Поднебесная в космосе

Андрей Совенко/ «АиВ» Фото предоставлено автором


«Ветер с Востока одолеет ветер с Запада» – эта фраза Мао Цзедуна. произнесенная им 15 ноября 1957 г. в Москве перед будущими китайскими ракетчиками-студентами МГУ. стала пророческой. В экономическом и технологическом отношении современный Китай уверенно выходит на одни из самых передовых позиций в мире. А в октябре 2003 г. КНР стала третьей в мире страной, самостоятельно запустившей человека в Пространство.

Путь к этой победе, согласно восточной традиции, был извилист. Когда «великий кормчий» произносил свою речь в МГУ. китайцы уже полным ходом искали место для будущего космодрома. К созданию собственных ракет они приступили в 1955-м, когда на родину вернулся известный американский ракетчик китайского происхождения Цянь Сюэсэнь, ставший патриархом космической программы КНР. Выпускник шанхайского вуза, в 1935 г. он отправился на учебу в США, где заинтересовался исследованиями реактивного движения и довольно быстро вошел в число ведущих ученых в этой области. Через три года Цянь Сюэсэнь стал одним из основателей JPL – главной космической лаборатории США. В 1945 г. ему поручили задание государственной важности – собрать и вывезти из оккупированной Германии все материалы по ракетным достижениям рейха, с которым он превосходно справился. ЦяньСюэсэнь встретился с отцом германской ракеты «Фау-2» Вернером фон Брауном и вывез его в Штаты. Но американцы не оценили усилий Цяня – когда началась «холодная война» и сенатор Маккарти затеял «красную чистку», его как члена компартии отстранили от исследований. Упаковав свой научный архив. Цянь в 1950 г. попытался улететь на родину, но агенты ФБР перехватили его в аэропорту Лос-Анджелеса. Ракетчика продержали 5 лет на карантине, почти под домашним арестом, прежде чем сочли выездным.

Но даже лишенный своих записей, ученый привез на родину много ценного для китайской космической программы. Через год после его возвращения по инициативе Мао Цзэдуна был создан «5-й институт Минобороны» для координации исследований и разработок, связанных с космосом. Его главе Цянь Сюэсэню в 1956-59 гг. активно помогали советские специалисты. Так к идеям, заимствованным у фон Брауна, добавились предложения воспитанников Королева. Из этой смеси в 1961 г. была создана первая китайская баллистическая ракета «Дунфэн», что в переводе. кстати, и означает «ветер с Востока».

Несмотря на разрыв отношений с СССР, китайские ракетчики продолжали упорно трудиться, и через 5 лет им удалось поставить на вооружение первую межконтинентальную баллистическую ракету с ядерным зарядом. Казалось, Китай вот-вот вступит в космическую гонку, лихорадившую в те годы СССР и США, но тут на беду в стране началась пресловутая «культурная революция». Проектно-конструкторские организации были разогнаны, наиболее квалифицированные специалисты подверглись репрессиям, а сам Цянь Сюэсэнь лишь чудом остался жив. Позже за перенесшим все бесчинства хунвэйбинов Сюэсэнем прочно закрепилось прозвище «наш Королев» – имелось ввиду, что оба выдающихся инженера в равной мере ощутили смысл понятия «социалистическая законность». После нескольких лет разбоя губительность проводимой в стране политики дошла до руководства КНР, хунвэйбинов уняли и приступили к восстановлению экономики. В результате в 1970-м группе Сюэсэня удалось запустить с Цзюцюаньского космодрома первый китайский спутник «Донг- фангхонг-1» («Красный Восток»).

В это время Китай начал готовиться и к пилотируемому полету в космос. Инициатором и покровителем программы, названной «проект 714», стал член ЦК КПК Линь Бяо, считавшийся преемником председателя Мао. В 1970 г. среди военных летчиков начался отбор кандидатов в первый отряд космонавтов, а запуск пилотируемого корабля «Шугуан» («Заря») был намечен на 1973 г. Но в сентябре 1971 г. Линь Бяо сняли со всех партийных и государственных постов и обвинили в подготовке переворота. Опальный политик попытался бежать в СССР, но погиб в авиакатастрофе. «Проект 714» закрыли.

Спустя некоторое время ЦК КПК вновь потребовал приступить к разработке пилотируемой программы, и в феврале 1978 г. группа Сюэсэня предложила новый проект, предусматривавший создание стартового комплекса на космодроме Цзюцюань, новой ракеты-носителя и корабля, центров управления полетом и подготовки космонавтов, а также наземных и морских командно- измерительных комплексов. Однако и эта программа оказалась недолговечной – после успешного полета беспилотного прототипа в декабре 1980 г. ее закрыли по причине дороговизны (оценивалась в S1 млрд.). При этом космические амбиции продолжали щекотать самолюбие китайских лидеров, и в 1984 г. Пекин согласился на предложение Вашингтона организовать полет своего космонавта на американском «челноке». И вновь неудача: планируемый на 1989 г. полет отменили после гибели «Челленджера» в 1986 г. Впрочем, это не помешало слетать на «шаттлах» трем американским гражданам китайского происхождения. Собственные космические запуски Китай возобновил только в 1985-м. К тому времени инженеры Поднебесной усовершенствовали РН «Чан-чжэн» («Великий поход»), с помощью которой стали запускать в космос не только собственные аппараты, но и иностранные спутники на коммерческой основе. В период 1990-97 гг. Китай сумел занять примерно 7-9% международного рынка космических запусков. Собственная же орбитальная группировка страны ныне насчитывает 43 аппарата различного назначения, включая 17 разведывательных спутников.

В апреле 1992 г. ЦК КПК принял решение о начале третьей пилотируемой программы, получившей название «проект 921». Работы возглавил конструктор Ци Фажень, проходивший в 1957-60 гг. стажировку в СССР. К концу 1992 г. его группа завершила проект пилотируемого корабля «национального типа», а в следующем году под Пекином начал действовать новый центр управления полетами. Все шло более-менее по плану, однако 1994 г. принес китайской космонавтике новый решительный поворот, на этот раз в сторону России.

Еще в начале «проекта 921» китайцы стали присматриваться к советской космической технике, посетили космические КБ и заводы в РФ. Члены многочисленных китайских делегаций старались как можно больше узнать о наших пилотируемых кораблях, часто не стесняясь в средствах. После такой «технической разведки» у Пекина сложилось ясное представление, что нужно просить у России. В 1994 г., после визита Цзян Цзэминя в Москву, была достигнута предварительная договоренность о сотрудничестве КНР и РФ в космической области. В марте следующего года Москва и Пекин подписали соглашение о передаче космических технологий, закупке агрегатов и систем пилотируемого корабля «Союз» и обучении китайских космонавтов. После этого китайцы перенесли дату первого пилотируемого полета с 1999 г. на 2002 г. и стали интенсивно дорабатывать проект своего космического корабля, который уже откровенно напоминал знаменитый «Союз».


Первый китайский тайкунавт Ян Ливэй


Космический корабль «Шэнь Чжоу»

1. Орбитальный отсек. 2. Спускаемый аппарат. 3. Служебный отсек. 4. Солнечные батареи Shang Zhou-5 spaceship 1. Orbiting module 2. Descent module 3. Service module 4. Solar battery


Тем временем из 2000 военных летчиков отобрали 12 будущих тайкунавтов (от китайского слова «тайкун» – «великая пустота», то есть космос). Двое из них – У Цзе и Ли Цинлун – в 1996-97 гг. за $1 млн. прошли 14-месячный курс обучения в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. Они знакомились с методикой подготовки к космическому полету, чтобы передать свой опыт тому, кто полетит на китайском корабле, названном «Шэнь Чжоу» («Волшебная ладья»). Его беспилотный вариант был запущен 20 ноября 1999 г. с того же космодрома Цзюцюань. 10 января 2001 г. стартовал «Шэнь Чжоу-2» с обезьяной, собакой, кроликом и улитками на борту. (Интересный нюанс – советские ученые первой в космос запустили собаку, американцы – обезьяну, китайцы же в одном запуске сумели повторить опыт и тех. и других.) Полет животных длился 7 дней. 25 марта 2002 г. КНР запустила «Шэнь Чжоу-3», орбитальный модуль которого пробыл в космосе полгода. Полет «Шэнь Чжоу-4» продлился с 30 декабря 2002 г. по 5 января 2003 г. Он стал генеральной репетицией пилотируемого космического старта, и на нем присутствовали все 12 тайкунавтов.

По конструкции летавшие корабли действительно во многом повторяют «Союз», хотя несколько крупнее в размерах. Вот некоторые данные «Шэнь Чжоу» (в скобках для сравнения – корабля «Союз ТМ»): полная масса – 7.8 т (7.25). длина – 8,65 м (7,48), наибольший диаметр – 2.8 м (2.72), наибольший размах солнечных батарей – 19,4 м (10,06). Подобно творению Королева, китайская «ладья» состоит из двигательного отсека, спускаемого аппарата. рассчитанного на трех человек, орбитального и служебного отсеков. Судя по всему, в наибольшей мере от прототипа отличается орбитальный отсек. Во-первых, он имеет другую геометрическую форму, а во-вторых, он автономен. то есть оснащен собственной системой жизнеобеспечения, солнечными батареями и двигателями. Китайское изобретение: после возвращения спускаемого аппарата на Землю орбитальный отсек еще полгода кружится над планетой в качестве маленькой орбитальной станции или полноценного спутника, например, фоторазведки. Другой интересной особенностью корабля представляются его солнечные батареи: они не просто больше, чем на «Союзе», но способны поворачиваться, чтобы постоянно оставаться перпендикулярными солнечным лучам. Таким образом, по энергетике китайский корабль значительно превосходит российский прототип. Известно также, что в летавших кораблях «Шэнь Чжоу» использовались узлы и системы, собранные на предприятиях РФ. Например, петербургский ЦНИИ робототехники и технической кибернетики поставил в КНР высотомер «Кактус» для обеспечения мягкой посадки спускаемого аппарата корабля. Завод «Звезда» в подмосковном Томилине, производящий скафандры, видимо, шил их и для китайцев – скафандры для «Шэнь Чжоу» и «Союза» различаются только флагами РФ и КНР на рукавах. В неофициальных беседах китайцы с благодарностью отзывались и об Украине, в частности, о специалистах КБ «Южное» из Днепропетровска. сыгравших свою роль в совершенствовании ракеты-носителя. Кстати, носитель «Чанчжэн» на сегодня является самым мощным в Китае (длина – 58.3 м. стартовая масса – 479,8 т).

Тем не менее, во всех официальных выступлениях китайские государственные деятели подчеркивают, что «Шэнь Чжоу» – полностью китайский корабль. А если в нем что и было российского, так за это хорошо заплачено, поэтому купленные технологии можно считать китайскими. По оценкам, встречающимся в российской прессе, с 1992 г. КНР закупила в РФ технологии, продукцию и услуги больше, чем на S120 млн. А в целом возможность отправить в космос своего гражданина обошлась Китаю в S2.3 млрд.

Итак, ранним утром 15 октября 2003 г. с космодрома Цзюцюань ракета-носитель «Великий поход» вывела в космос космический корабль «Шэнь Чжоу-5» с первым китайским космонавтом на борту. Вообще-то. по геофизическим условиям оптимальной датой полета был четверг 16 октября, но поскольку цифра 4 («сы») по-китайски созвучна слову «смерть» и считается несчастливой, старт перенесли на среду. Корабль пилотировал 38-летний Ян Ливэй, ставший 431-м землянином в космосе. Интересно, что он оказался всего лишь 15-м космонавтом, совершившим орбитальный полет в одиночку – такого не было уже 34.5 года. Через 3 часа после старта Ян Ливэй позавтракал блюдами китайской кухни – курицей в сладком соусе, рисом с орешками. соевым творогом и финиками. Как сообщило агентство «Синьхуа», первый тайкунавт захватил с собой в полет 20 видов блюд, и все они были сделаны по национальным рецептам. Акцентируя на этом внимание, официальный Пекин, очевидно, стремился подчеркнуть независимость китайской космической программы от Запада.

Ян Ливэй облетел Землю 14 раз. Он полностью выполнил запланированную программу технических и медицинских экспериментов и несколько раз выходил на связь с Землей. После включения тормозного импульса через 29 минут спускаемый аппарат вошел в атмосферу Земли, при этом орбитальный отсек остался на орбите. Парашют вовремя раскрылся, и «Шэнь Чжоу-5» приземлился на территории китайской провинции Внутренняя Монголия. Причем расстояние между реальной и намеченной точками приземления составило всего 4,8 км – значительно меньше, чем обычно при посадке «Союзов». Выйдя из корабля, Ян Ливэй заявил поисковой команде, что чувствует себя прекрасно. Первая китайская пилотируемая космическая миссия, продолжавшаяся 21 ч 23 мин. успешно завершилась. «Ветер с Востока» задул в полную силу.

Его дуновение всколыхнуло мировое сообщество, никого не оставив равнодушным. «Безусловно. это очень серьезное. знаковое событие, которое демонстрирует возможности китайской науки, техники и экономики», – эти слова вице- премьера российского правительства Виктора Христенко достаточно типичны. Примерно так. т.е. положительно, отреагировали на достижение китайцев страны. являющиеся стратегическими союзниками Поднебесной. Стратегические соперники, напротив, восприняли полет Ливэя крайне настороженно. Они однозначно восприняли космический успех Китая и, особенно, планы страны в космосе. как еще одно свидетельство исходящей от нее угрозы. А планы КНР действительно впечатляют: на 2004 г. намечена отработка на кораблях «Шэнь Чжоу» маневрирования и стыковки на орбите, а также выхода тайкунавта в открытый космос, на 2005 г. – запуск пилотируемой орбитальной станции (аналога летающей сейчас МКС) и полет автоматической станции к Луне, в 2011 г. по ночному светилу должен ездить китайский луноход, в 2020 г. – вышагивать тайкунавты, а в 2030 г. Китай собирается построить обитаемую лунную базу. Кроме того, по американским оценкам, КНР энергично работает над созданием собственного космического «челнока». Стоимость проекта составляет 11 млрд. юаней (S1.35 млрд.), а пробный запуск китайского «шаттла» с экипажем из трех человек возможен уже в 2005 г. Таким образом, к 2020-30 гг. КНР планирует не только догнать РФ и США в освоении космоса, но и перегнать их. Суждено ли этим планам сбыться, мы скоро увидим.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх