КИТАЙСКИЕ ПОТОМКИ МИГ-21

Ефим Гордон/Москва, Андрей Совенко/"АиВ"


Как уже говорилось в монографии о МиГ-21 – этот выдающийся самолет строился и в Китайской Народной Республике. При этом семейство китайских вариантов -двадцать первого" поражает своим многообразием – по числу модификаций оно приближается к советскому, являясь самым многочисленным в истории авиапромышленности этой страны. В то же время, китайские варианты МиГ-21 существенно отличаются от советских. В подавляющем большинстве они созданы на базе самых ранних серийных моделей фронтового истребителя МиГ-21Ф и -Ф-13, тогда как большинство их советских "родственников" разработаны на базе перехватчика Е-7. отличающегося увеличенными воздухозаборником, гаргротом и вертикальным оперением.

На рубеже 1950-60 гг. советско-китайские отношения находились в стадии резкого ухудшения. Демонстрируя решительное несогласие с проводимой в КНР политикой "большого скачка" и ростом антисоветских настроений, СССР вывел из страны своих советников и взял курс на свертывание технической помощи. В это время Мао Цзе дун получил неожиданно приветливое письмо Хрущева, в котором советский лидер сообщал, что СССР готов передать Китаю технологию изготовления новейшего сверхзвукового истребителя МиГ-21. и просил срочно прислать в Москву группу специалистов. Китайцы расценили этот шаг как готовность к примирению и немедленно направили в СССР делегацию во главе с главкомом ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал-полковником Лю Ялоу. Гостей приняли хорошо, даже разрешили осмотреть производство "МиГов", чего иностранцам ранее не позволяли, 30 марта 1962 г. состоялось подписание советско-китайского соглашения о передаче технологии серийного производства МиГ-21 Ф-13, а также двигателя Р-11Ф-300.

Однако отношения между странами продолжали ухудшаться, что отрицательно сказалось на ходе выполнения соглашения. Так, вопреки распространенному мнению, китайцы не получили ни одного готового самолета, а лишь комплект деталей для сборки первой партии истребителей, да и то неполный. Техническая документация также поступила не в полном объеме, Тем не менее, настойчивые китайцы все же решили запустить МиГ-21 в серию, опираясь на собственные силы. Машина получила название J-7 (читается "цзянь-семь").

Для сборки нового истребителя выбрали завод в г. Чэнду в центральном Китае, основанный в 1958 г. с помощью СССР При этом изготовление отдельных узлов и агрегатов наладили в г, Гуанчжоу (Кантон), Оттуда в начале 1964 г. готовые фрагменты самолетов стали направлять в Чэнду, однако задержка с вводом в эксплуатацию там производственных мощностей, вызванная прекращением советской помощи, заставила перенести сборку J-7 в Манчжурию, на завод в г. Шэньян (Мукден), где уже существовало налаженное авиационное производство. Там же, на отдельном заводе, решили организовать выпуск двигателя под обозначением WP7. Это оказалось далеко не просто. В частности, по причине низкого качества применяемых материалов отбраковка лопаток турбин достигала 50%, а признанные годными имели недостаточный ресурс На решение этой проблемы были мобилизованы лучшие специалисты министерств авиапромышленности и металлургии КНР. а также Академии наук. Им удалось разработать собственные высокопрочные сплавы и изготовить лопатки с требуемой прочностью и минимально пригодным ресурсом, В октябре 1965 г первый WP7 прошел стендовые испытания, а в декабре 1966 г. был признан годным к серийному производству.

Статические испытания планера самолета J-7, полностью изготовленного в Китае, завершились в ноябре 1965 г., а 17 января следующего года первый истребитель этого типа, собранный в Шэньяне, под управлением летчика-испытателя Ге Венронга поднялся в воздух. Внешне этот самолет соответствовал МиГ-21Ф-13. однако что он представлял собой на самом деле, сказать трудно. Ведь китайцы так и не получили документацию на целый ряд важных бортовых систем, в частности, на автомат регулирования положения конуса воздухозаборника. Тем не менее, в ходе испытаний была достигнута максимальная скорость, соответствующая М=2,02. практический потолок 17500 м и дальность полета 1530 км. То есть основные летные данные оказались почти такими же, как у советского прототипа. Для объяснения этого парадокса придется предположить, что китайцы добились этих результатов в ходе нескольких полетов, а оптимальное положение конуса для достижения того или иного показателя устанавливали на земле вручную. Кроме того, хотя под крылом самолета находились пусковые устройства для ракет -воздух-воздух", сами ракеты были не готовы.

В июне 1967 г. испытания J-7 завершились, и началось серийное производство. Однако выпуск новых самолетов продолжался сравнительно недолго: начавшаяся в стране "культурная революция" сорвала планы перевооружения ВВС новой техникой. В Шэньяне удалось выпустить лишь несколько серийных J-7 (по данным зарубежных источников – 12). практически не отличавшихся от первых образцов. На заводе в Чэнду, который к тому времени полностью был введен в строй, также построили небольшое количество новых истребителей. Интересно, что при остром дефиците современных самолетов в собственных ВВС большинство J-7 китайцы отправили на экспорт: режим Мао Цзе дуна хотел продемонстрировать военно-политическую поддержку своим идеологическим союзникам. В результате ВВС Албании и Танзании получили небольшие партии самолетов, имевших обозначение F-7A. Кроме того, таким способом китайцы избавились от, мягко говоря, не совсем кондиционных истребителей. В зарубежной авиационной печати, а также на многих сайтах в Интернете можно встретить утверждение, что F-7A является экспортным вариантом китайского J-7I (см. далее), однако это не так. У F-7A, как и у первых J-7. отсутствует левая пушка, а контейнер тормозного парашюта находится у хвостовой части подфюзеляжного гребня.

В процессе серийного выпуска китайцы, как могли, совершенствовали свое изделие. Они сумели разработать и внедрить в производство оригинальные системы управления носовым конусом, регулировки форсажных режимов двигателя, изменили обечайку воздухозаборника, внесли другие изменения При этом они внимательно следили за развитием МиГ-21 в СССР и прямо заимствовали многие удачные решения. Например, тормозной парашют они перенесли из фюзеляжного отсека в контейнер в основании киля, что дало возможность выпускать его, когда самолет еще находился в воздухе на высоте порядка 1 м, Благодаря этому удалось сократить длину пробега Отметим, что по конструкции китайский контейнер отличался от советского – его крышка открывалась вверх, а на советских машинах она разделялась на две створки, открывавшиеся в стороны. Модернизированные таким образом J-7 в небольших количествах поступали в ВВС НОАК. а также Египта.

Хотя J-7 постепенно превращался в полноценный летательный аппарат, в отношении вооружения он не мог сравниться с другими истребителями второго поколения – создание китайских управляемых ракет класса "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения (ТГСН) затягивалось, В этой ситуации было решено усилить пушечное вооружение самолета по примеру МиГ-21 Ф, обладавшего двумя пушками НР-30. Китайский вариант этой пушки получил обозначение "тип 30-1". Новая модификация самолета, вобравшая в себя все предыдущие усовершенствования и впервые поднявшаяся в небо 16 июня 1969 г,, стала называться J-7I (иногда вместо этого обозначения применяют J-7A, что неверно).



Первый J-7 китайской сборки, 1966 г.



Летчик-испытатель Ге Венронг покидает кабину J-7


Выпуск новых истребителей шел также довольно низкими темпами. ВВС НОАК использовали их, главным образом, в учебных центрах и на испытательных полигонах. Одна из причин этого заключалась в ненадежной работе системы катапультирования "СК". защищавшей летчика от набегающего потока при помощи фонаря кабины (как мы помним, проблемы с этой системой были характерны и для советских МиГ-21Ф, 1МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ). Ограничивал возможности применения J-7I и низкий ресурс первых серий двигателей WP7 – не более 100 часов. Возможно, поэтому J-7I не поставлялись во Вьетнам, хотя другие истребители китайского производства – J-5 (МиГ-17) и J-6 (МиГ-19) – приняли самое активное участие в воздушных боях, J-7I ограниченно использовали лишь в системе ПВО Китая. По имеющейся информации СМИ, с 1969 по 1971 гг. истребители J-7I сбили над южными районами страны 6 пилотируемых самолетов-нарушителей, а также более 300 автоматических дрейфующих аэростатов. J-7I эксплуатировались вплоть до начала 1990-х гг. Несколько из них использовались в качестве летающих лабораторий для отработки новых типов катапультных кресел и новой конструкции фонаря кабины. Была также разработана разведывательная версия J-7, получившая обозначение JZ-7, однако никакие подробности об этой модификации не публиковались. Известно только, что самолет, кроме фотооборудования, мог нести подвесной контейнер с разведывательным радиоэлектронным оборудованием, разработанным в Китае. Уже в наши дни на базе снятых с эксплуатации первых J-7 создали беспилотный самолет-мишень, в кабине которого размещается оборудование/для дистанционного пилотирования. Известны, по крайней мере, 2 опытных самолета-мишени с бортовыми номерами "12701" и "12702".

В 1974 г. в Чэнду развернули работы над новой модификацией истребителя, получившей обозначение J-7II От предшественника его отличало, во-первых, применение вместо системы "СК" нового катапультного кресла "тип 2" китайской разработки, обеспечивавшего покидание самолета на малой высоте в диапазоне скоростей 250-850 км/ч. Его применение повлекло за собой изменение конструкции и формы фонаря кабины. Впервые в реальной обстановке для спасения летчика кресло "тип 2" успешно использовали в 1984 г.. а год спустя его создатели были удостоены – Национальной золотой медали качества". Вторым улучшением стало применение модернизированного двигателя WP7B с большим ресурсом и тягой, увеличенной с 5100 до 6100 кгс. Третьим улучшением стало использование подвесного бака на 720 л вместо применяемого ранее 480-литрового, что позволило увеличить дальность полета. Наконец, J-7II в качестве штатного вооружения получил управляемые ракеты класса "воздух-воздух" PL-2 (вариант советской ракеты Р-ЗС).

Первый полет J-7II состоялся 30 декабря 1978 г, его поднял в воздух летчик-испытатель Ю Мингуэн. Затем начался серийный выпуск нового истребителя и поставки его в строевые части ВВС НОАК. На параде в честь Дня образования КНР 1 октября 1984 г. над площадью Тяньаньмынь пролетели сразу 35 J-7II, Несмотря на, в общем-то достаточно доведенную конструкцию, темпы производства J-7II оставались по-прежнему низкими. Известно, например, что за весь 1989 г. было выпущено лишь 14 таких машин

Хотя китайские ВВС испытывали нужду в современных истребителях для замены нескольких тысяч морально устаревших J-5 и J-6, в 1979 г. в Чэнду начались работы над специальным экспортным вариантом J-7II, получившим обозначение F-7B. В состав вооружения этого истребителя вошли французские ракеты ближнего боя с ТГСН Matra R.550 Magic. Покупателями стали некоторые страны азиатского и африканского континентов. Кроме того, известны, по крайней мере, два опытных самолета в коричнево-зеленой камуфляжной окраске, на килях которых нанесено обозначение F-7II Первый из них (с красным бортовым номером "950137") внешне отличался от J-7II перенесенным на верхнюю носовую часть фюзеляжа ПВД. Второй самолет (борт "950138" красный) имел стандартное нижнее расположение ПВД, он летал также с бортовым обозначением "САС 0138".

Несмотря на все старания китайских конструкторов, J-7II все же не удовлетворял требованиям времени, особенно в глазах иностранных покупателей Поэтому была начата разработка улучшенного варианта самолета, получившего обозначение J-7IIA (или F-7IIA для поставок на экспорт). Внешне машина претерпела не очень большие изменения. Штангу ПВД перенесли наверх и сместили вправо. На левом борту у передней кромки воздухозаборника расположили датчик угла атаки и сноса, а за фонарем пилота – новую антенну. Самолет оснастили модернизированным двигателем WP7BM, который, хотя и имел ту же тягу, что и WP7B, стал более надежным и получил улучшенную систему запуска. Истребитель оснастили бортовой РЛС GEC-Marconi Туре 226 Skyranger английского производства и установили ряд импортных бортовых систем Вооружение включало 2 пушки "тип 30-1" с боезапасом по 60 снарядов на каждую, а также китайские ракеты PL-2 и французские "Мажик".

Первый полет J-7IIA (борт "САС 0141") состоялся 7 марта 1984 г. Самолет имел нетипичную для китайских ВВС двухтоновую серую окраску и надпись "F-7IIA" на киле. Позже в процессе испытаний самолет перекрасили. Данных о том, сколько было построено J-7IIA для ВВС Китая, нет. Однако эта модификация послужила базой для следующего поколения китайских "семерок".

С целью увеличения экспорта Китай предлагал потенциальным клиентам самолеты F-7 в различных вариантах комплектации. Например, для ВВС Шри Ланки была создана модификация F-7BS Самолет оснащался только китайским оборудованием.

Следующим шагом по расширению экспортного потенциала китайского истребителя стало увеличение 8 нем доли западной авионики. В мае 1979 г. было заключено соглашение с английской фирмой GEC-Marconi об оснащении новой экспортной модели F-7M Airguard комплектом бортового оборудования HIDWAC. включающим Б РЛС Туре 226 Skyranger, индикатор на лобовом стекле Туре 956 и индикатор в кабине. Самолет также получил новые радиодальномер, радиовысотомер и запросчик-ответчик системы "свой-чужой", связное радиооборудование с повышенной защищенностью, а также цифровой центральный вычислитель. Расширение состава БРЭО потребовало увеличения мощности электросистемы. Для F-7M также было доработано крыло под четыре узла подвески, самолет получил усовершенствованный двигатель WP7BM, усиленное шасси и более прочное лобовое стекло фонаря кабины. Штангу ПВД разместили вверху-справа. В состав вооружения F-7M, помимо ракет "Мажик" и PL-2, включили новые китайские управляемые ракеты малой дальности PL-7, отличающиеся более совершенной ТГСН и лучшими маневренными характеристиками. Ресурсы самолета и двигателя вновь увеличили.



На взлете – пара фронтовых истребителей J-7M



Со временем J-7I получили на вооружение ракеты "воздух-воздух" PL-2


Серийный выпуск F-7M продолжался до конца 1990-х гг. Из опытных и "показных – самолетов F-7M известны машины со следующими бортовыми номерами: "84134*, "86140", "950140". "89140", "САС 0139- и "САС 0141". Вариант F-7M для ВВС Бангладеш получил обозначение F-7MB. Был разработан также вариант J-7IIM который представлял собой истребитель F-7M, адаптированный для ВВС Китая, однако по ряду причин серийно строить его не стали.

Около 20 самолетов F-7M Китай поставил своему давнему союзнику – Пакистану. В конце 1980-х гг. эти машины были возвращены обратно в Китай для доработок, которые включали установку итальянской БРЛС FIAR Grifo-7 вместо английской, возможность использования американских ракет типа AIM-9 Sidewinder, а также целый ряд более мелких усовершенствований. Итальянский радар весил 55 кг и имел дальность обнаружения цели до 50 км, в отличие от английского, у которого этот параметр составлял всего 15 км. Модернизированные для Пакистана самолеты получили новое обозначение F-7MP, но в самом Пакистане их решили назвать F-7P, как и новые машины с таким же обозначением, заказанные в Китае. Последние были разработаны специально для Пакистана и получили собственное наименование Skyboit Основным отличием "Скайболтов" от модернизированных F-7M стало английское катапультное кресло Мартин-Бейкер MK.10L. Ракетное вооружение истребителя состояло из американских ракет AtM-9 Sidewinder. В 1988-91 гг. Пакистан получил 24 самолета этого типа Внешне ранее доработанные F-7MP и вновь полученные F-7P ничем не отличались.

Частичная замена на F-7P английского бортового оборудования на итальянское нанесла определенный удар по британскому экспорту. В ответ англичане предложили китайцам своего рода приманку – посредничество в вопросе получения мощных и экономичных американских двигателей General Electric F404 или Pratt amp; Whitney PW 1120 в обмен на обещание применить на новом варианте F-7 их БРЛС Red Fox – упрощенную версию радара Blue Fox самолета Sea Harrier FRS Mk 1 По предложению англичан новый истребитель должен был иметь боковые воздухозаборники, конусообразную носовую часть фюзеляжа и строиться под обозначением Super-7 Однако Китай не решился на столь серьезные изменения проверенной конструкции "двадцать первого", прежде всего, из-за высокой стоимости работ. Свой проект улучшения F-7P предложила и американская фирма Northrop Corporation. Самолет с условным обозначением Sabre II также должен был иметь боковые воздухозаборники и конусообразную носовую часть фюзеляжа, в которой предлагалось разместить радар General Electric AN/APG-67 – такой же, как на опытном истребителе F-20 Tiger-shark. Однако и это предложение развития не получило.

В 1981 г. китайский Институт № 611 начал проектирование первого в стране всепогодного фронтового истребителя-перехватчика J-7III (или J-7C), в общих чертах соответствующего советскому экспортному истребителю МиГ-21 МФ. Известно, что СССР эту модификацию в КНР не поставлял, однако воспроизведение там почти точной копии самолета говорит о том, что китайская авиапромышленность заполучила, как минимум, один экземпляр "эмэфа" из какой-то страны, дружественной как Китаю, так и СССР. Действительно, такой самолет (борт "150") испытывался в Китае Параллельно с разработкой нового варианта J-7. которая, кстати, велась с помощью компьютерных методов, шли работы и над облегченной БРЛС, предназначенной для установки в увеличенном носовом конусе истребителя.

Сборка первого J-7III завершилась в феврале 1984 г., а первый испытательный полет новой машины (борт "151", позднее – "950151") под управлением Ю Мингуэна состоялся 26 апреля того же года. Процесс испытаний и запуска в серийное производство этой модели оказался довольно длительным и непростым – только в 1992 г. J-7III начал поступать в части ВВС НОАК. Его серийное производство продолжалось до 1996 г. Самолет оснащался многоцелевой БРЛС типа JL-7 (масса 100 кг. дальность обнаружения цели 28 км), обеспечивавшей также атаку наземных целей в режиме радиодальномера. На самолет установили новый двигатель WP13 тягой 6500 кгс (эквивалент советского Р-13-300), дополнительный топливный бак в увеличенном гаргроте, крыло с четырьмя узлами подвески (как у F-7M), новый фонарь кабины с перископом и откидывающейся вбок крышкой, новое катапультное кресло HTY-4. обеспечивавшее покидание машины на малой скорости и нулевой высоте, а также усовершенствованную систему управления оружием, Состав БРЭО существенно обновили. В законцовке киля разместили антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении. Вместо двух 30-миллиметровых пушек под фюзеляжем установили двуствольную 23-миллиметровую пушку "тип 23-2" с боезапасом 200 снарядов – копию советской ГШ-23Л Вооружение включало и 4 ракеты PL-2 или PL-5. Помимо этого, самолет мог нести блоки НАР калибром 57, 90 или 130 мм, а под фюзеляжем – ПТБ емкостью 480 или 720 л.

Тем не менее, новая модификация J-7 в ВВС НОАК популярной не стала и, прежде всего, из-за ненадежной работы станции JL-7. Перехватчики этого типа были выпущены всего в нескольких десятках экземпляров и поставлены всего в одну строевую часть. Недостатки J-7III китайские конструкторы попытались устранить на его усовершенствованном варианте J-7IIIA (другие обозначения J-7D и J-7IV) с более совершенным составом оборудования.



Самолет-демонстратор F-7IIA



Внешне всепогодный перехватчик J-7III был почти близнецом МиГ-21МФ




Истребитель F-7M выпускался на экспорт до конца 1990-х гг.



J-7E первым из самолетов семейства получил новое крыло



Внешне J-7G можно отличить по беспереплетному козырьку фонаря



F-7MG и его арсенал


Ha J-7IIIA установили доработанную БРЛС JL-7A, прицел НК-13А с индикатором на лобовом стекле, тактическую навигационную систему JD-3JI (TACAN), инерциальную навигационную систему типа "563В", УКВ-радиоприемник TKR-122 и станцию предупреждения KJ-8602. Самолет мог нести более совершенные ракеты класса "воздух-воздух " PL-7 и PL-8 (последняя подобна израильской ракете "Питон 3"). Было построено не менее шести опытных J-7IIIA (бортовые номера "401*. -402", "403". -404*. -950155" и "50156"), все 6 самолетов имели камуфляжную окраску. Испытательные полеты начались 20 августа 1991 г. J-7IIIA выпускали серийно, однако также всего в нескольких десятках экземпляров. Причина – в китайские ВВС стали поступать более совершенные перехватчики, в частности, J-8II (J-8B), да и отношения с Россией в 1990-х гг. стали заметно лучше, что сулило приобретение значительно более современных самолетов.

На базе J-7III разработали экспортный вариант F-7-3, однако никаких сведений о заказах на этот самолет не публиковалось. Таким образом, можно заключить, что в целом программа J-7III завершилась неудачно. Безусловно, это разочаровало китайских конструкторов, но никак не повлияло на их стремление продолжать совершенствование J-7.

Еще с 1987 г. специалисты завода в Чэн-ду, который уже был преобразован в фирму Chengdu Aircraft Industrial Corporation (CAC), начали разрабатывать вариант глубокой модернизации истребителя с целью замены строевых J-7I. Самолет, получивший обозначение J-7E, серьезно отличался от предшественников как в области аэродинамики, так и в области бортового оборудования. Прежде всего, его оснастили новым крылом, размах которого увеличили с 7.15 до 8.32 м, а площадь – с 23 до 24,88 м-. Стреловидность внешних частей крыла по передней кромке сократили с 57' до 42', механизировав их передние кромки. Новое крыло значительно улучшило маневренные характеристики истребителя, а кроме того, обеспечило больший объем для топлива, что практически вдвое увеличило его запас на борту: 4185 кг у J-7E против 2080 кг у J-7IIA На J-7E был установлен более мощный двигатель WP13F с тягой 4500 кгс на максимальном режиме и 6600 кгс на форсаже. В результате тяговооруженность машины возросла почти до 0,9 (у J-7IIA – примерно 0,8).

На новой модификации установили импульсно-доплеровскую БРЛС "тип 226" (по-видимому, китайская копия английского или итальянского радаров}. В состав БРЭО включили станцию предупреждения KW8602. вычислитель "8430". тактическую систему навигации JD-3 (TACAN) и другую аппаратуру. Вооружение состояло из одной 30-мм пушки '"30-1"' с боезапасом 60 снарядов, ракет PL-5 или PL-8, бомб калибром от 50 до 500 кг, а также блоков НАР. Дополнительные ПТБ на 720 л стало возможным подвешивать не только на подфюзеляжном пилоне, но и на внешних крыльевых. В результате модернизации летные и тактические характеристики J-7E значительно улучшились, Так, скороподъемность увеличилась до 195 м/с. дальность полета – до 2200 км В целом, по утверждению разработчиков, по сравнению с J-7I! боевая эффективность в ближнем маневренном бою возросла на 84%, взлетная дистанция уменьшилась на 30%. посадочная – на 28,6%.

Испытания J-7E завершились в 1992 г. Самолет был запущен в серийное производство и строился в большом количестве, заменяя в китайских ВВС истребители J-7 ранних выпусков. Вариант J-7E для ВМС Китая, способный нести управляемое ракетное вооружение класса "воздух-корабль", получил обозначение J-7EH Для пилотажной группы китайских ВВС "1 -е Августа" была создана облегченная версия без вооружения J-7EB.

В ноябре 1996 г. во время авиашоу в г Чжухае впервые публично продемонстрировали экспортный вариант J-7E, названный F-7MG и сочетавший в себе аэродинамические усовершенствования J-7E и западную авионику, характерную для F-7M. Он был оснащен двигателем WP13F. английским радаром Super Skyranger, американским электронным оборудованием фирмы Allied Signal и катапультным креслом класса "0-0". Козырек кабины сделали беспереплетным. Известны, по крайней мере, три прототипа F-7MG с бортовыми обозначениями *САС 0142"-. "САС 0143- и "САС 0144-, причем первые 2 самолета имели крыло без излома и использовались, видимо, в качестве летающих лабораторий для испытаний нового оборудования. Самолет "САС 0142" позднее был доработан под полный стандарт F-7MG, на нем установили новое крыло и вторую пушку по требованию потенциального заказчика – Пакистана. Параллельно с F-7MG специально для Пакистана разработали F-7PG, отличавшийся составом оборудования В частности, на нем стояла итальянская БРЛС FIAR Grifo MG. Несмотря на малые размеры, эта станция со щелевой антенной решеткой способна обнаруживать воздушные цели на фоне земли, а также сопровождать несколько целей одновременно. При атаке наземных объектов она может работать в режиме радиодальномера. Состав вооружения самолета расширили за счет УР "Сайдвиндер" и бомб Мк 82 Поставки серийных F-7PG в Пакистан начались в июне 2001 г. Истребители поступили в эскадрильи № 17 и № 23.

Фирма САС изготовила и самолет-демонстратор новых технологий J-7FS, отличавшийся необычной для семейства J-7 носовой частью фюзеляжа с большим коническим обтекателем и воздухозаборником в виде "подбородка". Предполагалось, что под обтекателем могла бы разместиться радиолокационная антенна увеличенного диаметра. Демонстратор был снабжен более мощным двигателем WP13IIS, новой системой охлаждения радара, системой спутниковой навигации GPS и многими другими новинками. Крыло, однако, осталось старым. Был построен лишь 1 экземпляр демонстратора (борт "139"). Несколько странно, но самолет был окрашен в бело-красные цвета пилотажной группы "1-е Августа". В таком виде машина впервые взлетела 8 июня 1998 г. В ходе испытаний на нее установили крыло с двойной стреловидностью и изменили форму законцовки киля Машину перекрасили в песочно-зеленый камуфляж.

Еще один проект с нижним расположением воздухозаборника {по типу самолетов Euro-fighter EF 2000 или J-10), радаром в носовой части фюзеляжа и крылом с двойной стреловидностью разработали под обозначением J-7MF На его экспортную версию F-7MF итальянская фирма FIAR предлагала установить БРЛС типа Grifo М, но идея развития не получила.

Интересен и проект многоцелевого экспортного истребителя F-7X, разработанного к началу нового столетия и представлявшего собой некий гибрид J-7 с американским F-16. Крыло – с большим наплывом, 4 пилона, 2 больших подфюзеляжных гребня, воздухозаборник под фюзеляжем, киль, как у F-16.

Однако вместо всей этой экзотики для китайских ВВС была запущена в серийное производство более консервативная модель J-7G, совершившая первый полет в 2002 г. Самолет разрабатывался на базе J-7E, на котором установили новую БРЛС КЫ-6Е (китайскую копию итальянского радара Pointer-2500, который, в свою очередь, является копией израильской станции Elta EL/M-2001) В состав вооружения включили нашлемную систему целеуказания, интегрированную с оборудованием пуска ракет PL-8. Самолет снабдили более мощным двигателем, а левую пушку демонтировали. Поставки J-7G китайским ВВС начались в 2003 г. Для пилотажной группы"1 -е Августа" создали специальный невооруженный вариант J-7GB

На базе истребителя J-7G был создан F-7BG – экспортный вариант для Бангладеш, поставки которого начались в 2005 г. Эти самолеты внешне отличались от поставленных ранее F-7MB новым крылом и беспереплетным козырьком кабины.

Вообще, китайская авиапромышленность на международном рынке вооружений вела себя довольно активно, смело заполняя ниши, оставленные либо США (чаще всего по политическим причинам), либо Россией. Так, 18 самолетов типа F-7N. представлявших собой вариант истребителя F-7MP с китайским БРЭО, были проданы в Иран. Контракт на поставку 12 одноместных F-7NI, а также 2 "спарок" был подписан с Нигерией. 22 модифицированных истребителя F-7M. получивших новое обозначение F-7NII. были проданы Зимбабве (от F-7M отличались китайским радаром JL-7A).





Приборное оборудование кабины F-7MG



Антенна локатора Super Skyranger самолета F-7MG



Антенна локатора JL-7 самолета J 7III


На этом линия развития легких истребителей МиГ-21/J-7 практически закончилась. Конструкция, подвергавшаяся непрерывным изменениям в течение 50 лет, наконец, исчерпала возможности дальнейшего усовершенствования, В качестве логического продолжения этой линии китайцы разработали другой перспективный легкий многоцелевой самолет FC-1/JF-17, что означает "Fighter China-Ь или "Joint Fighter-17". Последнее название говорит о статусе программы, развиваемой совместно КНР и Пакистаном с долями финансирования по 50%. Интересно, что в работе участвует и РСК "МиГ", который привнес в FC-1 много технических решений из проекта отвергнутого российским правительством истребителя МиГ-33. В частности, в FC-1 применен российский двигатель РД-93 тягой 8300 кгс разработки ФГУП "Завод им. В.Я. Климова", представляющий собой дальнейшее развитие РД-33 знаменитого МиГ-29. Первый полет этой машины состоялся 24 августа 2003 г.

…Постепенное распространение как в НОАК. так и за пределами Китая истребителей J-7 сделало актуальной задачу создания его учебно-тренировочного двухместного варианта. Разработка такой машины, в целом аналогичной советскому МиГ-21 УС. началась в Гуанчжоу в 1979 г. Первая опытная "спарка" поднялась в небо 5 июля 1985 г под управлением летчика-испытателя Яна Ксифу. От базового J-7II она отличалась наличием кабины инструктора, перископа, двух подфюзеляжных гребней, топливного бака в гаргроте, модифицированного воздухозаборника, системы имитации различных отказов, рядом улучшений в системах топливной, кондиционирования воздуха, аварийного покидания, верхним расположением штанги ПВД и подсветкой приборов в кабинах курсанта и инструктора. Серийный выпуск учебно-боевой машины под обозначением JJ-7 начался в Гуанчжоу в феврале 1986 г. После этого для китайских ВВС выпускали усовершенствованные версии, получившие обозначения JJ-7I и JJ-7II. причем на последней устанавливали авионику американской фирмы Rockwell Collins

Экспортный вариант исходного УТС, совершивший первый полет в декабре 1987 г.. поставляли в другие страны под обозначением FT-7 Самолеты JJ-7I и JJ-7II продавали за рубеж в вариантах FT-7A и FT-7B, причем на последнем, помимо американской авионики, стояли английские катапультные кресла фирмы Martin-Baker. Еще один экспортный УТС FT-7M базировался на истребителе F-7M. с которым имел унифицированное оборудование

Специально для ВВС Пакистана был разработан учебно-боевой истребитель FT-7P, первый полет которого состоялся в ноябре 1990 г. Самолет оснастили двигателем WP7B. его фюзеляж удлинили на 610 мм, а в состав вооружения включили встроенную пушку "типа 23-2" с боекомплектом 186 снарядов. В состав оборудования вошли центральный цифровой процессор, радиодальномер типа "7М>\ радиовысотомер HRA/2, кинофотопулемет "2032". система опознавания "свой-чужой" АРХ-101 В передней кабине был установлен оптический прицел с индикатором на лобовом стекле типа НК-03Е. Большая емкость внутренних топливных баков (2800 л) позволила увеличить практическую дальность полета FT-7P на 25% по сравнению с FT-7, Вариант «Р» превзошел своего предшественника и в другом очень важном отношении – он получил возможность решать боевые задачи. На пяти узлах внешней подвески (четырех крыльевых и одном фюзеляжном) могут размещаться УР класса "воздух-воздух", состоящие на вооружении ВВС Пакистана (AIM-9. R.550. PL-2B), различные НАР, свобод но падающие бомбы или три ПТБ. Всего Пакистан получил 15 машин этого типа.

Поставки истребителей F-7PG сопровождались экспортом и усовершенствованных "спарок" FT-7PG, часть бортового оборудования которых идентична примененному на одноместных машинах. Интересно, что на этой модели "спарки" оставлено крыло старого типа. Недавно в ряде западных авиационных СМИ была опубликована информация, что в ВВС Бангладеш поставлялся учебно-боевой самолет FT-7BG на базе истребителя F-7BG. а для ВВС Нигерии – FT-7NI на базе F-7NI. Однако проверить эту информацию, к сожалению, оказалось невозможно.

Среди китайских УТС и УБС, базой для которых послужил МиГ-21, особое место занимает учебно-тренировочный истребитель JL-9 (или FTC-2000). впервые поднявшийся в небо 13 декабря 2003 г Его создала авиастроительная корпорация из Гуанчжоу В отличие от самолетов семейства JJ-7/FT-7, новая машина представляет собой гораздо более радикальную переделку МиГ-21 – на ней полностью изменена носовая часть фюзеляжа, благодаря чему значительно улучшился обзор как с места курсанта, так и инструктора, а также появилась возможность размещения мощного радиолокатора и другого оборудования. На самолете применено крыло с J-7E, Все это делает FTC-2000 настолько далеким от своего советского прародителя, что его следует признать совершенно другим самолетом, а рассказ о китайской ветви генеалогического древа МиГ-21 считать завершенным.

Как известно. Восток – дело тонкое, и это обстоятельство неизбежно накладывает свой отпечаток на рассказ о китайских потомках легендарного советского истребителя. В частности, практически нет достоверной информации об общем количестве построенных машин семейства J-7. По оценкам различных авторов, эта величина колеблется между более 1000 и 2400 и даже 2600 штук.



Внешним отличием «спарок» JJ-7 от МиГ-21У стали большие под фюзеляжные гребни



Проект многоцелевого экспортного истребителя F-7X



Опытный образец пакистанской "спарки" FT-7P


Такая же неразбериха царит в вопросе о поставках их за пределы КНР. В приведенной ниже таблице, взятой на одном из китайских сайтов, содержится перечень стран, куда поставлялись китайские "МиГи", и количество проданных машин. К сожалению, авторы, хотя и внесли в эту таблицу несколько исправлений, не могут рекомендовать читателям в полной мере принимать ее содержание за чистую монету, хотя большая доля истины в ней, конечно, есть. Дело в том, что в других источниках есть другие таблицы, в которых не только иное количество поставленных самолетов (максимум удалось насчитать 684 машины), но и новые страны (Йемен, Мозамбик, Мьянма, Камбоджа). Разобраться в этом вопросе весьма непросто, так как зарубежные авторы часто путают "МиГи" советского и китайского происхождения, особенно если они поставлялись не напрямую, а перепродавались через третьи руки. А на редких фотографиях иногда просто невозможно разобрать, что за самолет изображен.


Так же трудно провести корректное сравнение советских и китайских вариантов МиГ-21 – слишком мало известно достоверного о машинах, построенных по ту сторону "великой стены". В то же время, несколько общих фраз сказать можно. Так, очевидно, что долгое время изделия авиапрома Поднебесной существенно уступали по боевому потенциалу аналогичным советским вариантам.

Однако, когда СССР фактически прекратил развитие этого истребителя, китайцы напротив – создали ряд моделей, отличающихся повышенными возможностями в воздушном бою. особенно в ближнем. Совершенно ясно, что такие версии, как J-7E или J-7G. оснащенные новым крылом, по маневренности превосходят практически все советские "двадцать первые". А оснащение новейших версий J-7 западными радиолокаторами и цифровыми системами управления огнем превратило эти машины в грозных воздушных бойцов, которые во многих отношениях не выглядят устаревшими даже на фоне истребителей 4-го поколения Можно сказать, что китайцы сумели внести значительный вклад в развитие базовой конструкции, созданной полвека назад, и смогли успешно поддерживать достаточный уровень ее конкурентоспособности, о чем говорят большие продажи J-7/F-7 на экспорт. Возможно, это одна из самых больших побед китайской авиапромышленности и, конечно же, свидетельство исключительного успеха, которого в середине 1950-х гг добился коллектив ОКБ А.И Микояна.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх