БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ТУ-334 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ


В ОКБ им. А.Н. Туполева под руководством главного конструктора И.С. Калыгина создан максимально унифицированный с Ту-204 ближнемагистральный самолет Ту-334 для воздушных трасс протяженностью до 2380 км. Базовая компоновка пассажирского салона туристического класса рассчитана на 102 пассажира с шагом кресел 810 мм.

Самолет Ту-334 предназначен для замены известного ближнемагистрального самолета Ту-134.

В самолете Ту-334 установлены в хвосте на пилонах два турбовентиляторных двигателя Д-436Т1, разработанных Запорожским моторостроительным конструкторским бюро под руководством Генерального конструктора Ф.М. Мурав-ченко, с тягой по 7500 кг каждый.

В целях наискорейшего освоения производства в конструкции Ту-334 предусмотрена максимальная преемственность решений, принятых на Ту-204. Действительно, первое бросающееся в глаза сходство: вся передняя часть фюзеляжа до крыла, включая кабину, - точная копия Ту-204.

Фюзеляж Ту-334 состоит из носовой, средней и хвостовой частей. Носовая часть, в которой размещаются кабина экипажа и носовая опора, по своим обводам аналогична носовой части самолета Ту-204. Средняя часть, где расположены передний отсек оборудования, центроплан, основные опоры и передний грузовой отсек, имеет постоянное сечение. На задней части фюзеляжа размещены вспомогательная установка, задний отсек оборудования, задний грузовой отсек и находятся задние двери, устанавливаются пилоны мотогондол и Т-образное хвостовое оперение.

Крыло самолета Ту-334 состоит из центроплана и двух консолей, образованных сверхкритическими профилями и снабженных концевыми поверхностями.

Кабина экипажа рассчитана на размещение двух пилотов и бортинженера. Однако более тщательная проработка размещения органов управления системами обеспечивает возможность выполнения полета только двумя пилотами, что представляется весьма важным для зарубежных компаний, которые проявляют большой интерес к самолету. Все системы самолета Ту-334 построены на базе современной компьютерной техники.

Отечественный «стоместник» Ту-334 был подготовлен к летным испытаниям, и 8 февраля 1999 года он впервые поднялся в небо с аэродрома подмосковного города Жуковский. В состав экипажа входили летчики-испытатели А.Н. Солдатенков и С.Г. Борисов, штурман Е.А. Кудрявцев, бортинженер Е.А. Кузьмин, оператор бортовой контрольно-измерительной аппаратуры A.M. Филиппский.

Предусматривается развитие Ту-334 в сторону увеличения не только пассажировместимости, но и дальности полета, т.е. преобразование его в среднемагистральный лайнер, способный заменить Ту-154 на рейсах, где потребна не столь большая пассажировместимость. Предусмотрены и грузовые модификации и варианты машины с двигателями зарубежных фирм, частично с западным оборудованием.

В ОКБ им. А.Н. Туполева на протяжении 90-х годов прорабатывались следующие основные варианты самолета Ту-334:

Ту-334-100 - основной вариант с двигателями Д-436Т1, с пассажировместимостью 102 человека, дальностью полета 3150 км, с крылом площадью 83,23 м2.

Ту-334-120 - модификация Ту-334-100 под двигатели фирмы «Роллс-Ройс» (Англия).

Ту-334-100Д - вариант с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2, увеличенной дальностью полета, превышающей 4000 км.

Ту-334-120Д - вариант Ту-334-100Д с двигателями фирмы «Роллс-Ройс» (Англия).

Ту-334-200 - вариант с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенной площади, с двигателями Д-436Т2, пассажировместимостью, увеличенной до 126 человек, с дальностью полета, превышающей 4000 км.

Ту-334-220 - вариант Ту-334-200 с двигателями фирмы «Роллс-Ройс».

Ту-334- 100С, Ту-334-220С - грузовые варианты соответствующих пассажирских модификаций.

Ту-334К - вариант самолета с двигателем, работающим на сжиженном природном газе. Он сможет перевозить 102 пассажира на расстояние до 2000 км.

Кроме указанных вариантов, в перспективе возможно создание на базе Ту-334 учебно-тренировочных самолетов для учебных подразделений.

Самолет прошел все виды испытаний и получил соответствующий сертификат. Он «проходит» по всем международным стандартам, в том числе по экологическим и шумовым характеристикам. По словам разработчиков, сегодня это наиболее технически «продвинутая» машина и к тому же весьма экономичная. Этот самолет могут принимать пракгически все аэропорты нашей страны.

Предлагался вариант Ту-334 с турбовинтовентиляторны-ми двигателями (ТВВД) с четырьмя возможными компоновками пассажирского салона: в туристском варианте на 126 мест (шаг кресел 810 мм), в экономическом варианте - на 137 мест (шаг кресел 750 мм), смешанном - на 116 (1-й класс - шаг кресел 1020 мм - 8 мест, туристский - 108 мест) и в смешанном варианте на 104 мест (1-й класс - 8 мест, с шагом кресел 960 мм - 12 мест и туристский - 84 места).

Проблемы, связанные с использованием ТВВД на самолете подобного класса, заставили АНТК сосредоточиться на проекте Ту-334 с двигателями Д-436Т.

Самолет Ту-334 с двумя двигателями ТВВД с тягой по 8000-9000 кг - перспективная разработка второго этапа.

Самолет Ту-334 ранее предполагалось запустить в производство на 4 заводах - «Авиант» (Киев), РСК «МиГ» (Москва), «Авиастар» (Ульяновск) и в Таганроге.

Но подписано постановление Правительства РФ на перевод серии самолета Ту-334 с РСК «МиГ» (Москва) на КАПО им. СП. Горбунова (Казанское авиационное производственное объединение). Планируется выпуск 25-30 самолетов в год.

В приобретении Ту-334 заинтересован ряд отечественных авиакомпаний. Авиакомпания «КавминводыАвиа», скорее всего, станет первым покупателем самолета Ту-334.

Некоторые чиновники, осуществляющие руководство отраслью, опасаются, что более дешевый и оптимизированный на 100 пассажиров самолет Ту-334 составит серьезную конкуренцию региональному самолету «Сухой-100 Супержет», создаваемому ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».



Правительство РФ опасается финансировать подготовку серийного производства Ту-334 на КАПО им. СП. Горбунова. Как известно, проект строительства ближнемагистраль-ного самолета Ту-334 не вошел в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы».

К лайнеру Ту-334 привлечено значительное внимание в Китае и Иране. Тегеран даже рассматривает возможность создания на одном из своих авиаремонтных заводов сборочной линии для серийного выпуска Ту-334 с привлечением российских и украинских специалистов.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ТУ-334-100

Максимальная взлетная масса, кг 46 100

Масса пустого снаряженного самолета, кг 30 050

Максимальная коммерческая нагрузка, кг 11 000

Полный запас топлива, кг 9540

Дальность полета, км 2100-3200 Высота полета, м 10 600- 11 100

Крейсерская скорость, км/час 800-820

Пассажировместимость, чел. 102

Длина самолета, м 31,26

Высота самолета на стоянке, м 8,90

Размах крыла, м 29,10

Площадь крыла, м2 83,23

Максимальная ширина фюзеляжа, м 3,8 Размеры пассажирской кабины, м:

- длина 17,84

- максимальная ширина 3,57

- максимальная высота 2,1 Объем пассажирской кабины, м3 118 Длина разбега, м 1820 Длина пробега, м 1840 Потребная длина ВПП, м 2200








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх