85 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ АВИАЦИИ


Запорожское открытое акционерное общество «Мотор Сич» в сентябре 2001 года отмечает свой юбилей.

Запорожское открытое акционерное общество «Мотор Сич» в сентябре 2001 года отмечает свой юбилей.

85-летие оно встречает как одно из крупнейших в мире и единственное украинское предприятие по производству, сопровождению в эксплуатации и ремонту 55 типов и модификаций надежных и экономичных авиационных газотурбинных двигателей - от небольших вспомогательных силовых агрегатов до мощнейших силовых установок для самых крупных в мире самолетов "Руслан" и "Mpia", вертолетов Ми-26.

За эти годы неоднократно менялись его названия, но неизменной оставалась репутация надежного и солидного партнера, производящего высококачественную продукцию.

Потребителями наших двигателей являются всемирно известные самолето- и вертолетостроительные ОКБ - Антонова. Бериева, Ильюшина, Туполева, Яковлева, Камова и Миля, а также чешская фирма "Aero Vodochody" и китайская компания HAIC (G). В 105-ти странах эксплуатируются самолеты и вертолеты, оснащенные двигателями ОАО "Мотор Сич".

На нашем предприятии в свое время работали генеральные конструкторы авиадвигателей С.К.Туманекий, В.Я.Климов, А.Г.Ивченко, В. А.Лотарев. а также генеральный конструктор космической техники В.Н.Челомей Здесь же находятся исторические истоки двух других предприятий - Омского моторостроительного производственного объединения им.П.И.Баранова и Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" им.А.Г.Ивченко.

История предприятия началась в 1916-м году, когда Петербургское акционерное общество "Дюфлон, Константинович и К" (сокращенно "Дека") организовало в Александровске (так тогда назывался г. Запорожье), производство авиадвигателей. По площади кирпичных производственных зданий завод превосходил любой из существовавших моторных заводов царской России, а по своему оснащению являлся одним из лучших.

Первенцем предприятия стал собранный в сентябре 1916г. однорядный шестицилиндровый двигатель типа "Мерседес" мощностью 100 л.с. с водяным охлаждением, получивший название "Дека" М-100.

Дату изготовления этого двигателя принято считать днем рождения нашего завода. В дальнейшем мощность двигателя усилиями специалистов "Дека" удлось повысить до 129 л.с. а затем до 168 п.с. Мотор устанавливался на нескольких модификациях четырехдвигательного "Ильи Муромца", сконструированного выдающимся авиаконструктором И.И.Сикорским.

Пережив пожар гражданской войны, завод приступил к ремонту, а затем и к изготовлению деталей авиадвигателей "Рено".

В 1923-м предприятие приступает к освоению серийного производства двигателей "Испано-Сюиза" 8FB мощностью 300 л.с. на номинальном режиме. Рабочие чертежи двигателя, переименованного в М-6, и другая техническая документация были разработаны на московском заводе "Икар" (ныне ФНПЦ ММПП "Салют"), с которым ОАО "Мотор Сич" успешно сотрудничает и сегодня по самым современным двигателям Д-436Т1/ТП, Д-27 и АИ-222-25.

Двигатель М-6 устанавливался на истребители зарубежного производства, находившиеся на вооружении ВВС КА, а также на отечественные самолеты - переходный (по нынешней терминологии -УТС) для подготовки летчиков - разведчик Р-5, самолет П-2 конструктора Н.Н.Поликарпова и санитарный самолет К-4 конструктора К.А.Калинина.

Первые моторы М-6 еще только устанавливались на самолеты, а в конструкторском бюро уже готовились рабочие чертежи на производство нового пятицилиндрового звездообразного мотора воздушного охлаждения М-11. Это был первый авиадвигатель отечественной конструкции, внедренный в крупносерийное производство.

Он был спроектирован в 1924-м под руководством А.Д.Швецова в содружестве с металлургом Н.В.Окромешко. Серийное производство М-11 началось в 1927-м.

В июле 1930 г. на заводе был организован опытно-конструкторский отдел под руководством главного конструктора А.С.Назарова. Этот коллектив создал ряд модификаций М-11, последовательно добившись повышения его мощности со 100 до 150 л.с, при этом ресурс довели до 400ч.

Высокие качества М-11, в том числе надежность, неприхотливость в эксплуатации и низкая стоимость, позволили ему стать основным двигателем отечественной учебной и легкомоторной авиации. Он эксплуатировался на летательных аппаратах 88 типов, как серийно выпускавшихся (У-2. (По-2), Ш-2. УТ-1, УТ-2, Як-18, Як-6 и т.д.), так и экспериментальных и опытных.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх