ЭХО СТАРОЙ ВРАЖДЫ

Алексей Котлобовский/Киев

Фото предоставлены автором


За всю историю на Кипре сменился не один хозяин. Поначалу здесь жили греки, а после османского завоевания появились и турки. Их число быстро росло, тем не менее, уступало коренным жителям. Вопреки конфессиональным различиям и сотрясавшим регион в XIX-XX вв. греко-турецким войнам, общины сосуществовали вполне мирно. В 1925 г. Кипр стал британской колонией. Во Второй мировой войне в рядах британских войск сражались до 20000 киприотов. По ее окончании самосознание эллинов выросло. Ими овладели идеи независимости и энозиса – объединения с исторической родиной. Мирные акции результатов не дали, и пришло время иных методов. В 1955-59 гг. греки силами боевой организации ЭОКА, руководимой п-ком Г. Гривасом, сражались с англичанами. В то время как турецкая община фактически поддержала колонизаторов, что положило начало межэтническим столкновениям

Британцы бросили против партизан авиацию. Война на Кипре оказалась одной из первых, где видную роль сыграли вертолеты. "Рабочие лошадки" – легкие Bristol Sycamore H.R.14 из 103-й эскадрильи, выполнили за 5 лет 19375 вылетов и перевезли более 4000 солдат, 120 т грузов, 268 раненых, Ограниченно применялись более мощные Westland Whirlwind. Работали и легкие самолеты: Auster, Pioneer, Chipmunk, Боевая авиация привлекалась время от времени. Важное значение имело морское патрулирование, которое вели самолеты ВВС и ВМС, в т,ч. палубные разведчики Fairey Gan-net AS. 1 и AS.4 из 847-й АЭ, "намотавшие- в 1697 вылетах до 4000 ч. Эоковцы ответили саботажем и диверсиями на авиабазах, уничтожив и повредив не менее 5 боевых и транспортных самолетов.


Горькие плоды урезанного суверенитета

Многолетние борьба и переговорный процесс, отказ от энозиса лидера греков архиепископа Макариоса дали плоды: в Цюрихе был подписан протокол, по которому с 16 августа 1960 г. Кипр становился независимой республикой. Ее суверенитет гарантировали Лондон. Афины и Анкара. Британцы изъяли 258.6 км; территории под базы в Акротири и Декелии – всего 5% национальных земель. Их гарнизон оставался и в столичном аэропорту. Английская авиация могла летать в воздушном пространстве Кипра без уведомления Никосии. Допускались войска других гарантов: 950 человек из Греции. 650 – Турции. Однако квота часто нарушалась. Кипр мог иметь двухтысячную армию и такую же полицию в соотношении 70% греков. 30% турок. Компромисс не устраивал обе общины. Назревал внутренний конфликт, который турки спровоцировали в 1963 г.

23 декабря в столице острова начались серьезные бои. Через 2 дня своих поддержал турецкий контингент, а над Кипром появились четыре F-84 ВВС Турции. Они ограничились моральным давлением на греков, "побрив" их позиции и некоторые районы проживания. Эта мерз оказалась весьма эффективной: слабые духом бойцы, не выдержав рева двигателей и воздействия реактивной струи, разбежались… Воинственность греков подупала.

26 декабря вмешались англичане, разделив броневиками противников и обозначив в Никосии существующую до сих пор Зеленую линию. Было подписано формальное соглашение о мире. Конфликт вынудил Лондон усилить свои войска. В феврале 1964 г. заработал воздушный мост. К 19 числу 14 Bristol Britania 99-й и 511-й эскадрилий. Три A.W.650 Argosy из 114-й АЭ и 2 Blackburn Beverley из 47-й АЭ доставили 594 человека, 2 вертолета, 85 единиц авто-техники, несколько бронемашин и 24 т других грузов. На "Кометах" из 216-й АЭ в Акротири прибыл наземный персонал ВВС.

4 марта Совет Безопасности ООН принял резолюцию, предусматривавшую направление на Кипр Сил по поддержанию мира (UNFICYP). Этот контингент в количестве около 7000 человек сформировали к 27 марта и по воздуху перебросили к месту назначения Для участия в нем англичане выделили 2 звена армейской авиации (19-е связное на вертолетах Sioux АН, 1, 21 -е разведывательное на Auster АОР9), в мае дополненные четырьмя Whirlwind HAR.10 из 230-й АЭ. Они вели патрулирование Зеленой линии, перебрасывали солдат в угрожающие места и т.п Миссия UNFICYP продолжается по сей день.

Несмотря на соглашение о прекращении огня и ввод в страну миротворцев, в разных районах острова продолжались перестрелки и мелкие стычки. Стороны получали оружие из внешних источников морским путем и по воздуху. Например, в начале июня 1964 г. пара турецких самолетов доставила военный груз в район н,п. Кенне-ли. Свою лепту в эскалацию конфликта вносили и формально соблюдавшие нейтралитет англичане. Так. их вертолеты перевозили оружие и боеприпасы в турецкий сектор Никосии.

Еще в 1960 г. у греков появилось авиакрыло, преобразованное в 1963 г в т.н. Кипрское авиационное командование, в состав которого входили две эскадрильи. На их вооружении находились легкие самолеты общего назначения: два или три РА-22 Colt, два Do-27 и один С-45 Expeditor. В круг задач входило и патрулирование территориальных вод для выявления нарушителей. Например, 11 мая 1964 г. экипаж "Пайпера" обнаружил в 5 км от турецкого оплота н.п. Мансура неизвестную подводную лодку, а у берега – надводный корабль, с которого шла выгрузка. Всего к июню 1964 г. было зафиксировано прибытие до 1000 единиц различных плавсредств с военной контрабандой. Не имея на борту оружия, эллинские авиаторы могли лишь наводить на нарушителей катера, но часто даже этого сделать не удавалось и оставалось только грозить кулаками…

Воздушное пространство Кипра постоянно нарушали турецкие самолеты, которые иногда встречали сопротивление. Так. греки заявили, что огнем с земли им удалось сбить 15 мая 1964 г. Т-33, а 5 июня – разведчик RF-84F Турки списали эти потери на летные происшествия.

1 августа 1964 г. парламент Кипра, деятельность которого саботировали депутаты-турки, принял закон о Национальной гвардии. В ответ на это руководство другой общины осуществило в приказном порядке переселение турок в изолированные анклавы, запретив им поддерживать любые контакты с греками.



Во второй половине 1950-х гг. британские Сикаморы выполнили на Кипре большой объем работ



Британский "Биверли". Два таких самолета выполняли перевозки на Кипр а 1964 г.



Среди первых потерь турок над Кипром были и Т-33



Греческие "Тексаны" сыграли свою роль о событиях 1964 г.


Эта акция подвигла одержимого идеей окончательного решения турецкого вопроса Гриваса. который уже стал генералом и возглавил гвардию, на активные действия против соседей, 3 августа 1964 Б начались жестокие бои в районе деревень Коккина и Майсура, где турки сосредоточили до 1300 бойцов, включая 450 солдат регулярной армии Анкары. 6 августа Гривас предпринял решительное наступление, положение турок стало отчаянным, и они по радио обратились к Анкаре за помощью.

Та не замедлила откликнуться. Намечалась высадка морского десанта, а пока экстренную поддержку должны были оказать ВВС (ТНК – Turk Hava Kuwetlen), Так как наиболее боеспособные части находились в подчинении НАТО. Турция отзывала их под свое командование. В помощь "братьям по крови" на авиабазе Адана сосредоточили до сотни машин пяти боевых Filo[9*]: 141-й и 161-й на F-84F/G Thunderstreak /Thunderjet. 111-й, 112-й 113-й и 181-й на F-100C/D Super Sabre, а также 184-й разведывательной на RF-84F

9* Filo – авиационная эскадрилья (тур.).

Первый удар, пока малыми силами, был нанесен 7 августа, когда Гривас атаковал противника в районе н.п. Полис: в 18.00 четверка "Супер Сейбров" обстреляла этот городишко и греческие позиции. Среди бойцов и мирных жителей появились жертвы. До полудня 8 августа около 30 самолетов обработали бомбами. НАР, напалмом и пулеметно-пушечным огнем цели в северо-западной части острова. Четверка F- 100D подожгла несколько катеров. Ответным огнем моряки поразили F-100 из 112-й Filo, который взорвался в воздухе. Летчик к-н Чингиз Топал угодил в плен. Это был его первый вылет на бомбардировку. На допросе турок показал, что накануне операции командование приказало проявить в ходе налетов "максимальную жестокость, дабы… подорвать моральное состояние греков и волю их к победе". В отношении противника и греки повели себя недостойно: в нарушение действующих конвенций они расстреляли летчика. Позже его прах вернули на родину и похоронили с почестями.

После 17.30 турки совершили еще 14 налетов, нанеся удары по различным плавсредствам, потопив 6 кораблей, судов, катеров и еще 11 повредив. Был разгромлен конвой на шоссе у Мансуры. при этом уничтожены 3 танка, еще несколько повреждены. Зенитным огнем греки повредили F-100D к-на Органа Гюршеша из 112-й Filo. но ему удалось дотянуть до своей базы.

Пик налетов пришелся на 9 августа. Утром 64 F-100 и F-84, а вечером 4 F-100D "прочесали"' огнем окрестности Коккины. Турки особо не считались с международными правилами ведения войны. Так, в н.п. Помос они уничтожили больницу вместе со всеми ранеными и медперсоналом, а затем нанесли повреждения полевому госпиталю Красного Креста. Согласно заявлениям Никосии, при налетах погибли до 500 киприотов.

Необходимо отметить, что Турция не имела права применять оружие, полученное из США, вне национальных границ без разрешения Белого дома. Поэтому Америка весьма активно вмешалась в развитие конфликта. Кроме дипломатического давления, она направила к северным берегам Кипра корабли 7-го флота, ясно показав Анкаре иллюзорность высадки морского десанта.

Те же ограничения распространялись и на входившую в НАТО Грецию. Однако Афины не могли оставаться безучастными, решив привлечь свою авиацию для оказания помощи сражавшимся на острове эллинам. Но если ближайшую турецкую авиабазу Адана от района боев отделяли всего 120 км, то грекам требовалось преодолеть минимум 400 км. Поэтому на Кипр решили перебросить две пятерки учебно-боевых Т-6 Texan, вооруженных 70-мм НАРами. В ночь на 9 августа они взлетели с аэродрома Татои под Афинами и взяли курс на остров. Самолеты несли греческие опознавательные знаки, но на килях были нанесены кипрские флажки.

Первая пятерка дошла до о. Родос, но затем получила приказ вернуться Вторая, ведомая к-ном В. Коттасом, на бреющем в темноте пошла к Кипру. 4 машины благополучно приземлились на авиабазе Лакатамия, а пятая совершила вынужденную посадку и была разбита. Пилотировавший самолет л-т Авгеринидис и его штурман остались целы-невредимы и вскоре своим ходом добрались до Лакатамии. Судя по отрывочной информации, еще до полудня 10 августа "Тексаны" нанесли удар по туркам у Коккины,

В тот же день в 9.00 пара недавно полученных турками F- 104G обстреляла НАРами и пушечным огнем позиции греков у Полиса, а в 13.00 самолеты совершили еще один налет. На этом кампания завершилась, т.к. в действие вступило соглашение о прекращении огня, подписанное при участии ООН. В тот же день Президент Макариос обратился к СССР за военной помощью в случае продолжения турецкой агрессии. Москва дала положительный ответ, а пока в качестве демонстрации своих симпатий направила на остров два Ил -18 с медикаментами.



В 1960-е гг. истребители "Джевелин" защищали британские интересы на Кипре



Греческий катер под ударом турецких "Супер Сейбров"




Турецкие истребители F-100 "Супер Сейбр" и F-104 "Старфайтер* использовались, а основном, в качестве ударных


30 августа греческие ВВС (ЭАП – Эллиники Аэропория) решили провести развед-рейд над Кипром. С авиабазы Суда взлетели 3 пары RF-84F, которым предстояло сфотографировать различные районы острова. При выполнении этой задачи им пришлось столкнуться с противодействием британских Gloster Javelin из 29-й АЭ, поднявшихся с Акротири. Маневрируя в опасной близости от греческих разведчиков, летчики Альбиона приложили максимум усилий, чтобы не позволить эллинам произвести съемку. Эти "козни" смог преодолеть лишь первый л-т С. Папазис. Когда его стала зажимать пара британцев, он выпустил аэродинамические тормоза, и "Джевелины" проскочили далеко вперед. Пока они разворачивались, грек произвел "фотосессию".

В целом на Кипре установилось шаткое спокойствие, но когда 23 апреля 1967 г в Греции власть захватили печально известные "черные полковники", стало ясно: на острове грядут новые потрясения. Вскоре хунта тайно перебросила туда пехотную дивизию. Получив столь солидное подкрепление, "Гривас и его команда" 15 ноября 1967 г. вновь начали активные боевые действия. В них участвовала и малочисленная авиация кипрской гвардии, которая вела разведку, выполняла связные полеты, разбрасывала листовки. В свою очередь, турки вновь приступили к облетам острова. Они довольно быстро потеряли 2 самолета: F-100 из 114-й Filo потерпел катастрофу по техническим причинам, а TF-84F сбили зенитчики греческой дивизии. Активно работали над Кипром разведчики из 184-й Filo, собиравшие данные для турецкого командования, которое продолжало готовить десантную операцию. Однако американцам все же удалось отговорить союзников от этого шага, и вскоре при помощи ООН кризис был преодолен. К 16 января 1968 г. дивизия вернулась в Грецию. За ней последовал и неуемный генерал, снятый Макариосом со своего поста.

В 1970 г Гривас нелегально вернулся, воссоздал свою организацию (так появилась ЭОКА-Б или ЭОКА-2) и взялся за террор, города и деревни Кипра стали сотрясать выстрелы и взрывы. Апофеозом этой малой войны стало покушение на Президента Кипра. Утром 8 марта 1970 г. Макариос намеревался посетить на вертолете FH-1100 монастырь Махерос, но едва винтокрылая машина оторвалась от площадки, как с крыши недалеко расположенной гимназии ударил пулемет. Макариос рассказывал: "Я слышал, как пули защелкали по вертолету, но не сразу понял, что нас обстреливают В какое-то мгновение я заметил, как судорожно дернулся пилот. Должно быть, как раз его в этот момент ранило, но мне он ничего не сказал…" Превозмогая боль, летчик Пападойянис с пулей в животе посадил машину на одной из улочек Никосии, где. по словам очевидцев, и не всякий здоровый летчик смог бы совершить посадку. Президент не пострадал, Он лично доставил пилота в госпиталь и оставался там до конца операции, пока не убедился, что его жизни ничто не угрожает.


Мятеж и вторжение

В январе 1974 г. Гриваса не стало, что никак не сказалось на активности террористов. Они нашли надежную опору в казармах гвардии, многие офицеры которой прибыли из Греции и разделяли политические взгляды хунты. Гвардия насчитывала 13500 человек, была хорошо вооружена и располагала своей авиацией, включавшей 4 самолета (два Piper РА-22 Colt, по одному Dornier Do-27 и Beech С-45 Expeditor) и 2 вертолета (FH-1100 и АВ-47). Макариос ее не контролировал. Желая изменить положение дел, он 2 июня отправил греческому Президенту письмо с просьбой отозвать своих офицеров. По мнению хунты, это переходило все границы, и она решила организовать на Кипре государственный переворот. Мятеж при самом активном участии гвардии начался 15 июля. Макариос на британском вертолете бежал в Акротири и затем улетел в Англию,

Власть на острове захватили эоковцы, которые сразу "закрутили гайки" местным туркам. Анкара не могла оставить это без внимания и решила силой покончить с кипрской проблемой Тем более, что международная обстановка складывалась благоприятно: СССР и США по разным причинам готовы были закрыть глаза на это. Теоретически вторжение на Кипр могло привести к военной конфронтации с Грецией, однако было признано, что эллины в драку не полезут, т.к. соотношение сил складывалось явно не в их пользу. Так, по количеству боевых самолетов турки превосходили соседа в полтора раза. Качество матчасти было одинаковым: страны получали авиатехнику, главным образом, по программам военной помощи из США и других стран НАТО.

Вторжение на Кипр должно было осуществляться по плану -Аттила", в котором авиации отводилась важная роль. Ударным силам ТНК предстояло подавить первое сопротивление гвардии, транспортникам и вертолетчикам – доставить десанты, которые дополняли основную высадку с моря Перед операцией на южнотурецких базах сосредоточили множество F-100 и F-104G, представлявших практически все эскадрильи ТНК. Выброску парашютистов должны были осуществить C.160D из 221-й Filo (аэродром Эркилет). С-130 из 222-й и С-47 из 223-й (Этимесгута). Вертолеты UH- ID и АВ.205 всех видов Вооруженных сил сконцентрировали в Анталье Кроме того, на всякий случай решили усилить авиагруппировку на границе с Грецией.

За пару дней до намеченной высадки S-2E Tracker из 301-й Filo приступили к ведению интенсивной морской разведки между Турцией и Кипром. Проводились мероприятия по упрощению опознавания с воздуха своих войск и кораблей. Так, на палубах и башнях последних экипажи нарисовали большие национальные флаги. Это имело важное значение, т.к. и Греция, и Турция получали от США однотипные корабли.




Обе стороны располагали одинаковыми самолетами, в т.ч. разведчиками RF-84 и ударными F-84F



Турецкие С. 160D Трансол использовались в десантной операции "Аттила"


В Греции на случай высадки турецких войск разработали план "К". В нем предусматривалось использование против морского десанта одной эскадрильи, насчитывавшей 20 F-84F, которая должна была работать с базы Кастели на Крите. Дополнительно 18 июля на критскую базу Ираклион перелетели десять F-5. Однако Афины в возможность высадки не верили вообще! Чего было волноваться, если дядя Сэм гарантировал ее невозможность!

В Никосии реалистичнее смотрели на ближайшую перспективу и после неоднократных бесполезных обращений в Афины поняли: отбиваться придется в одиночку. Гвардия держала в порту Кирения торпедные катера Т1 и ТЗ. полученные из СССР Они-то 20 июля в 4.45 и вышли навстречу кораблям противника. Через 15 минут их обнаружили и затем атаковали турецкие самолеты. В Т1 угодили 20-мм снаряды, "выбившие" один двигатель и рулевое устройство Катер пошел к берегу, но затонул в трех милях от него. ТЗ смог приблизиться к кораблям на две мили, но тут получил попадания из пушек эсминцев и взорвался.

В 4.49 над Кипром появился RF-84F из 184-й Filo. выполнявший доразведку плацдарма. В 5.15 самолеты ТНК атаковали обьекты гвардии в Кирении, Никосии и вокруг них. Налеты длились целый день. Больше всего досталось столице и ее пригородам, где атакам подверглись отдельные посты, казармы, места дислокации бронетанковых подразделений и аэропорт. На его территорию "Старфайтеры" и "Супер Сейбры", наводимые учебно-боевыми Т-37. сбросили много авиабомб, баков с напалмом, выпустили десятки НАР, причинив серьезный ущерб строениям и авиатехнике. Турки встретили жесткое сопротивление наземной ПВО, в результате чего в списке официально признанных Анкарой потерь оказались два F-100 из 171-й и 132-й Filo и один RF-84F из 184-й Filo. летчик которого ст. л-т И. Картер погиб.

В 6,00 между Никосией и Киренией турки выбросили десант численностью до 500 парашютистов. Греки вели ожесточенный огонь и повредили 34 "транспортника" из 36, принимавших участие в десантировании, Правда, серьезно пострадал только один С-47, которому пришлось совершить вынужденную посадку на своей территории. Это сопротивление не помешало туркам провести во второй половине дня еще две выброски.

Кроме того, у Кирении 72 вертолета высадили крупный десант, для чего каждая машина совершила по 4 рейса. Греки огнем стрелкового оружия повредили 12 "вертушек", В тыл противника на легких самолетах и вертолетах турки доставляли агентуру, диверсантов и спецгрузы. потеряв при этом Do-28 Skyservant со всеми, кто находился на борту.

Где густо, где пусто! Пока у Кирении ТНК упивались своей мощью, в районе г Пафос отряд местных турок взяли в оборот гвардейцы при поддержке десантного корабля ВМС Греции "Лесбос". Ополченцы по радио взывали о помощи и просили прислать авиацию, но не дождались ее и сдались.

В тот же день американцы спровоцировали серьезный инцидент. Пара F-4J из VF-102 (авианосец ВМС США "Индепенденс"), используя пушечные контейнеры, обстреляла греческие RF-5A и F-5A из 341-й эскадрильи (летчики С. Цурас и П. Миценас) у о-ва Милос. Греки увернулись от снарядов, после чего Миценас дважды заходил в хвост более тяжелым "Фантомам", но каждый раз получал категорический запрет "земли" на открытие огня. Этим дело и завершилось. Янки в ответ на греческие упреки категорически отрицали само участие их самолетов в этом инциденте.

Ночью четыре Boeing 707 национальной авиакомпании Olympic Airways должны были перебросить в Никосию группу коммандос. Однако при посадке в Суда-Бей, на Крите (очевидно, для принятия на борт спецназовцев) один "Боинг" застрял на полосе из-за повреждения основной опоры шасси. ВПП оказалась заблокированной, что не позволило провести операцию затемно, и ее пришлось отменить.

21 июля греческая хунта сгоряча выдвинула Анкаре ультиматум, пригрозив войной, если в течение 48 часов боевые действия на Кипре не прекратятся. Была объявлена мобилизация резервистов, началась концентрация войск на границе. Правда, вскоре командующие видами Вооруженных сил, понимавшие, какой катастрофой обернется война с Турцией, отговорили свое руководство от столь опасного шага.

В Анкаре о том, что у воинствующих полковников пыл поубавился, узнали не сразу. И, когда экипаж патрульного "Треккера" доложил, что к Кипру движется конвой из 11 кораблей, турки подумали, что вот оно, началось, и решили подозрительный ордер разгромить. К южному побережью Кипра направили 3 эсминца типа "Гиринг". Такими же располагали и ВМС Греции…

Турецкий отряд не обнаружил противника, о чем и доложил "наверх". Однако там были настолько уверены в своей правоте, что решили направить на поиски ордера-призрака почти полсотни F-100 и F-104 И вот около 15.00 на траверзе Пафоса летчики обнаружили 3 корабля. Хотя нарисованные на них турецкие флаги нельзя было не заметить, получившие накануне соответствующий инструктаж авиаторы знали, что такую уловку используют коварные греки. Поэтому, обнаружив "гиринги" там, где своих кораблей не должно быть и в помине, летчики ринулись в атаку. На корабли посыпались бомбы, полетели серии НАР Моряки открыли ответный огонь, одновременно радисты эсминцев возопили в эфир не без восточной изысканности: "Своих бомбите, о ишаки и дети баранов!" Но атакующие хорошо запомнили напутствия о военных хитростях врага и продолжали свое дело с неослабевающим напором. В конечном итоге 340-кг бомба, сброшенная со "Старфайтера", угодила в среднюю часть эсминца "Коджатепе" и взорвалась. Сдетонировал боезапас. Несмотря на предпринятые экипажем меры по борьбе за живучесть корабля, он быстро ушел на дно, забрав с собой 13 офицеров и 51 матроса. Не избежали повреждений и остальные эсминцы, которым пришлось срочно вернуться в Мерсин. Для справедливости надо сказать, что турецкая авиация атаковала не только своих – до захода солнца было потоплено или повреждено немало греческих катеров и мелких судов.



Именно у этого греческого "Фантома" 21 июля 1974 г. лопнули шины на двух колесах при перелете в зону боев, и он был потерян



Британский "Белфаст" увозит очередную партию беженцев с Кипра


На Кипре не прекращались бои на плацдарме. Десантники оседлали шоссе Никосия -Кирения, на котором в 7.55 с воздуха была уничтожена греческая колонна из 40 машин. Самолеты ТНК продолжали наносить удары по греческим объектам, в т.ч. и Никосийскому аэропорту. Состоялось несколько выбросок мелких групп парашютистов-коммандос. ПВО греков не ослабляла сопротивления, и турки потеряли, согласно их данным, еще 3 машины: 2 "Супер Сейбра" из 172-й и 181-й Filo и "Старфайтер" из 192-й, Во всех случаях летчики спаслись.

Греки решились перебросить поближе к месту боев, на Крит, пару F-102 с базы Танагра и "Фантомы" с Андравиды. При посадке на острове у одного F-4 лопнули шины на двух колесах. Экипаж тут же дал "газу- и, набрав высоту, катапультировался, а самолет упал в стороне от ВПП. В 22.30 началась операция "Ники*, предусматривавшая переброску на Кипр 1-го батальона коммандос. Для этого выделили 20 "Норат-ласов" и 10 "Дакот" 345-й эскадрильи "Пегас". Машины по одной стали взлетать с ВПП базы Суда. В воздух успели подняться 15 "Норатласов", получивших позывной "Ники" с добавлением своего порядкового номера. Остальные самолеты по приказу из центра остались на земле.

Полет проходил на высотах 100-180 м при полном радиомолчании. На подходе к Кипру "транспортники" вошли в густую облачность. "Ники-13" сбился с курса и вынужден был уйти на Родос. Вскоре показался аэропорт Никосия. Вопреки приказу не стрелять без команды, у гвардейских зенитчиков и ополченцев не выдержали нервы. На "Норатласы" со всех сторон обрушился огонь. Первые 3 машины сели нормально, но "Ники-4" (он же борт 133) получил несколько прямых попаданий и упал в трех километрах от ВПП. Погиб 31 человек. У "Ники-7" вышли из строя оба двигателя, на борту были убиты двое коммандос. 11 получили ранения. Тем не менее, экипаж смог посадить машину. До рассвета приземлились и разгрузились все, кроме "Ники-14", которому пришлось вернуться в Суду. Обратно смогли уйти лишь 9 самолетов. В аэропорту кипрской столицы остались поврежденные "Ники-3", "7" и"12". Их взорвали, дабы, в случае чего, не достались противнику.

22 июля кипрская гвардия и греческий контингент предприняли у Кирении серьезную контратаку с использованием танков Т-34, полученных из стран Варшавского договора. Туркам совсем пришлось бы туго, если бы не помощь авиации. Греки отступили, понеся потери в живой силе и оставив на поле боя подбитые танки.

В тот день греки несколько раз намеревались пустить в дело свою боевую авиацию. На рассвете на авиабазе Кастели были подготовлены к вылету 26 F-84F из 338-й эскадрильи, каждый из которых нес по 2 блока 70-мм НАР и две 227-кг бомбы. Самолеты уже стали выруливать на ВПП, как поступила команда "Отбой". Днем дважды приказ на вылет получали дислоцированные в Ираклионе "Фантомы", причем один раз они даже поднялись в воздух, но их задания также отменяли. Очевидно, Афины испытывали давление Вашингтона, не желавшего эскалации конфликта между своими союзниками.

Начались переговоры о прекращении огня. А пока они длились, турки попытались захватить как можно больше территории Основные усилия они прилагали у г. Фамагуста, где с семи кораблей высадились войска, 15 "Дакот" сбросили 300 парашютистов, а вертолеты доставили посадочный десант. "Супер Сейбры" нанесли 2 удара по гвардейским позициям на побережье, третий – по гостинице "Саламина тауэрс", где погибли до 50 туристов. Более того, турецкие самолеты обстреляли британский автоконвой, пытавшийся эвакуировать гражданских лиц. Грекам удалось отстоять город. Их ПВО сбила очередной "Супер Сейбр" из 172-й Filo, что признали турки. Кроме того, в списках потерь ТНК значится еще один самолет этого типа из 181-й Filo. разбившийся при посадке, что также могло быть следствием огня эллинских зенитчиков, В целом за эту короткую кампанию греки заявили, что сбили над островом 19 турецких самолетов и несколько вертолетов. Турки поначалу признали потерю 10 самолетов, позже увеличив это число до 14.

В 16.00 стороны по взаимному соглашению прекратили огонь. К этому моменту ТНК в рамках проводимой операции совершили 588 боевых вылетов. В целом ее итог был положительным для турок – у греков удалось отбить ряд территорий.

События на Кипре привели к резкому усилению напряженности на греко-турецкой границе, в первую очередь – в спорных районах Эгейского моря. Произошел ряд инцидентов, один из которых завершился воздушным боем. Согласно турецким данным, 21 июля около 13.00 неизвестный самолет, находившийся над нейтральными водами, начал забивать помехами РЛС в Чанаккале. Чтобы разобраться в ситуации, с базы Баликезер поднялась дежурная пара F-102 из 142-й Filo. Выйдя к цели, летчики увидели греческий самолет-амфибию "Альбатрос", о чем и доложили "земле". Заметив пару "сто вторых", эллинский экипаж начал уходить со снижением и срочно запросил помощь. Призыв был услышан, и в район оперативно прибыли два F-5A. Летчики "Дельта Дэггеров" получили приказ с КП заняться истребителями, но не стрелять, если те не будут проявлять враждебности Однако греческая пара пошла в атаку на встречных курсах и открыла огонь, правда, безрезультатный. Тогда турецкий ведущий к-н С. Онур выпустил по одному F-5A ракету AIM-4 Falkon. которая поразила цель. Второй грек поспешил спастись бегством. За ним погнался турецкий ведомый подп-к В. Сайин, который не только потерял контакт с противником, но и ориентировку, оказавшись глубоко в греческом воздушном пространстве. Он прошел над Афинами и только по акрополю определил, где находится. Летчик тут же повернул обратно, смог дотянуть до Турции, но баки его самолета опустели, и пришлось сажать "Дельту" на шоссе с неработающим двигателем. Истребитель был разбит, летчик уцелел.

Греческие источники говорят не об одном, а о двух инцидентах, которые произошли 21 и 22 июля. В первый день пара F-5A из 337-й эскадрильи (ведущий первый л-т Г. Динолулос, ведомый второй л-т Т. Ска-бардонис) провела бой с двумя F-102. Греки увернулись от турецкой ракеты и сами пошли в атаку. Скабардонис выпустил два "сайда", один из которых попал в цель. 22 июля греки признали потерю F-5A из 343-й эскадрильи, но не от воздействия противника, а в результате катастрофы, которая унесла жизнь второго л-та Д. Хациантониу и произошла из-за полной выработки топлива. Интересно, что у турков 22 июля значится разбившийся при посадке F-102A из 142-й Filo. Не исключено, что таким образом они закамуфлировали потерю истребителя в воздушном бою днем ранее.

Окончание следует



Примечания:



ЭХО СТАРОЙ ВРАЖДЫ

Алексей Котлобовский/Киев

Фото предоставлены автором


За всю историю на Кипре сменился не один хозяин. Поначалу здесь жили греки, а после османского завоевания появились и турки. Их число быстро росло, тем не менее, уступало коренным жителям. Вопреки конфессиональным различиям и сотрясавшим регион в XIX-XX вв. греко-турецким войнам, общины сосуществовали вполне мирно. В 1925 г. Кипр стал британской колонией. Во Второй мировой войне в рядах британских войск сражались до 20000 киприотов. По ее окончании самосознание эллинов выросло. Ими овладели идеи независимости и энозиса – объединения с исторической родиной. Мирные акции результатов не дали, и пришло время иных методов. В 1955-59 гг. греки силами боевой организации ЭОКА, руководимой п-ком Г. Гривасом, сражались с англичанами. В то время как турецкая община фактически поддержала колонизаторов, что положило начало межэтническим столкновениям

Британцы бросили против партизан авиацию. Война на Кипре оказалась одной из первых, где видную роль сыграли вертолеты. "Рабочие лошадки" – легкие Bristol Sycamore H.R.14 из 103-й эскадрильи, выполнили за 5 лет 19375 вылетов и перевезли более 4000 солдат, 120 т грузов, 268 раненых, Ограниченно применялись более мощные Westland Whirlwind. Работали и легкие самолеты: Auster, Pioneer, Chipmunk, Боевая авиация привлекалась время от времени. Важное значение имело морское патрулирование, которое вели самолеты ВВС и ВМС, в т,ч. палубные разведчики Fairey Gan-net AS. 1 и AS.4 из 847-й АЭ, "намотавшие- в 1697 вылетах до 4000 ч. Эоковцы ответили саботажем и диверсиями на авиабазах, уничтожив и повредив не менее 5 боевых и транспортных самолетов.


Горькие плоды урезанного суверенитета

Многолетние борьба и переговорный процесс, отказ от энозиса лидера греков архиепископа Макариоса дали плоды: в Цюрихе был подписан протокол, по которому с 16 августа 1960 г. Кипр становился независимой республикой. Ее суверенитет гарантировали Лондон. Афины и Анкара. Британцы изъяли 258.6 км; территории под базы в Акротири и Декелии – всего 5% национальных земель. Их гарнизон оставался и в столичном аэропорту. Английская авиация могла летать в воздушном пространстве Кипра без уведомления Никосии. Допускались войска других гарантов: 950 человек из Греции. 650 – Турции. Однако квота часто нарушалась. Кипр мог иметь двухтысячную армию и такую же полицию в соотношении 70% греков. 30% турок. Компромисс не устраивал обе общины. Назревал внутренний конфликт, который турки спровоцировали в 1963 г.

23 декабря в столице острова начались серьезные бои. Через 2 дня своих поддержал турецкий контингент, а над Кипром появились четыре F-84 ВВС Турции. Они ограничились моральным давлением на греков, "побрив" их позиции и некоторые районы проживания. Эта мерз оказалась весьма эффективной: слабые духом бойцы, не выдержав рева двигателей и воздействия реактивной струи, разбежались… Воинственность греков подупала.

26 декабря вмешались англичане, разделив броневиками противников и обозначив в Никосии существующую до сих пор Зеленую линию. Было подписано формальное соглашение о мире. Конфликт вынудил Лондон усилить свои войска. В феврале 1964 г. заработал воздушный мост. К 19 числу 14 Bristol Britania 99-й и 511-й эскадрилий. Три A.W.650 Argosy из 114-й АЭ и 2 Blackburn Beverley из 47-й АЭ доставили 594 человека, 2 вертолета, 85 единиц авто-техники, несколько бронемашин и 24 т других грузов. На "Кометах" из 216-й АЭ в Акротири прибыл наземный персонал ВВС.

4 марта Совет Безопасности ООН принял резолюцию, предусматривавшую направление на Кипр Сил по поддержанию мира (UNFICYP). Этот контингент в количестве около 7000 человек сформировали к 27 марта и по воздуху перебросили к месту назначения Для участия в нем англичане выделили 2 звена армейской авиации (19-е связное на вертолетах Sioux АН, 1, 21 -е разведывательное на Auster АОР9), в мае дополненные четырьмя Whirlwind HAR.10 из 230-й АЭ. Они вели патрулирование Зеленой линии, перебрасывали солдат в угрожающие места и т.п Миссия UNFICYP продолжается по сей день.

Несмотря на соглашение о прекращении огня и ввод в страну миротворцев, в разных районах острова продолжались перестрелки и мелкие стычки. Стороны получали оружие из внешних источников морским путем и по воздуху. Например, в начале июня 1964 г. пара турецких самолетов доставила военный груз в район н,п. Кенне-ли. Свою лепту в эскалацию конфликта вносили и формально соблюдавшие нейтралитет англичане. Так. их вертолеты перевозили оружие и боеприпасы в турецкий сектор Никосии.

Еще в 1960 г. у греков появилось авиакрыло, преобразованное в 1963 г в т.н. Кипрское авиационное командование, в состав которого входили две эскадрильи. На их вооружении находились легкие самолеты общего назначения: два или три РА-22 Colt, два Do-27 и один С-45 Expeditor. В круг задач входило и патрулирование территориальных вод для выявления нарушителей. Например, 11 мая 1964 г. экипаж "Пайпера" обнаружил в 5 км от турецкого оплота н.п. Мансура неизвестную подводную лодку, а у берега – надводный корабль, с которого шла выгрузка. Всего к июню 1964 г. было зафиксировано прибытие до 1000 единиц различных плавсредств с военной контрабандой. Не имея на борту оружия, эллинские авиаторы могли лишь наводить на нарушителей катера, но часто даже этого сделать не удавалось и оставалось только грозить кулаками…

Воздушное пространство Кипра постоянно нарушали турецкие самолеты, которые иногда встречали сопротивление. Так. греки заявили, что огнем с земли им удалось сбить 15 мая 1964 г. Т-33, а 5 июня – разведчик RF-84F Турки списали эти потери на летные происшествия.

1 августа 1964 г. парламент Кипра, деятельность которого саботировали депутаты-турки, принял закон о Национальной гвардии. В ответ на это руководство другой общины осуществило в приказном порядке переселение турок в изолированные анклавы, запретив им поддерживать любые контакты с греками.



Во второй половине 1950-х гг. британские Сикаморы выполнили на Кипре большой объем работ



Британский "Биверли". Два таких самолета выполняли перевозки на Кипр а 1964 г.



Среди первых потерь турок над Кипром были и Т-33



Греческие "Тексаны" сыграли свою роль о событиях 1964 г.


Эта акция подвигла одержимого идеей окончательного решения турецкого вопроса Гриваса. который уже стал генералом и возглавил гвардию, на активные действия против соседей, 3 августа 1964 Б начались жестокие бои в районе деревень Коккина и Майсура, где турки сосредоточили до 1300 бойцов, включая 450 солдат регулярной армии Анкары. 6 августа Гривас предпринял решительное наступление, положение турок стало отчаянным, и они по радио обратились к Анкаре за помощью.

Та не замедлила откликнуться. Намечалась высадка морского десанта, а пока экстренную поддержку должны были оказать ВВС (ТНК – Turk Hava Kuwetlen), Так как наиболее боеспособные части находились в подчинении НАТО. Турция отзывала их под свое командование. В помощь "братьям по крови" на авиабазе Адана сосредоточили до сотни машин пяти боевых Filo[9*]: 141-й и 161-й на F-84F/G Thunderstreak /Thunderjet. 111-й, 112-й 113-й и 181-й на F-100C/D Super Sabre, а также 184-й разведывательной на RF-84F

9* Filo – авиационная эскадрилья (тур.).

Первый удар, пока малыми силами, был нанесен 7 августа, когда Гривас атаковал противника в районе н.п. Полис: в 18.00 четверка "Супер Сейбров" обстреляла этот городишко и греческие позиции. Среди бойцов и мирных жителей появились жертвы. До полудня 8 августа около 30 самолетов обработали бомбами. НАР, напалмом и пулеметно-пушечным огнем цели в северо-западной части острова. Четверка F- 100D подожгла несколько катеров. Ответным огнем моряки поразили F-100 из 112-й Filo, который взорвался в воздухе. Летчик к-н Чингиз Топал угодил в плен. Это был его первый вылет на бомбардировку. На допросе турок показал, что накануне операции командование приказало проявить в ходе налетов "максимальную жестокость, дабы… подорвать моральное состояние греков и волю их к победе". В отношении противника и греки повели себя недостойно: в нарушение действующих конвенций они расстреляли летчика. Позже его прах вернули на родину и похоронили с почестями.

После 17.30 турки совершили еще 14 налетов, нанеся удары по различным плавсредствам, потопив 6 кораблей, судов, катеров и еще 11 повредив. Был разгромлен конвой на шоссе у Мансуры. при этом уничтожены 3 танка, еще несколько повреждены. Зенитным огнем греки повредили F-100D к-на Органа Гюршеша из 112-й Filo. но ему удалось дотянуть до своей базы.

Пик налетов пришелся на 9 августа. Утром 64 F-100 и F-84, а вечером 4 F-100D "прочесали"' огнем окрестности Коккины. Турки особо не считались с международными правилами ведения войны. Так, в н.п. Помос они уничтожили больницу вместе со всеми ранеными и медперсоналом, а затем нанесли повреждения полевому госпиталю Красного Креста. Согласно заявлениям Никосии, при налетах погибли до 500 киприотов.

Необходимо отметить, что Турция не имела права применять оружие, полученное из США, вне национальных границ без разрешения Белого дома. Поэтому Америка весьма активно вмешалась в развитие конфликта. Кроме дипломатического давления, она направила к северным берегам Кипра корабли 7-го флота, ясно показав Анкаре иллюзорность высадки морского десанта.

Те же ограничения распространялись и на входившую в НАТО Грецию. Однако Афины не могли оставаться безучастными, решив привлечь свою авиацию для оказания помощи сражавшимся на острове эллинам. Но если ближайшую турецкую авиабазу Адана от района боев отделяли всего 120 км, то грекам требовалось преодолеть минимум 400 км. Поэтому на Кипр решили перебросить две пятерки учебно-боевых Т-6 Texan, вооруженных 70-мм НАРами. В ночь на 9 августа они взлетели с аэродрома Татои под Афинами и взяли курс на остров. Самолеты несли греческие опознавательные знаки, но на килях были нанесены кипрские флажки.

Первая пятерка дошла до о. Родос, но затем получила приказ вернуться Вторая, ведомая к-ном В. Коттасом, на бреющем в темноте пошла к Кипру. 4 машины благополучно приземлились на авиабазе Лакатамия, а пятая совершила вынужденную посадку и была разбита. Пилотировавший самолет л-т Авгеринидис и его штурман остались целы-невредимы и вскоре своим ходом добрались до Лакатамии. Судя по отрывочной информации, еще до полудня 10 августа "Тексаны" нанесли удар по туркам у Коккины,

В тот же день в 9.00 пара недавно полученных турками F- 104G обстреляла НАРами и пушечным огнем позиции греков у Полиса, а в 13.00 самолеты совершили еще один налет. На этом кампания завершилась, т.к. в действие вступило соглашение о прекращении огня, подписанное при участии ООН. В тот же день Президент Макариос обратился к СССР за военной помощью в случае продолжения турецкой агрессии. Москва дала положительный ответ, а пока в качестве демонстрации своих симпатий направила на остров два Ил -18 с медикаментами.



В 1960-е гг. истребители "Джевелин" защищали британские интересы на Кипре



Греческий катер под ударом турецких "Супер Сейбров"




Турецкие истребители F-100 "Супер Сейбр" и F-104 "Старфайтер* использовались, а основном, в качестве ударных


30 августа греческие ВВС (ЭАП – Эллиники Аэропория) решили провести развед-рейд над Кипром. С авиабазы Суда взлетели 3 пары RF-84F, которым предстояло сфотографировать различные районы острова. При выполнении этой задачи им пришлось столкнуться с противодействием британских Gloster Javelin из 29-й АЭ, поднявшихся с Акротири. Маневрируя в опасной близости от греческих разведчиков, летчики Альбиона приложили максимум усилий, чтобы не позволить эллинам произвести съемку. Эти "козни" смог преодолеть лишь первый л-т С. Папазис. Когда его стала зажимать пара британцев, он выпустил аэродинамические тормоза, и "Джевелины" проскочили далеко вперед. Пока они разворачивались, грек произвел "фотосессию".

В целом на Кипре установилось шаткое спокойствие, но когда 23 апреля 1967 г в Греции власть захватили печально известные "черные полковники", стало ясно: на острове грядут новые потрясения. Вскоре хунта тайно перебросила туда пехотную дивизию. Получив столь солидное подкрепление, "Гривас и его команда" 15 ноября 1967 г. вновь начали активные боевые действия. В них участвовала и малочисленная авиация кипрской гвардии, которая вела разведку, выполняла связные полеты, разбрасывала листовки. В свою очередь, турки вновь приступили к облетам острова. Они довольно быстро потеряли 2 самолета: F-100 из 114-й Filo потерпел катастрофу по техническим причинам, а TF-84F сбили зенитчики греческой дивизии. Активно работали над Кипром разведчики из 184-й Filo, собиравшие данные для турецкого командования, которое продолжало готовить десантную операцию. Однако американцам все же удалось отговорить союзников от этого шага, и вскоре при помощи ООН кризис был преодолен. К 16 января 1968 г. дивизия вернулась в Грецию. За ней последовал и неуемный генерал, снятый Макариосом со своего поста.

В 1970 г Гривас нелегально вернулся, воссоздал свою организацию (так появилась ЭОКА-Б или ЭОКА-2) и взялся за террор, города и деревни Кипра стали сотрясать выстрелы и взрывы. Апофеозом этой малой войны стало покушение на Президента Кипра. Утром 8 марта 1970 г. Макариос намеревался посетить на вертолете FH-1100 монастырь Махерос, но едва винтокрылая машина оторвалась от площадки, как с крыши недалеко расположенной гимназии ударил пулемет. Макариос рассказывал: "Я слышал, как пули защелкали по вертолету, но не сразу понял, что нас обстреливают В какое-то мгновение я заметил, как судорожно дернулся пилот. Должно быть, как раз его в этот момент ранило, но мне он ничего не сказал…" Превозмогая боль, летчик Пападойянис с пулей в животе посадил машину на одной из улочек Никосии, где. по словам очевидцев, и не всякий здоровый летчик смог бы совершить посадку. Президент не пострадал, Он лично доставил пилота в госпиталь и оставался там до конца операции, пока не убедился, что его жизни ничто не угрожает.


Мятеж и вторжение

В январе 1974 г. Гриваса не стало, что никак не сказалось на активности террористов. Они нашли надежную опору в казармах гвардии, многие офицеры которой прибыли из Греции и разделяли политические взгляды хунты. Гвардия насчитывала 13500 человек, была хорошо вооружена и располагала своей авиацией, включавшей 4 самолета (два Piper РА-22 Colt, по одному Dornier Do-27 и Beech С-45 Expeditor) и 2 вертолета (FH-1100 и АВ-47). Макариос ее не контролировал. Желая изменить положение дел, он 2 июня отправил греческому Президенту письмо с просьбой отозвать своих офицеров. По мнению хунты, это переходило все границы, и она решила организовать на Кипре государственный переворот. Мятеж при самом активном участии гвардии начался 15 июля. Макариос на британском вертолете бежал в Акротири и затем улетел в Англию,

Власть на острове захватили эоковцы, которые сразу "закрутили гайки" местным туркам. Анкара не могла оставить это без внимания и решила силой покончить с кипрской проблемой Тем более, что международная обстановка складывалась благоприятно: СССР и США по разным причинам готовы были закрыть глаза на это. Теоретически вторжение на Кипр могло привести к военной конфронтации с Грецией, однако было признано, что эллины в драку не полезут, т.к. соотношение сил складывалось явно не в их пользу. Так, по количеству боевых самолетов турки превосходили соседа в полтора раза. Качество матчасти было одинаковым: страны получали авиатехнику, главным образом, по программам военной помощи из США и других стран НАТО.

Вторжение на Кипр должно было осуществляться по плану -Аттила", в котором авиации отводилась важная роль. Ударным силам ТНК предстояло подавить первое сопротивление гвардии, транспортникам и вертолетчикам – доставить десанты, которые дополняли основную высадку с моря Перед операцией на южнотурецких базах сосредоточили множество F-100 и F-104G, представлявших практически все эскадрильи ТНК. Выброску парашютистов должны были осуществить C.160D из 221-й Filo (аэродром Эркилет). С-130 из 222-й и С-47 из 223-й (Этимесгута). Вертолеты UH- ID и АВ.205 всех видов Вооруженных сил сконцентрировали в Анталье Кроме того, на всякий случай решили усилить авиагруппировку на границе с Грецией.

За пару дней до намеченной высадки S-2E Tracker из 301-й Filo приступили к ведению интенсивной морской разведки между Турцией и Кипром. Проводились мероприятия по упрощению опознавания с воздуха своих войск и кораблей. Так, на палубах и башнях последних экипажи нарисовали большие национальные флаги. Это имело важное значение, т.к. и Греция, и Турция получали от США однотипные корабли.




Обе стороны располагали одинаковыми самолетами, в т.ч. разведчиками RF-84 и ударными F-84F



Турецкие С. 160D Трансол использовались в десантной операции "Аттила"


В Греции на случай высадки турецких войск разработали план "К". В нем предусматривалось использование против морского десанта одной эскадрильи, насчитывавшей 20 F-84F, которая должна была работать с базы Кастели на Крите. Дополнительно 18 июля на критскую базу Ираклион перелетели десять F-5. Однако Афины в возможность высадки не верили вообще! Чего было волноваться, если дядя Сэм гарантировал ее невозможность!

В Никосии реалистичнее смотрели на ближайшую перспективу и после неоднократных бесполезных обращений в Афины поняли: отбиваться придется в одиночку. Гвардия держала в порту Кирения торпедные катера Т1 и ТЗ. полученные из СССР Они-то 20 июля в 4.45 и вышли навстречу кораблям противника. Через 15 минут их обнаружили и затем атаковали турецкие самолеты. В Т1 угодили 20-мм снаряды, "выбившие" один двигатель и рулевое устройство Катер пошел к берегу, но затонул в трех милях от него. ТЗ смог приблизиться к кораблям на две мили, но тут получил попадания из пушек эсминцев и взорвался.

В 4.49 над Кипром появился RF-84F из 184-й Filo. выполнявший доразведку плацдарма. В 5.15 самолеты ТНК атаковали обьекты гвардии в Кирении, Никосии и вокруг них. Налеты длились целый день. Больше всего досталось столице и ее пригородам, где атакам подверглись отдельные посты, казармы, места дислокации бронетанковых подразделений и аэропорт. На его территорию "Старфайтеры" и "Супер Сейбры", наводимые учебно-боевыми Т-37. сбросили много авиабомб, баков с напалмом, выпустили десятки НАР, причинив серьезный ущерб строениям и авиатехнике. Турки встретили жесткое сопротивление наземной ПВО, в результате чего в списке официально признанных Анкарой потерь оказались два F-100 из 171-й и 132-й Filo и один RF-84F из 184-й Filo. летчик которого ст. л-т И. Картер погиб.

В 6,00 между Никосией и Киренией турки выбросили десант численностью до 500 парашютистов. Греки вели ожесточенный огонь и повредили 34 "транспортника" из 36, принимавших участие в десантировании, Правда, серьезно пострадал только один С-47, которому пришлось совершить вынужденную посадку на своей территории. Это сопротивление не помешало туркам провести во второй половине дня еще две выброски.

Кроме того, у Кирении 72 вертолета высадили крупный десант, для чего каждая машина совершила по 4 рейса. Греки огнем стрелкового оружия повредили 12 "вертушек", В тыл противника на легких самолетах и вертолетах турки доставляли агентуру, диверсантов и спецгрузы. потеряв при этом Do-28 Skyservant со всеми, кто находился на борту.

Где густо, где пусто! Пока у Кирении ТНК упивались своей мощью, в районе г Пафос отряд местных турок взяли в оборот гвардейцы при поддержке десантного корабля ВМС Греции "Лесбос". Ополченцы по радио взывали о помощи и просили прислать авиацию, но не дождались ее и сдались.

В тот же день американцы спровоцировали серьезный инцидент. Пара F-4J из VF-102 (авианосец ВМС США "Индепенденс"), используя пушечные контейнеры, обстреляла греческие RF-5A и F-5A из 341-й эскадрильи (летчики С. Цурас и П. Миценас) у о-ва Милос. Греки увернулись от снарядов, после чего Миценас дважды заходил в хвост более тяжелым "Фантомам", но каждый раз получал категорический запрет "земли" на открытие огня. Этим дело и завершилось. Янки в ответ на греческие упреки категорически отрицали само участие их самолетов в этом инциденте.

Ночью четыре Boeing 707 национальной авиакомпании Olympic Airways должны были перебросить в Никосию группу коммандос. Однако при посадке в Суда-Бей, на Крите (очевидно, для принятия на борт спецназовцев) один "Боинг" застрял на полосе из-за повреждения основной опоры шасси. ВПП оказалась заблокированной, что не позволило провести операцию затемно, и ее пришлось отменить.

21 июля греческая хунта сгоряча выдвинула Анкаре ультиматум, пригрозив войной, если в течение 48 часов боевые действия на Кипре не прекратятся. Была объявлена мобилизация резервистов, началась концентрация войск на границе. Правда, вскоре командующие видами Вооруженных сил, понимавшие, какой катастрофой обернется война с Турцией, отговорили свое руководство от столь опасного шага.

В Анкаре о том, что у воинствующих полковников пыл поубавился, узнали не сразу. И, когда экипаж патрульного "Треккера" доложил, что к Кипру движется конвой из 11 кораблей, турки подумали, что вот оно, началось, и решили подозрительный ордер разгромить. К южному побережью Кипра направили 3 эсминца типа "Гиринг". Такими же располагали и ВМС Греции…

Турецкий отряд не обнаружил противника, о чем и доложил "наверх". Однако там были настолько уверены в своей правоте, что решили направить на поиски ордера-призрака почти полсотни F-100 и F-104 И вот около 15.00 на траверзе Пафоса летчики обнаружили 3 корабля. Хотя нарисованные на них турецкие флаги нельзя было не заметить, получившие накануне соответствующий инструктаж авиаторы знали, что такую уловку используют коварные греки. Поэтому, обнаружив "гиринги" там, где своих кораблей не должно быть и в помине, летчики ринулись в атаку. На корабли посыпались бомбы, полетели серии НАР Моряки открыли ответный огонь, одновременно радисты эсминцев возопили в эфир не без восточной изысканности: "Своих бомбите, о ишаки и дети баранов!" Но атакующие хорошо запомнили напутствия о военных хитростях врага и продолжали свое дело с неослабевающим напором. В конечном итоге 340-кг бомба, сброшенная со "Старфайтера", угодила в среднюю часть эсминца "Коджатепе" и взорвалась. Сдетонировал боезапас. Несмотря на предпринятые экипажем меры по борьбе за живучесть корабля, он быстро ушел на дно, забрав с собой 13 офицеров и 51 матроса. Не избежали повреждений и остальные эсминцы, которым пришлось срочно вернуться в Мерсин. Для справедливости надо сказать, что турецкая авиация атаковала не только своих – до захода солнца было потоплено или повреждено немало греческих катеров и мелких судов.



Именно у этого греческого "Фантома" 21 июля 1974 г. лопнули шины на двух колесах при перелете в зону боев, и он был потерян



Британский "Белфаст" увозит очередную партию беженцев с Кипра


На Кипре не прекращались бои на плацдарме. Десантники оседлали шоссе Никосия -Кирения, на котором в 7.55 с воздуха была уничтожена греческая колонна из 40 машин. Самолеты ТНК продолжали наносить удары по греческим объектам, в т.ч. и Никосийскому аэропорту. Состоялось несколько выбросок мелких групп парашютистов-коммандос. ПВО греков не ослабляла сопротивления, и турки потеряли, согласно их данным, еще 3 машины: 2 "Супер Сейбра" из 172-й и 181-й Filo и "Старфайтер" из 192-й, Во всех случаях летчики спаслись.

Греки решились перебросить поближе к месту боев, на Крит, пару F-102 с базы Танагра и "Фантомы" с Андравиды. При посадке на острове у одного F-4 лопнули шины на двух колесах. Экипаж тут же дал "газу- и, набрав высоту, катапультировался, а самолет упал в стороне от ВПП. В 22.30 началась операция "Ники*, предусматривавшая переброску на Кипр 1-го батальона коммандос. Для этого выделили 20 "Норат-ласов" и 10 "Дакот" 345-й эскадрильи "Пегас". Машины по одной стали взлетать с ВПП базы Суда. В воздух успели подняться 15 "Норатласов", получивших позывной "Ники" с добавлением своего порядкового номера. Остальные самолеты по приказу из центра остались на земле.

Полет проходил на высотах 100-180 м при полном радиомолчании. На подходе к Кипру "транспортники" вошли в густую облачность. "Ники-13" сбился с курса и вынужден был уйти на Родос. Вскоре показался аэропорт Никосия. Вопреки приказу не стрелять без команды, у гвардейских зенитчиков и ополченцев не выдержали нервы. На "Норатласы" со всех сторон обрушился огонь. Первые 3 машины сели нормально, но "Ники-4" (он же борт 133) получил несколько прямых попаданий и упал в трех километрах от ВПП. Погиб 31 человек. У "Ники-7" вышли из строя оба двигателя, на борту были убиты двое коммандос. 11 получили ранения. Тем не менее, экипаж смог посадить машину. До рассвета приземлились и разгрузились все, кроме "Ники-14", которому пришлось вернуться в Суду. Обратно смогли уйти лишь 9 самолетов. В аэропорту кипрской столицы остались поврежденные "Ники-3", "7" и"12". Их взорвали, дабы, в случае чего, не достались противнику.

22 июля кипрская гвардия и греческий контингент предприняли у Кирении серьезную контратаку с использованием танков Т-34, полученных из стран Варшавского договора. Туркам совсем пришлось бы туго, если бы не помощь авиации. Греки отступили, понеся потери в живой силе и оставив на поле боя подбитые танки.

В тот день греки несколько раз намеревались пустить в дело свою боевую авиацию. На рассвете на авиабазе Кастели были подготовлены к вылету 26 F-84F из 338-й эскадрильи, каждый из которых нес по 2 блока 70-мм НАР и две 227-кг бомбы. Самолеты уже стали выруливать на ВПП, как поступила команда "Отбой". Днем дважды приказ на вылет получали дислоцированные в Ираклионе "Фантомы", причем один раз они даже поднялись в воздух, но их задания также отменяли. Очевидно, Афины испытывали давление Вашингтона, не желавшего эскалации конфликта между своими союзниками.

Начались переговоры о прекращении огня. А пока они длились, турки попытались захватить как можно больше территории Основные усилия они прилагали у г. Фамагуста, где с семи кораблей высадились войска, 15 "Дакот" сбросили 300 парашютистов, а вертолеты доставили посадочный десант. "Супер Сейбры" нанесли 2 удара по гвардейским позициям на побережье, третий – по гостинице "Саламина тауэрс", где погибли до 50 туристов. Более того, турецкие самолеты обстреляли британский автоконвой, пытавшийся эвакуировать гражданских лиц. Грекам удалось отстоять город. Их ПВО сбила очередной "Супер Сейбр" из 172-й Filo, что признали турки. Кроме того, в списках потерь ТНК значится еще один самолет этого типа из 181-й Filo. разбившийся при посадке, что также могло быть следствием огня эллинских зенитчиков, В целом за эту короткую кампанию греки заявили, что сбили над островом 19 турецких самолетов и несколько вертолетов. Турки поначалу признали потерю 10 самолетов, позже увеличив это число до 14.

В 16.00 стороны по взаимному соглашению прекратили огонь. К этому моменту ТНК в рамках проводимой операции совершили 588 боевых вылетов. В целом ее итог был положительным для турок – у греков удалось отбить ряд территорий.

События на Кипре привели к резкому усилению напряженности на греко-турецкой границе, в первую очередь – в спорных районах Эгейского моря. Произошел ряд инцидентов, один из которых завершился воздушным боем. Согласно турецким данным, 21 июля около 13.00 неизвестный самолет, находившийся над нейтральными водами, начал забивать помехами РЛС в Чанаккале. Чтобы разобраться в ситуации, с базы Баликезер поднялась дежурная пара F-102 из 142-й Filo. Выйдя к цели, летчики увидели греческий самолет-амфибию "Альбатрос", о чем и доложили "земле". Заметив пару "сто вторых", эллинский экипаж начал уходить со снижением и срочно запросил помощь. Призыв был услышан, и в район оперативно прибыли два F-5A. Летчики "Дельта Дэггеров" получили приказ с КП заняться истребителями, но не стрелять, если те не будут проявлять враждебности Однако греческая пара пошла в атаку на встречных курсах и открыла огонь, правда, безрезультатный. Тогда турецкий ведущий к-н С. Онур выпустил по одному F-5A ракету AIM-4 Falkon. которая поразила цель. Второй грек поспешил спастись бегством. За ним погнался турецкий ведомый подп-к В. Сайин, который не только потерял контакт с противником, но и ориентировку, оказавшись глубоко в греческом воздушном пространстве. Он прошел над Афинами и только по акрополю определил, где находится. Летчик тут же повернул обратно, смог дотянуть до Турции, но баки его самолета опустели, и пришлось сажать "Дельту" на шоссе с неработающим двигателем. Истребитель был разбит, летчик уцелел.

Греческие источники говорят не об одном, а о двух инцидентах, которые произошли 21 и 22 июля. В первый день пара F-5A из 337-й эскадрильи (ведущий первый л-т Г. Динолулос, ведомый второй л-т Т. Ска-бардонис) провела бой с двумя F-102. Греки увернулись от турецкой ракеты и сами пошли в атаку. Скабардонис выпустил два "сайда", один из которых попал в цель. 22 июля греки признали потерю F-5A из 343-й эскадрильи, но не от воздействия противника, а в результате катастрофы, которая унесла жизнь второго л-та Д. Хациантониу и произошла из-за полной выработки топлива. Интересно, что у турков 22 июля значится разбившийся при посадке F-102A из 142-й Filo. Не исключено, что таким образом они закамуфлировали потерю истребителя в воздушном бою днем ранее.

Окончание следует








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх