У других берегов

Александр Котлобовскии /Киев

Ми-14 относится к тем немногим образцам советской военной техники, экспорт которых превысил внутренние поставки. В общей сложности из СССР было отправлено порядка 150 вертолетов-амфибий, которые получили Болгария, Вьетнам, Польша. Куба. КНДР. Ливия, Сирия, Румыния, ГДР, Югославия и Йемен. Кроме того, Эфиопия стала обладательницей реэкспортных машин. Надо сказать, что «союзничкам» противолодочные машины поставляли с сокращенным составом ППС и вооружения, в частности, они не могли нести торпеды. Такие вертолеты получили обозначение Ми-14Э (экспортный).

В целом применение Ми-14 за рубежом носило тот же характер, что и в СССР. Рассмотрим его на примере нескольких стран. В 1979-84 гг. ВМС Болгарии получили 9 Ми- 14Э и 1 Ми-14БТ. которыми вооружили отдельную противолодочную эскадрилью, дислоцированную в Варне. Ее «золотой век» продолжался до 1990 г. В этот период личный состав активно занимался боевой подготовкой, отрабатывая широкий круг задач. Весьма часто проводились учения по борьбе с подводным противником, в которых вертолетчики действовали как самостоятельно, так и совместно с надводными кораблями. Затем в стране произошли политические изменения, сопровождаемые хорошо понятными нашим гражданам экономическими неурядицами. Постоянное недофинансирование привело к снижению летной активности эскадрильи. переформированной в 1996 г. в вертолетную авиабазу «Чайка».

В начале 1997 г. прекратилась отработка противолодочных задач, а в декабре весь парк Ми-14 пришлось поставить на прикол. В апреле следующего года удалось изыскать средства на приведение в боеспособное состояние одной машины, которая с тех пор неоднократно принимала участие в международных военно-морских учениях серий «Си Бриз» и «Кооператив Партнер». Она использовалась, как правило, для отработки задач гуманитарного характера: поисково-спасательных операций, эвакуации больных и раненых, доставки медикаментов, продовольствия и т.д. Во время одного из этих учений старший летчик-инспектор вертолетной авиации при Главном штабе ВМС n-к Г.Жеков совершил посадку на американский десантный корабль «Понс», таким образом Ми-14 впервые оказался на НАТОвской палубе. Этот же летчик однажды умудрился на малой высоте полетать над центром Варны. Судя по сообщениям СМИ. болгары в этом году выделили средства на капремонт пары вертолетов. В 2004 г. они планируют восстановить все свои Ми-14, в чем, согласно подписанному соглашению, местным авиаремонтникам должен оказать содействие Севастопольский АРЗ.

Фольксмарине (ВМС ГДР) в 1979 г. получили 9 Ми-14Э и 6 Ми-14БТ. Они поступили на вооружение морской вертолетной эскадры MHG-18 «Курт Бартель». базировавшейся на аэродроме Паров. Экипажи противолодочных машин на собственном опыте быстро убедились, что их страна действительно стала «форпостом социалистического лагеря в историческом противоборстве двух миров». Подводные лодки соседних государств-членов НАТО, в первую очередь ФРГ и Дании, регулярно пытались проникнуть либо в восточногерманские территориальные воды, либо в закрытые для мореплавания зоны, например, в районы проведения учений Фольксмарине и союзных флотов. Экипажи Ми-14 неоднократно обнаруживали незваных гостей, вызывали корабли ПЛО или погранохраны, которые вынуждали нарушителей покинуть закрытые для них воды. Бывало, что вертолетчики с подобной задачей справлялись и без помощников. В 1984 г. во время очередного вылета над морем одна машина разбилась.

Так как со времен второй мировой войны в водах Балтики сохранилось немало мин, то немецким Ми-14БТ регулярно приходилось заниматься их тралением. После объединения Германии Вооруженные силы бывшей ГДР прекратили свое существование. На базе MHG-18 была создана новая группа, вошедшая в состав Бундесмарине. Непродолжительное время все шесть Ми-14БТ продолжали использоваться в качестве транспортных и поисково-спасательных, а один Ми-14Э – как учебно-тренировочный. Остальные вертолеты были законсервированы. 20 декабря 1991 г. эксплуатация Ми-14 в Бундесмарине прекратилась. Два вертолета немцы продали в США, где они прошли тщательные испытания. Еще 9 машин в 1993 г. приобрела фирма «Аэротек», а остальные 3 были переданы музеям.

Лётництво Марынарки Войсковей (авиация ВМС Польши) получило в 1982-85 гг. 12 Ми- 14Э и 5 Ми- 14ПС. Они вошли в состав базирующейся в Дарлове 29-й эскадры (соответствует эскадрилье), входившей тогда в 16-й вертолетный полк, который в настоящее время переформирован во 2-й авиадивизион. Служба польских противолодочников во многом оказалась схожа с работой восточногерманских коллег, причем они также потеряли одну машину.


Ми-14Э болгарских ВМС, пилотируемый п-ком Г.Жековым, заходит на посадку на палубу американского ДК «Понс»


Вертолеты ВМС ГДР из эскадры MHG-18 на аэродроме Паров


Ми-14ПС из 29-й эскадры ВМС Польши


Ми-14ПС из состава ВМС Йемена. Ле1чик-ислытатель Севастопольского АРЗ С.Г.Стародубцев и начальник производства этого предприятия В.А.Моторный (в центре) среди йеменских летчиков и техников. Аэродром Ходейда, декабрь 1998 г.


Поляки весьма активно использовали Ми- 14ПС по прямому назначению. Часто вертолеты вылетали для оказания помощи в очень сложных погодных условиях, что привело в 1989-90 гг. к потере в летных происшествиях двух машин. Свою службу спасатели несут и поныне. Вот лишь два примерю из недавней истории. 6 июня 2000 г. в 20.22 дежурный борт был направлен на поиск частного Ми-2, потерпевшего аварию над сушей в 15 км к юго-западу от Дарлова. Через 20 минут экипаж спасателя обнаружил место происшествия и быстро выяснил, что Ми-2 совершил ударную вынужденную посадку, при которой ни летчики, ни пассажиры не пострадали. После прибытия полиции и пожарных Ми- 14ПС вернулся в Дарлов для продолжения дежурства. 17 июня того же года в 21.30 последовал вызов с земснаряда, работавшего на Балтике. Одному из моряков внезапно сало плохо и его пришлось эвакуировать с палубы в спасательной люльке. Больного доставили на аэродром Кошалин, где передали бригаде «скорой помощи».

Продолжают эксплуатировать в Польше и Ми-14Э. На военном авиазаводе №1 в Лодзи проводятся работы по их модернизации. Вертолеты оснащаются новым электронным оборудованием польского и российского производства, а также агрегатами подвески вооружения фирмы Alcan. позволяющими брать на борт итальянские противолодочные 324-мм торпеды Alenia A244S. Программа модернизации всего парка Ми-14Э ВМС Польши рассчитана до 2005 г., а в начале 2003 г. в строю находились уже три доработанные «вертушки».

Социалистическая Югославия приобрела для своих ВМС около полутора десятков Ми-14 различных модификаций. После распада Федерации все они остались в руках Югославской Народной Армии и применялись в ходе вспыхнувшей гражданской войны. Например, они использовались для морской блокады побережья Хорватии, После объявления эмбарго ООН на поставку в страну оружия, боевой техники и запчастей к ним поддерживать вертолеты в боеготовом состоянии стало непросто. Для этого пришлось заняться «каннибализмом». т.е. демонтировать узлы и агрегаты с одних машин и устанавливать на другие. В 1999 г. во время воздушной операции НАТО «Союзная сила» на авиабазе Подгорица было уничтожено три «четырнадцатых». По оценкам западных экспертов, в начале 2003 г. у государства. именуемого Сербия и Черногория, оставалось не более трех Ми-14.

Сирия, основной союзник СССР на Ближнем Востоке, получила 20 Ми- 14Э и ПС. Начиная с 1976 г., вооруженные силы этой страны были втянуты в многолетний внутренний конфликт в Ливане. «Четырнадцатые» использовались для патрулирования прибрежных акваторий, препятствуя доставке оружия и снаряжения враждующим группировкам. Во время одного из таких полетов произошел инцидент. который мог иметь самые негативные последствия для советско-сирийских отношений. 11 апреля 1989 г. водолазное судно ВМ-125 Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, ведомое буксиром СБ-524, вышло из сирийского порта Тартус для перехода в Севастополь. В 16.25 свободный от вахты экипаж собрался для отдыха на малом мостике. Внезапно по левому борту показался сирийский Ми-14ПС, который сделал круг над судном и, сопровождаемый приветственными возгласами, ушел. Через несколько минут он вернулся а паре с Ми-24. «Спасатель» вывел «двадцатьчетверку» в атаку, а затем энергично отвернул в сторону. Эти резкие маневры не вызвали у моряков тревоги, а зря… Сирийский боевой вертолет обстрелял НАРами судно с развивающимся советским флагом, потом выполнил второй заход, третий, и так до тех пор, пока не закончился боезапас. На ВМ-125 семь человек получили ранения и один погиб. Начался пожар, который удалось быстро потушить. Разгореться ссоре между государствами не позволили дипломаты. Дамаск принес официальные извинения и заявил, что летчики допустили досадную ошибку, примяв советские вспомогательные суда за плавсредства ливанских оружейных контрабандистов.

Москва извинения причняла, и дело «замяли». В наши дни Сирия продолжает эксплуатировать Ми-14. сохраняя в строю не менее 11 таких вертолетов.

Как видим, судьба у Ми-14 за кордоном сложилась по-разно- му: где-то они продолжают успешно служить, а где-то канули в Лету вместе с исчезнувшими с погмтической карты государствами. В целом, у зарубежных эксплуатантов они заслужили высокую репутацию, о чем свидетельствует стремление пронатовски настроенных Болгарии и Польши максимально продлить срок службы этих незаурядных машин.


Стартует ракета-носитель «Великий поход» с космическим кораблем «Шэнь Чжоу-5»







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх