Пылающий Индостан Часть III

Продолжение. Начало в «АиВ», №№3-5'2002, 3-5'2003.


Вторая Кашмирская война

Дебют МиГ-21 в небе Индостана оказался провальным


17 сентября 1965 г. действия авиации осложнила песчаная буря. Она стоила пакистанцам двух самолетов: в Саргодхе разбился F-104. в Рисалпуре – возвращавшийся из ночного вылета В-57. PAF начали ощущать недостаток и без того малочисленной матчасти. что вынуждало бросать в бой все, что имелось под рукой. Так, учебные «Харварды» ночью атаковали индийскую колонну на шоссе Патханкот-Амритсар.

IAF той же ночью совершили налеты на Пешавар и Саргодху. В частности, по объектам последней работала шестерка -Канберр» 16-й АЭ. ведомая уинг-коммандером Вильсоном. На обратном пути командирский бомбардировщик был перехвачен «Старфайтером», однако, благодаря высокому летному мастерству, индийский летчик смог уйти от противника.

Днем ожесточенные бои разгорелись за н.п. Чавинда. Авиация обеих сторон активно поддерживала свои наземные войска. Так, пакистанские летчики 11-й эскадрильи по итогам дня доложили об уничтожении 18 танков, 12 орудий и 26 грузовиков, а также о сбитии в воздушных боях двух «Хантеров» (индийцы не подтвердили). Сама 11-я АЭ потеряла один «Сейбр».

18 сентября индийцы усилили натиск на позиции неприятеля у Чавинды, но пакистанцы стойко оборонялись. Накал воздушных схваток оказался не меньшим, чем наземных. По их итогам противники заявили о своих очередных успехах: пакистанцы о сбитии «Нэта», их оппоненты – двух «Сейбров».

Тот день был омрачен единственным за всю войну инцидентом. в котором погиб гражданский самолет. Печальная участь постигла двухмоторный «Бичкрафт-13», на котором куда-то срочно летел губернатор индийского штата Гуджарат Балвани Рай Мехта в сопровождении своих помощников и журналистов. Пилотировал машину один из самых опытных индийских авиаторов того времени Дж.М.Энджинир. Командование ВВС не давало разрешения на этот вылет, и он был осуществлен под личную ответственность губернатора. Около 16.00 самолет исчез с экранов РЛС, а через полчаса пришло сообщение о падении неизвестного летательного аппарата в районе деревень Сутхали и Налия. Прибывшая на место происшествия спасательная партия обнаружила обломки «Бичкрафта», тела погибших и документы. В ходе расследования жители Сутхали показали, что видели небольшой самолет, который преследовали два других. Позже выяснилось, что пакистанские «Сей- бры» атаковали губернаторский «Бичкрафт», под их огнем Энджинир попытался совершить вынужденную посадку, однако не справился с управлением. Пакистанские летчики явно нарушили Чикагскую конвенцию по гражданской авиации. Дели по поводу случившегося заявил официальный протест, но этим дело и ограничилось.

19 сентября авиация сторон продолжала работать по наземным целям. Произошло и несколько воздушных боев над Сиалкотом. Один из них закончился в пользу пакистанцев: скуадрон-лидер Сайфуль Азам на «Сейбре» сбил «Нэт» из 9-й АЭ, летчик которого флайт- лейтенант В.Маядев катапультировался и был взят в плен. Индийцы не оставили данный факт безответным. Летчики все той же 9-й эскадрильи скуадрон-лидер Дензил Килор и флаинг-офицер Винай Калила записали на свои счета по «Сейбру». Пакистанцы признали лишь одну потерю и гибель флайт-лейтенанта С.Ахмеда.

Не прекращалась ночная работа бомбардировщиков. Так. пакистанцы совершили налеты на Хальвару, Джамнагар и другие авиабазы. Эффективность этих ударов оставалась невысокой, и наибольшим успехом стало уничтожение в Хапьваре одного «Нэта».

Пока -говорили пушки», шла ожесточенная борьба на дипломатическом фронте, и при активном посредничестве ООН уже намечались контуры будущего соглашения о прекращении огня. Исходя из этой перспективы, каждая сторона желала обеспечить себе более выгодные «стартовые условия» для будущих переговоров и стремилась захватить как можно больше территории противника. Упорные бои разгорелись на разных участках фронта, в т.ч. под Лахором. ВВС пришлось использовать резервы. Например, пакистанцы пустили в дело антикварные Т-33. а индийцы снова направили в бой -Вампиры», которые 20 сентября в ходе одного из вылетов уничтожили железнодорожный эшелон недалеко от г. Арифвапа.

С наступлением темноты пакистанцам, наконец-то. удалось сбить один из надоедливых индийских -ночников». Удача улыбнулась скуадрон-лидеру Джамал Хану из 9-й АЭ. который умело применил «Сайдвиндеры». Обломки «Канберры» рухнули на землю где-то в районе н.п. Фазилка. Штурман К.Капур погиб, а летчик М.Лоу катапультировался и попал в плен. В ходе его допроса выяснилось, что индийский экипаж летел с выключенной системой предупреждения о радарном облучении, что позволило Хану обнаружить цель с помощью РЛС и остаться при этом незамеченным.

Посредничество ООН дало свои плоды: Дели и Исламабад договорились о прекращении огня в 00 часов 23 сентября. Однако в оставшиеся два дня стороны приложили максимальные усилия для достижения ощутимых успехов на фронте. И на земле, и в воздухе было жарко. Так. весьма активно по наземным целям работали PAF на северном участке. Например. Т-33 из 2-й и 20-й эскадрилий совершили 68 боевых вылетов, летчики которых заявили об уничтожении 62-х артиллерийских орудий. Их братья по оружию из 19-й АЭ работали против авто- и бронетехники, записав на свой счет 30 уничтоженных танков и 150 грузовиков. Пакистанские зенитчики 22 сентября под Кхем-Караном сбили -Хантер» из 20-й АЭ. летчик которого флайт-лейтенант К.Кариап- па угодил в плен. Также добычей зенитчиков, то ли пакистанских, то ли своих стал «Мистэр» из 3-й эскадрильи. Пилотировавший его флайт-лейтенант П.Рамчандани погиб.

Завершили войну в воздухе бомбардировщики. У индийцев точку поставила четверка «Канберр» из 16-й эскадрильи, атаковавшая пакистанскую РЛС у г. Бадин (провинция Синд). Две машины несли по одной 1814-кг бомбе, которые залежались в арсеналах еще со времен второй мировой. Две другие были вооружены НАРами и 454-кг ОФАБ. Индийцы в полной мере использовали фактор внезапности, нанеся по станции точный удар. Они надолго вывели ее из строя и без потерь вернулись домой.


Пакистанцы применяли «Сайдвиндеры» с относительным успехом


Скуадрон-лидер М.Алам – лучший ас Индостана


Индийская «Дакота» расстреляна на земле пакистанским «Сейбром» (кадр ФКП)


Пакистанские В-57 один из последних вылетов совершили на г. Джодхпур Среди прочих объектов бомбы угодили в городскую тюрьму, под обломками которой погибли 30 заключенных и два охранника. Завершающий же вылет этой войны совершила четверка В-57 в район Атари, сбросив на индийские танки и артиллерию до 13 т бомб.

Часы показывали 23.02. Менее чем через час вступило в силу соглашение о прекращении огня. На линии индо-пакистанского противостояния создалось положение «ни войны, ни мира». Однако на земле то и дело возникали перестрелки, а самолеты появлялись в чужом воздушном пространстве. Но воздушных боев больше не было.

При посредничестве ООН и СССР в январе 1966 г. руководители обеих стран встретились в Ташкенте. 4 января здесь наняла свою работу мирная конференция, а 10 числа стороны подписали декларацию о завершении войны. Среди прочих пунктов в ней оговаривался вывод до 22 февраля войск обеих сторон на позиции. занимаемые ими 5 сентября. 11 января в столице Узбекистана внезапно умер премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри. Тело усопшего на самолете было отправлено на родину, для чего Исламабад дал «зеленую улицу» в своем воздушном пространстве. Машина ВВС Индии шла над Пакистаном, и впервые за много месяцев по ней никто не стрелял. Война завершилась.


Некоторые итоги

Прошедшая война дала несколько полезных уроков. Прежде всего, следует отметить, что потерпела крах модная в то время теория отмирания маневренного воздушного боя истребителей, базировавшаяся на «чудодейственных» возможностях управляемого ракетного оружия. Как мы могли видеть, решающим фактором достижения успеха по-прежнему оставалось личное пилотажное искусство летчиков, их тактическая подготовка, а подавляющее большинство воздушных побед было одержано с помощью казавшихся такими архаичными пушек и пулеметов. Разрекламированные УР продемонстрировали эффективность ниже ожидаемой. Большинство скромных успехов пакистанских пилотов, применявших «Сайдвиндеры», стало следствием невнимательности индийцев, просто-напросто «зеванувших» опасные моменты. Дебют советских ракет Р-3 и вовсе оказался провальным.

По сведениям Исламабада, пилоты PAF одержали 35 воздушных побед, и еще 32 самолета противника уничтожили зенитчики. Наиболее результативным летчиком стал скуадрон-лидер М.Алам, которому засчитали 9 сбитых и 3 поврежденных самолета. Исходя из индийских данных, на счету пакистанца – не более пяти побед, но он все равно остался наиболее результативным летчиком за всю историю индо-пакистанских конфликтов. Индийцы признали, что

потеряли в сентябре 1965 г. в воздушных боях 14 машин, от наземного огня – 11, в авариях и катастрофах – 13 (2 «Канберры», 1 «Бичкрафт», 4 «Вампира». 3-4 «Нэта». 9 «Мистэров», 14 «Хантеров», 1 «Си Хок», 2 «Остера»). В свою очередь, командование IAF в итоговом коммюнике указало на 73 уничтоженных в воздухе самолета неприятеля. Исламабад признал лишь 8 («Старфайтер» и 7 «Сейбров»), а в целом свои потери PAF оценили в 19 машин: два F-104, три В-57, один RB-57 и тринадцать F-86.

Обе стороны постоянно подвергали -силовому воздействию» аэродромы. Пакистанцы обьявили об уничтожении на земле 43 самолетов противника, и в то же время, не признали ни единой своей потери во время индийских налетов, заявив, что многие машины получили повреждения, но их удалось вернуть в строй. Согласно индийским данным, в результате ударов авиации противника IAF лишились 37 самолетов (в т.ч. – 9 ночью): 3 МиГ-21, 3 «Хантера», 9 «Мистэров». 2 «Нэта», 6 «Вампиров», 4 -Канберры», 3 С-119. 4 «Дакоты» и ООНовский «Карибу».

Противники весьма активно применяли бомбардировщики. Пакистанцы использовали свои В-57 исключительно ночью, совершив 195 вылетов и сбросив более 600 т бомб. В актив PAF следует записать удачное применение в качестве бомбардировщиков транспортных С-130, которые брали до двадцати 454-кг ОФАБ и сбрасывали их при помощи транспортера через грузолюк. Такие удары хоть и не отличались высокой точностью, но позволяли накрыть большую площадь, что делало их достаточно эффективными, да к тому же. оказывало на противника сильное моральное воздействие. Индийцы достаточно успешно применяли «Канберры» в дневное время: из более чем 200 боевых вылетов лишь 92 было совершено ночью. Эти самолеты действовали как по тыловым объектам, так и непосредственно над полем боя.

Под впечатлением потерь 1 сентября индийцы вывели из боевой работы почти две сотни старых «Вампиров» и «Ураганов». Если первые все-таки совершили 43 вылета, то вторые отстаивались на аэродромах даже в те дни, когда войска отчаянно нуждались в воздушной поддержке. Вряд ли такое решение было верным, ведь пакистанцам удалось весьма успешно применять не менее древние Т-33 и учебные Т-6.

Индийские и пакистанские летчики проявили высокие профессиональные качества, однако тактически пакистанцы переиграли соперников. PAF показали лучший уровень взаимодействия между родами ВВС, а также между авиацией и сухопутными войсками. Война продемонстрировала, что индийцам надо многое сделать, прежде всего, для улучшения работы передовых авианаводчиков и службы наблюдения за воздушным пространством. Когда через шесть лет Индостан сотрясла очередная война, стало ясно, что индийцы хорошо усвоили полученные уроки. Но об этом – дальше…



В составе ВМС Индии находились трехместные турбовинтовые палубные патрульные и противолодочные самолеты Breguet 1050 Alize. Первый прототип совершил полет 6 октября 1956 г. Первая серийная машина была передана авиации ВМС Франции в мае 1959 г В последующие годы было построено 75 самолетов для Франции и 12 для авиации ВМС Индии. Французские «Ализе» неоднократно модернизировались и состояли на вооружении до 2000 г. Самолеты ВМС Индии принимали активное участие в индо-пакистанских конфликтах 1965 и 1971 гг. Были сняты с вооружения в середине 1980-х гг.

«Ализе» представлял собой цельнометаллический низкоплан, оснащенный турбовинтовым двигателем Rolls Royce Dart, мощностью 2100 э.л.с. Для обнаружения подводных лодок на перископной глубине и надводных целей служил радиолокатор, антенна которого выдвигалась из нижней части фюзеляжа. Для поиска подводных целей самолет нес сбрасываемые РГБ. Вооружение: 1 авиационная торпеда или пять 160-кг глубинных бомб (3 – в бомбоотсеке и 2 – под крылом). Самолет мог нести под крылом 6 НАР, либо 2 УР Nord SS.11. Время патрулирования от 5 ч до 7 ч 40 мин (с ПТБ в бомбоотсеке).


Основные летно-технические характеристики

Длина, м 13,86

Размах крыла, м 15,6

Высота, м 4,75

Площадь крыла, м2 32

Масса пустого, кг 5700

Взлетная масса, кг 8210

Макс, скорость, км,ч 460

Крейс. скорость, км,ч 435

Дальность полета, км 3000


Продолжение следует


Вадим Колечкин/ Кировоград







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх