ПАНОРАМА

225 лет назад, 5 июня 1783 г., поднялся в воздух тепловой аэростат братьев Монгольфье (Франция).

170 лет назад, 8 июля 1838 г.,родился немецкий пионер воздухоплавания Ф. Цеппелин.

140 лет назад, 2 июня 1868 г., родился конструктор Ф.Ф. Андерс, который в 1909 г. построил первый отечественный дирижабль «Киев» мягкой конструкции.

135 лет назад, 20 июля 1873 г., родился бразильский пионер воздухоплавания и авиации А. Сантос-Дюмон, работавший во Франции.

110 лет назад, 26 июня 1898 г., родился немецкий авиаконструктор В. Мессершмитт.

85 лет назад, 8 июля 1923 г., в Одессе совершил первый полет «Конек-Горбунок» (летчик А.Т. Бербеко) конструкции В.Н. Хиони, один из первых советских серийных самолетов

65 лет назад, 15 июня 1943 г., поднялся в воздух первый в мире реактивный бомбардировщик Arado 234 Blitz (Германия).

60 лет назад, 2 июля 1948 г., совершила первый полет летающая лодка Бе-6 (экипаж М.В. Цепилова).

60 лет назад, 8 июля 1948 г., совершил первый полет Ил-28 (летчик-испытатель В.К. Коккинаки).

50 лет назад, 21 июля 1958 г.,совершил первый полет прототип Ту-22 – самолет «105» (экипаж Ю.Т. Алашеева).

40 лет назад, 18 июня 1968 г.,совершил первый полет Ту-142 (экипаж И.К. Ведерникова).

Использованы следующие источники: справочник-календарь Издательского дома «Авиамир» (Москва), материалы музея АНТК им. O.K. Антонова, российских и украинских СМИ.


22 июня исполнилось 90 лет старейшему авиационному журналисту России Льву Павловичу Берне. Еще в юношеские годы он «заболел» авиацией: летал на планерах и прыгал с парашютом. Во время Великой Отечественной войны, не окончив ВВА им. Н.Е. Жуковского, Л.П. Берне ушел на фронт. Боевое крещение принял на Курской дуге в качестве инженера авиаэскадрильи. Диплом он защитил в двигателестроительном КБ А.А. Микулина уже после Победы .

Л.П. Берне – один из ведущих историков авиации, автор многочисленных статей по отечественному двигателестроению, главный редактор журнала «Крылья Родины». Поздравляя Льва Павловича со знаменательной датой, редакция «АиВ» желает ему крепкого здоровья и творческого долголетия.


14 мая в Киеве на территории НТУУ «КПИ» был открыт первый в мире памятник выдающемуся авиаконструктору И.И. Сикорскому (скульптор Н, Олийнык). Надпись на памятнике гласит: «Снимаю шляпу перед Альма- Матер, которая подготовила меня для покорения неба». В церемонии открытия приняли участие видные деятели науки и техники Украины, политики, руководители и студенты КПИ, посланцы США во главе с бывшим мэром Нью-Йорка Р. Джулиани и др. В тот же день было открыто новое подразделение Национального политехнического музея – отделение авиации и космонавтики им. И.И. Сикорского, которое расположилось в отремонтированном историческом здании авиационных мастерских КПИ.


17 мая исполнился год, как ушел из жизни Генеральный конструктор П.В Балабуев. 12 июня на его могиле был открыт памятник (художник А. Щепкин, скульптор Р. Чайковский). В церемонии по этому поводу участвовали министр промпо- литики Украины В. Новицкий, Генеральный конструктор Д. Кива, представители украинских авиапредприятий, члены семьи Балабуе- вых и другие.


27 мая с аэродрома шведской фирмы SAAB в Линчепинге состоялся первый полет истребителя Gripen Demo – самолета-демонстратора будущего Gripen New Generation. От серийных Gripen C/D «Грипен» новой генерации будет отличаться усовершенствованными РЛС, средствами связи и обмена данными, более мощным двигателем GE F414G, увеличенным на 40% объемом топливных баков, усиленным шасси. Расширился и спектр применяемого на самолете вооружения. Планируется, что серийные истребители Gripen NG появятся после 2015 г.


24 апреля на пресс-конференции в Киеве авиакомпания Wizz Air Ukraine, дочернее предприятие венгерского авиаперевозчика Wizz Air, объявила о начале с 11 июля 2008 г. выполнения из аэропорта Борисполь авиарейсов по Украине. Таким образом, она стала первой низкотарифной (low cost) авиакомпанией, работающей на внутреннем рынке нашей страны. Авиалайнеры А320 свяжут Киев со Львовом, Одессой, Симферополем, Харьковом и Запорожьем. Даже после повышения 25 мая аэропортовых сборов на внутренние авиарейсы стоимость наиболее дешевого билета с учетом всех сборов будет менее 100 грн.


23-25 апреля под Житомиром, на аэродроме Смоковка, состоялся авиационный слет им. С.П. Королева, организаторами которого выступали Житомирский аэроклуб «Авиатик» и киевское предприятие «Аэропракт». На слете были представлены планер БРО-11, вертолеты Ми-2, Alouette II, R-44 Raven, самолеты Як-12, Як-18Т, Як-52, полный ряд «Аэропрактов» – от А-20 до А-36, L-200 «Морава», Aquila 210 и др. авиатехника. Были определены лучшие участники в нескольких номинациях, в т.ч. Ю. Яковлев получил приз за самый красивый самолет (А-36), а Л. Кригер – за самый красивый вертолет (Alouette II).


7 мая Премьер-министр Украины Ю.В. Тимошенко подписала Постановление № 441, которое утверждает порядок использования в 2008 г. средств, запланированных в госбюджете (590 млн. грн.) для реализации Государственной комплексной программы развития авиапромышленности до 2010 г В том числе, часть средств направляется на возмещение затрат фактически оплаченных процентов за использование среднесрочных (до трех лет) и долгосрочных (до пяти лет) кредитов, взятых авиапредприятиями в 2003-08 гг. для серийного производства Ан-74 и Ан-148. Кроме того, планируется погашение кредиторской задолженности, которая образовалась в 2006 г. при создании и запуске в серию Ан-148 и Ан-70, а также при отработке опытных образцов авиадвигателя Д-27. Заложены также средства на реконструкцию и модернизацию ЛИиДБ АНТК им. O.K. Антонова и создание базового центра техобслуживания Ан-74 и Ан-148.


7 мая командование авиационных систем ВМС США (NAVAIR) сообщило, что в рамках программы содействия развитию афганской военной авиации приобрело в Украине четыре Ан-32, Стоимость сделки не разглашалась. Две машины уже поставлены в Афганистан. Процедура закупки была проведена в кратчайшие сроки – со времени подписания контракта поставки техники заказчику прошло чуть более 60 дней. По оценкам представителей NAVAIR, Ан-32 идеально подходит для суровых природно-климатических условий Афганистана. К тому же, местный летный и технический состав имеет значительный опыт эксплуатации самолетов данного типа.


25 апреляв Таганроге состоялась передача представителям МЧС Азербайджана амфибии Бе-200ЧС, построенной на Иркутском авиазаводе. Это пятый серийный Бе-200, который стал первым самолетом этого типа, поставленным зарубежному заказчику. Первые четыре несут службу в МЧС РФ.


19 мая с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного ПО летчики-испытатели компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) А. Яблонцев и Л. Чикунов впервые подняли в воздух российский региональный самолет «Сухой Суперджет-100» (Sukhoi Super- jet 100). В первом полете продолжительностью 1 ч 6 мин самолет выполнил взлет и набор высоты до 1200 м, 4 прохода над ВПП на разной высоте, «коробочку» и посадку. «Сегодня для нас самый главный день – мы в полном смысле снова обрели крылья, – комментируя этот полет, заявил Генеральный директор АХК «Сухой» М. Погосян. – Мы долго шли к этому. В любой работе главное – результат, а для авиастроителей – это новый самолет в небе… Впереди – большой сложный этап, сертификационные испытания». До конца мая самолет совершил еще один полет продолжительностью 2,5 ч. Всего машина должна выполнить 40 полетов по программе заводских доводочных испытаний, после чего начнутся его сертификационные испытания в подмосковном Жуковском. В настоящее время в Комсомольске-на-Амуре заложены 4 самолета, которые будут задействованы в сертификационных испытаниях. Первый лайнер должен получить «Аэрофлот» в апреле 2009 г., с опозданием на полгода от ранее оговоренных сроков. Всего на сегодняшний день ГСС имеет твердые заказы на 73 лайнера. Кроме «Аэрофлота», заказавшего 30 самолетов, еще 15 «Суперджетов» в России заказал авиаальянс Airllnion, 10 – лизинговая компания ФЛК и 6 – авиакомпания «Дальавиа». Кроме того, 2 самолета изъявила желание иметь армянская «Армавиа» и 10 – итальянская ItAli.


4 июня российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс и Ко» презентовала новый вариант Ан-148 – ABJ (Antonov Business Jet). Этот самолет представлен в двух компоновках: на 12 мест с дальностью полета 7000 км – ABJ Е (Elite) и на 38 пассажиров (5350 км) – ABJ CS (Corporate Shuttle). В настоящее время ABJ запущен в серию на ВАСО (Воронежское акционерное самолетостроительное общество), и первая машина будет передана заказчику в VI квартале 2009 г. Производственная программа этого предприятия до 2025 г. предусматривает выпуск 564 Ан-148, в т. ч. 123 в варианте ABJ. По оценкам специалистов, 60 таких «бизнес-джетов» будут востребованы российским рынком до 2015 г. Примерная стоимость ABJ сегодня составляет порядка 30 млн.USD.


30 апреля на полигоне Аберпорт (Зап. Уэльс) британский научно-производственный консорциум Team LM завершил летные испытания нового барражирующего боеприпаса Fire Shadow («Огненная тень»), разрабатываемого по заказу МО Великобритании. После старта из пусковой установки боеприпас набрал необходимую высоту и выполнил полет по запрограммированному маршруту. Затем он перешел в пикирование, имитируя удар по наземной цели.

По расчетам, дальность действия боеприпаса будет достигать 150 км, продолжительность барражирования – 10 ч, а максимальное отклонение от цели не превысит 1 м. Аппарат отличает высокая эффективность в условиях городской застройки. Боеприпасы «Огненная тень» должны поступить на вооружение сухопутных войск Великобритании в 2012 г.


12 мая стало известно, что Управление перспективного планирования НИР Минобороны США (DARPA) заключило с американской компанией Aero Vironment контракт на создание и проведение испытаний сверхмалого БПЛА NAV (Nano Air Vehicle) для решения разведывательных задач в условиях городской застройки, в т. ч. внутри помещений. Этот нано-беспилотник длиной всего 7,5 см будет оснащен машущим крылом. Масса NAV не превысит 10 г при полезной нагрузке 2 г Аппарат сможет выполнять полет со скоростью 5-10 м/с, а также зависать на месте не менее чем 60 с. Дальность его действия будет превышать 1000 м.


2 мая американская компания Aurora Flight Sciences объявила о начале разработки в рамках военной программы Vulture («Стервятник») БПЛА Odysseus с двигателями, работающими на солнечных батареях. Этот оригинальный БПЛА состоит из трех одинаковых аппаратов, способных летать как самостоятельно, так и состыкованными крыло к крылу с помощью специальных узлов. (Конфигурация получила обозначение Z-wing). Части составного аппарата могут складываться гармошкой, подставляя большую часть поверхности крыльев прямым солнечным лучам вне зависимости от высоты светила над горизонтом. В «разложенном» положении размах крыла Z-wing составляет 150 м.

Цель программы Vulture – создание разведывательного БПЛА, способного находиться в воздухе около пяти лет и стать альтернативой спутникам-шпионам. Конкурентом Aurora Flight Sciences является компания Boeing, уже представившая свой проект и получившая грант от военных на его дальнейшую разработку.


15 мая японский конструктор Гэннай Янагисава продемонстрировал представителям СМИ свой одноместный вертолет GEN Н-4, который является самым маленьким соосным вертолетом в мире – его масса всего 75 кг. Он представляет собой открытое кресло с прикрепленным мотором и соосной несущей системой. GEN Н-4 успешно прошел испытания в префектуре Нагано, в ходе которых смог развить скорость до 50 км/ч. Аппарат уже занесен в Книгу рекордов Гиннесса.


5 мая бразильская компания Embraer сообщила о завершении очередного этапа испытаний шестиместного самолета Phe- nom 100, созданного по программе VLJ (Very Light Jet). Четвертый летный образец самолета прошел проверку в холодильной камере лаборатории ВВС США во Флориде при температуре -40 °С. Его силовая установка в этих условиях проработала 12 ч. Три первых Phenom 100 продолжают успешно выполнять 530-часовую летную программу испытаний. Сертификация этого «бизнес-джета» должна завершиться во второй половине 2008 г.


21 мая корпорация «Боинг» выкатила новый самолет Boeing 777F (Freighter) – грузовой вариант известного пассажирского лайнера. Он оснащен двумя ТРРД General Electric GE90- 110B1L тягой по 52,2 т и обладает самой большой грузоподъемностью в мире среди двухдвигательных самолетов. При максимальной взлетной массе 347,45 т машина способна перевезти 103 т на расстояние 9045 км. Корпорация уже получила от 11 авиакомпаний 78 твердых заказов на Boeing 777F и планирует в конце 2008 г. поставить первый из них французской Air France.


Ростислав Мараев/«АиВ»







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх