На авиакосмическом салоне «МАКС-2001» Ю.С.Елисеев рассказывает Президенту России В.В.Путину об экспозиции ММПП «Салюта».

Вопрос о взаимоотношениях с иностранцами довольно сложный. Все движется по спирали. Известный еще в дореволюционные времена, завод «Гном», первым в России приступивший к серийному производству авиационных моторов, сегодня превратился в ММПП "Салют". Французская фирма "СНЕКМА" имеет те же корни от «Гнома». И вот сегодня опять, спустя почти 90 лет они хотят объединить свои усилия.

Говорит Ю.С.Елисеев: -Я реалист и понимаю, что взаимовыгодное сотрудничество -дело очень сложное и требует времени. Пока же мы вот уже 2 года сотрудничаем, делаем для них определенную номенклатуру деталей.

Для этого нам надо было изучить их стандарты, а им понять наши возможности. Наши общие дела идут по нарастающей. Сотрудничаем мы и с фирмой "Турбомека", которая входит в общий холдинг с «СНЕКМА».

Например, для фирмы «Пратт-Уитни-Канада» «Салют» начал производить детали - около 40 наименований. Надо сказать, что эта работа заставила заводчан по другому взглянуть на все вопросы, связанные с качеством.

Технически сложную продукцию завод выпускает и для других стран, например: шестерни для ряда фирм Швейцарии, Австрии.

Надо сказать, что, учитывая общие объемы производства, от этой работы сегодня "Салют" не будет иметь много прибыли. Но работа, тесный контакте ведущими зарубежными фирмами, безусловно, положительно влияют на внедрение передовых технологий и организацию производства.

Главное, если говорить о предвидении, а у технической политики, проводимой Елисеевым, было много противников, это создание собственных конструкторских бюро по проектированию газотурбинных двигателей: КБ перспективных разработок авиационных двигателей и КБ по индустриальным установкам (энергетическим, газоперекачивающим и т.д.). В заводских КБ работают более 600 квалифицированных конструкторов, уже есть свои первые разработки.

Елисеев очень плодотворно сотрудничает с научно-исследовательскими институтами, с ОКБ генеральных конструкторов. Тут надо отметить, что некоторые модификации двигателей, находящихся в серийном производстве, заводу сделать существенно проще, чем ОКБ генерального конструктора, организационно непосредственно не связанного с серийным производством.

В сегодняшней экономической ситуации положение опытных заводов очень тяжелое. Как пример, можно привести судьбу одного из самых сильных в прошлом ОКБ, созданного в свое время А.А. Микулиным.

К величайшему сожалению, этот опытный завод, носивший №300, создавший серию двигателей "AM", двигатели Р11-300, Р15Б-300, Р27-300, РУ19-300 и другие - сегодня находится в критическом положении. Конструкторы высшей категории его покидают. А Елисеев с удовольствием предоставляет им рабочие места в своих конструкторских бюро.

К слову, основная масса конструкторов "Салюта" - воспитанники маститых ОКБ, имеющие высокую инженерную квалификацию. К ним добавляют талантливую молодежь - выпускников МВТУ имени Баумана, МАИ и МАТИ, многие из которых с "красными" дипломами. Можно с удовлетворением отметить, что сегодня работа на "Салюте" стала престижной. Впрочем, и по зарплате молодые специалисты, то что называется, не обижены.

Глобальная задача, которую ставит генеральный директор, - создание устойчивой системы работы предприятия, независимой ни от политической конъюнктуры, ни от финансовых колебаний и других потрясений. Это должна быть замкнутая, самостоятельная структура, со своим обеспечением.

Для этой цели, в частности, многое покупается в кредит. Особая статья в деятельности Елисеева - расширение производства. Так, «Салют» приобрел солидный пакет акций Гаврило-Ямского агрегатного завода "Агат". Это для завода очень важно, так как часть аналогичных заводов осталась на Украине.

Когда "Салют" начинал работать с "Агатом", зарплата там была около 600 рублей, коллектив-немногим более 600 человек - заводик был на грани закрытия. Сейчас там - более 2000 человек, средний заработок - около 4000 руб. Это в 6 с лишним раз больше, чем два года назад. А для "Салюта" такое приобретение экономически очень выгодно.

Сегодня большинство агрегатных заводов страшно бедствуют, и поэтому, чтобы приобрести тот или иной агрегат, приходится платить астрономические суммы. Это понятно: бедным агрегатчикам, чтобы что-либо сделать, надо сначала восстановить производство, что стоит больших денег.

«Салют» имеет также пакет акций ОКБ "ЭГА" (генеральный конструктор В.И.Зазулов). Интересно отметить, что "Салют" - Федеральное государственное унитарное предприятие, но пакеты акций, которыми оно владеет, могут принадлежать акционерам.

Структура "Салюта" складывается так: серийный завод, ОКБ, агрегатное ОКБ, агрегатный завод, филиал в На-рофоминске по производству лопаток, филиал в Воскресенске по производс-ву узлов газотурбинных двигателей.

Таким образом, "Салют" становится крупным объединением. Не удивительно, что потребовалось создать свой промышленный банк, который, кстати, входит в число двухсот крупнейших банков России. Так как этот банк имеет гарантии, обеспеченные активами объединения, он уже пользуется авторитетом у своих клиентов, не связанных с заводом.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх