ЛЕГКИЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-1 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ


Одним из первых вертолетов Аэрофлота был Ми-1, созданный в 1948 г. ОКБ под руководством авиаконструктора М.Л. Миля. Первоначально проектируемый вертолет назывался ГМ-1 (геликоптер Миля 01). Ми-1 - вертолет с одним несущим и рулевым винтами. Последний служит для парирования реактивного момента несущего винта и для путевого управления машиной.

На Ми-1 установлен семицилиндровый звездообразный поршневой двигатель воздушного охлаждения АИ-26В со взлетной мощностью 575 л.с. конструкции А.Г Ивченко. Фюзеляж вертолета состоит из трех основных частей: центральной части с кабиной для пилота и двух пассажиров, хвостовой и концевой балок.

Кабина - остекленная, снабжена системой отопления и вентиляции. Пилот сидит впереди на отдельном кресле, пассажиры - сзади, на общем диване. Вход в кабину через открывающиеся двери, расположенные по обеим сторонам фюзеляжа. Позади кабины расположен двигательный отсек, за ним сварной алюминиевый бензиновый бак емкостью 240 литров. Для увеличения дальности полета предусмотрена возможность установки дополнительного подвесного бака емкостью 160 литров.

Несущий винт вертолета Ми-1 - трехлопастный. Конструкция лопасти смешанная, в ней применены трубчатый стальной лонжерон переменного сечения и толщины стенки, деревянные нервюры и стрингеры. Обшивка выполнена из фанеры и полотна. Лопасти рулевого винта - трапециевидные, деревянные, с металлической оковкой по передней кромке.

Вертолет Ми-1 оснащен оборудованием, обеспечивающим полет днем и ночью в сложных метеорологических условиях.

Ввиду отсутствия в ОКБ М.Л. Миля производственной базы три первые опытные машины строились на Киевском авиационном заводе. Первый опытный экземпляр Ми-1 (ГМ-1) был построен в августе 1948 г.

Первый полет первого опытного вертолета Ми-1 (ГМ-1) состоялся 30 сентября 1948 г. Его поднял в небо летчик-испытатель М.К. Байкалов. Испытания второго опытного экземпляра Ми-1 (ГМ-1) продолжил летчик-испытатель М.Л. Галлай. В конце 1949 г. вертолет Ми-1 успешно прошел государственные испытания. Их провели летчики-испытатели В.В. Виницкий и ГА. Тиняков.

Серийное производство началось в 1950 г. на Московском вертолетном заводе, а затем- в Казани, Оренбурге, в Ростове-на-Дону. В 1957 г. началось производство вертолетов Ми-1 по лицензии в Польше. Всегобылов 1950-1960 гг. построено 1015 вертолетов Ми-1, кроме того, 1683 вертолета было произведено в 1957-1965 гг: по лицензии в Польше.

Основной модификацией вертолета в середине пятидесятых годов был многоцелевой Ми-1 А. Он выпускался в связном варианте и был рассчитан на перевозку двух пассажиров или легких грузов.

В 1954 г. был разработан санитарный вариант вертолета Ми-1. Серийно санитарные Ми-1 выпускались со стандартным несущим винтом, но имели ограничения по летно-техническим характеристикам.

Для нужд сельского хозяйства была разработана модификация Ми-1НХ с двумя баками на 300 кг химикатов и штангами опрыскивателя. При снятии сельскохозяйственного оборудования Ми-1 НХ мог использоваться для перевозки почты и пассажиров, почтовый вариант мог оборудоваться специальными подвесными контейнерами.

В 1958 г. был создан поплавковый вариант Ми-1 Г, оборудованный четырьмя цилиндрическими поплавками. В 1958- 1959 гг. этот вертолет широко применялся китобойной флотилией «Слава», налетав 338 часов в 184 полетах.



ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-1

Максимальная взлетная масса, кг 2550

М асса пустого вертолета, кг 1900

Максимальная коммерческая нагрузка, кг 330

Максимальная скорость, км/час 190

Крейсерская скорость, км/час 140

Дальность полета, км 360

Статический потолок, м 3450

Динамический потолок, м 4000

Диаметр несущего винта, м 14,346

Диаметр рулевого винта, м 2,5

Длина вертолета с вращающимися винтами, м 17,05

Высота вертолета до втулки несущего винта, м 3,28

Экипаж, чел. 1

Вертолеты Ми-1 вписали яркую страницу в историю Аэрофлота. Сотни этих машин использовались для перевозки людей, грузов, почты, для срочной эвакуации больных из труднодоступных мест, для обработки сельскохозяйственных угодий. Эти вертолеты эксплуатировались не только в СССР, Польше, но также в Австралии, Афганистане, Бразилии, Египте, Финляндии, Индонезии.

Последний вертолет Ми-1 был официально снят с эксплуатации в нашей стране в 1983 г.

Ми-1 стал родоначальником целой династии вертолетов марки «Ми», и многие решения, реализованные при его создании, нашли воплощение в дальнейших разработках ОКБ.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх