Кроме того, на нашем предприятии ведется подготовка к серийному производству первого в мире маршевого тур-бовинтовентиляторного двигателя Д-27, предназначенного для широкофюзеляжного военно-транспортного самолета Ан-70. Его выпуск предусматривается наладить в кооперации с ФНПЦ ММПП "Салют".

Разработанный ЗМКБ "Прогресс" двигатель Д-27 вобрал в себя последние достижения отечественного авиадвигате-лестроения. Его мощность составляет 14000 л.с, по топливной эффективности он на 25-30% превосходит современные ТРДД. Винтовентилятор обеспечивает двукратное приращение подъемной силы крыла на этапах взлета и посадки, а также высокую крейсерскую скорость при низком уровне шума.

Отказ европейских стран от разработки совместного проекта военно-транспортного Ан-7Х не влечет за собой свертывания работ по Ан-70, поскольку он необходим министерствам обороны Российской Федерации, Украины и ряда других стран. В дальнейшем Д-27 найдут применение на различных модификациях самолета Ан-70. а также на пассажирском Ан-180 и самолете-амфибии Бе-42.

Для пассажирского регионального Ту-324 и его административной модификации в кооперации с ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" осваивается производство двухвального ТРДД с большой степенью двухконтурности АИ-22 тягой 3755 кгс на взлетном режиме. Ту-324 предназначен для замены наиболее массовых в недавнем прошлом ближнема-гистральных самолетов Ан-24, Як-40 и Ту-134.

По результатам проведенных маркетинговых исследований рынка двигателей для учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов ЗМКБ "Прогресс" и ОАО "Мотор Сич" принято решение о начале работ по созданию двигателей семейства АИ-222. Эти двигатели могут иметь тягу от 2200 до 3000 кгс на взлетном режиме, а при установке форсажной камеры - до 5000 кгс.

Важнейшим требованием при создании двигателей семейства АИ-222 было обеспечение максимальной безопасности полетов и высокой боевой эффективности оснащенных ими самолетов. Конструкция ТРДД должна гарантировать длительный срок службы при низких эксплуатационных расходах. В настоящее время ведутся работы по двигателю АИ-222-25 тягой 2500 кгс, который предназначен для учебно-боевого самолета Як-130.

С коллективом конструкторов из ОКБ им.В.Я.Климова (ныне Государственное унитарное предприятие "Завод им.В.Я. Климова" в Санкт-Петербурге) и именами генеральных конструкторов, С.П. Изотова и сменившего его А.А.Саркисова связан почти тридцатилетний период в биографии нашего предприятия. Разработанный климовцами для боевых вертолетов первый отечественный турбовальный двигатель ТВЗ-117 мощностью 2200 л.с. был запущен в производство в 1972 г. К настоящему времени нашим предприятием изготовлено около 22 тыс. двигателей семейства ТВЗ-117, которые наработали в эксплуатации более 12 млн.ч.

Сегодня 18 модификаций ТВЗ-117 «пользуются на боевых, транспортных и гражданских вертолетах среднего класса сухопутного и морского применения. Двигатели этого семейства поднимают в небо 95% вертолетов с маркой "Миль" и "Камов" в 60 странах мира, в том числе широко известные Ка-27, Ка-28, Ка-29. Ка-31. Ка-32, Ка-50 "Черная акула". Ка-52 "Аллигатор", Ми-8МТ, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-35, Ми-25, Ми-28 и целый ряд других.

ТВЗ-117 и в настоящее время, благодаря высокой эффективности узлов, является одним из лучших в мире по экономичности (в своем классе). Кроме того, он зарекомендовал себя неприхотливым и надежным в эксплуатации. Так, за последние 10 лет не было зарегистрировано ни одного случая выключения двигателя в полете по конструктивным или производственным причинам. О международном признании ТВЗ-117 свидетельствует тот факт, что его модификации ВМ, ВМА, ВМ серии 02 и ВМА серии 02 в период с 1993-го по 1999-й годы получили сертификаты типа АР МАК и национальных Авиарегистров Канады, Индии и Китая.

Высокие потенциальные возможности, заложенные в этот двигатель на этапе проектирования, позволили создать объединенными усилиями двух наших традиционных разработчиков -ЗМКБ "Прогресс" и ГУП "Завод им.В.Я. Климова", а также специалистами ОАО «Мотор Сич» очередную модификацию-турбовинтовой ТВЗ-117ВМА-СБМ1 взлетной мощностью 2500 л.с. (2800 л.с. на чрезвычайном режиме), предназначенный для пассажирского 52-местного самолета местных воздушных линий Ан-140.

Ан-140 должен в ближайшей перспективе заменить на авиапиниях самолеты Ан-24, Ан-26 и Як-40. Конструктивные особенности Ан-140 в сочетании с высокой эффективностью двигателей ТВЗ-117ВМА-СБМ1 обеспечивают самолету хорошие летно-технические характеристики. По сравнению с Ан-24 новый Ан-140 при равной загрузке имеет в два раза меньший расход топлива.

Его производительность на 25% выше, а для взлета и посадки Ан-140 требуется полоса в 1,6 раза короче, чем для Ан-24.

Специально для самолета Ан-140 разработан еще один двигатель АИ9-ЗБ. который используется в качестве вспомогательной силовой установки (ВСУ) для запуска маршевых двигателей ТВЗ-117ВМА-СБМ1. привода электрогенератора питания бортовой сети и подачи воздуха в систему кондиционирования самолета на стоянке при неработающих маршевых двигателях. АИ9-ЗБ является очередным двигателем в ряду выпускаемых нашим заводом ВСУ:

АИ-9 для Як-40 и вертолетов Ка-27, Ка-28. Ка-29, Ка-32, Ка-50 и Ка-52. а также АИ-9В для вертолетов Ми-14, Ми-8МТ, Ми-17. Ми-24. Ми-35 и Ми-28. С учетом выпускавшегося для Ми-би Бе-12 двигателя АИ-8 нашим предприятием изготовлено около 11 000 ВСУ.

Весной 2000 г Ан-140 и двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1 и АИ9-ЗБ были сертифицированы АР МАК. Таким образом, они стали первыми образцами украинской авиационной техники, созданной в новых экономических условиях в тесном сотрудничестве с отраслевыми институтами и проектными организациями Украины и Российской Федерации.

Продолжением сотрудничества Санкт-Петербургских конструкторов и нашего предприятия стали двигатели ВК-2500 и ВК-1500. Турбовальный ВК-2500 представляет собой форсированный ТВЗ-117ВМА и отличается от него повышенной на 200 л.с. мощностью на взлетном (2400 л.с.) и чрезвычайном (2700 л.с.) режимах. Он предназначен для установки на новые модификации российских вертолетов марок "Ми" и "Ка".

Первый полет вертолета Ми-24М с двигателями ВК-2500 состоялся 30 мая 2000 г. В декабре 2000 г. двигатель получил сертификат АР МАК.

Турбовинтовой ВК-1500 имеет взлетную мощность 1500 л.с. Он предназначен для самолетов местных линий Ан-38 и Бе-32, а также для установки на ранее выпущенные Ан-2 при модернизации их в кон-структивный профиль Ан-3, что обеспечит этим машинам вторую жизнь. Первый запуск ВК-1500 состоялся 18 мая 2001г.

Оба двигателя будут оборудованы цифровыми системами автоматического регулирования и контроля нового поколения,которые должны обеспечить оптимизацию технических характеристик двигателей, их эксплуатацию по техническому состоянию, повышение ресурса горячей части и надежности двигателя в целом.

В современных условиях уже недостаточно просто выпускать продукцию с высокими функциональными характеристиками. Успешно конкурировать на мировом рынке могут только двигатели, качество которых подтверждено авторитетными национальными и международными организациями. Конкурентоспособные двигатели следует изготавливать на сертифицированной производственной базе.

Для обеспечения стабильного уровня качества продукции ОАО "Мотор Сич" внедрило, поддерживает и развивает систему обеспечения качества, отвечающую требованиям Международных стандартов серии ISO 9000, что подтверждает "Сертификат о признании" №77752, выданный транснациональной фирмой «BUREAU VERITAS QUALITI INTERNATIONAL» (BVCH).

История Запорожского моторостроительного завода богата событиями и людьми, ее делавшими. Достаточно сказать, что его директорами были Владимир Васильевич Чернышев (1938-1939 гг.), именем которого назвали Тушинский машиностроительный завод, Макар Михайлович Лукин (1940-1941 гг.) и Иван Тимофеевич Борисов (1941-1943 г.), ставшие заместителями министра.

Многие годы завод возглавлял Василий Иванович Омельченко - одна из самых ярких фигур в авиационном моторостроении.

Динамично развиваясь на протяжении своей 85-летней истории. ОАО "Мотор Сич* сегодня - это стабильно работающее предприятие, снабженное самым современным оборудованием и использующее наиболее современные технологии при производстве конкурентоспособных двигателей, которыми будут оснащаться разнообразные летательные аппараты третьего тысячелетия.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх