Авиация в боях под Кировоградом в январе 1944 г.

5 января 1944 г. войска 2-го украинского фронта генерала армии И.С.Конева начали Кировоградскую наступательную операцию. Ее цель состояла в том, чтобы окружить и уничтожить немецкие войска под этим городом, а также выйти в районы Новоукраинки, Новомиргорода, Златополя. Большой и Малой Виски. Наземные войска поддерживала 5-я Воздушная армия генерал-лейтенанта С.К.Горюнова, в которой насчитывалось 787 самолетов: 239 бомбардировщиков, 135 штурмовиков. 393 истребителя и 20 разведчиков.

С противоположной стороны этого участка фронта действовали части 1-го авиакорпуса люфтваффе, который возглавлял генерал-лейтенант К.Ангерштайн. Кроме того, советская разведка считала, что на аэродромах юга Украины размещались и могли принять участие в боях за Кировоград отдельные группы 77-й, 1-й и 3-й штурмовых. 23-й, 28-й, 40-й, 44-й, 76-й, 101-й бомбардировочных эскадр. 46-я и 47-я истребительные эскадрильи румынских ВВС и множество мелких подразделений армейской авиации.

Однако немцы весьма эффективно продиводействовали нашей разведке, в частности умело вели «радиоигру», и в итоге большинство этих сведений оказались ложными. Так, названные выше бомбардировочные соединения находились в тот момент во Франции. Италии и Греции. SG 1 действовала в Белоруссии, SG 3 – в Крыму, a SG 10 и румынские истребители в основном работали в районе Никопольского плацдарма. Вызывает большие сомнения участие в боях под Кировоградом 77-й эскадры – она входила в состав VIII авиакорпуса и базировалась в Виннице и Калиновке. Следует учитывать и то. что около тре'и боевых вылетов части 1 -го АК совершили в район Никопольского плацдарма. где 10 января также началось советское наступление. Поэтому в целом люфтваффе могли использовать под Кировоградом не многим более 400 боевых самолетов.

На эффективность действий авиации обеих сторон значительное влияние оказывали сложные погодные условия. В 5-й ВА на протяжении всей операции в полном составе действовали лишь 1-й ШАК и 7-й ИАК. в остальных корпусах полкам, а то и целым дивизиям приходилось периодически простаивать. У немцев особенно трудно пришлось 52-й эскадре «Мессершмитты» которой хуже других самолетов были приспособлены к работе с полевых аэродромов. Это обстоятельство еще больше усиливало численное превосходство истребителей 5-й армии, которых и без того было почти в 6,5 раза больше.




Низкая облачность и туман сказались на действиях авиации уже в первый день наступления. 5 января части 5-й ВА вместо запланированных 1120 самолето-вылетов смогли выполнить лишь 734.

Не оказала должной поддержки войскам и артиллерия, для которой не успели подвезти необходимого количества снарядов. В результате наступление на главном направлении (южнее Кировограда) проходило очень тяжело. В то же время, на вспомогательном участке 5-я Гвардейская и 53-я армии. 5-й и 7-й мехкорпуса прорвали главную полосу обороны противника. Для развития успеха туда был переброшен 8-й мехкорпус.

На следующий день погода улучшилась. и авиаторы нанесли мощные удары по очагам сопротивления немцев, а также по железнодорожным и автомобильным дорогам на Кировоград. Особенно успешно действовали штурмовики. Например, восемнадцать Ил-2 из 673-го ШАП (ведущий – командир полка м-р А.П.Матиков) эффективно атаковали пехоту противника в районе Завадовки, а возглавляемая к-ном Пошивальниковым группа 800-го ШАП не только успешно действовала по вражеским позициям в районе Аджамки, но и сбила в воздушном бою Bf 109. Всего на протяжении суток экипажи 1-го ШАК осуществили 348 вылетов и заявили об уничтожении 26 танков. 112 автомашин, 7 батарей полевой и зенитной артиллерии, 7 самолетов 8 воздушных боях, при потере 2 своих экипажей. Увеличение активности авиации быстро сказалось на общей обстановке и привело к прорыву немецкой обороны па гласном направлении.

Люфтваффе, конечно же. не остались безучастным свидетелем разгоревшейся битвы. Уже 5 января около 9.00 летчик группы 2/JG 52 Карл-Хайнц Плукер заявил о сбитом Ил-2. Примерно через 2,5 часа список его побед пополнили два Як -1. еще один уничтоженный «Як» и «Аэрокобру» записали себе в актив пилоты из 3/JG 52, а к-н Йозеф Хайбек привез фотоподтверждение на сбитый Ил-2.

Как видим, и советские, и немецкие летчики докладывали о достижении значительных боевых успехов. Современному исследователю приходится весьма осторожно относиться к громким победным реляциям, т.к. сейчас хорошо известно, что фактически во всех войнах противоборствующие стороны старались приуменьшить свои потери и завысить ущерб, нанесенный неприятелю. Вторая мировая война, в целом, и бои под Кировоградом в частности, лишнее тому подтверждение. Работая с документами Центрального архива Министерства обороны России, изучая мемуары советских ветеранов и различные источники по действиям люфтваффе. автор неоднократно сталкивался с противоречивыми оценками того или иного эпизода.

Причины этого исходят, прежде всего, из субъективности определения участниками боевых действий своих достижений. А это вполне понятно, ведь трудно ожидать, чтобы летчик в «карусели» воздушной схватки мог точно разобраться, сбил он самолет противника, или тот, дымя, лишь вышел из боя. Даже широко используемые немцами средства объективного контроля не спасали от значительных ошибок, и случалось, что после расшифровки пленок фотокинопулеметов число сбитых завышалось в 2-3 раза. Данные о количестве уничтоженных наземных целей также чаще всего не соответствовали реальности. Например, нередко в актив различных экипажей записывали один и тот же разбитый танк или автомобиль, да и далеко не каждое попадание в бронемашину означало, что она уничтожена. Даже поврежденные танки часто сохраняли возможность двигаться и вести бой. Однако приходится с сожалением констатировать, что собрать массив информации, позволяющий критически прокомментировать многие победные донесения, пока не удалось. Поэтому в данной работе большая часть такого рода материалов представлена в виде взгляда одной из сторон.

Стремясь остановить советское наступление. немцы пустили в дело свои ударные самолеты, отражение налетов которых стаю основной задачей истребителей 5-й ВА. Так, в 13.45-14.45 восемь Як-1 из 183-го ИАП (ведущий – л-т А.Я.Голубенко) прикрывали наземные войска в районе Нововодяное. Боевой порядок состоял из ударной группы и группы прикрытия, эшелонированных по высоте. Когда в районе патрулирования появились тридцать шесть Не 111, которых сопровождали 8 «Мессершмиттов», Голубенко повел в атаку на бомбардировщики ударную четверку. а группа прикрытия, возглавляемая л- том Леоновым, связала боем немецкие истребители. Боевой порядок «Хейнкелей» был нарушен, они в беспорядке сбросили свой груз и повернули назад. Во время преследования один бомбардировщик удалось сбить. Четверка Леонова провела результативный бой против Bf 109. уничтожив 2 вражеских истребителя.

В 16.46-17.40 шестерка Як-1 (ведущий – л-т Паровин) патрулировала в районе Капитановки и встретила восемнадцать Ju 87 без истребительного прикрытия. Ведущий решил атаковать немецкие бомбардировщики всей группой. В первой же атаке Паровин сбил один «Юнкере». Пикировщики потеряли строй и развернулись на Запад. Преследуя противника, ст. л-т Савченко, л-ты Паровин и Яковенко сбили по одному самолету.

Наступление 2-го Украинского фронта успешно развивалось. Уже 6 января оперативное окружение немецких войск в районе Кировограда было завершено. В тот день части 1 -го БАК выполнили 57 боевых вылетов, нанося удары по ближнему тылу немецких войск, в том числе, бомбардировщики 854-го Гв.БАП (ведущий – командир полка подп-к А.А.Новиков) на дороге Кировоград-Ровно уничтожили 15 автомашин с пехотой и грузами. 1-й ШАК выполнил 215 боевых вылетов по автодорогам. Например, семь Ил-2 (ведущий – командир эскадрильи 66-го ШАП л-т Пушкин) уничтожили между Братолюбовкой и Гуровкой 5 автомашин и хранилище боеприпасов. Девятка Ил-2 (ведущий – ст. л-т А.А.Девятьяров) после штурмовки выдержала бой с восьмью «Мессершмиттами», после которого стрелки заявили об уничтожении трех истребителей. Тяжелые бои с широкий использованием танков развернулись в районе Новгородки, причем обе стороны активно использовали авиацию для уничтожения бронетехники. Советские штурмовики не только атаковали наземные цели, но и нередко выступали в роли истребителей. Так, четыре Ил-2 из 735-го ШАП (ведущий – л-т И.А.Филатов) после удара по немецким танкам вступили в бой с группой Ju 87, сбили 2 самолета, сорвав налет на свои наземные войска.



7 января немцы передислоцировали часть авиационных сил ближе к угрожаемому участку фронта. Группа I/JG 52 перебазировалась на полевую площадку у поселка Новокрасное. На аэродром в районном центре Малая Виска перелетели II/SG 2 и III/JG 52. Подразделения III/SG 2 заняли летное поле села Злынка (примерно в 30 км от Малой Виски). С этого момента люфтваффе стали действовать значительно интенсивнее. Штурмовики и пикировщики группами по 12-30 самолетов наносили удары по красноармейским механизированным соединениям. Советская сторона отмечала, что «Юнкерсы» стойко держат боевой порядок под атаками истребителей, однако в целом эффективность действий противника оценивалась невысоко. Стремясь избежать потерь, немцы атаковали с одного захода и уходили на повышенной скорости. Лишь в случае отсутствия в воздухе советских истребителей Ju 87 совершали 2-3 захода. Неприятельские истребители сопровождали свои ударные самолеты или стремились расчистить воздушное пространство непосредственно перед их появлением. При встрече со значительными группами истребителей 5-й ВА немцы немедленно присылали к месту боя дополнительные подразделения «Мессершмиттов». Даже советское командование отмечало, что наращивание усилий противник проводит очень эффективно. Боевые порядки немецких истребителей, как правило, были эшелонированы по высоте. Бои пилоты люфтваффе старались вести на вертикалях, избегая виражей и лобовых. В большинстве случаев пытались «поднять» бой на высоту более 4000 м – туда, где Bf 109G-6 имели преимущество перед Як-1 и Ла-5Ф. Активно действовали отдельные пары немецких «охотников». Только 7 января летчики JG 52 представили подтверждения об уничтожении 15 советских самолетов в т. ч. семи Ил-2, четырех Як-9, «Аэрокобры» и 3 машин, идентифицированных как ЛаГГ- 3 (возможно. Р-39 или Ла-5, т.к. ни одного ЛаГГа в составе 5-й ВА не было). Из них 2 сбил Э.Хартманн – будущий ас №1 люфтваффе. Однако наиболее результативным в тот день стал пилот 9/JG 52 фельдфебель Герберт Бачник, который заявил об уничтожении в одном бою пяти Ил-2.

8 января был освобожден Кировоград. В районе Лелековки и Балки-Злодейки в окружение попали до 15000 немецких солдат и офицеров. Противник старался деблокировать эту группировку, для чего стал активно контратаковать. Стремясь как можно быстрее ликвидировать «котел», советское командование сосредоточило для действий на внешнем и внутреннем фронте окружения штурмовики 1-го ШАК. Так, семь Ил-2 (ведущий – командир эскадрильи 667-го ШАП к-н А.П.Компанией) атаковали немецкие войска в районе Лелековки. уничтожив 5 танков, 10 автомашин и до двух рот пехоты. Другая семерка той же части во главе с комэском к-ном Г.Т.Красотой уничтожила до 16 автомашин с пехотой. Над линией фронта шли упорные воздушные бои. Немецкие истребители неуклонно увеличивали счет своих побед – в течение дня они заявили о сбитии 9 советских истребителей. На следующий день части 1 -го ШАК продолжали наносить удары по окруженным частям вермахта Ночью немцев атаковали экипажи 312-й НЛБАД. Особенно отличилась 3-я эскадрилья 930-го полка. Ее командир А.Дорошенко предложил новый тактический прием – залповый бомбовый удар всей эскадрильей. Позднее пленные показали, что серия взрывов, почти слившихся в один, и плотный дождь осколков не только нанесли большой ущерб, но и оказали сильный деморализующий эффект.

Немцы, не желая мириться с потерей Кировограда, начали стягивать пехоту и танки для перехода в мощное контрнаступление. При переброске резервов они активно использовали железнодорожную станцию Малая Виска. В штабе 2-го Украинского быстро оценили важность этого узла и решили нанести удар по нему, а также по вражеским аэродромам, расположенным в том районе. Для этого на основе 8-го мехкорпуса создали рейдовую группу, в которую включили все исправные танки соединения: 20 «тридцатьчетверок» и «Валентайнов». В ночь с 9 на 10 января группа проникла в немецкий тыл. устроила настоящий погром на станции и в селе Палиивке, после чего отряд к-на Н.С.Проценко атаковал аэродром, на котором базировались «Мессершмитты» из 1-й и 111-й групп JG 52. Танки ворвались на самолетные стоянки, уничтожая вражескую технику огнем и гусеницами. Считается, что наибольшего успеха добился экипаж л-та В.И.Акимова, который проехался по 12 истребителям. Всего танкисты заявили об уничтожении 40 самолетов разных типов. Однако продолжить рейд они не смогли, т.к. натолкнулись на артиллерийский огонь и сразу же потеряли 3 танка.


Против советских танков активно действовали Ju 87D-3 из группы SG 2


«Аэрокобра» из 508-го ИАП выруливает на взлет


С утра противник бросил против группы 8-го мехкорпуса значительные силы сухопутных войск и авиации. Малую Виску бомбили Не 111 и Ju 87. Обозленные немцы атаковали все, что хоть как-то напоминало танк или автомашину, в том числе крестьянские хаты и собственную разбитую технику. Под давлением врага советские танкисты стали отступать в направление линии фронта, однако в с. Марьяновка вынуждены были остановиться из-за отсутствия горючего. Весь световой день противник бомбил их. Наиболее интенсивно действовала III/SG 2, экипажи которой в среднем выполнили по 7 боевых вылетов, заявив об уничтожении аж 16 танков. 11 из них пополнили личный счет командира группы гауптмана Руделя, который 15 раз отправлялся на задание.

Следующим вечером из Марьяновки вырвался Т-34 мл. л-та А.Дусенбаева, который должен был передать за линию фронта донесение. Танк почти сразу же атаковала пара «Юнкерсов». Один снаряд 37-мм подкрыльевой пушки пробил крышу башни и ранил командира, второй повредил систему охлаждения двигателя. Укрывшись в лесопосадке, экипаж устранил неисправность и в конечном итоге сумел выполнить задание. 12 января в Марьяновку удалось доставить горючее и боеприпасы, что позволило советской группе наступившей ночью прорваться к своим.

После этого рейда немцы отвели авиационные подразделения подальше от линии фронта. Самолеты JG 52 были перебазированы на аэродром Новокрасное, a SG 2 – сосредоточены в Первомайске. Завершая рассказ об этом рейде, стоит еще раз заметить. сколь субъективно стороны оценивали свои боевые успехи. Так, 11 января части вермахта и люфтваффе доложили об уничтожении за день 87 танков, при том. что в советской группе изначально насчитывалось всего 20 машин. В то же время, и танкисты Проценко явно переоценили нанесенный врагу ущерб. Во всяком случае, немцы считали, что 52-я эскадра потеряла по различным причинам в течение всего января 34 самолета.

10 января кировоградский «котел» был ликвидирован. Всего с 1 по 11 января части 5-й ВА осуществили 2485 боевых вылетов. израсходовав 31443 бомбы разных калибров. 65018 снарядов и 151214 патронов, 913 РСов, 96 зажигательных ампул «КС». На счет авиаторов было записано более 50 уничтоженных и поврежденных танков. 607 автомашин, 2 бензоцистерны, 3 паровоза, 2 железнодорожных вагона, 6 зенитных батарей. 1 склад горюче-смазочных материалов. 38 повозок.

В честь освобождения Кировограда 1 -й ШАК, 1 -я БАД. 205-я и 302-я ИАД получили почетное наименование Кировоградских. Как это ни парадоксально, но немцы, потеряв значительную территорию и важный административный центр, считали, что люфтваффе действовали под Кировоградом вполне успешно. Шутка ли, только по данным фотоконтроля выходило, что истребители уничтожили 40 советских самолетов. в т.ч. девять Ил-2, шестнадцать Як-1 и Як-9, одиннадцать Р-39 и 4 невесть откуда взявшихся ЛаГГ-3.

Стремясь остановить наступление 2-го Украинского фронта, части вермахта нанесли несколько сильных контрударов, а штурмовики и бомбардировщики 1-го АК усилили нажим на советские механизированные соединения. Так, 10 января атаки немецких штурмовиков поставили в критическое положение 29-й танковый корпус и 110-ю танковую бригаду, для прикрытия которых пришлось дополнительно привлекать истребители 205-й ИАД. К 13 января немцам удалось стабилизировать линию фронта в 20-30 км западнее Кировограда. Остановившиеся войска генерала Конева достигли лишь частичного успеха, а такие важные задачи операции, как взятие Новоукраинки и Смелы, а также окружение 8-й немецкой армии в Мироновско-Звенигородском выступе, остались не выполненными.

Окончание следует


81 109G-6 из l/JO 52, на котором предположительно летали оберлейтенанты М.Гайсслер и В.Тодт. Самолет был выводом из строя ночью 9 января 1944 г. при атаке советскими танками аэродроме Малая Виска


Як-9Р из состава 427-го ИАП


Ju 870-5 из III SG 2. Аэродром Слинка, январь 1944 г.


Hs 129В-2 R-2 из Sa 9


Пе-2 Гв.капитана К. Мулюкина из 82-го Гв.БДП

Художник Сергей Вахрушев










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх