средств на оплату взносов за участие, транспортировку команд к мосту проведения соревнований. обновление технической оснастки, спортивную форму. Нельзя не вспомнить строки Н.А.Некрасова: -Природа мать. когда б таких людей. ты иногда не посыпала миру, заглохла б ним жизни .

Виктория Крамаренко, пресс-секретарь сборной команды Украины по авиамодельному спорту


Чемпионы Европы Ю.Бондаренко-С.Лернер

Репортаж составлен по материалам, предоставленным с чемпионата Европы 2003 г менеджером сборной команды Украины. заслуженным мастером спорта, неоднократным чемпионом мира и Европы. шестикратным рекордсменом мира по авиамодельному спорту Валерием Крамаренко.


Пионеры авиамоделестроения (в несколько строк…)

Одна из первых летающих моделей была построена знаменитым ушным и художником Леонардо да Винчи в XV пеке. Его модель была типа геликоптор. Великий итальянец также строил или проектировал планер. орнитоптер, парашют.

Первую летающую модель с резиномотором построил француз Поно в 1869 г. На испытаниях она пролетела 60 м за 13 с.


Модель планера Леонардо да Винчи


Первая летающая модель с двигателем, действующим на сжатом воздухе, была построен также французом В. Тартэном о 1879 г.

18 ноября 1896 г. американец Ленгли продемонстрировал модель самолета, снабженную паровым двигателем. мощностью около I л.с.. Модель показала превосходный результат, пролетев 1600м за 1 мин 42 с.


Модель самолета А.Ф.Можайского, изготовленная в ЦАГИ


В 1876 г. в России постройкой и испытанием летающих моделей самолотов занимался знаменитый изобретатель Александр Федорович Можайский Об испытаниях ого летающей модели сохранилась следующая запись: -В машем присутствии опыт был произведен в большой комнате. Маленькая модель бегала, летала совершенно свободно и опускалась очень плавно. Полет происходил тогда, когда на модель клали кортик, что представляет груз весьма значительного размера.

В 1895 г. изобретатель В.Котов продемонстрировал летающие модели планеров великому русскому ученому Д.И.Менделееву. В.Котов на своих моделях осуществил принцип поперечного управления с помощью перекоса крыльев на семь лет раньше работы братьев Райт над их самолетом с аналогичным устройством " Нужно отметить работу С.С.Неждановского. проведенную в 1890-х гг. над моделями планеров, которые запускались как змеи На этих моделях С.С.Неждановский отрабатывал устойчивость предлагаемых им летательных аппаратов.

Профессор Н.Е Жуковский неоднократно пользовался летающими моделями на своих лекциях по аэродинамике.

Первые состязания летающих моделей были организованы во Франции в 1905 г. В соревнованиях участвовали исключительно модели планеров Лучшей оказалась модель планера Петре, которая была сброшена с высоты 41.6 м Модель пролетела 131 м за 18.2с

Вторые авиамодельные соревнования были проведены в Москве в январе 1910 г. Наибольшая дальность, продемонстрированная на этих состязаниях, составляла Ami моделей с резиновым мотором всего лишь 17 м.

Спустя три месяца в Москве проходили еще одни состязания летающих моделей, в которых приняли участие 36 человек. Наилучшее достижение – полет дальностью около 40 м – показала модель Б.Рейборга. Все модели, принимавшие участие в состязаниях, были схематическими, с рейкой вместо фюзеляжа. Большинство моделей были планерами. Немногие модели имели резиновые моторы, вращавшие массивные, неуклюжие винты.

Подготовила Виктория Крамаренко, пресс-секретарь сборной команды Украины по авиамоделизму


Вспоминаем «fun-fly»

Нельзя сказать, что отошли о прошлое модели-гиганты, модели с настоящими ТРД или радиовертолеты с немыслимой механикой нового типа. Но на фоне подобных технически сложных новинок оригинально смотрятся радиоуправляемые полу-копии.

Истоки этого увлечения вроде бы ясны Модели этого типа родились из оригинального класса «Fun-Fly», где радиоуправляемые аппараты до последнего времени напоминают по своей конструкции кордовые «бойцов» (с вынесенным на балке хвостовым оперением) Изумительная управляемость подобных машин, сочетающаяся с небольшой скоростью полета, привлекла многих спортсменов За рубежом разработаны неофициальные правила соревнований, с включением таких немыслимых фигур пилотажа. возможность выполнения которых и не снилась пилотам класса F-3A.






Но, наверное, именно утрированная упрощенность «радиобойцовок» привела к тому, что конструкторы занялись -причесыванием- внешнего вида моделей. создаваемых для новых любителей резкого дерганья ручек передатчика из одного крайнего положения в другое. В результате получилась техника. по летным свойствам сохранившая все задатки аппаратов класса «Fun-Fly», но совершенно иноя по внешнему дизайну При этом новый тип моделей по-прежнему оборудуется крылом очень простой конструкции, но с профилем такой толщины, что о размещении всей бортовой части аппаратуры в ином месте никто но помышляет. Плоский фюзеляж, как правило, имеющий очень большую боковую поверхность, превращается по сути лишь в элемент, поддерживающий хвостовое оперение и … выполняющий функции хорошо несущей плоскости в полете «на ноже». Сопротивление же большого, но плоского фюзеляжа, как и его масса, остается на очень не высоком уровне, что идет только на пользу летным свойствам.

Подобные модели-полукопии сейчас уже выпускают в виде фирменных наборов-посылок, хотя многие моделисты строят аппараты по собственным проектам. Ярчайшим примером машин нового типа является модель, созданная американской фирмой Moms Hobbies по мотивам известного гоночного самолета Gee-Bee. Размах крыла этой «суперпилотажки» равен 1320 мм при длине фюзеляжа около 1100 мм и удельной нагрузке на крыло в пределах 41 r/кв дм. Рекомендуемый двигатель – калилка- с рабочим объемом 6,5 куб.см.


Александр Котлобовский/ Киев, Михаил Жирохов/ г. Комсомольское Донецкой области Фото предоставлены А.В.Котлобовским







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх