КИТОГРАФИЯ МИГ-21

Сергей Шумилин/ Харьков

Фото: www.hyperscale . com

Масштабных (и не очень) моделей МиГ-21, как и самих самолетов, было выпущено великое множество, причем к ним "приложили руку" как зарубежные фирмы, так и предприятия игрушечной промышленности СССР, а позднее – новые компании СНГ Однако до последнего времени моделисту, собирающему копию этого самолета, приходилось запасаться молотком и большим напильником, так как за первым "комковатым модельным блином" последовало множество других. К счастью, сейчас ситуация улучшилась: на рынке появились вполне "опийные. аккуратно выполненные и даже, можно сказать, приятные в сборке модели "МиГов", причем вполне доступные. Но, чтобы оценить эти отрадные перемены, маленький экскурс в историю

Для начала просто перечислим фирмы, выпускавшие модели МиГ-21 в масштабе 1:72: Airfix, Academy, Matchbox. Fujimi, Revellt Trumpeter, KR "Аэрос"/Condor/ "Восточный Экспресс", "Мир"/Ве1-fix, OEZ, "Звезда". Как видно, список немаленький Вероятно, первой на Западе стала модель МиГ-21Ф-13 британской фирмы Air fix. засветившаяся еще в каталоге 1970 г. У нас – творение московского завода "Кругозор" в масштабе, как говорится, близком к 1:50. Удивительно, но, несмотря на крайнюю примитивность и неточность этой модели, она одно время пользовалась бешеной популярностью у западных любителей "сорок восьмого" масштаба – ничего другого, хотя бы близко напоминавшего МиГ-21Ф-13, в их распоряжении тогда не было. Детище Airfix также не блистало. Его отличали неправильная форма киля, слишком сильно сужавшаяся носовая часть, очень бедные деталировка и расшивка (естественно, внешняя).

Из появившихся позже моделей можно упомянуть изделие фирмы Hasegava, более всего соответствовавшее модификации Ф-13". Его характеризовали невысокая копийность, внутренняя тонкая, но неточная и бедная расшивка. Фирма Academy скопировала эту модель и укладывала в коробки со своим логотипом. Очередные варианты истребителя – "ПФМ" и "МФ" выпускались Matchbox, модели отличались традиционной для этой фирмы примитивностью и мощной расшивкой (распространяться о грубости фирменной "мачевской" расшивки, думаю, не стоит).

Определенным прорывом стал МиГ-21МФ в масштабе 1:72 чехословацкой фирмы КР (Kovozavody Prostejov). Модель послужила основой для продукции ряда других фирм (Bilek, "Аэрос"/ "Кондор", *Мир"/ВеШх), поэтому остановимся на ней подробнее. По размерам, а главное, по пропорциям модель КР была довольно точна, а по деталировке соответствовала общему уровню конца 1970-х гг., т.е. имела внешнюю расшивку (верную по расположению, но далеко не полную) и клепку, очень примитивные ниши и стойки шасси (передняя была отлита вместе с колесом), весьма грубую "мелочевку*". Бонусом были колесо турбины, вставляемое в сопло двигателя, подвесное вооружение (ракеты Р-3, блоки НАР), подвесные топливные баки. Присутствовала и кое-какая деталировка кабины (кресло и приборная доска), но. если говорить по-честному, эти детали все равно требовали переделки. Литье имело средненькое качество (встречались утяжины), а при сборке оказывалось, что задняя часть фонаря больше, чем гаргрот, в который она должна переходить, а между отлитым зацело с одной из половинок фюзеляжа вертикальным оперением и другой половинкой образуется щель. Тем не менее, "капэшка" не имела в то время альтернативы, к тому же, она была относительно недорогой и вполне доступной для советского моделиста (выменять ее у чехословацких коллег на NOVO не представляло труда).

Позже МиГ-21 от КР многократно подвергался творческой переработке. На его базе минская фабрика "Мир" (позднее Belli к) выпустила МиГ-21 СМТ, а фирма "Аэрос" (позднее Condor) – целое семейство машин, начав с "МФ", за которым последовали МиГ-21 бис/ Р/ СМТ/ УМ По сути, это были те же "калэшки". только с различными гаргротами, некоторыми дополнительными деталями (например, разведывательным контейнером) и измененной внешней расшивкой, ставшей исчезающе тонкой.

В 1990 г. серию "МиГов" (МФ/ У/ ПФМ/ СМТ/ бис) предложила весьма уважаемая японская фирма Fujimi, о качестве продукции которой говорит хотя бы то, что ее А-4 до сих пор остается лучшей моделью "Скайхока". Правда, с "двадцать первыми" у Fujimi вышел конфуз. К тому времени МиГ-21 не представлял практически никакой тайны, тем не менее, дизайнеры Fujimi ухитрились ошибиться в размерах модели, причем так, что это очень существенно отразилось на ее пропорциях. Так, фюзеляж по ширине соответствовал масштабу 1:70. а по длине – 1:71,5. Ниши шасси оказались смещенными назад. Конечно, модель комплектовалась многовариантной декалью, была качественно отлита, удались и кое-какие детали, например, передняя стойка шасси с разъемной вилкой, куда вставлялось колесо, и ее ниша, но все это не могло компенсировать искаженные пропорции. К тому же, модели Fujimi были весьма не дешевы,

В конце 1990-х гг. целое семейство "двадцать первых" выпустила чешская фирма Bilek. Ее МиГ-21ПФ/ ПФМ/ УМ базировались на "капэшной" модели, а МиГ-21Ф-13 и "У" представляли собой оригинальные разработки. Особенностью этой серии стало то, что фюзеляж, консоли крыла и горизонтальное оперение размещались на одном литнике и были индивидуальными у каждой модели, а остальные унифицированные детали располагались на втором литнике. Расшивка моделей была внутренней, аккуратной, воспроизводила только основные линии. С точки зрения деталировки Bilek пошла дальше КР Правда, в некоторых случаях удачные детали были просто заимствованы у других производителей. Например, передняя стойка шасси и вклеиваемая передняя ниша – от модели Fujimi. Ниши основных опор шасси были даны отдельно и вклеивались в фюзеляж. Интерьер кабины состоял из ванны (с наметками приборов на боковых панелях), кресла (не очень напоминавшего КМ-1М), достаточно правдоподобной приборной доски (с рельефной имитацией приборов). На унифицированном литнике размещались 2 ракеты Р-3, пушечная гондола ГП-9 и подвесной топливный бак. Фонарь – прозрачный, выполненный одной деталью. Модели комплектовались качественной декалью на несколько вариантов окраски, правда, без мелочевки. В целом, изделия Bilek были, несомненно, лучше как старой доброй "капэшки", так и ее переделок от Condor. Но, предоставляя приемлемое качество за доступную цену, они. по большому счету, оставались всего лишь заготовками для высококлассной модели.



Доработанная модель МиГ-21 в варианте Lancer С (1:72). Фирма Fujimi




Модель МиГ-21 Ф-13 (1:72). Фирма Revell



Модель МиГ-21 МФ (1:72) из коллекции И. Зыбнева. Фирма КР



Модель МиГ-21бис (1:4В). Фирма Academy



Модель МиГ-21ПФ (1:48), Фирма Academy



Модель МиГ-21МФ( 1:48). Фирма OEZ



Модель МиГ-21МФ (1:32). Фирма Fujimi


Эти "киты" остались в прошлом, а на что же ориентироваться современному моделисту? Несомненно, лучшей на сегодняшний день является появившаяся недавно модель МиГ-21Ф-13 фирмы Revell (кат № 4346). При выпуске своих новых изделий эта компания в первую очередь обращает внимание на машины, эксплуатировавшиеся в Германии, или те, на которых летали немецкие летчики. Можно сказать, нам повезло – именно на МиГ-21Ф-13 летал первый немецкий космонавт Зигмунд Йен. Модель имеет характерное для последних изделий Reveil литье отличного качества, тонкую четкую расшивку с клепкой, превосходную деталировку кабины, ниш шасси, двигателя, пушек, не забыт и комплект подвесного вооружения. Единственное неприятное место – деталь носовой части, в которой объединены конус и передняя обечайка воздухозаборника. Конус изнутри крепится к обечайке на четырех распорках, что не было бы проблемой, но при литье кончик конуса получается смазанным, передняя кромка обечайки – толстоватой, а исправлять это очень сложно, так как конус и обечайка находятся весьма близко друг от друга. При сравнении модели с чертежами из журнала "Авиация и Время" (№ 5*07) видно, что она хорошо укладывается в них практически по всем параметрам. Позаботился Revell и о декали, дав на выбор б вариантов окраски.

Для постройки других модификаций "двадцать первого" лучший выбор на сегодня – модели "Звезды" МиГ-21ПФМ и МиГ-21 бис. Выходили они именно в такой последовательности, и на более поздней модели фирма исправила недостатки предыдущей. Так, на "ПФМ" неудачно получился конус воздухозаборника – он никак не желал полностью проливаться, в результате его кончик вместо острого получался закругленным. К этому добавилось и не совсем рациональное членение самого воздухозаборника на детали – к фюзеляжу приклеивалась передняя обечайка, в которую вставлялся конус, в результате между ним и стенками обечайки не оставалось кольцевой щели. К тому же, в районе кабины на обеих половинках фюзеляжа имелись заметные утяжины (с внутренней стороны здесь располагались массивные бортовые пульты интерьера кабины).

На "бисе" конус получился отлично, решена по-другому и конструкция воздухозаборника, нет утяжин в районе кабины (пульты перенесены на вклеиваемую в фюзеляж ванну). Кроме того, если на "ПФМ- гаргрот отливался вместе с фюзеляжем, то на "бисе" – это отдельная деталь, что очень удобно для изготовления других модификаций.

Расшивка на обеих моделях тонкая внутренняя, прозрачные детали отлиты чисто, щитки воздушных тормозов выполнены отдельными деталями, даны интерьеры кабин, ниш шасси и начинка сопл двигателей По геометрии модели довольно точны (утверждается, что "бис" сделан по фирменной миговской трехмерной модели и реальным обмерам). МиГ-21бис комплектуется декалью хорошего качества на 3 варианта окраски, в ней наличествует и некоторое количество "технички".

В масштабе 1:48 модель МиГ-21ПФ еще в 1977 г. выпустила фирма Revell, но по деталировке и геометрии она получилась, мягко говоря, далекой от идеала. В конце 1980-х гг. модель МиГ-21МФ/бис/СМТ изготовила чехословацкая фирма ОЕ2 (для изменения модификации нужно было срезать гаргрот "МФа", отлитый вместе с фюзеляжем, и приклеивать один из двух альтернативных гаргротов, имевшихся в наборе) Модель получилась грубоватой – слишком крупные линии расшивки, толстые задние кромки крыла, упрощенная деталировка (очень уж пустая кабина и ниши шасси для такого масштаба) и т.д. "Спарка" МиГ-21УМ была представлена только весьма дорогой и малотиражной моделью фирмы HiPM. Наиболее свежими в данном масштабе являются МиГ-21ПФ и МиГ-21МФ фирмы Academy. Но вышедшие после многократных задержек копии принесли разочарование – при неплохой деталировке они содержат массу заметных ошибок в геометрии. Фюзеляж оказался на 5 мм длиннее, чем необходимо, в результате – не на месте ниши шасси и тормозные щитки, разъехались и крыло со стабилизатором. Из-за унификации различных вариантов пострадал фонарь, который гораздо шире, чем надо

В самом крупном масштабе 1:32 "двадцать первые" выпускает Revell (МиГ-21МФ/ ПФ/ ПФМ) и Trumpeter (МиГ-21Ф-13/ МФ/ УМ) Последняя производит также копии китайских F-7II, F-7EB, F-7MG. Китайские "МиГи" неплохи и весьма подробно деталированы, есть даже имитации патронных коробок (отлитые из эпоксидной смолы). Для воспроизведения шкал приборов к модели приложена ацетатная пленка, на которой нанесены их изображения. Подробная декаль включает опознавательные знаки и практически все технические надписи.

Revell производит МиГ-21Ф-13 и в самом мелком масштабе – 1:144. Таких же "лилипутов" выпускает Trumpeter (F-7II, F-7EB, F-7MG) и Academy (МиГ-21ПФ) Наиболее аккуратно выполнена модель Revell, к тому же, она комплектуется декалью отличного качества. Trumpeter снабдил свои модели разнообразным подвесным вооружением, однако литье подкачало – на пластике имеются утяжины. Грубее всего выглядит модель Academy – ее детали кажутся толстоватыми и слегка оплывшими.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх