МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ 4 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ


В 1952 г. был запущен в серийное производство в Саратове большегрузный вертолет авиаконструктора М.Л. Миля, получивший обозначение Ми-4. Первый опытный экземпляр вертолета Ми-4 поднял в небо летчик-испытатель В.В. Виницкий 3 июня 1952 г. Кроме него участие в испытаниях и доводке вертолета принимали летчики-испытатели ГА. Тиняков, Г.В. Алферов, С.Г. Бровцев, Ю.А. Гарнаев, Р.И. Капрелян и многие другие.

М и-4 в течение двух лет удерживал лидерство как самый большой вертолет мира. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет Ми-4 был удостоен диплома и Золотой медали. Он первым из отечественных вертолетов оказался победителем в международном тендере, объявленном правительством Индии, в котором участвовали наиболее крупные вертолетостроительные фирмы мира («Сикорский», «Вестленд», «Аэроспасьяль»).

С 1953 г. вертолеты Ми-4 широко применялись в народном хозяйстве и на протяжении нескольких десятилетий составляли основную отечественную винтокрылую авиацию.

Ми-4 предназначен в основном для транспортировки различных грузов как внутри фюзеляжа, так и на внешней подвеске, а также для перевозки пассажиров. Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. На Ми-4 установлен двухрядный 14-цилиндровый звездообразный двигатель АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением конструкции А.Д. Швецова мощностью 1700 л.с, приводивший во врашение четырехлопастный несущий винт диаметром 21 метр и хвостовой трехлопастный рулевой винт.

Экипаж вертолета состоял из трех человек (командир, второй пилот, бортмеханик).

Фюзеляж Ми-4 конструктивно делится на основную часть, хвостовую и концевую балки. Основная часть фюзеляжа состоит из кабины пилотов, отсека топливного бака, отсека радиооборудования, грузовой (пассажирской) кабины. Эта кабина объемом 16 м3 заканчивается створками грузового люка во всю ее ширину, что позволяет загружать крупногабаритные грузы.

Для эксплуатации в зимних условиях на шасси вместо колес могуг устанавливаться лыжи. Обе кабины оборудованы системой отопления и вентиляции.

Ми-4 для Аэрофлота выпускался промышленностью в грузовом и пассажирском вариантах. Обладая высокими летными данными, оснащенные совершенным оборудованием для полетов днем и ночью, в сложных метеорологических условиях, эти вертолеты не имели в тот период себе равных.

Транспортный вариант Ми-4А благодаря грузовой кабине большой вместимости позволяет размещать самые разнообразные грузы крупных габаритов, вплоть до грузового автомобиля среднего класса (массой до 1650 кг). Грузовая кабина вертолета имеет следующие размеры: длина 4,15 м; ширина 1,78 м; высота 1,8 м. Оборудование вертолета этой модификации специальной наружной подвеской, состоя-шей из системы тросов с управляемым электрическим замком, открыло новые возможности для использования вертолета в качестве летающего крана.

Пассажирский вариант Ми-4П был создан в 1954 г. Его грузовая кабина переоборудована в комфортабельную пассажирскую кабину на 10 пассажиров. В ней можно дополнительно перевозить 200 кг груза. Впоследствии на базе Ми-4П были созданы вертолеты повышенной комфортабельности с шестиместной кабиной класса «люкс». Ми-4П стал первым вертолетом, на котором начались регулярные перевозки пассажиров. В 1960 г. эксплуатировалось около ста вертолетных линий, связывающих труднодоступные районы в Сибири, на Дальнем Востоке, в Крыму и на Кавказе. С 1961 г. в Москве стала функционировать первая вертолетная линия, связавшая основные аэродромы столицы.

Санитарный вариант Ми-4М оборудован восемью съемными носилками. В кабине есть столик и сиденье для медицинского работника, специальное медицинское оборудование. Некоторые переоборудованные машины делали возможным проведение срочных операций прямо на борту.

В 1954 г. была построена сельскохозяйственная модификация Ми-4СХ, оборудованная съемным опрыскивателем или опыливателем. Запас твердых химикатов на борту составлял 1000 кг, в баки могло заливаться до 1600 л жидких удобрений.

Была разработана модификация вертолета Ми-4 с поплавковым шасси.

Вертолет Ми-4 широко использовался при обслуживании полярных экспедиций, на строительстве линий элекг-ропередачи, на аэрогеофизических съемках, для доставки почты, на аварийно-спасательных работах.

Спасательные работы на вертолете Ми-4 впервые проведены в нашей стране в феврале 1956 г. пилотом Н.Н. Кузнецовым. В горах Кавказа после снежной бури завалило лавиной лагерь геологической экспедиции. Выполняя посадки на площадку, расположенную на высоте 1800 м, окруженную горами, заход к которой производился по ущелью на высоте 4500 м, Н.Н. Кузнецов вывез из лагеря 31 человека, в том числе 9 детей.

В августе 1960 г. в Канске Красноярского края, оказавшемся вследствие наводнения в бедственном положении, вертолеты Ми-4 произвели спасательные работы крупного масштаба. За два дня было выполнено 97 рейсов и спасено 900 человек.

В 1968 г. на вертолете Ми-4 пилоты Ю.А. Рахманов и Н.В. Теплов с исключительным мастерством в сложнейших условиях совершили шесть посадок на вершину Эльбруса, доставив на высоту 5627 м оборудование для высокогорной лаборатории.



Вертолет Ми-4 оказался эффективным средством при борьбе с пожарами. Производственное применение вертолетов Ми-4 для охраны лесов от пожаров в СССР началось в 1956 г. Вертолеты использовались как транспортное средство. Доставлялись пожарные, продовольствие, пожарный инвентарь, мотопомпы, взрывчатка.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-4

Максимальная взлетная масса, кг 7550

Масса пустого вертолета, кг 5100 Максимальная коммерческая нагрузка, кг:

- на фюзеляже 1600

- на внешней подвеске 1300 Полный запас топлива, кг:

- без дополнительного бака 715

- с дополнительным баком 915 Максимальная скорость, км/час 207 Крейсерская скорость, км/час 185 Дальность полета, км 410-660 Динамический потолок, м 5500 Статический потолок, м 2000 Диаметр несущего винта, м 21 Диаметр рулевого винта, м 3,6 Длина вертолета с врашаюшимися винтами, м 25,02 Высота вертолета на стоянке, м 4,4 Максимальная ширина фюзеляжа, м 2 Экипаж, чел. 3

По грузоподъемности, скорости и максимальной высоте Ми-4 превосходил все винтокрылые машины того времени. Его серийное производство достигло масштабов, которых не знала тогда ни одна зарубежная авиафирма.

Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953-1966 гг. на вертолетном заводе в Казани, где было построено 3155 машин. Кроме того, на авиационном заводе в Саратове в 1952- 1954 гг. было построено 152 вертолета и в 1958-1979 гг. по лицензии в КНР в Харбине было построено 545 машин.

В 1956-1966 гг. свыше 700 вертолетов Ми-4 были проданы в 34 страны мира.

К сожалению, сегодня многие уже не помнят Ми-4. Не удосужились сохранить его для потомков как музейный экспонат, не поставили в торжественной обстановке на вечную стоянку. А жаль!








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх