САМОЛЕТЫ ОКБ O.K. АНТОНОВА


В 1947 г. появился самолет Ан-2 конструкции O.K. Антонова, предназначенный для местных воздушных линий. А первые наброски и расчеты по самолету Ан-2 (СХА-1) были сделаны O.K. Антоновым еще в августе 1944 г., когда бы работал зам. главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева. Опытный образец самолета Ан-2 был построен на авиационном заводе г. Новосибирска. Впервые его поднял в небо 31 августа 1947 г. летчик-испытатель НИИ ГВФ П.Н. Володин. Самолет испытывался в сельскохозяйственном варианте с двумя сменными винтомоторными группами: 720 и 1000 л.с.

В 1948 г. государственные и эксплуатационные испытания самолета были завершены, и Ан-2 начал трудиться в подразделениях Аэрофлота. Испытания проводили ведущие летчики С.Д. Спиваковский и Г.И. Лысенко, бортмеханик Ильин, ведущие инженеры Н.М. Зазимко и М.В. Липатов. Особую роль в судьбе Ан-2 сыграл летчик-испытатель Г.И. Лысенко. Он с первого же знакомства поверил в него и сделал все, чтобы Ан-2 пошел в серию.

Исход дела решила и краткая резолюция Генерального конструктора А.С. Яковлева, руководившего тогда строительством опытных самолетов: «Это интересный самолет, его надо построить». Эти шесть слов решили дело.

Серийный выпуск Ан-2 поручили Киевскому авиационному заводу.

Самолет Ан-2 - цельнометаллический биплан, имеет поршневой двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР мощностью 1000 л.с.

Это единственный в мире биплан, у которого на верхнем крыле есть автоматические предкрылки, щелевые элероны и закрылки, на нижнем - щелевые закрылки. Причем левый элерон, левый руль высоты и руль направления снабжены еще и триммерами. Такая мощная оснащенность крыльев обеспечивает Ан-2 прекрасные взлетно-посадочные характеристики: скорость отрыва от земли - 70 км/час, набора высоты - 140, посадочная - 70-60 км/час. Для взлета ему достаточно пробежать по земле 180-200 метров, при посадке длина пробега и того меньше - 100-170 метров (в зависимости от того, есть груз или самолет пустой). Эти характеристики сочетаются с высокой проходимостью по грунту и снегу.

Остекление кабины пилотов для лучшего обзора назад и вниз сделано выпуклым с боков, снабжено противообледе-нительной системой. Ан-2 безопасен в полете, прост в эксплуатации. Управление самолетом - двойное, смешанное, тросами и тягами.

Шасси - пирамидальной схемы, колеса - полубаллонные. Лыжи специальные, дуралюминовые, прямоугольные в плане. Площадь главных лыж - 2,18м2, хвостовой - 0,6 м2.



Ан-2 ежегодно перевозил миллионы пассажиров, обрабатывал посевы химикатами, вносил удобрения на десятках миллионов гектаров полей. Неприхотливый, многоцелевой крылатый труженик помогал геологоразведке, метеорологическим службам, вел разведку льдов, рыбы, морского зверя, а также работал в Арктике и Антарктиде по обслуживанию полярников. Словом, не было другого самолета, который бы столь многогранно и эффективно выполнял задания десятков отраслей народного хозяйства.

На самолете Ан-2 приобретало опыт, совершенствовало свое профессиональное мастерство не одно поколение пилотов Аэрофлота. На Ан-2 проходят летное обучение курсанты Бугурусланского, Краснокутского, Сасовского летных училищ гражданской авиации. Недаром этот самолет стал самым распространенным в гражданской авиации, повсюду его любовно называли тружеником неба.

Ан-2 оказался одним из самых долгоживущих типов самолетов в мире. Ведь достойной, равноценной замены Ан-2 пока нет. Хотя авиационный рынок и обозначил ему сразу нескольких конкурентов. Дело пришло к тому, что первенец ОКБ O.K. Антонова, скромный двукрылый Ан-2 смело влетел в XXI век, перекрыв тем самым все рекорды небесного до л гожите л ьства.

За первые два десятилетия эксплуатации был внесен ряд улучшений в конструкцию самолета Ан-2. Всего было создано и разработано более десяти модификаций Ан-2:

Ан-2Т - транспортный;

Ан-2ТП - транспортный и пассажирский на 12 человек;

Ан-2П - пассажирский на 12-14 человек;

Ан-2С - санитарный на шесть лежачих больных с двумя

сопровождающими медработниками;

Ан-2СХ - сельскохозяйственный, с устройствами для

опыления и опрыскивания;

Ан-2М - выпушенный через много лет специализированный

сельскохозяйственный самолет, самый высокопроизводительный в сельскохозяйственной авиации мира;

Ан-4(Ан-2В) - поплавковый вариант Ан-2Т;

Ан-2Ф - самолет для аэрофотосъемки (серийно не строился);

Ан-6 «Метео» - самолет для зондирования атмосферы; Ан-2ПП - пожарный самолет.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АН-2

Максимальная взлетная масса, кг 5500

Масса пустого самолета, кг 3580

Максимальная масса коммерческой нагрузки, кг 1500

Крейсерская скорость, км/час 180-210

Посадочная скорость, км/час 68- 110

Практический потолок, км 4500

Дальностыюлета, км 600-1550

Пассажировместимость, чел. 12

Экипаж, чел. 2

Запас топлива, кг 900

Длина самолета, м 12,73

Площадь крыла, м2 7! ,52

Размах крыла (верхнего), м 18,18

Размах крыла (нижнего), м 14,24

Высота самолета, м 4,13 Размер грузовой кабины, м:

длина 4,1

ширина 1,6

высота 1,8

Общий объем, м3 12

Поршневой двигатель АШ-62ИР

Взлетная мощность, л.с. 1000

Длина пробега, м 170

Длина разбега, м 180



Самолет Ан-2 выпускался серийно более сорока лет. В СССР, например, Киевский авиационный завод построил с 1950 по 1962 г. 3167 Ан-2 всех модификаций. Из них 879 - Ан-2СХ. Ан-2М построено в незначительных количествах.

Долгое время основным производителем Ан-2 был польский завод в Мелеце. В 1960-1992 гг. в Польше построено около 12 000 самолетов Ан-2, из которых 10 440 передано в СССР/СНГ. Продолжалась постройка по лицензии самолетов Ан-2 под обозначением Y-5 в Китае. Всего же заводские цеха трех стран (СССР, Польша, Китай) покинуло свыше 15 500 различных модификаций самолетов АН-2. Самолет эксплуатировался в 28 странах мира.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх