САМОЛЕТ ДЛЯ РАБОТЫ НА СЕВЕРЕ


Конструкторы в 30-х годах не раз проектировали самолеты, специально приспособленные для работы на Севере. Одним из таких самолетов был АСК (амфибия северного края). Его конструировали инженеры ГВФ В.Я. Крылов, И.М. Жарныльский, Г.И. Бакшаев и Л.С. Вильдгрубе.

Он представлял собой двухлодочный, двухбалочный гидросамолет-амфибию с двигателем М-22 в 480 л. с. и тянущим винтом.


По схеме АСК - свободнонесущий моноплан с площадью крыла 66,4 м2. Конструкция деревянная. Лодки двухре-данные, переходящие в хвостовые балки. В каждой лодке была оборудована трехместная пассажирская кабина. Крыло двухлонжеронное, обшивка центроплана - фанерная, консолей и оперения - полотно. Кабина пилота - в центроплане. Вертикальное оперение - трехкилевое. Вес пустого самолета - 2450 кг, взлетный вес - 3450 кг.

Весной 1935 года летчики Б.В. Глаголев и П.П. Скаран-даев начали испытания АСК. Взлет и посадка производились с воды, с суши и со льда (на лыжах). Максимальная скорость АСК - 215 км/час, посадочная - 95 км/час, потолок - 4100 м, продолжительность полета - 4 часа, дальность - 700 км. Разбег на воде и суше почти одинаков - 300 м, пробег - 170 м. Длина самолета -13м, размах крыла - 20,8 м. Запас топлива - 400 кг.

Успешная индустриализация страны позволила Аэрофлоту, начиная с 1935 года, полностью перейти на эксплуатацию самолетов отечественного производства, которые по летным и техническим данным не уступали самолетам иностранных фирм.

Эго видно из нижепредставленной динамики изменения отношения количества советских и иностранных самолетов, находившихся в эксплуатации в 1929-1935 годах, в процентах:


Созданная на Харьковском авиазаводе пассажирская машина К-5 составила ядро советской гражданской авиации предвоенного периода и вытеснила на авиалиниях Аэрофлота самолеты немецкой фирмы «Дорнье». Самолеты АНТ-9, «Сталь-2», «Сталь-3» заменили другие иностранные самолеты. В 1935 г. иностранные самолеты были вытеснены полностью из Аэрофлота.

В 1935 г. самолетами Аэрофлота было перевезено 120 тыс. пассажиров, 6 тыс. тонн почты и 10,5 тыс. тонн различных грузов.

В середине 30-х годов в Аэрофлоте трудилось немало опытных и высококвалифицированных пилотов и штурманов, уверенно выполнявших самые сложные задания. Однако перед всем летным составом гражданской авиации была поставлена задача в совершенстве овладеть новой авиационной техникой и полетами в сложных метеорологических условиях, летать круглый год, в любое время суток без летных происшествий.

Пилот Н.П. Шебанов один из первых в Аэрофлоте освоил полеты по приборам в сложных метеоусловиях. К февралю 1936 года он первый в Стране Советов налетал безаварийно один миллион километров. Трудовой подвиг авиатора был отмечен высшей правительственной наградой - орденом Ленина. На Н.П. Шебановаи его последователей - пилотов-«мил-лионеров» Н.И. Новикова, Н.Г. Комарова, А.В. Матвеева, А.И. Панфилова - равнялся весь летный состав Аэрофлота.

Лозунг - летать выше всех, дальше всех, быстрее всех - стал программой действия советских летчиков.

13 февраля 1934 г. затонул раздавленный льдами в Чукотском море, в 80 км ог Берингова пролива, пароход «Челюскин».

Посланные для спасения челюскинцев авиаторы продемонстрировали замечательное летное мастерство, высокие моральные качества и подлинный героизм. Первым произвел посадку в организованном ледовом лагере пилот А.В. Ляпидевский. Он на самолете Г-1 вывез на материк детей и женщин. За ним прилетели и другие пилоты на самолетах П-5 и Р-5 и эвакуировали из ледового лагеря всех остальных челюскинцев. Спасательные полеты производились в исключительно сложных условиях.

20 апреля 1934 г. за этот героический подвиг первыми высокого звания Героя Советского Союза удостоились семь пилотов - участников спасательной экспедиции: А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, B.C. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т Слепнев, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин. Все они, кроме военного летчика Н.П. Каманина, были пилотами гражданской авиации.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх