ВИНТОКРЫЛЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ МАШИНЫ


Несмотря на то что упоминания об аппарате с вертикальным винтом содержатся еще в записях Леонардо да Винчи, а первый этап развития этого вида техники берет начало от модели геликоптера, созданной великим русским ученым М.В. Ломоносовым в 1754 г., лишь в 1907 г. первому в мире вертолету удалось оторваться от земли.

В России первый вертолет был построен в 1911 г. группой учеников Н.Е. Жуковского во главе с Б.Н. Юрьевым. Летательный аппарат имел классическую схему одновинтового вертолета с рулевым винтом и автоматом перекоса несущего винта. Б.Н. Юрьев впервые в мире предложил устройство, названное им автоматом перекоса, которое прочно вошло в конструкцию вертолета. Автомат перекоса стал важнейшим агрегатом каждого вертолета и теперь устанавливается на всех вертолетах мира. Б.Н. Юрьев является родоначальником вертолетостроения и основоположником науки о вертолетах.

В 1932 г. коллектив, возглавляемый инженером-конструктором A.M. Черемухиным, построил по схеме Б.Н. Юрьева вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты 605 метров и продержался в воздухе восемнадцать минут, что было для того времени выдающимся достижением. Вертолет ЦАГИ 1-ЭА был практически первым в мире летающим вертолетом.

Первым пилотом этого летающего вертолета был сам инженер-конструктор A.M. Черемухин, впоследствии доктор технических наук, профессор. Имя A.M. Черемухина, полного георгиевского кавалера, выбито на стене Георгиевского зала в Кремле.

Вертолет ЦАГИ 1-ЭА легко поднимался и опускался вертикально, делал повороты на месте, свободно перемещался во всех направлениях. Он был построен по одновинтовой схеме, имел четырехлопастный винт диаметром 11 м, приводимый во вращение двумя ротативными двигателями М-2 мощностью по 120 л.с. Двигатели располагались по обеим сторонам фюзеляжа. Реактивный крутящий момент уравновешивался четырьмя хвостовыми рулевыми винтами, установленными попарно в носовой и хвостовой частях фюзеляжа.

В конце сороковых годов создаются специальные конструкторские бюро вертолетостроения, возглавляемые авиаконструкторами М.Л. Милем и Н.И. Камовым, положившие начало массовому советскому вертолетостроению. Плодотворная деятельность этих творческих коллективов обеспечила создание нескольких поколений первоклассных отечественных вертолетов одновинтовой, поперечной и со-осной схем. В эксплуатацию стали поступать вертолеты Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-10, Ми-2, Ми-8, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ка-32 и другие.

Поступление вертолетов в подразделения Аэрофлота открыло большие перспективы для эффективного авиационного обслуживания многих отраслей народного хозяйства. Первыми специалистами, освоившими вертолетную технику, были пилоты К.Н. Белов, Б.А. Белокопытов, В.И. Донецкий, Г.П. Дробышевский, И.К. Коцур, Э.В. Скрипчен-ко, бортмеханики А.В. Белов, А.С. Троепольский и другие. Среди женщин были вертолетчицы И.И. Гурова, Т.В. Русси-ян, И.А. Копец, Т.И. Зуева, Н.И. Еремина. Первой в Советском Союзе женщиной-бортмехаником на вертолетах стала Л.А. Кошиль. В 1982 г. она попала в женскую сборную команду вертолетчиц, которая на Ми-26 установила девять женских мировых рекордов.

Сегодня вертолеты, как и самолеты, стали привычным явлением во всех районах страны. Вертолеты летают в Арктике и в Антарктиде, в Средней Азии и в Крыму, в Сибири и на Дальнем Востоке - в любых климатических зонах. Во многих случаях они - незаменимый вид транспорта. Нашли самое широкое применение винтокрылые машины в народном хозяйстве. Вертолет - это продовольствие и почта, приборы и оборудование, помощь в работе и беде и самая быстрая из всех дорога в тайге - домой. Вертолеты помогают в работе геологам, картографам, геодезистам, строителям, обеспечивают судоходство в сложных условиях полярных льдов. Наряду с самолетами для охраны лесных богатств широко применяются и вертолеты, а также огромную помощь оказывают труженикам полей. И совершенно неоценима роль вертолета во время стихийных бедствий для спасения человеческих жизней.

Имеются десятки служебных пассажирских вертолетных линий, связывающих областные и районные центры с промышленными предприятиями и поселками, расположенными в труднодоступных местах.

Особенно важное значение имеют перевозки пассажиров в период осенней и весенней распутицы. Единственный вид транспорта, способный работать в распутицу, - вертолеты, им не нужно ни дорог, ни аэродромов.

Для создания вертолетов для народного хозяйства в настоящее время в России имеются два ведущих ОКБ, носящих имена главных конструкторов - их создателей: Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л. Миля и фирма «Камов». Эти два ведущих ОКБ организовали производство вертолетов на пяти серийных заводах: Казанском, Ростовском, Улан-Удэнском, Кумертауском и Арсеньевском.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх