На таран!

Роман Ларинцев/ Северодвинск, Александр Заблотский/ Таганрог, Александр Котлобовский/ Киев

Окончание. Начало в «АиВ»№5'2003


16 июля 1942 г. на аэродроме Шаталово сел на вынужденную бомбардировщик Ju 88А-4 (w/n 3711) из состава эскадрильи 3./KG 3. Его повреждения были так велики (80%), что самолет списали. По советским данным, в этот день таран не отмечен, но 17 июля зафиксировано, что на Западном фронте таранил противника летчик 18-го ГИАП гвардии ст. с-т (по др. данным – гвардии ст. л-т) Куликов Михаил Васильевич, погибший на следующий день в воздушном бою и посмертно награжденный орденом Ленина.

27 июля в районе г. Павлов-на-Оке Горьковской обл. замкомзск 722-го ИАП ПВО ст. л-т Шавурин Петр Иванович таранил немецкий самолет-разведчик, после чего благополучно приземлился на парашюте. По архивным данным, его противником был Ju 880-5 (w/n 430022) из 1.(F)/ObdL. Через пять месяцев, ровно день в день, 27 декабря. Петр Иванович вновь «пощипал» авиагруппу главкомата ведомства Геринга, сбив тараном у ст. Поворино Воронежской обл. Ju 88D (w/n 1730. борт Т5+АК) из 2.(F)/ObdL 14 февраля 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 августа на Карельском фронте летчик 760-го ИАП с-т Мясников Борис Алексеевич в ходе воздушного боя крылом своего -Харрикейна» таранил вражеский истребитель, но сам при этом погиб. Финский исследователь Ханну Валтонен считает, что при этом был уничтожен Bf 109Е-7 (w/n 5559) из 4./JG 5. Его пилот унтер-офицер В.Треттер остался жив и попал в плен.

Два дня спустя, 4 августа, на Калининском фронте в районе н.п. Чертолино аналогичным образом, но с более благоприятным для себя результатом, на ЛаГГ-3 уничтожил вражеский истребитель летчик 5-го ГИАП гв. ст. л-т Бикмухаммедов Ибрагим Шаги-ахмедович. Сам он на поврежденной при ударе машине сумел удачно приземлиться на своем аэродроме. Если учесть, что в немецкие сводки могла вкрасться небольшая ошибка (они датируют это событие 3 августа), то можно зачесть нашему летчику поврежденный на 40% Bf 109F-4 (w/n 9541) из 11 ./JG 51.

10 августа 1942 г. на подступах к Новороссийску, отражая налет пяти бомбардировщиков, пошел в свою последнюю атаку на горящем ЛаГГ-3 командир звена 62-го ИАП ВВС ЧФ мл. л-т Борисов Михаил Алексеевич, ценой собственной жизни уничтоживший Не 111Н-6 (w/n 7063) из Stab./KG 55. Согласно официальной версии, в том бою летчик три «Хейнкеля» сбил пушечно-пулеметным огнем, а два таранил, за что посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

28 августа у о-ва Мудьюг на подступах к Архангельску комзвена 720-го ИАП ПВО мл. л-т Костиков (к стыду и сожалению своему. нам не удалось узнать имя и отчество героя) на «Харрикейне» таранил вражеский бомбардировщик. У противника в этот день числится погибшим Ju 88А-4 (w/n 2148, борт 4D+AN) из 6./KG 30.

8 сентября над Камышиным перехватил и уничтожил тараном вражеский бомбардировщик комэск 431-го ИАП ст. л-т Кострицын Аркадий Степанович. За эту победу советский летчик заплатил собственной жизнью. Посмертно награжден орденом Ленина. Немецкими документами в этот день отмечена потеря Не 111 Н-6 (w/n 4675. 6N+HH) из 1 ./KG 100.

На следующий день на северном крыле огромного фронта, в районе Мурманска, на своей «Аэрокобре» таранил противника комзвена 19-го ГИАП гв. л-т Кривошеее Ефим Автономович. Он во главе пятерки истребителей вылетел на отражение немецкого налета и подбил вражеский самолет. На тридцатой минуте боя он заметил, что в хвост одному из наших истребителей зашел «Мессершмитт». Кривошеее быстро занял выгодную позицию, прицелился и нажал на гашетку, но оружие молчало: закончились боеприпасы. Тогда он пошел на таран, разметав вдребезги Bf 109F-4 (w/n 8245) обер-ефрейтора Г.Гофмана из 6./JG 5. Советский летчик погиб. На тот момент в его активе было пять сбитых самолетов противника лично и пятнадцать в группе. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.

11 сентября 1942 г. летчик 976-го ИАП ст. с-т Гудков Дмитрий Васильевич вылетел на перехват германского разведчика, обнаруженного в районе станции Полласовка севернее Сталинграда. В результате противник был обнаружен, уничтожен тараном и упал недалеко от с. Кайсацкое. Два немца угодили в плен. Советский летчик покинул поврежденный истребитель и спасся с парашютом. Согласно данным Бундесархива, в тот день из разведполета в район Камышин-Сталинград не вернулся Ju 88D-1 (w/n 430333, борт T1+DL) из дальней разведывательной эскадрильи 3.(F)/10. Четыре члена экипажа числятся пропавшими без вести.

14 сентября под Сталинградом летчик 237-го ИАП с-т Чумба- рев Илья Михайлович лопастями винта своего истребителя отрубил оперение вражескому корректировщику FW 189. «Рама» рассыпалась в воздухе, ее экипаж спасся, но угодил в плен. Советский летчик, несмотря на ранение, совершил удачную посадку на поврежденной машине и был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Противник признал потерю в районе Сталинграда со всем экипажем FW 189 (w/n 2331. борт 2Т+СН) из ближней разведывательной эскадрильи 1.(Н)/10.

На следующий день в тех же местах таранил вражеский бомбардировщик летчик 721-го ИАП мл. л-т Кырчанов Степан Федорович. Согласно германским данным, люфтваффе потеряли от таранного удара 15 сентября в районе реки Царица Ju 88А-4 (w/n 5749, борт F1+BT) командира 9./KG 76. Сам немецкий комэск и один из его подчиненных, несмотря на полученные в ходе боя ранения, приземлились на парашютах в расположении своих войск. Остальные два немца оказались по другую сторону линии фронта и считаются пропавшими без вести. Надо сказать, что на счету Кырчанова числится еще один таран, выполненный им 13 июля 1942 г. в районе д. Каменка Воронежской обл. За эти подвиги он награжден орденом Боевого Красного Знамени.

18 сентября вновь отличился один из летчиков 62-го ИАП ВВС ЧФ – командир звена капитан Мухин Семен Михайлович, на Як-1 таранивший над Геленджиком «раму». Выпрыгнув с парашютом, наш летчик увидел двух немцев со сбитого им самолета, также спускавшихся на парашютах. Те, очевидно, не навоевались, открыв из своих пистолетов по Мухину огонь. Наш летчик стрелял лучше и «завалил» обоих, а сам приводнился и был подобран катером. За этот бой Мухина наградили орденом Боевого Красного Знамени. По данным люфтваффе, в тот день не повезло экипажу FW-189 (w/n 2278. борт M4+CR) из 7.(Н)/32. вылетевшему на разведку в район н.п. Кабардинка. Он числится пропавшим без вести в полном составе.

На следующий день под Сталинградом были совершены еще два тарана: комиссар 512-го ИАП Бинов Лев Исаакович уничтожил «Мессершмитт-110», а комэск 563-го ИАП капитан Ченский Владимир Никифорович – «Мессершмитт-109». Германские сводки также отмечают два советских тарана, совершенных 19 сентября. В ходе одного из них был потерян Bf 110Е (w/n 4541, борт S9+AH) из 1./ZG1, другого – получил 40% повреждения, но сумел сесть на аэродром Тацинская разведчик Do 17 (w/n 3486) из АЭ 2.(F)/11. Как видим, победа Бинова немцами подтверждается, а Ченского – нет. Но скорее всего, сбитый им истребитель был зафиксирован в сводках противника как «потерянный по неизвестной причине», а советская сторона не отметила летчика, таранившего «Дорнье», поскольку тому удалось уйти. Самолет Бинова получил после тарана повреждения, но майор сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить посадку. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В январе 1943 г. погиб в бою. Ченскому же пришлось прыгать с парашютом. Он получил орден Боевого Красного Знамени.


Сержант И.М.Чумбарев из 237-го ИАП возле сбитого тараном FW 189. 14 сентября 1942 г.


4 октября 1942 г. в районе Сызрани перехватил вражеского разведчика, таранил его и при этом погиб летчик 802-го ИАП ПВО с-т Шутов Николай Федорович. Посмертно награжден орденом Ленина. Два немца взяты в плен. Скорее всего, речь идет о -пропавшем без вести в неустановленном районе» Ju 88D-1 (w/n 1635, борт 75+EL) из уже хорошо нам известной эскадрильи 3.(F)/0bdL.

10 октября комзвена 572-го ИАП ПВО ст. л-т Казаков Иван Филиппович, не имея боеприпасов, на ЛаГГ-3 таранил фашистский самолет, который рухнул на землю в 60 км на северо-запад от Астрахани. Советский летчик благополучно вернулся на свой аэродром и позже был награжден орденом Ленина. Согласно данным немцев, в этот день из разведывательного полета по маршруту Астрахань-Елань не вернулся Ju 88D-1 (w/n 1613, борт T1+KL) из состава АЭ 3.(F)/10.

14 декабря у станицы Солдатская Краснодарского края летчик 84-го ИАП мл. л-т Макутин Виктор Николаевич сбил тараном вражеский истребитель, а сам при этом погиб. Посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени. Противник признал потерю Bf 109G-2 (w/n 13881) и гибель его пилота.

6 февраля 1943 г. отличился замкомандира 445-го ИАП ПВО капитан Благодаренко Николай Моисеевич (по др. данным – зам- комэска, ст. л-т). таранивший в районе г. Венев самолет противника и благополучно вернувшийся на свой аэродром. Весьма вероятно, что это был разведчик Ju 88D-1 (w/n 430452, борт Т5+КН) из l.(F)/100, пропавший без вести со всем экипажем. Сам Николай Моисеевич позже был награжден орденом Ленина.

Очередным не вернувшимся 28 марта с задания по неизвестной причине у немцев числится Bf 109F-4 (w/n 7544) из 7./JG 5. Скорее всего, эту машину таранил на «Киттихоке» над Мурманском замкомэска 768-го ИАП ПВО ст. л-т Николаев Борис Петрович, которому пришлось приземляться на парашюте.

21 мая в районе о. Лавесари имел место ожесточенный бой между группой И-153 из 71-го ИАП ВВС КБФ и «Мессершмиттами» авиагруппы LeLv 32 ВВС Финляндии. У сержанта Ситникова Анатолия Васильевича закончились патроны, но он из боя не вышел. а ринулся навстречу ближайшему «мессеру». Обе машины сошлись в лобовой атаке, и вскоре воды Финского залива приняли их обломки. Товарищи видели, как Ситников выпрыгнул с парашютом, который раскрылся, однако позже оказалось, что летчик погиб. Финны же потеряли Bf 109G-2, борт МТ-228. и л-та Т.Сааласти.

При отражении налета на Горький (ныне – Нижний Новгород), который люфтваффе совершили в ночь с 7 на 8 июня 1943 г.. таранил вражеский бомбардировщик замкомэска 722-го ИАП ПВО ст. л-т Табарчук Борис Сергеевич. Его истребитель оказался поврежденным. но летчик сумел совершить посадку на своем аэродроме. Не погиб и немецкий самолет Не 111, борт 5J+KN из АЭ 5./KG 4. Его экипаж сумел дотянуть до Орла, где благополучно приземлился. Хотя этот эпизод и не найден в архивных документах, однако он приводится в изданной после войны истории 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер».

24 июля в немецких документах зафиксирована гибель в результате тарана вместе с тремя членами экипажа FW 189А-3 (w/n 2228) из состава 15-й ближнеразведывательной авиагруппы (NAGr 15) 6-го ВФ. По советским данным, в тот день таранил противника в районе пос. Ломовец Орловской обл. комэск 53-го ГИАП гв. л-т Ратников Петр Петрович. Советский летчик при этом также погиб. Посмертно он удостоен звания Героя Советского Союза.

День 7 августа 1943 г. отмечен двумя таранами. осуществленными в небе над Таманским полуостровом. В районе Анапы в лобовой атаке на Як-1 уничтожил «мессер» командир звена 9-го ИАП ВВС ЧФ л-т Калинин Василий Александрович, но и сам при этом погиб. Немцы подтверждают гибель Bf 109G-2 (w/n 15844) из 4./JG 52. но при этом полагают, что столкновение машин было непреднамеренным. Другой вражеский самолет, «раму», таранил над «Голубой линией» летчик 812-го (по др. данным – 821-го) ИАП мл. л-т Лобачев Владимир Иванович. И он, и немцы выпрыгнули с парашютами, при этом экипаж корректировщика решил драться «до победного конца»: достав свои «парабеллумы», открыл по Лобачеву огонь. Тот ответил из ТТ, стрелковая подготовка советского летчика оказалась лучшей, и одного немца он ранил. По приземлении Лобачев совместно с подоспевшими пехотинцами взял фашистов в плен. Согласно немецким данным, в его победный счет попал FW 189А-2 (w/n 2256) из NAGr 9. экипаж которого числится пропавшим без вести.

23 августа не вернулся из разведполета Ju 88D-5 (w/n 430231, борт 7A+WM) из 4.(F)/121. Предполагаемый район его гибели совпадает с местом совершения тарана летчиком 383-го ИАП 36-й ИАД ПВО мл. л-том Королевым Николаем Ефремовичем, который сбил вражескую машину к юго-востоку от г. Ефремов Тульской обл.

10 ноября в воздушном бою в районе г. Койвисто на Як-1 таранил «Брюстер» и при этом погиб комзвена 13-го ИАП ВВС КБФ л-т Бородин Василий Иванович. Финские данные говорят нам о потере борта BW-366 из состава группы LeLv 24. летчик которого, лейтенант Р.Перкко выпрыгнул с парашютом и угодил в плен.

Через полгода, 8 мая 1944 г., в воздушном бою в районе г. Вы- тегра неизвестный летчик на «Аэрокобре» сбил тараном финский истребитель. Советские источники так и не позволили нам узнать, кто отличился при этом, а противная сторона признала потерю в результате тарана MS-406. борт MS-643. из группы HLeLv 28(6*). Летавший на нем мл. л-т К.Куусела спасся и был пленен.

26 июня 1944 г. в район Выборга во главе четверки Ла-5 вылетел замкомэска 159-го ИАП ст. л-т Серов Владимир Георгиевич. Советские летчики встретили четверку финских «мессеров» и сразу же атаковали их. Серов одного поджег, но в качестве его ведомых шли молодые неопытные летчики, быстро нарушившие строй и отставшие. В это время к финнам подошло подкрепление – еще четыре «Мессершмитта», которые сразу же подбили машину л-та Головачева. Серов начал прикрывать его выход из боя, но на него навалились сразу шесть истребителей. У советского летчика кончились боеприпасы, и он таранил ближайший к нему самолет. Согласно финским данным, им оказался Bf 109G-6, борт МТ-434, из HLeLv 34. Его пилот л-т Нильс Рудольф Тронтти, ас с семью победами, воспользовался парашютом и… оказался в плену. Это был его первый бой на -сто девятом». Серов же сбил свой сорок первый самолет и погиб. Он был самым результативным летчиком 13-й ВА. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

В этой работе, подготовленной в результате локального ис-с- ледования, описаны лишь шестьдесят таранов, совершенных советскими летчиками. – либо те, которым авторы отыскали двухстороннее подтверждение, либо подтвержденные только противной стороной. Всего же за годы войны советскими документами зафиксировано более 620 таранов, из них последний – в августе 1945 г. Еще более двадцати подобных эпизодов отмечены только в документах противников, и их еще предстоит идентифицировать. Впереди большая работа, и мы надеемся, что к нашим исследованиям подключатся другие историки.

6* С февраля 1944г. обозначение финских ИАГ было сменено с LeLv на HLeLv.


Александр Котлобовский/ Киев


Примечания:



На таран!

Роман Ларинцев/ Северодвинск, Александр Заблотский/ Таганрог, Александр Котлобовский/ Киев

Окончание. Начало в «АиВ»№5'2003


16 июля 1942 г. на аэродроме Шаталово сел на вынужденную бомбардировщик Ju 88А-4 (w/n 3711) из состава эскадрильи 3./KG 3. Его повреждения были так велики (80%), что самолет списали. По советским данным, в этот день таран не отмечен, но 17 июля зафиксировано, что на Западном фронте таранил противника летчик 18-го ГИАП гвардии ст. с-т (по др. данным – гвардии ст. л-т) Куликов Михаил Васильевич, погибший на следующий день в воздушном бою и посмертно награжденный орденом Ленина.

27 июля в районе г. Павлов-на-Оке Горьковской обл. замкомзск 722-го ИАП ПВО ст. л-т Шавурин Петр Иванович таранил немецкий самолет-разведчик, после чего благополучно приземлился на парашюте. По архивным данным, его противником был Ju 880-5 (w/n 430022) из 1.(F)/ObdL. Через пять месяцев, ровно день в день, 27 декабря. Петр Иванович вновь «пощипал» авиагруппу главкомата ведомства Геринга, сбив тараном у ст. Поворино Воронежской обл. Ju 88D (w/n 1730. борт Т5+АК) из 2.(F)/ObdL 14 февраля 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 августа на Карельском фронте летчик 760-го ИАП с-т Мясников Борис Алексеевич в ходе воздушного боя крылом своего -Харрикейна» таранил вражеский истребитель, но сам при этом погиб. Финский исследователь Ханну Валтонен считает, что при этом был уничтожен Bf 109Е-7 (w/n 5559) из 4./JG 5. Его пилот унтер-офицер В.Треттер остался жив и попал в плен.

Два дня спустя, 4 августа, на Калининском фронте в районе н.п. Чертолино аналогичным образом, но с более благоприятным для себя результатом, на ЛаГГ-3 уничтожил вражеский истребитель летчик 5-го ГИАП гв. ст. л-т Бикмухаммедов Ибрагим Шаги-ахмедович. Сам он на поврежденной при ударе машине сумел удачно приземлиться на своем аэродроме. Если учесть, что в немецкие сводки могла вкрасться небольшая ошибка (они датируют это событие 3 августа), то можно зачесть нашему летчику поврежденный на 40% Bf 109F-4 (w/n 9541) из 11 ./JG 51.

10 августа 1942 г. на подступах к Новороссийску, отражая налет пяти бомбардировщиков, пошел в свою последнюю атаку на горящем ЛаГГ-3 командир звена 62-го ИАП ВВС ЧФ мл. л-т Борисов Михаил Алексеевич, ценой собственной жизни уничтоживший Не 111Н-6 (w/n 7063) из Stab./KG 55. Согласно официальной версии, в том бою летчик три «Хейнкеля» сбил пушечно-пулеметным огнем, а два таранил, за что посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

28 августа у о-ва Мудьюг на подступах к Архангельску комзвена 720-го ИАП ПВО мл. л-т Костиков (к стыду и сожалению своему. нам не удалось узнать имя и отчество героя) на «Харрикейне» таранил вражеский бомбардировщик. У противника в этот день числится погибшим Ju 88А-4 (w/n 2148, борт 4D+AN) из 6./KG 30.

8 сентября над Камышиным перехватил и уничтожил тараном вражеский бомбардировщик комэск 431-го ИАП ст. л-т Кострицын Аркадий Степанович. За эту победу советский летчик заплатил собственной жизнью. Посмертно награжден орденом Ленина. Немецкими документами в этот день отмечена потеря Не 111 Н-6 (w/n 4675. 6N+HH) из 1 ./KG 100.

На следующий день на северном крыле огромного фронта, в районе Мурманска, на своей «Аэрокобре» таранил противника комзвена 19-го ГИАП гв. л-т Кривошеее Ефим Автономович. Он во главе пятерки истребителей вылетел на отражение немецкого налета и подбил вражеский самолет. На тридцатой минуте боя он заметил, что в хвост одному из наших истребителей зашел «Мессершмитт». Кривошеее быстро занял выгодную позицию, прицелился и нажал на гашетку, но оружие молчало: закончились боеприпасы. Тогда он пошел на таран, разметав вдребезги Bf 109F-4 (w/n 8245) обер-ефрейтора Г.Гофмана из 6./JG 5. Советский летчик погиб. На тот момент в его активе было пять сбитых самолетов противника лично и пятнадцать в группе. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.

11 сентября 1942 г. летчик 976-го ИАП ст. с-т Гудков Дмитрий Васильевич вылетел на перехват германского разведчика, обнаруженного в районе станции Полласовка севернее Сталинграда. В результате противник был обнаружен, уничтожен тараном и упал недалеко от с. Кайсацкое. Два немца угодили в плен. Советский летчик покинул поврежденный истребитель и спасся с парашютом. Согласно данным Бундесархива, в тот день из разведполета в район Камышин-Сталинград не вернулся Ju 88D-1 (w/n 430333, борт T1+DL) из дальней разведывательной эскадрильи 3.(F)/10. Четыре члена экипажа числятся пропавшими без вести.

14 сентября под Сталинградом летчик 237-го ИАП с-т Чумба- рев Илья Михайлович лопастями винта своего истребителя отрубил оперение вражескому корректировщику FW 189. «Рама» рассыпалась в воздухе, ее экипаж спасся, но угодил в плен. Советский летчик, несмотря на ранение, совершил удачную посадку на поврежденной машине и был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Противник признал потерю в районе Сталинграда со всем экипажем FW 189 (w/n 2331. борт 2Т+СН) из ближней разведывательной эскадрильи 1.(Н)/10.

На следующий день в тех же местах таранил вражеский бомбардировщик летчик 721-го ИАП мл. л-т Кырчанов Степан Федорович. Согласно германским данным, люфтваффе потеряли от таранного удара 15 сентября в районе реки Царица Ju 88А-4 (w/n 5749, борт F1+BT) командира 9./KG 76. Сам немецкий комэск и один из его подчиненных, несмотря на полученные в ходе боя ранения, приземлились на парашютах в расположении своих войск. Остальные два немца оказались по другую сторону линии фронта и считаются пропавшими без вести. Надо сказать, что на счету Кырчанова числится еще один таран, выполненный им 13 июля 1942 г. в районе д. Каменка Воронежской обл. За эти подвиги он награжден орденом Боевого Красного Знамени.

18 сентября вновь отличился один из летчиков 62-го ИАП ВВС ЧФ – командир звена капитан Мухин Семен Михайлович, на Як-1 таранивший над Геленджиком «раму». Выпрыгнув с парашютом, наш летчик увидел двух немцев со сбитого им самолета, также спускавшихся на парашютах. Те, очевидно, не навоевались, открыв из своих пистолетов по Мухину огонь. Наш летчик стрелял лучше и «завалил» обоих, а сам приводнился и был подобран катером. За этот бой Мухина наградили орденом Боевого Красного Знамени. По данным люфтваффе, в тот день не повезло экипажу FW-189 (w/n 2278. борт M4+CR) из 7.(Н)/32. вылетевшему на разведку в район н.п. Кабардинка. Он числится пропавшим без вести в полном составе.

На следующий день под Сталинградом были совершены еще два тарана: комиссар 512-го ИАП Бинов Лев Исаакович уничтожил «Мессершмитт-110», а комэск 563-го ИАП капитан Ченский Владимир Никифорович – «Мессершмитт-109». Германские сводки также отмечают два советских тарана, совершенных 19 сентября. В ходе одного из них был потерян Bf 110Е (w/n 4541, борт S9+AH) из 1./ZG1, другого – получил 40% повреждения, но сумел сесть на аэродром Тацинская разведчик Do 17 (w/n 3486) из АЭ 2.(F)/11. Как видим, победа Бинова немцами подтверждается, а Ченского – нет. Но скорее всего, сбитый им истребитель был зафиксирован в сводках противника как «потерянный по неизвестной причине», а советская сторона не отметила летчика, таранившего «Дорнье», поскольку тому удалось уйти. Самолет Бинова получил после тарана повреждения, но майор сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить посадку. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В январе 1943 г. погиб в бою. Ченскому же пришлось прыгать с парашютом. Он получил орден Боевого Красного Знамени.


Сержант И.М.Чумбарев из 237-го ИАП возле сбитого тараном FW 189. 14 сентября 1942 г.


4 октября 1942 г. в районе Сызрани перехватил вражеского разведчика, таранил его и при этом погиб летчик 802-го ИАП ПВО с-т Шутов Николай Федорович. Посмертно награжден орденом Ленина. Два немца взяты в плен. Скорее всего, речь идет о -пропавшем без вести в неустановленном районе» Ju 88D-1 (w/n 1635, борт 75+EL) из уже хорошо нам известной эскадрильи 3.(F)/0bdL.

10 октября комзвена 572-го ИАП ПВО ст. л-т Казаков Иван Филиппович, не имея боеприпасов, на ЛаГГ-3 таранил фашистский самолет, который рухнул на землю в 60 км на северо-запад от Астрахани. Советский летчик благополучно вернулся на свой аэродром и позже был награжден орденом Ленина. Согласно данным немцев, в этот день из разведывательного полета по маршруту Астрахань-Елань не вернулся Ju 88D-1 (w/n 1613, борт T1+KL) из состава АЭ 3.(F)/10.

14 декабря у станицы Солдатская Краснодарского края летчик 84-го ИАП мл. л-т Макутин Виктор Николаевич сбил тараном вражеский истребитель, а сам при этом погиб. Посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени. Противник признал потерю Bf 109G-2 (w/n 13881) и гибель его пилота.

6 февраля 1943 г. отличился замкомандира 445-го ИАП ПВО капитан Благодаренко Николай Моисеевич (по др. данным – зам- комэска, ст. л-т). таранивший в районе г. Венев самолет противника и благополучно вернувшийся на свой аэродром. Весьма вероятно, что это был разведчик Ju 88D-1 (w/n 430452, борт Т5+КН) из l.(F)/100, пропавший без вести со всем экипажем. Сам Николай Моисеевич позже был награжден орденом Ленина.

Очередным не вернувшимся 28 марта с задания по неизвестной причине у немцев числится Bf 109F-4 (w/n 7544) из 7./JG 5. Скорее всего, эту машину таранил на «Киттихоке» над Мурманском замкомэска 768-го ИАП ПВО ст. л-т Николаев Борис Петрович, которому пришлось приземляться на парашюте.

21 мая в районе о. Лавесари имел место ожесточенный бой между группой И-153 из 71-го ИАП ВВС КБФ и «Мессершмиттами» авиагруппы LeLv 32 ВВС Финляндии. У сержанта Ситникова Анатолия Васильевича закончились патроны, но он из боя не вышел. а ринулся навстречу ближайшему «мессеру». Обе машины сошлись в лобовой атаке, и вскоре воды Финского залива приняли их обломки. Товарищи видели, как Ситников выпрыгнул с парашютом, который раскрылся, однако позже оказалось, что летчик погиб. Финны же потеряли Bf 109G-2, борт МТ-228. и л-та Т.Сааласти.

При отражении налета на Горький (ныне – Нижний Новгород), который люфтваффе совершили в ночь с 7 на 8 июня 1943 г.. таранил вражеский бомбардировщик замкомэска 722-го ИАП ПВО ст. л-т Табарчук Борис Сергеевич. Его истребитель оказался поврежденным. но летчик сумел совершить посадку на своем аэродроме. Не погиб и немецкий самолет Не 111, борт 5J+KN из АЭ 5./KG 4. Его экипаж сумел дотянуть до Орла, где благополучно приземлился. Хотя этот эпизод и не найден в архивных документах, однако он приводится в изданной после войны истории 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер».

24 июля в немецких документах зафиксирована гибель в результате тарана вместе с тремя членами экипажа FW 189А-3 (w/n 2228) из состава 15-й ближнеразведывательной авиагруппы (NAGr 15) 6-го ВФ. По советским данным, в тот день таранил противника в районе пос. Ломовец Орловской обл. комэск 53-го ГИАП гв. л-т Ратников Петр Петрович. Советский летчик при этом также погиб. Посмертно он удостоен звания Героя Советского Союза.

День 7 августа 1943 г. отмечен двумя таранами. осуществленными в небе над Таманским полуостровом. В районе Анапы в лобовой атаке на Як-1 уничтожил «мессер» командир звена 9-го ИАП ВВС ЧФ л-т Калинин Василий Александрович, но и сам при этом погиб. Немцы подтверждают гибель Bf 109G-2 (w/n 15844) из 4./JG 52. но при этом полагают, что столкновение машин было непреднамеренным. Другой вражеский самолет, «раму», таранил над «Голубой линией» летчик 812-го (по др. данным – 821-го) ИАП мл. л-т Лобачев Владимир Иванович. И он, и немцы выпрыгнули с парашютами, при этом экипаж корректировщика решил драться «до победного конца»: достав свои «парабеллумы», открыл по Лобачеву огонь. Тот ответил из ТТ, стрелковая подготовка советского летчика оказалась лучшей, и одного немца он ранил. По приземлении Лобачев совместно с подоспевшими пехотинцами взял фашистов в плен. Согласно немецким данным, в его победный счет попал FW 189А-2 (w/n 2256) из NAGr 9. экипаж которого числится пропавшим без вести.

23 августа не вернулся из разведполета Ju 88D-5 (w/n 430231, борт 7A+WM) из 4.(F)/121. Предполагаемый район его гибели совпадает с местом совершения тарана летчиком 383-го ИАП 36-й ИАД ПВО мл. л-том Королевым Николаем Ефремовичем, который сбил вражескую машину к юго-востоку от г. Ефремов Тульской обл.

10 ноября в воздушном бою в районе г. Койвисто на Як-1 таранил «Брюстер» и при этом погиб комзвена 13-го ИАП ВВС КБФ л-т Бородин Василий Иванович. Финские данные говорят нам о потере борта BW-366 из состава группы LeLv 24. летчик которого, лейтенант Р.Перкко выпрыгнул с парашютом и угодил в плен.

Через полгода, 8 мая 1944 г., в воздушном бою в районе г. Вы- тегра неизвестный летчик на «Аэрокобре» сбил тараном финский истребитель. Советские источники так и не позволили нам узнать, кто отличился при этом, а противная сторона признала потерю в результате тарана MS-406. борт MS-643. из группы HLeLv 28(6*). Летавший на нем мл. л-т К.Куусела спасся и был пленен.

26 июня 1944 г. в район Выборга во главе четверки Ла-5 вылетел замкомэска 159-го ИАП ст. л-т Серов Владимир Георгиевич. Советские летчики встретили четверку финских «мессеров» и сразу же атаковали их. Серов одного поджег, но в качестве его ведомых шли молодые неопытные летчики, быстро нарушившие строй и отставшие. В это время к финнам подошло подкрепление – еще четыре «Мессершмитта», которые сразу же подбили машину л-та Головачева. Серов начал прикрывать его выход из боя, но на него навалились сразу шесть истребителей. У советского летчика кончились боеприпасы, и он таранил ближайший к нему самолет. Согласно финским данным, им оказался Bf 109G-6, борт МТ-434, из HLeLv 34. Его пилот л-т Нильс Рудольф Тронтти, ас с семью победами, воспользовался парашютом и… оказался в плену. Это был его первый бой на -сто девятом». Серов же сбил свой сорок первый самолет и погиб. Он был самым результативным летчиком 13-й ВА. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

В этой работе, подготовленной в результате локального ис-с- ледования, описаны лишь шестьдесят таранов, совершенных советскими летчиками. – либо те, которым авторы отыскали двухстороннее подтверждение, либо подтвержденные только противной стороной. Всего же за годы войны советскими документами зафиксировано более 620 таранов, из них последний – в августе 1945 г. Еще более двадцати подобных эпизодов отмечены только в документах противников, и их еще предстоит идентифицировать. Впереди большая работа, и мы надеемся, что к нашим исследованиям подключатся другие историки.

6* С февраля 1944г. обозначение финских ИАГ было сменено с LeLv на HLeLv.


Александр Котлобовский/ Киев







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх