Над нами "мессеры " кружили

Эти слова песни из кинофильма «Тишина» невольно вспомнились в первый день работы Берлинского авиасалона, когда свист реактивных <Юмо> смешался с рокотом поршневого «Даймлер-Бенца>, а два «тевтонца» закружили свою карусель в небе над Шенефельдом…


Авиасалон ILA-2008, проходивший на аэродроме Шенефельд на юго-восточной окраине Берлина с 27 мая по 1 июня, – один из крупнейших авиафорумов мира. В этом году в павильонах и на открытых площадках были представлены 1127 фирм из 37 стран. При этом 679 участников – немецкие, что превратило выставку в бенефис германской аэрокосмической индустрии. На статических стоянках находились около 300 летательных аппаратов: как современных, так и ретросамолетов. Салон посетили около 120 тысяч специалистов и более 125 тысяч зрителей. Были подписаны договоры и контракты на совместную работу и поставки авиакосмической техники на общую сумму около 5 млрд.евро.

ILA-2008 всегда славился своей шоу- программой, особенно в части показа исторической техники, которой здесь собиралось больше, чем на каком-либо другом европейском авиашоу. Однако в этом году летная программа оказалась не столь зрелищной, как в Ле Бурже, Фарнборо или в Жуковском. Причиной этого стало решение административного суда округа Коттбус, принятое по иску некоего гражданина из деревни Дамме-Шпреевальд буквально за неделю до начала салона. Минимальная высота демонстрационных полетов была ограничена планкой в 450 м, а максимально допустимый шум на местности за пределами аэродрома – величиной в 120 dB. Одним из результатов такой заботы о спокойствии граждан Бундесреспублики стал отказ от показа российского стратегического бомбардировщика Ту-95МС. Интересно, что американский В-1В смог «вписаться» в шумовые рамки и демонстрировался не только на земле, но и в воздухе.

Выставка проводилась в четырех сегментах: воздушные перевозки, космонавтика, вооруженные силы и оборона, а также авиация общего назначения. В ее рамках состоялось более сотни различных конференций и семинаров, в частности, прошли Первый европейский конгресс по транспортной авиации и космический форум ILA Space World, основное внимание на котором было уделено предстоящим экспедициям на Марс и Луну, а также европейской навигационной системе Galileo. Крупнейшими зарубежными участниками ILA- 2008 стали Индия, Россия и США. Индия в этом году была объявлена организаторами страной-партнером выставки (в 2006 г. таковой была Россия). ILA-2008 стала самой крупной зарубежной презентацией индийского авиапрома за всю историю его существования. Демонстрировалась продукция 25 индийских компаний, а выступление пилотажного звена из четырех вертолетов Dhruv стало украшением авиашоу.

Украину на авиасалоне представляли: АНТК им. O.K. Антонова, ЗМКБ «Прогресс», ОАО «Мотор Сич», ГП «ПО Южный машиностроительный завод им. А. Макарова» и Национальное космическое агентство. Натурной авиатехники наша страна не показывала – вся работа проходила на стендах, конференциях и переговорах.

Традиционно мощно, хоть на удивление тоже без натурных экспонатов, была представлена аэрокосмическая промышленность России, которая на ILA-2008 получила статус приоритетного партнера. Объединенная Авиастроительная Компания (OAK) заявила о своих амбициозных планах по вхождению к 2025 г. в тройку мировых лидеров по выпуску авиатехники. Приоритетным направлением, по словам ее главы Алексея Федорова, станет гражданская авиация, ибо «в военном секторе рынка мы давно присутствуем и занимаем достаточно весомую долю». Россияне неоднократно заявляли в Берлине, что в секторе гражданской авиации планируют завоевать около 10-15% мирового рынка.. В ходе салона никаких новых заказов на российскую авиатехнику сделано не было, хотя представители корпорации провели множество переговоров. «Идет очень интенсивный переговорный процесс, прежде всего с партнерами из Европы, – цитирует Федорова «Прайм-ТАСС». – Надеюсь, что сегодняшняя выставка станет очередным важным этапом в расширении нашего международного сотрудничества». Много внимания российская делегация уделила рекламе новейшего регионального самолета Superjet-100. В частности, был анонсирован его показ на выставке в Ле Бурже 2009 года. Сильным пиар-ходом стала презентация программы SuperJet- 100 канцлеру Германии Ангеле Меркель.






Особенностью ILA-2008 стала демонстрация воздушной мощи США. Были выставлены все основные типы боевой и транспортной авиатехники американских ВВС. Военно-транспортную авиацию представляли сразу три самолета: С-5В, С-17 и C-130J. Обращала на себя внимание и активность по продвижению С-17 для выполнения военных перевозок в интересах европейских членов НАТО. Незадолго до этого было принято решение об организации на венгерской авиабазе Папа многонационального тяжелого авиатранспортного крыла НАТО, в состав которого уже в следующем году войдут два С-17, приобретенных на коллективные средства европейских членов альянса. Стоимость такой покупки с наземной инфраструктурой оценивается в 700 млн. USD. Впоследствии планируется увеличить число машин в авиакрыле до шести. Возможности С-17 и их эффективность при доставке военных грузов подчеркивались на Первом Европейском конгрессе по транспортной авиации. На нем «Боинг» преследовал две цели: первую – создание предпосылок для продления серийного производства С-17 и вторую – постепенное выдавливание российско-украинских перевозчиков на Ан-124 из программы SALIS (Strategic Airlift Interim Solution – стратегическое авиатранспортное временное решение) с последующей монополизацией этого сектора перевозок. Другие участники Конгресса положительно оценили совместную работу «Авиалиний Антонова» и авиакомпании «Волга-Днепр» в рамках SALIS. Было отмечено, что на сегодня альтернативы Ан-124, особенно при доставке тяжелых крупногабаритных грузов, не существует. С докладом о состоянии программы Ан-124-100М-150 и работах АНТК им. O.K. Антонова по развитию рамповой транспортной авиации выступил Генеральный конструктор Д.С. Кива.

Большой интерес участников Конгресса вызвала информация о программе военно- транспортного самолета А400М. Ее руководитель представитель фирмы CASA Карлос Грандаль сообщил, что выкатка опытного самолета состоится 26 июня, и в течение нескольких месяцев он будет поднят в воздух. Но, помимо радужных ожиданий, нарастает и критика в адрес этой машины. Очень медленно идет доводка ее двигателей TP-400-D6. В кулуарах конференции говорили о проблемах, связанных с редуктором двигателя, и возможных ограничениях его мощности. В связи с этим масса полезной нагрузки А400М может снизиться, что сделает проблематичной доставку новой боевой машины пехоты PUMA, которая в ближайшее время станет основным типом БМП в Бундесвере. В зависимости от оснащения она может иметь массу от 29 до 43 т. В первом случае БМП лишена активной брони и ряда комплексов вооружения, и ее может перевозить А400М. Однако для доставки дополнительных элементов оснащения машины нужен еще один рейс. В то же время, Ан-70 способен перевезти за один рейс эту бронемашину в максимально возможной комплектации с боезапасом и заправкой горючим.

Важной темой салона стали вопросы разработки альтернативных видов авиационного топлива и повышения эффективности современных авиадвигателей. Большое внимание уделялось и экологии. Ставится цель к 2020 г. снизить при работе двигателей выбросы углекислого газа на 50%, окиси азота – на 80%, уровень шума – на 50% и уменьшить вдвое расходы топлива. На салоне демонстрировались летающие лаборатории: на базе А380, один из двигателей которого работал на биотопливе, и на базе А320 (Fuel Cell Demonstrator) со вспомогательной силовой установкой, приводимой в действие водородными топливными элементами.

На салоне неоднократно подчеркивалось, что в 2009 г. исполнится 100 лет со дня открытия первого авиасалона на территории Германии. Сам же ILA-2008, если не считать досадных ограничений по летной шоу-программе, по мнению его устроителей, оказался лучшим и более представительным, чем когда-либо ранее.






Валерий Казак/ Витебск

Фото предоставлены автором







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх