АВИАЦИЯ УКРАИНЫ: СКАНДАЛЫ 2007 ГОДА

Роман Марченко, старший партнер ЮФ "Ильяшев и Партнеры", член Киевской областной коллегии адвокатов


Двигателестроители против авиаконцерна

В начале 2007 г. был создан государственный авиастроительный концерн "Авиация Украины", который объединил ряд ведущих авиапредприятий страны. В целом эксперты позитивно оценивают необходимость существования объединения в том или ином виде. При этом основные разногласия возникли относительно рамок вмешательства концерна в деятельность фирм-участников, а также вокруг включения в состав участников запорожского ГП "Ивченко-Прогресс". Президент ОАО "Мотор Сич" В. Богуслаев (народный депутат, член фракции Партии регионов) открыто высгупил против бело-голубого правительства относительно указанного включения. Ситуация нашла свое логическое завершение в ноябре, когда "Прогресс" и АНТК им. O.K. Антонова подали иск на Кабмин Виктора Януковича и просили суд признать недействительным постановление об утверждении устава концерна. В качестве обеспечения иска Окружной административный суд г. Киева приостановил участие истцов в Концерне. Рассмотрение дела по сути ожидается в 2008 г. При этом, по некоторым источникам, сегодня Кабмин Юлии Тимошенко рассматривает варианты как исключения "Прогресса" из концерна, так и более радикальный сценарий – ликвидацию концерна в принципе.


Авиакомпании и турфирмы против пассажиров

Ежегодно аэропорты (в основном, конечно, "Борисполь" как украинский аэропорт № 1) осаждают разъяренные пассажиры, чаще чартерных рейсов, сутками ждущие отправки Один из случаев, когда пассажирам пришлось провести в аэропорту более 20 часов, произошел в середине октября Тогда египетский перевозчик Coral Blue по заказу турфирмы "Полонез тревел" должен был увезти 180 туристов на курорт в Табу, однако в силу ряда причин этого сделано не было. Пассажиры в знак протеста блокировали регистрацию на другие рейсы. Еще один из скандалов – отвратительная организация отдыха туристов, вылетавших в Доминиканскую Республику. Они провели в "Борисполе". а затем в аэропорту вылета домой по 2(!) суток. Эта история не закончена, планируется серия исков пострадавших сторон, одним из основных ответчиков представляется турфирма-организатор "Евротур".

Следует отметить, что часть рейсов задерживается из-за малой пропускной способности главной украинской воздушной гавани. Аэропорты нуждаются в инвестициях, и здесь совершенно не приемлема позиция "собаки на сене". Например, в отношении вполне разумного намерения авиакомпании "Аэросвит – строить собственный терминал в "Борисполе",


Авиавласти против авиакомпаний

Еще одним авиаскандалом ушедшего года оказались проблемы третьего по величине отечественного авиаперевоэчика – "Украинско-Средиземноморских авиалиний" (UM Air). Компании было запрещено осуществлять полеты в 27 европейских стран. Такие санкции применили к UM Air в связи с нарушением ею европейских стандартов безопасности авиаперевозок. При этом компания выполняла рейсы в Германию, Италию. Польшу. Испанию и другие страны Европы. Вслед за решением Еврокомиссии Государственная авиационная администрация Украины (ГААУ) приостановила действие сертификата, что фактически означало прекращение работы компании на рынке авиаперевозок. По заключению ГААУ UM Air нарушала нормы технической эксплуатации самолетов, времени работы экипажа, максимального взлетного веса Но уже через некоторое время действие сертификата было возобновлено, что лишний раз говорит о "принципиальности" отечественных авиавластей. В то же время, указанная компания известна своей непунктуальностью. Так, автор этих строк после нескольких случаев значительных задержек рейсов просто перестал пользоваться услугами UM Air Например, после одного из матчей чемпионата мира-2006 мне надо было вылететь из Нюрнберга в Симферополь, и я отказался от прямого рейса этой авиакомпании и полетел через Франкфурт транзитом, воспользовавшись услугами другого перевозчика, В общем-то потребитель и должен голосовать "ногами" за ту или иную компанию: не нравится ее сервис – не стоит ходить в кассы и покупать билеты на ее рейсы.


Рейдеры против авиаконструкторов

Нельзя, безусловно, обойти стороной и ситуацию с попытками определенных лиц, которых связывают с бизнес-группой братьев Клюевых, взять под контроль флагман отечественного авиастроения – госпредприятие АНТК им O.K. Антонова, Методы рейдеров, в общем-то, были тривиальны – многочисленные проверки, "слив" в прессу "разоблачений" о якобы неэффективном менеджменте, возбуждение уголовных дел против неугодных руководителей и т. п, Однако попытки были фактически пресечены действиями коллектива АНТК: по искам профсоюза суды запретили менять устав и увольнять руководство АНТК, акт КРУ признали незаконным, уголовное дело Генпрокуратуры закрыто Печерским райсудом г. Киева. Судя по всему, борьба идет не за собственно предприятие, а за участки земли в Киеве и пригороде, а также за "Русланы" "Авиалиний Антонова". К счастью, в данном случае здравый смысл возобладал, и остается лишь надеяться, что государство от действий по развалу авиапрома вернется к идее его поддержки.


Alitalia против МАУ

В октябре "Международным авиалиниям Украины" (МАУ) пришлось отменить свои рейсы в Италию из-за того, что авиационные власти страны не внесли в зимнее расписание рейсы этой компании. В свою очередь, действия итальянцев были вызваны попыткой ГААУ заблокировать ночную стоянку самолетов Alitalia в аэропорту "Борисполь" В очередной раз с сожалением следует констатировать, что авиавласти Украины в угоду своим "авиафлагманам" не особо заботятся о пассажирах. Так, в данном случае забыли о том, что итальянский перевозчик предоставляет более качественную услугу {частота рейсов, стыковки, цена).

Авиавласти все еще неумело лоббируют интересы наших перевозчиков на международном уровне. Это очевидно не только на примере вышеприведенного конфликта, но и его днепропетровского "аналога" 2006 года: скандала "Днепроавиа" – "Люфтганза".

Стоит сказать об этой проблеме более детально. Украина рано или поздно будет вынуждена подписать договор "Открытое небо", что позволит пассажирам иметь доступ к дешевым европейским перевозкам. Как рядовые пассажиры, мы хотим, чтобы это произошло сегодня, а авиаперевозчики – чтобы послезавтра. Естественно, компромисс должен быть найден. К сожалению, пассажиры не имеют таких возможностей лоббирования, как авиакомпании, а прежние составы ни Комитета транспорта Верховной Рады, ни правительства всерьез этой проблемой не занимались. Остается надеяться, что нынешние будут более активными. Конечно, к присоединению к "Открытому небу" нужно готовиться, и в связи с этим не могут не радовать как реальные шаги по созданию более мощных перевозчиков (начало положено поглощением "Аэросвитом" "Донбассаэро"), так и пока декларационные предложения Министерства о создании альянса авиационных перевозчиков.

Надо сказать, что авиация в Украине сегодня развивается не "благодаря", а "вопреки* действиям государственных чиновников. При этом остаться авиационным государством во всех смыслах этого слова Украина может и должна. И если у власти сейчас нет на это времени, средств, да порой и мозгов, то, слава Богу, остались еще энтузиасты, на которых пока все это "хозяйство* держится.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх