БОЕЦ ВОСТОЧНОЙ ШКОЛЫ

Александр Котлобовский/Киев


На просторах Поднебесной боевая работа истребителя J-7 была связана с защитой воздушного пространства от нарушения его тайваньскими и американскими самолетами, прежде всего – знаменитыми U-2, создававшими немало проблем для ПВО страны. "Планеры Кларенса Келли" летали на высоте не менее 20000 м, что превышало потолок любого серийного истребителя из семейства МиГ-21. И все же отчаянные китайцы для достижения желанной цели неоднократно пытались "прыгнуть выше головы", используя специальную методику набора динамического потолка. Это требовало не только высочайшего мастерства летчика, но и очень точного наведения самолета с земли. Американцы утверждают, что китайским "МиГам" удалось сбить несколько U-2, однако Пекин все эти победы относит на счет своих ЗРК.

Случаи нарушения границ КНР американскими самолетами происходили особенно часто, когда неподалеку, в Индокитае, шла война Обычно это случалось из-за потери экипажами ориентировки, однако происходили и преднамеренные провокативные вторжения. Для перехвата китайцы использовали различные истребители, в т.ч. J-7. Как следует из представленных на сайте ACIG.ORG данных, на -семерках" была одержана одна победа: 5 октября 1965 г. пара истребителей 25-го ИАП авиации ВМС. ведомая Жан Юньбао, сбила оказавшийся "в недолжном месте и в недолжное время" палубный заправщик КА-3.

Ввиду возросших потерь пилотируемых самолетов-разведчиков американцы все чаще стали посылать в воздушное пространство КНР беспилотные разведчики, для борьбы с которыми J-7 оказались весьма действенным средством, Всего, согласно китайским данным* на -семерках- удалось сбить 6 БЛЛ А. Первым успеха в этом деле добился летчик 9-го ИАП авиации ВМС НОАК Лю Сянсяо, уничтоживший 3 января 1966 г. АОМ-34 Firebee залпом 57-мм НАР Последующие победы китайцы одержали, используя пушки и управляемые ракеты PL-2. Последний раз им удалось сбить "беспилотник" 10 февраля 1970 г.. когда отличилась пара из 4-го ИАП ВВС НОАК.

Еще одной напастью Поднебесной были автоматические дрейфующие аэростаты – как разведывательные, так и агитационные. Летчики J-7 добились заметных успехов в охоте на небесных странников, расстреляв более 300 "шаров",

У многих из нас в памяти дошедшие до враждебности советско-китайские отношения 1960-80-х гг. Всевозможных инцидентов тогда на границе хватало, принимали в них участие и J-7. В 1970-х гг. отмечались неоднократные залеты этих истребителей на небольшую глубину в советское воздушное пространство. Для борьбы с ними были организованы засады расчетов ПЗРК, а также выделены дежурные наряды перехватчиков. Один очевидец, служивший в 1975 г. в рядах Советской Армии, утверждает, что в его части личному составу зачитывали приказ, в котором, в частности, говорилось об успешном бое пары МиГ-23 с двумя J-7. Нарушители пересекли границу в Хабаровском крае, в районе н п. Корфовский. Их сразу же перехватили, один китаец был сбит и упал на советской территории, другой получил повреждения, но сумел уйти.

Отметились J-7 и в событиях, связанных с конфронтацией Китая с Вьетнамом, апофеозом которой стала война в феврале 1979 г. В этом конфликте ВВС НОАК проявляли весьма низкую активность, всерьез опасаясь закаленных в боях с американцами авиаторов и зенитчиков Вьетнама Дело ограничилось незначительным количеством вылетов для нанесения ударов по наземным целям и ведения разведки.

Нашлась боевая работа и для "Цзянь-7". поставленных за пределы КНР, хотя информации на эту тему в доступных источниках удалось найти немного Например, очень мало сведений о применении этих самолетов в коммунистической Албании, поскольку страна находилась в самоизоляции, и любая информация о внутренних событиях просачивалась за ее пределы буквально по каплям. Тем не менее, отмечалось, что истребительная авиация время от времени привлекалась для перехвата агитационных и разведывательных аэростатов. Кроме того, для F-7 существовала специальная задача: борьба с нарушениями границ югославскими самолетами. Позднее, когда в 1999 г страны НАТО проводили воздушную операцию против Югославии, связанную с событиями в Косово, над этим краем, по утверждению Белграда, появлялись и албанские истребители. По данным из тех же источников. 10 июня 1999 г. югославские МиГ-21 бис из 83-го ИАП перехватили над Косово группу F-7 и сбили, по меньшей мере, одну машину. Тирана утверждает, что ее авиация в событиях 1999 г. участия не принимала. Если упомянутый бой все же имел место, то сербские летчики могли лишь нанести повреждения противнику – и не более. Во всяком случае, точно известно, что из 12 поставленных в Албанию F-7 одна машина разбилась в 1977 г., а оставшиеся 11 были законсервированы в 2004 г

Зимбабвийские истребители в 1998-2001 гг. принимали участие в боях в Народной Республике Конго (бывшем Заире) в составе контингента войск, направленных Президентом Мугабе для поддержки своего коллеги Кабилы.



J-7II выполняет пробег с использованием тормозного парашюта



J-7II на службе ВВС НОАК



Албанские F-7A в укрытии



F-7A из состава ВВС Египта. Хургада, 2007 г.


В 5-й эскадрилье там находились до 6 "семерок", которые привлекались для решения широкого круга задач. В основном, они работали по земле, нанося удары по объектам мятежников, а также позициям бурундийских и руандийских войск, которые вторглись в восточную часть страны. Кроме того, действуя с авиабазы Лумум-баши и некоторых других аэродромов, истребители предприняли несколько десятков вылетов для перехвата транспортных самолетов, занимавшихся снабжением антиправительственных повстанцев и иностранных войск. Однако о результатах этих перехватов нет никаких достоверных данных. Однажды зимбабвийский летчик заявил об уничтожении на полевом аэродроме одного Ан-12 неустановленной принадлежности. Противник располагал достаточно многочисленными средствами ПВО, включая ПЗРК, и неоднократно заявлял об уничтожении зимбабвийских самолетов. Всего в различных коммюнике было названо 14 (!) сбитых истребителей (это при шести-то действовавших!). Режим Мугабе все это опровергал, настаивая, что ни один F-7 в боях не был потерян. Но без утрат все равно не обошлось. 11 сентября 2000 г. во время похорон убитого Кабилы был запланирован пролет трех F-7, но они так и не появились над траурной процессией. По непонятным причинам самолеты разбились. Летчики сумели катапультироваться.

Египет использовал свои F-7 для патрулирования границ с Ливией в период напряженных отношений Каира и Триполи в 1977-82 гг. В Ирак F-7 поступили во время войны с Ираном. Поставку осуществил Египет, находившийся тогда во внутриарабской изоляции и пользовавшийся любым случаем, дабы из нее выйти. Кроме самолетов, из Страны пирамид на берега Евфрата прибыли 13 инструкторов, которые, как утверждается, также совершили некоторое количество боевых вылетов. В основном, "семерки" применялись в качестве истребителей-бомбардировщиков. Возможно, на китайских машинах иракцы одержали несколько воздушных побед, однако они затерялись в общей статистике по МиГ-2 Т. Во время операции "Буря в пустыне" F-7 ничем себя не проявили.

Иран получил F-7M из КНДР и принял их на вооружение авиации Корпуса стражей исламской революции. Поначалу самолеты привлекались для обеспечения ПВО в глубоком тылу, но под конец войны с Ираком, когда резко ухудшилась обстановка на фронте, их задействовали в качестве истребителей-бомбардировщиков.

В 1990 г. F-7M начали поступать на вооружение ВВС Мьянмы (Бирмы). Первую снабженную ими эскадрилью сформировали в мае 1991 г. Прежде всего, самолеты применялись для поддержки войск, проводивших операции против наркомафии в районе т.н. "золотого треугольника", а также против вооруженных формирований нацменьшинств, боровшихся за свои права. Кроме действий по наземным целям, "семерки" привлекались и для борьбы с авиацией наркобаронов, причем вооружены они были французскими ракетами "Мажик", имеющими более высокие характеристики, чем китайские. В печати проходило сообщение, что один F-7 взорвался на взлете по непонятным причинам. Одно время у местной военной хунты не хватало средств на поддержание летной годности самолетов, и они на несколько лет оказались прикованными к аэродромам. Судя по всему, в последнее время властям удалось преодолеть кризис, и в СМИ появились сообщения о возобновлении активной эксплуатации "семерок".



В Пакистане истребители F-7P пришли на смену ветеранам F-6




Зимбабвииский F-7NII и иранский F-7N


Судан получил F-7B в 1986-96 гг. и применял их в длившейся до мая 2005 г. войне на юге страны против местных повстанцев. Как минимум, одна машина была сбита ПВО.

В 1992 г. "семерки" появились в составе ВВС Шри Ланки. Их сосредоточили в 5-й эскадрилье и использовали против боевой организации тамильского меньшинства "Тигры освобождения Тамил И лама" (ТОТИ). Самолеты базировались на столичной базе Катанаика и должны были выполнять несколько основных задач, включая борьбу с легкими самолетами и скоростными плавсредствами, при помощи которых осуществлялось снабжение "тигров- с материка; выполнение функций сил быстрого реагирования для срочной поддержки своих наземных войск в любой части страны (до полуострова Джафна, где в основном велись боевые действия, было всего 10 минут лету). Для борьбы с наземными и морскими целями применялись 150-кг авиабомбы (брали по 4 штуки) и НАР Местные военные не очень хорошо отзывались о самолетах. Например, они указывали, что слишком большая скорость затрудняет борьбу с малоразмерными целями. Кроме того, обнаружилась недостаточная прочность подкрыльевых пилонов, что вынудило на время прервать боевую эксплуатацию самолетов. Тем не менее, известны примеры весьма успешного применения этих машин. Так, в марте 1998 г ланкийские ВВС использовали F-7 во время операции против морских баз "тигров", когда было уничтожено более 20 катеров.

Появление у тамилов большого количества ПЗРК вынудило летчиков "семерок" заметно увеличить высоту применения оружия, что еще больше снизило боевую эффективность китайских самолетов. С появлением в Шри Ланке настоящих ударных самолетов "Кфир" и МиГ-27 китайские истребители были переведены в категорию учебно-боевых и в настоящее время используются для подготовки летчиков на завершающем этапе обучения.

Значительное количество "семерок" закупил Пакистан. После того, как СССР ввел свои войска в Афганистан, их время от времени привлекали для патрулирования границы с северным соседом. Случаи встреч в воздухе пакистанских F-7 с советскими либо афганскими самолетами и вертолетами неизвестны.

F-7A приобрела Танзания. Долгое время в авиационных СМИ и литературе гуляли сведения об их участии в войне с Угандой в 1978-79 гг. Но эти данные ничего общего с истинным положением дел не имеют, поскольку первые "китайцы" прибыли в страну лишь в начале 1980-х гг., уже после завершения войны.

Кроме названных стран, различными модификациями "семерки" обзавелись: Бангладеш, КНДР Намибия и Нигерия. Таким образом, по мировым меркам на долю F-7 выпал значительный экспортный успех, хотя он не идет ни в какое сравнение с распространением по планете самого МиГ-21.


Опытный истребитель J-7FS с новым крылом


Истребитель F-7A ВВС Албании


Истребители F-7P сегодня составляют основу ВВС Пакистана


Истребитель J-7III в надежных руках китайских авиатехников


В воздухе – FT-7 и F-7BS ВВС Шри Ланки


Истребители FT-7 и F-7BG ВВС Бангладеш. 2007 г.


J-7II ВВС НОАК в типовой для таких истребителей окраске


Истребитель J-7EB из пилотажной группы "1-е Августа" ВВС НОАК.Чжухай, 2004 г.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх