ЧЕШСКИЙ ИМПОРТ НА СЛУЖБЕ ВЕРМАХТА

Олег Скворцов

Фото из архива автора


Минимальное возвышение ствола 240-мм пушки M.16(t) при стрельбе составляло 10°. Заряжание происходило при возвышении 6°.


После подписания Мюнхенского соглашения, 1 октября 1938 г. германские войска заняли Судетскую область, а Польша на следующий день оккупировала Тешинс-кий район. Потеряв почти все пограничные укрепления, руководство Чехословакии решило не оказывать вооруженного сопротивления Германии. Армия сокращалась, заказы на новое вооружение отменили. 18 ноября 1938 г. было принято решение о продаже ставшего бесполезным тяжелого вооружения за границу. Германия опередила других возможных покупателей, и 11 февраля 1939 г. в Берлине был подписан контракт на поставку 122 8-ст полевых пушек, 110 15-ст гаубиц, 18 21-cm мортир, шести 24-ст пушек, 17 30.5-ст мортир и 358985 выстрелов ко всем этим системам, 149 артиллерийских тягачей и 32 артиллерийских автопоездов с электрической трансмиссией на общую сумму 648 млн. чешских крон или примерно 55,7 млн. рейхсмарок (RM). Для сравнения: германский «план А» предусматривал с 1 апреля 1933 г. по 31 марта 1938 г. расходы на оружие и боеприпасы для сухопутных сил в размере 314 млн. RM .

Готовясь к оккупации Чехии и опасаясь актов саботажа в этот момент, германская сторона настояла на включении в контракт условия поставки всего вооружения до 1 марта, а боеприпасов – до 14 марта 1939 г. После завершения сделки у армии Чехословакии из тяжелой артиллерии осталось только одиннадцать устаревших 15-ст пушек vz. 15/16, не заинтересовавших немцев.

Из закупленной партии вооружения наиболее дорогостоящим приобретением стали шесть 24-ст пушек vz.16, каждая из которых (вместе с пятью предназначенными для ее перевозки автопоездами с электрической трансмиссией) стоила 602000 RM. Кроме того, для них приобрели 863 выстрела – по цене 1290 RM за выстрел (самой чешской армии выстрел обходился в 769 RM), один резервный ствол – за 215000 RM и два запасных автопоезда – каждый за 19000 RM. Суммарный фактический настрел семи стволов до продажи составлял не менее 115 выстрелов при назначенном ресурсе ствола 1000 выстрелов.

Пушка была создана фирмой Skoda Werke, Pilsen в 1916 г. для австро-венгерской армии путем наложения ствола калибром 240 мм на слегка измененный лафет 38-ст гаубицы М. 16. При перевозке она разбиралась на четыре части – ствол, лафет, левую и правую части основания. Основание было взято от гаубицы М.16 без изменений. Вес ствола с затвором составлял 20,3 т, лафета с люлькой – 15,4 т, левой части основания – 21,2 т, правой части – 22,2 т. Для установки пушки на боевой позиции вырывался котлован длиной 6,8 м, шириной 5,5 м и глубиной 1,4 м, в который опускалось собранное основание. На поворотной части основания монтировался лафет, затем устанавливался ствол. При нулевом возвышении расстояние от оси ствола до земли составляло только 1,85 м.

Для армии Чехословакии Skoda Werke отремонтировала две пушки, доставшиеся от бывшей австро-венгерской армии, и изготовила четыре новых, а также резервный ствол. Кстати, Эмиль Шкода после Первой мировой войны покинул компанию, и 25 сентября 1919 г. главным акционером стала французская компания Schneider. Именно в этот период, в 1923 г., появилась знаменитая эмблема в виде крылатой стрелы в круге. В конце 1938 – начале 1939 гг. французы продали все акции чешским инвесторам. 1 сентября 1939 г. Skoda Werke вошла в состав концерна Reichswerke Hermann Goring.

По заказу уже германской армии завод в г. Пльзень (Pilsen) произвел еще один запасной ствол, 3300 снарядов для выстрелов образца 1935 г. (vz.35 или М.35) и 6900 снарядов для разработанных в соответствии с немецкими требованиями выстрелов образца 1940 г. (М.40). Оба снаряда весили 198 кг, вес ВВ составлял 24,663 кг (М.35) или 23,371 кг (М.40) note 2. Начальная скорость снарядов при использовании большого заряда достигала 800 м/с. При этом максимальная дальность стрельбы равнялась 29600 м (М.35) и 29875 м (М.40).

Для транспортировки разобранной 24-ст пушки (как и 38-ст гаубицы М.16) задей-ствовались четыре автопоезда с элетричес-кой трансмиссией. В чехословацкой армии для каждой пушки предназначался также автопоезд с бортовой повозкой для транспортировки снарядов и зарядов. В армии Германии он не использовался.


Максимальное возвышение ствола длиной 40 калибров при стрельбе составляло 41,5°.


Автомобиль-электрогенератор с повозкой. Электрический генератор установлен перед бензиновым двигателем между передними колесами.


Автопоезд со стволом.


Каждый из автопоездов состоял из автомобиля-электрогенератора и четырехосной повозки. Автомобиль-электрогенератор не тянул повозку, а только снабжал ее электричеством и сжатым воздухом для работы пневматических тормозов. Установленный на автомобиле бензиновый двигатель мощностью 155 л.с. приводил в действие электрический генератор, который питал 10 электродвигателей (два на задней оси автомобиля и два на каждой оси повозки). В результате автопоезд имел 10 ведущих колес из 12.

Как известно, чем больше у автопоезда ведущих колес, тем более крутые подъемы он может преодолевать. Но создание надежной механической трансмиссии для привода колес длинного прицепа в начале XX века представляло достаточно сложную задачу. 17 декабря 1908 г. офицерами австро-венгерской армии полковником von Pragenau и ротмистром Rechl была предложена идея использования электрической трансмиссии для автопоезда большой грузоподъемности, способного преодолевать крутые подъемы. Заказ на постройку получила австрийская фирма Ostereichischer Daimler Motoren A.G. (ODM), техническим директором которой был Фердинанд Порше. Первый автопоезд, созданный под руководством Порше, состоял из двухосного автомобиля-электрогенератора с десятью одноосными прицепами общей грузоподъемностью 15 т. В июле 1914 г. Skoda Werke довела свою долю в акционерном капитале ODM до контрольного пакета, и эта фирма стала разрабатывать автопоезда с электрической трансмиссией для транспортировки ее тяжелых орудий.

Другой особенностью данного автопоезда было наличие двойных колес: внутренних, предназначенных для движения по рельсам стандартной железной дороги, и наружных, автомобильных. Автопоезд имел возможность передвигаться по железной дороге как своим ходом, так и в составе железнодорожного поезда (в этом случае автомобиль-электрогенератор перевозился на платформе).

Вес автомобиля-электрогенератора составлял 8124 кг, загруженных повозок: ствола – 37,1 т, лафета – 29,9 т, левой части основания – 35,7 т, правой части основания – 36,7 т.

В армии Германии пушка получила обозначение «Schwere 24 cm Kanone M.16(t)». 20 апреля 1940 г. в г. Цайц (Zeitz) был создан H./AR 84 (второй дивизион 84-го артиллерийского полка) в составе трех двухору-дийных батарей, на вооружение которого поступили все М. 16(t). Ранее созданный I./AR 84 имел на вооружениии немецкие 24-ст пушки К.З.

II./AR 84 участвовал в наступлении во Франции, дойдя до г. Epinac les Mines. Затем дивизион занял позицию на берегу Ла-Манша в районе мыса Gris Nez, с которой он 22 августа 1940 г. впервые обстрелял английские корабли. В марте 1941 г. II./AR 84 был переброшен в Восточную Пруссию и подчинен 16-й армии группы армий «Север». 22 июня 1941 г. он открыл огонь с позиции, выдвинутой к границе напротив литовского городка Virbalis (Вержболбво, Wirballen). 5 июля II./AR 84 начал марш в район Плюс-сы. W. Fleischer note 3 утверждал, что I./AR 84 и II./AR 84 никогда не сражались вместе, но в приказе командира 4-й танковой группы №17 от 23 июля 1941 г. говорится о передаче в ее подчинение артиллерийской группировки в составе I./AR 84 (24 cm Кап. К 3), H./AR 84 (24 cm Кап. t), Art.Abt. 768 (21 cm Кап.) (768-го артдивизиона), Art.Abt. 680 (15 cm Кап.) (680-го артдивизиона), объединенных под управлением Art.Rgt.Stb. z.b.V. 802 (802-го артиллерийского полкового штаба специального назначения) .

После боев под Лугой II./AR 84 в середине сентября 1941 г. занял позицию на побережье Балтики напротив Кронштадта, затем переместился восточнее Петродворца, в район юго-западнее пересечения Санкт-Петербургского и Ропшинского шоссе, где оставался до 1944 г.

С середины октября 1941 г. заряды для М. 16(t) стали нагревать до температуры 55°С, что позволило увеличить максимальную дальность стрельбы до 31600 м note 5. Однако это вызвало преждевременный износ стволов, и пушки отправили в заводской ремонт.

В начале января 1942 г. на Skoda поступили пушки №5 и №6. После замены внутренних труб стволов 18 июля 1943 г. эти пушки были отгружены из г. Пльзень. Их получила 4-я батарея II./AR 84. Во время отступления в январе 1944 г. батарея потеряла большую половину матчасти. 23 февраля 1944 г. на Skoda поступили ее остатки – ствол №6, лафет №5, правая половина основания №6 и три автопоезда. Части пушек №5 и №6 так и остались на заводе и были отправлены в металлолом в 1947 г.

Остальные четыре пушки поступили на завод для ремонта 26-29 мая 1942 г. 18 сентября 1944 г. на Западный фронт отправили пушки №1 и №2 с восемью автопоездами. 11 января 1945 г. были отгружены пушки №3 и №4 без автопоездов для 5-й батареи II./AR 84. Дивизион входил в 18-ю армию и находился в Курляндском котле. 9 мая 1945 г. две оставшиеся исправные пушки были взорваны ар-тиллерийстами II./AR 84.

Остается добавить, что из 11063 выстрелов для Schwere 24 cm Kanone M.16(t), приобретенных для германской армии, до 1 января 1945 г. было расстреляно 3907 выстрелов: 566 – до 1 июля 1940 г., 548 – до 1 декабря 1940 г., 936 – в 1941 г., 470 – в 1942 г., 1047 – в 1943 г., 340 – в 1944 г. Расход за 1945 г. неизвестен, но II./AR 84 на март 1945 г. еще имел 5244 выстрелов.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх