ТЯЖЕЛЫЙ ВЕРТОЛЕТ МИ 6 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ


В 1957 г. коллективом, которым руководил авиаконструктор М.Л. Миль, сконструирован тяжелый вертолет Ми-6. В Аэрофлоте Ми-6 эксплуатируется с 1963 г. По своим размерам, мощности двигателей, грузоподъемности и летно-техническим данным машина намного превосходила все отечественные и зарубежные вертолеты того времени.

Ми-6 предназначен для перевозки различной техники и грузов, в том числе крупногабаритных, массой до 12 тонн. Внешняя подвеска большой грузоподъемности (до 8 тонн) позволяет использовать машину в качестве летающего крана. Так, с помощью Ми-6 можно монтировать оборудование заводов, транспортировать и устанавливать буровые вышки, электромачты, проводить множество других строительных работ. Он используется также и для перевозки людей.

Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, оснащен двумя газотурбинными двигателями Д-25В мощностью по 5500 л.с. конструкции П.А. Соловьева.

Экипаж размещается в кабине, расположенной в носовой части фюзеляжа, и состоит из двух пилотов, а при необходимости - и штурмана, бортмеханика, радиста.

В центральной части фюзеляжа размещается грузовая кабина размером 12x2,65x2,5 м и объемом около 80 м\ грузовым люком размерами 2,65x2,7 м с открывающимися в сторону створками и грузовым трапом. В пассажирском варианте имеет съемные и откидные сиденья для размещения 60 человек. При использовании санитарного варианта в ней устанавливаются 41 носилки. В задней части кабины расположены створки и трапы, открывающиеся с помощью гидроцилиндров с дистанционным управлением.

Для разгрузки несущего винта на больших скоростях полета на вертолете Ми-6 установлено крыло площадью 35 м2, несущее до 25 процентов нагрузки.

Шасси вертолета - трехопорное. Стойки передней и основных опор снабжены пневномасляными амортизаторами. Передние сдвоенные колеса - самоориентирующиеся.

Двигатели и главный редуктор расположены под потолком грузовой кабины. Несущий винт вертолета состоит из втулки и пяти цельнометаллических лопастей прямоугольной формы. Конструкция лопастей - с применением клеевых соединений. Рулевой винт вертолета - реверсивный, изменяемого в полете шага. Винт состоит из втулки и четырех прикрепленных к ней с помощью горизонтальных и осевых шарниров лопастей.

Для обеспечения безопасности полета на Ми-6 установлены противообледенительные устройства (электротеплового действия) на лопастях обоих винтов, носках воздухозаборников, передних стеклах кабины пилотов и штурмана.

Управление вертолетом - двойное, в основном жесткой конструкции. Пилотажно-навигационное и радиооборудование позволяет осуществлять полеты днем и ночью, в сложных метеорологических условиях. На вертолете устаноштен автопилот, включенный в систему управления по дифференциальной схеме. Он предназначен для стабилизации полета по тангажу, крену и направлению. Кроме того, автопилот имеет каналы стабилизации заданных высот и скорости полета.

Энерговооруженность вертолета Ми-6 позволяет продолжать горизонтальный полет при отказе одного из двигателей. При выключении обоих двигателей обеспечивается надежная посадка на авторотации.

Первый полет на первом опытном вертолете Ми-6 совершил летчик-испытатель Р.И. Капрелян 5 июня 1957 г. А 30 октября 1957 г. на опытном вертолете Ми-6 был установлен международный рекорд подъема максимального груза 12 004 кг на высоту 2432 м (летчики-испытатели Р.И. Капрелян и Г.В. Алферов). В 1961 г. летчиком-испытателем И.В. Лешиным на вертолете Ми-6 установлен абсолютный рекорд скорости 320 км/час. Ми-6 стал первым вертолетом в мире, перешагнувшим рубеж скорости вертолетов - 300 км/час, который, как считалось одно время, никогда не будет перейден. В связи с этим КБ М.Л. Миля был присужден международный Приз имени И.И. Сикорского.

В конце 1959 г. началось серийное производство вертолетов Ми-6 на Ростовском вертолетном заводе, продолжавшееся до 1980 г., а также на заводе им. М.В. Хруничевав Москве. В Москве Ми-6 строились недолго (1960-1962). Всего Ростовский вертолетный завод построил 874 вертолета Ми-6, а в Москве - 50.

Всего произведено 924 вертолета различных модификаций, из которых 60 было продано за рубеж. В 1980 г. был снят с производства.

Местом первого применения вертолета Ми-6 в Аэрофлоте стали жаркие пески Каракумов. Расположенные в труднодоступных уголках Туркмении, газовые месторождения могли быть покорены только с помощью авиации.

Использование вертолетов Ми-6 в подразделениях Аэрофлота решающим образом способствовало освоению удаленных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Освоение нефтяных районов вообще стало возможным только благодаря этим воздушным богатырям. Ми-6 отлично зарекомендовал себя на вахтовых перевозках, доставляя в недоступные для наземного транспорта места поисковые группы, рабочие бригады нефтяников, газовиков, строителей. На вертолетах Ми-6 перевозятся буровые установки, строительные и горюче-смазочные материалы. Применение Ми-6 в качестве летающих кранов позволило резко сократить сроки монтажно-строительных работ и дало значительный экономический эффект.

Ми-6 хорошо зарекомендовал себя также на работах за рубежом, в частности в ГДР, Чехословакии, Болгарии, во Франции.

В 1964 г. началась продажа Ми-6 за рубеж. Всего было поставлено 60 машин. Вертолет Ми-6 поставлялся в Индию, Индонезию, Польшу и Вьетнам. После создания вертолета Ми-6 Россия прочно удерживает лидерство в области тяжелого вертолетостроения.

Катастрофа на Таймыре в конце 2002 г. перечеркнула судьбу вертолета Ми-6. Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) запретила его эксплуатацию.

Вертолет Ми-6 имел ряд модификаций и вариантов:

- Ми-бТП - транспортно-пассажирский с откидными сиденьями на 65 человек;

- Ми-бП - пассажирский с комфортабельным салоном на 80 человек;

- Ми-бС - санитарный для перевозки 41 больного на носилках в сопровождении двух медработников;

- Ми-бПП - противопожарный для борьбы с лесными пожарами.



Многочисленные доработки, проведенные за первые десять лет эксплуатации Ми-6, послужили основой для создания в 1971 г. модернизированного, выпускавшегося главным образом увеличенным ресурсом основных частей и новым приборным оборудованием. Серийный Ми-6 послужил базой для последующих модификаций.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-6А

Максимальная взлетная масса, кг 44 000

Масса пустого вертолета, кг 27 240 Максимальная коммерческая загрузка, кг:

- на фюзеляже 12 000

- на внешней подвеске 9000 Число пассажиров, чел. 65 Максимальная скорость, км/час 300 Крейсерская скорость, км/час 250 Скороподъемность, м/сек 6,5 Дальность полета, км 620-970 Максимальная продолжительность полета, час 3 Динамический потолок, м 4500 Статический потолок, м 2250 Диаметр несущего винта, м 35 Диаметр рулевого винта, м 6,3 Общая длина вертолета, м 41,74 Длина фюзеляжа, м 33,7 Высота вертолета, м 9,15 Размах крыла, м 15,3 Экипаж, чел. 5








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх